105-лет бьется сердце российского цирка: «Советский цирк – признание в любви!»

В начале ХХ века, ещё в дореволюционные времена, к цирку в России относились с большим сомнением. Цирк почитали забавой для простого народа, но никак не высокой культурой. Нарком просвещения Анатолий Луначарский был другого мнения и видел в цирке «чрезвычайно правдивое, в отличие от окутанного замаскированностью театра, зрелище человеческой силы и ловкости». Искусство цирка всегда определялось мастерством его виднейших представителей, чьи выступления пользовались признанием самого широкого зрителя. Профессия, по традиции, передавалась в семье или от мастера к ученику. Но в 20-е годы прошлого столетия на заседаниях Управления цирками все чаще обсуждался вопрос о создании цирковой школы. 26 августа 1919 года В.И.Лениным был подписан Декрет Совета Народных Комиссаров "Об объединении театрального дела", согласно которому цирки России стали государственными.


«Весь Мир насилья мы разрушим До основанья, а затем Мы наш, мы новый Мир построим: Кто был ничем, тот станет всем». Рабочие и крестьяне отстояли свое право на новую жизнь. Страна приступила к восстановлению народного хозяйства и строительству первого в мире социалистического государства. Дело это было тяжелым, сложным и кроме физических сил требовало от участников большой веры в светлое будущее, энтузиазма, иногда вплоть до полной самоотверженности. Срочно стала нужна кузница кадров, непростая задача стояла тогда перед молодым советским государством. «Кадры решают все!» – под таким заголовком выходили газеты в то сложное время, эти слова принадлежали Иосифу Сталину. Из песни слов не выкинешь, слова вождя живы, ибо сказаны им на века: «Со своей стороны я хотел бы заверить вас, товарищи, что вы можете смело положиться на товарища Сталина. Можете рассчитывать на то, что товарищ Сталин сумеет выполнить свой долг перед народом, перед рабочим классом, перед крестьянством, перед интеллигенцией». А это значило только одно, действовать нужно срочно, без промедления. «Вопрос о культурных силах рабочего класса является одним из решающих вопросов. Почему? Потому, что из всех существовавших до сих пор господствующих классов рабочий класс, как господствующий класс, занимает в истории несколько особое и не вполне благоприятное положение. Все господствовавшие до сих пор классы - рабовладельцы, помещики, капиталисты - были вместе с тем классами богатыми. Они имели возможность обучать своих детей знаниям и навыкам, необходимым для управления. Рабочий класс отличается от них, между прочим, тем, что он является классом небогатым, он не имел раньше возможности обучать своих детей знаниям и навыкам управления и он получил такую возможность только теперь, после прихода к власти». (Выступление товарища Сталина И.В. - "О работах Апрельского объединенного пленума ЦК и ЦКК").


Руководствуясь данным «газетным лозунгом» и прямым указанием вождя нарком просвещения встретился с группой цирковых артистов и предложил организовать цирковую школу. Решение было принято в атмосфере праздничной приподнятости, однако сама идея вызвала много дискуссий и сомнений. Профессия должна осваиваться в семьях - такова традиция, таков закон цирковой жизни. Цирк не знал профессионального школьного воспитания. Но те, кто защищал идею школьного образования, видели в новой системе подготовки молодых артистов возможность приобщения цирковой смены именно к высотам культуры. Они понимали преимущества зрелой педагогики перед семейным обучением. Пылкими сторонниками защиты идеи школьного образования были такие мастера арены, как В.Л. Дуров, Д.С. Альперов, Д. Костанди. Молодое поколение артистов цирка, наряду с профессий должны изучать дисциплины, которые способствовали бы всестороннему развитию личности. «Философия "мировой скорби" не наша философия. Пусть скорбят отходящие и отживающие». ("Письмо вождя Сталина И.В. к товарищу Демьяну Бедному").


В 1926 году в Москве была открыта экспериментальная мастерская циркового искусства (МАЦИС). В её программе утверждалось, что здесь должен вырабатываться «тип и форма советского циркового артиста» и осуществляться повышение квалификации во всех старых цирковых жанрах. МАЦИС, всё-таки, не был учебным заведением, это была своеобразная цирковая студия. Работа по созданию официального учебного заведения в области циркового искусства постоянно продолжалась и как итог - осенью 1927 года Народный комиссариат просвещения принял решение открыть Курсы циркового искусства (КЦИ) с трехлетним сроком обучения, это была первая цирковая школа в мире!


