Анатолий Леонидович Дуров - дворянин по происхождению родился (26 ноября) 8 декабря 1864 года в Москве в семье полицейского пристава Тверской части. Мать умерла, когда мальчику исполнилось 5 лет: отец запил и вскоре умер. Анатолия и его брата Владимира принял на воспитание их крёстный отец, богатый московский адвокат Николай Захарович Захаров, который определил мальчиков на обучение в Первый Московский кадетский корпус. Род Дуровых упоминается с XVI века, Владимиру и его брату Анатолию было кем гордиться: чего стоила одна их прабабушка, кавалер-девица Надежда Дурова. В кадетском корпусе он обучался вместе с А.Куприным, с которым поддерживал затем дружеские отношения долгие годы. Но уже через два года 12-летнего Анатолия выгнали и крёстный отец поспешил отдать мальчишек в частный пансион. Он хотел быть клоуном, стоял на голове, ходил на руках, приносил на уроки лягушек и мышей и тяги к учению не проявлял, учеба братьев не интересовала, еще в детстве они увлеклись цирком – оба сбежали из дома в город Тверь в бродячий цирк Ринальдо.
Владимир тоже любил цирк, и всё свободное время братья проводили в сарае, тайно тренируясь под руководством гимнаста из балагана. Желание ребят стать циркачами понимания у опекуна Николая Захарова не находило. Когда Анатолию исполнилось 16 лет, он попросил крёстного отпустить его в цирк, но получил отказ. Анатолий мечтал быть клоуном и с интересом изучал науку акробатики, Владимира же привлекали животные. В этом балагане братья прошли хорошую, хотя и трудную школу актерства его учителем стал балаганщик Отто Клейс. Первый цирковой опыт он получил как уличный зазывала. Жизнь цирковых никогда сахарной не была... Постепенно они осваивали цирковые профессии – работали как акробаты, эквилибристы и жонглёры. И в 1880 году Анатолий окончательно ушёл из дома и поступил в балаган Вайнштока. Дуров хотел стать клоуном, но не простым шутом и паяцем, который мог бы насмешить, а остряком и заводилой, который смог бы вложить в свою шутку смысл. Первый опыт был довольно печальным, и за свое остроумие в сторону хозяина балагана он расплатился звонкой пощечиной. Гордый юноша покинул балаган, а его обидчик не раз пожалел, что так жестоко наказал любимца публики. На арене с 1880 года как канатоходец и акробат на трапеции, впоследствии – всемирно известный клоун. Анатолий Леонидович Дуров - основатель цирковой династии Дуровых, был одним из самых популярных и высокооплачиваемых цирковых артистов в России.
Многие называют именно Анатолия Дурова родоначальником политической сатиры. Он часто выступал с животными, которые были его партнерами в постановке басен, сценок и даже целых пьес. При этом дрессировкой он фактически не занимался. Например, он выпускал на манеж гуся и говорил, обращаясь к публике: «Вот посмотрите, какие у нас важные чиновники». Он рисковал шутить и про царя. Например, одной из таких особо опасных шуток было предложение Дурова к публике - попытаться разломить пополам серебряный рубль с отчеканенным портретом царя за приз в сотню рублей в случае успеха. Разумеется, находились желающие, которые безуспешно пытались выиграть приз, и тогда бесстрашный клоун говорил им: «Брось, перестань ломать дурака!» При этом Дуров никогда не повторялся и совершенствовал свой юмор, касаясь самых злободневных тем.
Лучшие цирки приглашали его на гастроли. Но мировая известность пришла к Дурову в 1890 году, когда он выступил с гастролями в Австрии, Германии, Испании, Франции и Италии. Анатолий был не только красив, изящен и обаятелен. Он превосходно читал монологи и был дерзок. В Австро-Венгрии ему аплодировал император, в Париже в его честь отчеканили памятный жетон, а во «Всеобщей энциклопедии циркового искусства» Дюссельдорфа Анатолий Леонидович Дуров стал единственным русским артистом, которому посвящена отдельная статья. Он безбоязненно критиковал власть имущих, весело выступал против взяточничества и бюрократизма, за это однажды он был заключен в тюрьму Берлина и освобожден после внесения за него выкупа друзьями.
