Для древних греков амазонки были не менее реальны, чем любые другие обитатели «северных земель». Источники тех времен содержат немало сведений об амазонках - разумеется, большей частью вымышленных. В некоторых из них утверждается, что амазонки якобы жили на побережье Понта Эвксинского (Черного моря) в собственном государстве под управлением царицы Ипполиты. Последняя вошла в легенды благодаря Гераклу: именно у нее он должен был украсть волшебный пояс, совершая девятый подвиг. Геродот в своей «Истории» сообщает, что столица амазонок называлась Фемискира, и стояла она на берегу реки Фермодон (юг Черного моря, современная Турция). Согласно легендам, амазонки основали такие города, как Эфес, Смирна (ныне - турецкий Измир), Синоп и Пафос. Все легенды сходятся во мнении, что общество амазонок было «ethnos gynaikokratoumenoil» - нацией, где властвуют женщины и где нет места мужчинам, можно поспорить. Согласно преданию, они успешно воевали с Фригией и Ливией, нападали и на Ликию, но были побеждены древнегреческим героем Беллерофонтом, сыном Посейдона и Евриномы, укротителем легендарного летающего коня Пегаса, к стати любимца муз. Пегас позволил Беллерофонту оседлать себя, чтобы одолеть чудовище химеру, вместе они совершили ещё ряд подвигов. Не все так просто в мифологии и истории государств Средиземноморья, а наш рассказ о девушках воительницах конно-акробатического ансамбля «Амазонки» и их «крылатых» скакунах совершающих подвига на манеже цирка.

Началось все с того, что в конце шестидесятых юная гимнастка Валентина Андрияновна, успешно выдержав большой и сложный отборочный конкурс в артистки цирка, попала в Татарский цирковой коллектив. Но даже предположить не могла, что ей придется работать с лошадьми, которых она откровенно побаивалась и сторонилась. В фокусники, в жонглеры?... Пожалуйста! Но судьба распорядилась иначе и в этот заключаются «сюрпризы судьбы» в начале творческого пути будущей Заслуженной артистки России Валентины Андрияновны Кульковой. «Я вообще спортом раньше занималась. Гимнастикой и все такое. У меня была подруга, Зоя Сидорова. И вот мы с ней вместе занимались. Это она меня привела в цирк, мне было 15 лет. Это было в Казани. Там создавался татарский цирковой коллектив, а я тогда цирком не увлекалась, села в седло самой спокойной лошадки по кличке «Пегас» и у меня в голове было такое чувство, что я забралась на... пятиэтажный дом… Вернее оседлала дом, а не лошадь. Я думала, что сейчас с этого дома упаду и разобьюсь. «Пегас» резво поскакал, а я буквально полетела над манежем, сердце билось в голове все мелькало, люди, лошади и цирк, в тот момент у меня крылья цирковые выросли на всё мою жизнь. И так получилось, что Зою не взяли, а меня взяли. Лошадей вначале я очень боялась, потом привыкла. Сейчас я уже их знаю и их повадки выучила» - делиться артистка. Именно в то время формировался конный номер, куда помимо своей воли и попала молодая девушка В начале выступления конного ансамбля из пятерых девушек-наездниц под руководством Валентины Деевой выглядело очень скромно и незатейливо. Вместе со своими партнершами Валентина Андрияновна отработала в нем семнадцать лет. Нередко она думала о том, что, довелось руководителем номера быть ей, то в первую очередь она постаралась бы сделать из него блестящее шоу, в котором женщина верхом на лошади выглядела бы не просто умелой спортсменкой, а дерзкой обворожительной Амазонкой... Неугомонная Валентина Андрияновна ходила за своей руководительницей по пятам и просила ее: а давайте сделаем это, попробуем то... Наверное это и повлияло на выбор Валентины Георгиевны, которая, расставаясь с цирком, увидела в своей тезке и воспитаннице преемницу и решила передать той конный номер.