Многие писали, обращались в школу - «Как забавный курьез вспоминают молодые артисты то время, когда по аналогии со старым, на школу циркового искусства смотрели как на сборище неспособных к труду людей. В будущем музее цирка когда-нибудь выставят письма граждан советской страны с орфографическими ошибками: «Имею талант на циркового работника, делаю номера разбивание кирпичей облоп разгрызвание 6 дюймового гвоздя на две три части. Прошу не отказать моей просьбы принять учитца на цыркача». Или – «Примите маво сына учитца. Хочу определить его на цырк потому что никакой пользы от его подомашности не имею, на ум глупенький от рождения ростом аршин два вершка лет ему отроду 18 голова у него очень большая содержать его нечем и некуда пристроить а вам он может пригодится».


С большим энтузиазмом преподаватели собирали материалы и разрабатывали учебные планы. Новизна и отсутствие опыта школьной системы воспитания цирковой смены требовали от педагогов смелости и творческого подхода. «Цирк и кино есть величайшее средство массовой агитации. Задача - взять это дело в свои руки». (Сталин И.В. выступление на "XIII съезд РКП(б)"). Среди педагогов «молодых кадрах пролетарского искусства» первых лет следует упомянуть следующих товарищей: Н.П. Фабри, С.П. Сергеев, А.Л. Кара-Дмитриев, В.А. Жанто, В. Феррони, Г.Ф. Пешкова-Лотце, Н.Н. Форрегер, М.С. Местечкин, Д.С. Альперов, И.С. Радунский, Л.К. Танти, Н.И. Ознобишин, А.И. Сосин, С.И. Сосина, Е.Я. Польди-Голубева, К.И Филатова, А.Н. Ширай, А.А. Аберт. Учебные планы редактировались на основе получаемого опыта. Большую работу по созданию учебных планов выполнила А.А. Луначарская - руководитель школы, общественный деятель, литератор, ответственный редактор журнала «Цирк». «Печать - самое сильное оружие, при помощи которого партия ежедневно, ежечасно говорит с рабочим классом на своем, нужном ей языке». (Сталин И.В. XII съезд РКП(б), "Организационный отчет Центрального комитета РКП(б)"). Однако прошло немало лет, пока идея школьной подготовки артистов цирка обрела реальность и устойчивое положение.


В первые годы становления Курсы не имели собственного помещения. Занятия проходили в коридорах и фойе Мюзик-холла, когда они были свободны. Имеющиеся недостатки не смогли уменьшить энтузиазма учащихся. Уже к концу первого учебного года слушателями Курсов были подготовлены программы трёх передвижных групп. В 1929 году цирковая школа наконец-то получила своё помещение на 5-й улице Ямского поля. По этому адресу училище располагается и сегодня. Новые помещения позволили повысить уровень обучения. В мае 1930 года в школе состоялось первое большое представление. В том же году был открыт свой архив, который содержал книги, фотографии, материалы по мировой и советской истории цирка. В конце 30-х годов школа переживала эпоху подлинного расцвета, на 50 вакантных мест поступало от 1000 до 1500 заявок. В 1930 году Курсы циркового искусства были реорганизованы в Техникум циркового искусства (ТЦИ) с оборудованной ареной, ставшей не только учебной площадкой, но и «Районным цирком», где студенты проходили творческую практику в качестве артистов, униформистов и контролёров. Среди выпускников ТЦИ: Н.Бауман, И.Вавилова, В.Файертак, С.Рубанов, Д.Зверев, С.Шестопалов, М.Румянцев (Карандаш), имя которого было присвоено училищу в 1987 году. «Охотников строить и руководить строительством у нас хоть отбавляй как в области сельского хозяйства, так и в области промышленности. А людей, умеющих строить и руководить, у нас до безобразия мало. И наоборот, невежества у нас в этой области тьма-тьмущая. Более того, у нас есть люди, которые готовы воспевать нашу некультурность. Если ты неграмотен или пишешь неправильно и кичишься своей отсталостью,- ты рабочий "от станка", тебе почет и уважение. Если ты вылез из некультурности, научился грамоте, овладел наукой,- ты чужой, "оторвался" от масс, перестал быть рабочим. Я думаю, что мы не двинемся вперед ни на шаг, пока не вытравим этого варварства и дикости, этого варварского отношения к науке и людям культурным. Рабочий класс не может стать настоящим хозяином страны, если он не сумеет выбраться из некультурности, если он не сумеет создать своей собственной интеллигенции, если он не овладеет наукой и не сумеет управлять хозяйством на основе науки» (Сталин И.В. "Речь на VIII съезде ВЛКСМ").