Он первый из клоунов решил выступить без грима, в богатом костюме. Дуров впервые стал выступать под своим именем, а не псевдонимом. И впервые имя клоуна стали указывать на афише. Он безбоязненно критиковал чиновников, полицейских и прочих власть имущих, весело выступал против взяточничества и бюрократизма, за что не раз подвергался репрессиям со стороны полиции и высылался из ряда городов без права въезда в них. Постановлением харьковского губернатора о запрещении жительства Дурова в Харькове, его пытались не пустить в город. Люди пересказывали друг другу «экспромты» этого знаменитого клоуна. Дрессированные поросята, ученая лошадь, собаки, куры, гуси, индейки помогали ему и в его любимых политических сатирах. Например, когда губернатор Хвостов разрешил выступление Дурова при условии не касаться в своих остротах хвостов, традиционным номером стали поросята с хвостами, подвязанными алыми ленточками и запечатанными сургучом. Когда публика интересовалась, что значат эти «украшения», Дуров смиренно отвечал: «губернатор про хвост запретил говорить».
А в 1900 году в цирке Петра Сичкарева прошли гастроли основателя самой знаменитой русской цирковой династии - Анатолия Дурова. Его называли «королем шутов», и он не возражал – главное, что не «шут королей». Такой визит артиста цирка был знаковым событием для города Омска. Главной фишкой Анатолия Дурова была его дрессированная собачка и попугай, который умел петь цыганские песни. Омичей радовали номерами с угадываниями, силачами и даже собаками, которые катались на свиньях. В театре-цирке купца Сичкарева не хватало мест. Жители Омска ходили по несколько раз на одни и те же выступления. Родители жаловались, что из-за того, что выступления проходят вечером, нельзя на них попасть детям, которые мечтают увидеть животных. Знаменитое представление Дурова "Взрыв крепости", для Омска актуальная тема. Если верить цирковой афише, это была птичья пьеса, в которой участвовали около тысячи кур и пятисот петухов. Петухи звонили в колокола, вызывая караул, ходили в атаку и стреляли из пушки-хлопушки, а "раненые" куры падали, их укладывали в санитарные тележки и увозили. Дуров, как всегда на своих выступлениях, комментировал происходящее злободневными шутками. Вскоре номера Дурова стали гвоздем программы. Дуров начал гастролировать не только в России, но и за рубежом, и везде его встречали овациями. Он стал первой русской цирковой звездой мирового масштаба. Дуров - юморист, сатирик, остроумный рассказчик, автор талантливых памфлетов и экспромтов, рыцарь тысячи и одного приключения.
В 1901 году Дуров купил на окраине Воронежа дом и усадьбу и основал в нём музей-паноптикум, и устраивал там экскурсии для жителей Воронежа. В архитектуре усадьбы-музея нашли свое отражение мотивы различных эпох и культур (Египет, Греция, средневековая Европа и т.п.). На трех террасах усадьбы, помимо жилого дома, стояли беседка-бельведер, грот с аквариумом, античные статуи, фонтаны, манеж со входом в виде маски, полуразрушенный средневековый замок, к которому вел подземный ход, а также музейные павильоны, где размещались коллекции картин, скульптуры, а также археологические и этнографические экспонаты.
Воронеж стал резиденцией Анатолия Леонидовича. Артисты цирка называли этот город «дуровской столицей», а самого Дурова – «Почитай-губернатором». Власти и чиновники побаивались языкатого клоуна, гордо именовавшего себя королем шутов, но не шутом королей.
В 1912 году Анатолий Дуров попробовал себя в роли режиссёра. Картина называлась «Война XX века», съёмки фильма проходили в усадьбе. В фильме снимались собаки, свиньи, гуси, куры, индейки. Так же принял участие в качестве актёра ещё в двух фильмах: мелодрама «Золото, слёзы и смех» и «Наполеон наизнанку». В мелодраме Дуров сыграл роль клоуна. В конце-концов он продал свой дом-усадьбу в Воронеже. Анатолий Леонидович был разносторонним человеком. Он прекрасно писал картины маслом на стекле. Даже критики тех времен очень высоко ценили его работы. Он много думал о назначении клоунады, о природе комического, и результатом стала его лекция «О смехе и о жрецах смеха», которую впервые он прочел в 1913 году в Москве в Политехническом музее.