В 1934 году Техникум был переименован во Всесоюзную школу циркового искусства, а с 1938 года это учебное заведение стало называться Государственным училищем циркового искусства. По мере накопления опыта развивалась и углублялась деятельность училища. «Молодежь дала уже целое поколение поэтов, воспитанных комсомолом, выдвинула талантливых актеров, артистов цирка и музыкантов, вырастила прекрасных режиссеров, архитекторов, композиторов, скульпторов и художников... Особенность этого советского племени художников заключается в том, что оно окончательно опрокинуло все ложные нормы «чистого искусства», вдохнуло в наше искусство полнокровную жизнь социалистической действительности - бодрую, радостную, счастливую жизнь». Цитата из книги «Молодые мастера искусства редактор составитель П.А. Полуянов. Искусство, 1938г.). В 1956 году было открыто отделение клоунады, срок обучения на котором в 1963 году был увеличен до четырёх лет. С годами сведений о клоунаде становилось всё больше и больше, отделение стало совершенно самостоятельным, со своими методиками преподавания. «Ты хочешь сделать передовой свою страну в смысле поднятия ее государственности, - подымай грамотность населения, подымай культуру своей страны,- остальное приложится». (Речь Сталина И.В. на IV совещание ЦК РКП(б) с ответственными работниками национальных республик и областей). Вывод очевиден: «На Западе цирк вырождается, превращается в варьете... только у нас с общим ростом художественной культуры цирк как живое, героическое зрелище, музыкальнейшее из искусств, развиваясь, возрождает лучшие черты классического циркового искусства».


Когда в 1961 году при нём было открыто и отделение эстрады, учебное заведение получило своё современное название - Государственное училищем циркового и эстрадного искусства - ГУЦЭИ. Для многих и многих мастеров цирка училище было и остается навсегда родным домом, началом всех начал - порой юности, надежд и мечтаний. И для тех, кто учился в те давние времена, когда на этом месте стояли бывшие расторгуевские конюшни, переоборудованные и перестроенные для учебных занятий, и для тех, кто учился и учится в современном, реконструированном в 1961 году здании. Не сразу и не вдруг, а в долгих, подчас трудных поисках создавалось первое в мире профессиональное цирковое учебное заведение, по окончании которого выдавались дипломы государственного образца. Первый выпуск артистов эстрады состоялся в 1965 году. В эти и последующие годы постановкой эстрадных номеров занимались режиссеры: С.А. Каштелян, Ю.П. Белов, Н.И. Слонова, Б.А. Бреев, А.С. Крюков, В.С. Якут, И.Г. Рутберг, В.И. Точилин, Т.Т. Гаврилова, А.А. Анютенков, В.И. Кирсанов, В.Б. Зернов и многие другие. Будущий артист эстрады получает в училище разностороннюю подготовку. Целью процесса обучения в Государственном училище циркового и эстрадного искусства является подготовка специалиста, который может выступать с высококачественным цирковым номером по выбранному направлению; может исполнять высокохудожественные цирковые номера; знает основы всех видов циркового искусства; знает историю цирка; основы фехтования и костюма; знает основы здравоохранения, а также строение тела и основы деятельности организма человека.


Среди выпускников училища артисты речевого жанра: Г. Хазанов, Е. Шифрин, А. Писаренков, певцы: Е. Камбурова, Ж. Бичевская, исполнительница музыкальных сценок М. Полбенцева, пантомимисты и жонглеры Б. Амарантов, А. Беренштейн, С. Шаргородский, фокусник В. Михайлов, акробаты С. Власова и О. Школьников, пантомимисты Ю. Медведев и А.А. Чернова, танцор А. Насыров, эксцентрики Е. и В. Троян, пародист А. Песков и др.. Сегодня направленность учебного процесса на всестороннее развитие личности кажется совершенно естественной. Но не стоит забывать, что разработка учебных планов и программ потребовала от преподавателей и недюжинного профессионального опыта, и глубокой личной культуры, и невероятной работоспособности. Сейчас воспитанники училища получают полноценное среднее профессиональное образование, изучают историю цирка и сатирической литературы, историю театрального, музыкального и изобразительного искусств. В специальном цикле, кроме занятий избранным жанром, особое внимание отведено хореографии, мастерству актера, пантомиме. Сталинское искусство буквально окружало поколения советских людей.


Чувство гордости за выпускников училища, среди которых немало лауреатов различных фестивалей и конкурсов циркового искусства. Российские лауреаты конкурса «Цирк завтрашнего дня» (с 1984г.): клоуны - С. Соломатин и В. Столяров, жонглер - В. Царьков, клоуны - Ю. Соколов и В. Александров, антиподистка - Т. Пузанова, гимнастка - Е. Панова, гимнаст - Н. Челноков, гимнастка - Т. Хуршудова, акробаты - А. Твеленев и Н. Емелюков, клоун - Э. Акопян, гимнастка - М. Головинская, клоуны Э. Алексеенко и А. Жигалов, гимнастка - Е. Фомина, жонглер - А. Арсланов, клоуны - «Группа А№. Монте Карло - Всемирный конкурс циркового искусства (с 1976г.) - (приз «Золотой клоун») акробаты-вольтижеры - п/р В. Шемшур, эквилибристы п/р Л. Костюка, клоун О. Попов, жонглер С. Игнатов, клоун Ю. Куклачев, эквилибрист - О. Изосимов. Пройденные десятилетия, высокое мастерство выпускников училища, признание у нас в стране и за рубежом показали, что путь, по которому шел коллектив училища от истоков до современности, был определен, верно. Таким образом, ежегодные выпуски ГУЦЭИ становятся праздником с мировым значением. Думать, трудиться, искать новое, любить творчество, быть преданным и выбранному жанру цирка и эстрады, дружить и уметь жить в коллективе - вот чему стремились учить своих воспитанников преподаватели училища, дать им не только профессиональное владение жанрами, но и воспитать мастеров культуры. И вполне закономерно, что, участвуя в различных международных конкурсах - фестивалях циркового и эстрадного искусства, многие выпускники училища становились и становятся в наше время лауреатами. Бессмертные слова вождя народов: «Товарищи! Благодарю вас за ваше доверие, сочувствие и пожелания».


Главный источник артистических кадров - цирковые династии, самые известные из которых: Фрателлини, Манионы, Альперовы, Дуровы, Запашные, Багдасаровы, Корниловы, Кио, Тихоновы, Филатовы, Гаджикурбановы, Никулины, Майхровские, Кантемировы, Экк, Шерр, Куклачевы, Просвирнины, Зариповы, Дерябкины, Минасовы, Такшантовы, Павловы, Цупак-Артемьевы, и другие.В 2024г. прошел итоговый выпускной экзамен по направлению «Артист цирка». На цирковом манеже состоялось одно из важнейших событий для 33 целеустремленных, креативных и талантливых выпускников отечественной кузницы цирковых кадров. В этом году в училище 9 абсолютных отличников - именно столько студентов удостоены заветных «красных» дипломов. Вручая дипломы выпускникам, Генеральный директор ФКП Росгосцирка Сергей Беляков подчеркнул, что по мнению всех присутствующих в зале, этот выпуск - сильнейший за всю современную историю училища: «Вы большие молодцы, и низкий поклон педагогам за их неоценимый вклад в развитие молодых кадров. Мы гордимся вашим выпуском и тем, что в мире цирка теперь есть такие профессиональные артисты и такие цирковые таланты».


Вручая дипломы об окончании Государственного училища циркового и эстрадного искусства, председатель аттестационной комиссии, народный артист РФ Аскольд Запашный поблагодарил выпускников за их старания и их невероятное творчество и как истинный наставник дал молодым дорогу в жизнь: «Сегодня у российского цирка очень высокая профессиональная планка, повышенная ответственность и очень хочется, чтобы ваши знания и умения не только поддерживали престиж российского цирка, но и поднимали его еще выше!»


Сегодня директор Государственного училища циркового и эстрадного искусства им. М.Н. Румянцева (Карандаша) Елена Владимировна Шевченко успешно продолжает цирковые традиции одного из старейших образовательных учреждений России, которому в этом году уже - 97 лет. Ни много и ни мало, но 97 лет ГУЦЭИ, с надежностью атомных часов, выполняет задачу ответственно и чётко. Выпускники училища - его гордость и будущее звезды Росгосцирка.


В Омске есть своя история успеха в получении цирковой профессии. Алиса Крохина воспитанница студии «Под куполом мечты» поступила в Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области "Омский музыкально-педагогический колледж" на специальность «Педагогика дополнительного образования с дополнительной подготовкой в области: сценическая деятельность (цирковая деятельность)» к руководителю курса - Владимиру Бондаренко, артисту цирка и эстрады, педагогу, режиссеру цирка - лауреату престижных цирковых фестивалей в Париже, Монте-Карло, Риме, Масси, Токио. Выбор был осознанный и судьбоносный, волнительные вступительные экзамены успешно сданы и молодая артистка, работающая в жанре жонглирование ногами была зачислена в Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области "Омский музыкально-педагогический колледж". Образовательная организация создана на основании приказа Омского областного отдела народного образования от 5 августа 1968 года № 328. Её первым директором стала Артамонова Ксения Михайловна, заслуженный учитель школы РФ. Именно с ее «стахановского» подхода в решении вопросов строительства и первых десяти лет работы БПОУ "ОМПК" начались славные странички истории образовательного учреждения, а новая страничка Алисы началась в 2021г., именно в этом престижном учебном заведении города Омска. Тогда на эту специальность выделили всего 10 бюджетных мест. Сейчас Алиса уже на третьем курсе, а в 2025г. будет долгожданный выпускной.