Анатолий Дуров: «Я жажду славы, хотя служу лишь для забавы». Выдающийся клоун и дрессировщик, положивший начало целой династии цирковых артистов, умер 7 января 1916 года в Мариуполе, где был на гастролях. Позже известный журналист Н. Г. Шебуев писал: "После смерти А. Л. Дурова никто не бросает в публику смелые стрелы, не боясь за это отсидки. Никто не хочет понять, что клоун должен не только получать пощечины, но раздавать их".
Владимир Дуров родился 7 июля 1863 года в Москве, Дуров учился в военной гимназии, но увлёкшись цирком, в 1879 году вышел на арену. Братья Дуровы осваивали все профессии сразу, от акробатов до клоунов. Чуть позже их жизни потекли по разным сценариям: Владимир пошел получать образование учителя младших классов, а Анатолий стал артистом разъездной цирковой труппы. Поработав учителем и даже дослужившись до звания чиновника управы благочиния, Владимир Дуров понял, что бороться с мечтой детства - посвятить себя цирку - он не может, и попросился в 1883г. на работу в цирк-зверинец Гуго Винклера (молодого учителя взяли туда сторожем), затем перешел в цирк Безано.
Цирковых талантов у Дурова обнаружилось много: он был силен, умел пародировать звуки, делать фокусы, а клоуном был просто великолепным - кстати, первым, кто на арене заговорил. Он начинал карьеру артиста как силач, звукоподражатель, иллюзионист, художник-моменталист, куплетист и клоун. С 1887 года Владимир начал выступать как клоун-дрессировщик и сатирик в московском цирке Саламонского на Цветном бульваре.
В основу своего метода дрессировки Владимир Дуров положил научные открытия Сеченова и Павлова. Дрессировщик также написал книгу «Мои звери», которая впервые вышла в свет в 1927 году и впоследствии неоднократно переиздавалась. В ней Дуров рассказал, как он учил зверей, как придумывал интересные номера и выступал с ними на арене. 8 января 1912 года артист открыл в своем доме в Москве на улице Божедомка (сейчас - улица Дурова) театр живого уголка, который позже стал называться «Уголок Дурова» (сейчас - театр им. В. Л. Дурова и «Уголок дедушки Дурова») и давал платные представления с животными. Дуров был не просто наделен, а осыпан талантами.
Например, мало кому известно, что он был ярким скульптором-монументалистом и неплохим художником. И сегодня собственноручно вылепленные им фигуры доисторических животных украшают лестницу, что располагается в исторической части дома, где он жил и где ныне «прописан» основанный им театр. Владимир Дуров был невероятно собран во время работы и по-хорошему упрям, добиваясь цели. Одержимость работой и обаяние сделали Дурова центром притяжения - в его доме бывали все знаменитости того времени, а сам он не раз становился прототипом или опосредованным героем известных литературных произведений (Чехова вдохновил на «Каштанку», Куприна — на «Белого пуделя», выписан как Дугов в романе Александра Беляева «Властелин мира»). Там же Владимир Дуров и придумал уникальный номер «Мышиная железная дорога». Поезд для номера изготовили в начале прошлого века на Путиловском заводе. Паровоз заправлялся настоящим углем и ездил на пару, а в составе было несколько вагонов первого, второго и третьего классов - там размещались разнообразные животные. На задней площадке ехал заяц - он, конечно же, был без билета. Всего в номере было занято около 100 разных животных.
Известный дрессировщик Владимир Леонидович Дуров в начале 20-го века проводил опыты мысленного внушения животным. Часть экспериментов проводилась совместно со знаменитым учёным В. М. Бехтеревым. В 1919 году при уголке Дурова начала работать лаборатория по зоопсихологии, иначе - «Фабрика рефлексов», необычное научно-практическое заведение. Уже к началу 1921 г. в лаборатории В. Л. Дурова было проделано более 1200 экспериментов. Результаты исследований долгое время были засекречены, да и до сих пор о них мало знают подробностей. Они показали, что принцип восприятия наглядно можно изучать при помощи телепатических сигналов животным.
На номера Дурова с животными публика приходила специально. Это казалось чудом, не иначе как он понимал язык зверей! Ну а как иначе можно было заставить пеликанов вальсировать или переворачивать страницы книг? Уже добившись известности, Дуров решил открыть свой... не цирк, нет, а театр — особое место, где животные тоже станут артистами. Он мечтал ставить с ними настоящие спектакли! Приобретя особняк на Старой Божедомке, Дуров привез с собой… девять товарных вагонов различных животных, четыре года особняк перестраивали, ведь он предназначался для жизни людей, а не животных, содержать которых Дуров хотел только в достойных условиях. Затем последовало грандиозное открытие театра «Крошка»… Именно в театре Дуров воспитывал и учил театральному искусству цирковых животных методом вкусопоощрения: за правильно выполненное действие давал лакомый кусочек. Дуров пояснял: голодное животное работать не будет, сытое - тоже, поскольку, скорее всего, уляжется спать. Соответственно, работать надо с «золотой серединой», награждая питомцев тем, что они любят. Его метод дрессировки основывался на «трех Л»: любви, ласке и лакомстве.
Как и его старший брат Владимир. Считается, что более бойкий Анатолий стает намного популярнее старшего брата Владимира. Уязвленный Владимир стает выступать в таких же костюмах, как Анатолий, а на афишах пишет: «Владимир Дуров-старший». В ответ Анатолий на своих афишах подписывается: «Анатолий Дуров I». Соперничество двух братьев продолжалось до 1916 года и прекратилось со смертью Анатолия. Владимир Дуров, в отличие от знаменитого младшего брата Анатолия, полностью посвятил себя работе с животными и как дрессировщику, ему долгое время не было равных в России.
…А в России грянула революция. Дуров принял ее хорошо. В 1927 году Дурову было присвоено звание Заслуженный артист Республики. Имущество артиста было национализировано, в том числе и его особняк, но ему разрешили там жить, и несколько лет Дуров, в 1927 году ставший заслуженным артистом, ходил, смущаясь, по улице, которой было присвоено его имя. В отличие от брата, Владимир Леонидович на конфликт с властями никогда не шел ни в царской Росси, ни в СССР. Владимир Леонидович продолжал дрессировать зверей и выступать перед публикой и вскоре его труды были отмечены и новой властью. В. Л. Дуров написал детские книги о животных: «Мои звери», «Записки дуровской свиньи», «Звери дедушки Дурова». Книга «Мои звери» учит маленьких читателей доброте и гуманности, любви ко всему живому. «Моя жизнь вся целиком прошла бок о бок с животными. Горе и радость делил я с ними пополам, и привязанность зверей вознаграждала меня за все человеческие несправедливости», - писал дрессировщик в предисловии к своим рассказам «Мои звери». Умер Владимир Дуров 3 августа 1934 года в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Актерскую династию Дуровых продлили дети знаменитых братьев. Каждая из этих ветвей развивалось по-своему, но их часто путают. Примечательно, что семьях Дуровых детей называли без особой выдумки. По линии Анатолия Дурова мальчиков называют Анатолиями, а девочек - Терезами. По линии Владимира Дурова – Юриями и Натальями. Но эта уже совсем другая история в легендарной летописи артистов династии… Династия Дуровых подарила отечеству четырех Народных артистов СССР: Юрия Владимировича, Владимира Григорьевича, Наталию Юрьевну и Льва Константиновича Дуровых, Народную артистку России Терезу Васильевну Дурову, Заслуженного деятеля искусств РСФСР Анну Владимировну Дурову-Садовскую, Заслуженных артистов России Юрия Юрьевича, Терезу Ганнибаловну Дуровых. Звание Заслуженной артистке РФ присвоено в 2024г. художественному руководителю театра "Уголка дедушки Дурова" артистке - дрессировщице Наталье Дуровой (младшей), которая приходится праправнучкой основателю династии дрессировщику Владимиру Дурову (1863-1934) и племянницей Наталье Дуровой, руководившей театром с 1978 по 2007 год. Орденом «За заслуги в культуре и искусстве» награжден заместитель художественного руководителя по творческим вопросам Дуров Юрий Юрьевич.
Материал к публикации на основе информации открытых источников подготовил Андрей Ахрамович