«Цирк нельзя назвать ни работой, ни хобби, цирк – это жизнь!». Все начиналось у Алисы в цирковой студии «Под куполом мечты». Там под руководством династийной цирковой артистки программы «Сиянии маленьких звёзд» Светланы Павловой, молодая антиподистка годами репетировала в жанре "Антипод", закалялась в профессии. Сегодня уже сама Алиса проходит практику и учит азам профессии в очень необычном формате, в пространстве особенных детей из Театра-Студии "Параллельный мир".


Заслуженная артистка России Фатима Гаджикурбанова подчеркнула: «Россия - единственная страна мира, где существует высшее и среднее профессиональное образование для будущих артистов цирка. В детстве маленькому зрителю открывается удивительный мир цирка - мир чудес и мечты, ухода от обыденной жизни. Цирк - поистине волшебное место! Здесь кажется, что на арене и под куполом не работают законы физики, а фокусники владеют настоящей магией. Здесь царит атмосфера вечного праздника. Но без кузницы кадров, яркий полет под купол цирка не возможен, каждый день упорного труда лежит в зрительском признании уже на манеже, важно понимание всей ответственности за целое направление в искусстве. Быть артистом цирка - задача не из легких, но когда работа приносит удовольствие, все проблемы решаемы».


Директор Омского государственного цирка Виталий Доля отметил: «Конкуренция в цирковой сфере и вообще в сфере искусства очень высока. Просто качественно работать артистам уже недостаточно. Чтобы выделиться у зрителя должна быть «фишка», «изюминка», причем желательно, чтобы ее было трудно повторить, иначе индивидуальная уникальность быстро обнаружится у других исполнителей. Если вы думаете связать свою жизнь с цирком, то попробуйте сначала позаниматься этим просто для себя, в свое удовольствие. Не гонитесь за деньгами или славой. Освойте какой-нибудь навык, который вам близок или легче всего дается, потом попробуйте свои силы во фрилансе. Если вы поймете, что готовы этим заниматься без материального вознаграждения, то смело идите покорять вершины циркового искусства, они для вас открыты».


Председатель комитета по социальным вопросам Омского городского Совета Светлана Студиникина обратила внимание: «Главная цель циркового искусства - представить человека во всём его могуществе и совершенстве. Артисты цирка демонстрируют публике ловкость, силу, смелость, чувство юмора и коммуникабельность. Их программы, составляемые из разножанровых номеров, которые по нраву зрителям всех возрастов. Поскольку создание оригинальных, запоминающихся номеров требует от артиста цирка совокупности знаний и навыков в различных областях и жанрах, во время учёбы тебя научат цирковой режиссуре и актёрскому мастерству, танцу и театральному гриму, физиологии, анатомии и многому-многому другому. С дипломом выпускника вам студентам БПОУ "ОМПК" откроется путь в отечественные и зарубежные цирковые коллективы, а при повышенном уровне специализации можно преподавать в цирковых студиях и училищах, некоторых общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования. В следующем 2025г. в БПОУ "ОМПК" будут выпускаться наши первые специалисты по направлению «цирковая деятельность» и Алиса Крохина в их числе. Ждем этого события и верим в наших ребят, они в начале своего творческого пути на звездный цирковой манеж».

Материал к публикации на основе информации открытых источников подготовил Андрей Ахрамович

Афиша цирка

Афиша

с 14 сентября по 13 октября в Омском цирке

«Итальянский цирк: слоны и тигры»

«Итальянский цирк: слоны и тигры» всемирно известной цирковой династии Тони готов поразить воображение даже самой искушенной публики! Каждый номер — шедевр мирового циркового искусства! Такого количества разнообразных экзотических животных вы еще не видели! Индийские слоны, грациозные тигры, тропические змеи, верблюды, бизон, зебры, страусы, кенгуру — и все это под руководством прославленного дрессировщика Давио Тони...

Подробнее о представлении