К тому самому решающему моменту у Валентины Андрияновны Кульковой на руках было двое детей одиннадцатилетний сын и четырехмесячная дочка. И вдруг такая ответственность: лошади, люди, гастроли... Думала, что не сумеет, не справится. Но взыграло самолюбие: как же так? Приходилось совмещать обязанности режиссера, хореографа, костюмера. Менялся состав номера, четвероногие артисты, продолжались постоянные поиски элементов, и только спустя несколько лет все утряслось, вошло в свое русло... «Когда я стала руководителем этого номера, он назывался по-другому. Но название было сложное, приходилось долго рассказывать, что это за номер такой, что это «па-де-труа», «джигитовка», «высшая школа» и «свобода лошадей». Вот я и подумала, что женщина с лошадью - это амазонка. Решила назвать номер «Амазонки» - акцентировала наше внимание артистка.


Как тут не поверить в мистику, но именно в то время, конный номер «Амазонки» под руководством Валентины Андрияновны Кульковой оказался на гребне популярности. Его заметили, показали в телевизионной программе «Все любят цирк». Состоялись первые зарубежные гастроли. Конно-акробатический ансамбль «Амазонки» был награжден призом зрительских симпатий на конкурсе цирковых артистов, стал лауреатом первого российского смотра конных номеров. В Стокгольме Кульковой был вручен специальный приз "Принцесса цирка".


В 2000 году номер "Амазонки" принимал участие в международном конкурсе артистов цирка в Париже. В 2006 году были взяты три лошади - першерона для создания нового номера "Па-де-труа". В конце 2006 года был выпущен первый состав номера "Па-де-труа" без отрыва от производства на базе номера "Амазонки". Этот состав отработал 2 года. Второй состав номера "Па-де-труа" был выпущен 28 декабря 2009 года в г.Брянске. Хочется отметить, что второй состав номера более интересен, в нем присутствуют большая работоспособность, уверенное и грациозное исполнение сложных трюков. Подобран хороший состав артисток- участниц номера "Па-де-труа" в котором идет великолепное слияние нежности хрупких девушек со своими партнерами-першеронами. На сегодняшний в номере "Амазонки" была произведена новая постановка и номер находится в полном составе и работает на высоко-профессиональном художественном уровне. Номер постоянно меняется, меняются образы, партнерши, кони. «За последние 5 лет я одела девочек в меха, лошадей в сбрую заковали. Очень красивый номер получился. Вообще, мы же сейчас работаем в сказке «Тайна пирата», и вот там мы должны вылететь на манеж. Все такие грозные, воинственные, но, конечно, грациозные. Это обязательно. Вообще, номер очень красивый. Сложный, но зрелищный. Вообще, сказка очень красивая, добрая, ее обязательно стоило посмотреть омичам».


«Джигитовка - это сугубо мужской жанр. Может быть, где-то у мужчин-джигитов вы увидите одну или две девочки, которые что-то легонькое могут сделать на коне, мои же амазонки исполняют настоящие мужские заезды, все это делают с пластикой, грацией, красотой». Цирковые конные коллективы сегодня в цирке представлены: Заслуженным артистом России Яковом Экк, Заслуженным артистом Республики Северная Осетия - Алания Сергеем Муратовым и многими другими заслуженными и уважаемыми их коллегами.


Описывать, как скачут амазонки на арене, нелегко. Скажем только, что это очень красиво, мощно и агрессивно-ярко. «Женщина на коне - это здорово, очень красиво, но это огромный труд. Знаете, как сложно найти и воспитать подходящую девочку! Она должна любить и не бояться лошадей, должна быть очень хорошо физически подготовлена. Сильные руки, ноги и крепкий пресс - это обязательно. Сейчас в команде амазонок - основной костяк и новенькие. И на репетициях, и на выступлениях у амазонок - серьезнейшая дисциплина» - поясняет руководитель номера. Джигиты-кавказцы часто говорят, мол, вы занимаетесь не своим делом. По принципу: если женщина, то босая, беременная и на кухне... Пока одни критикуют, другие предлагают руку и сердце. Разумеется, русские женщины, известные своей красотой во всем мире, да еще и на конях, очень и очень популярны в артистической среде как потенциальные невесты и жены. Они хоть слегка агрессивны, таков типаж, но не страдают от одиночества. «Некоторые мои девушки успешно вышли замуж за иностранцев, одна за англичанина, другая за француза, третья за испанца, - говорит Валентина Андрияновна. - Ну если они красивые, что я могу поделать?»


Конно-акробатический ансамбль «Амазонки» существует с 1986 года. Валентина Кулькова работает с лошадьми более 55 лет. Ей как еще и Заслуженной артистки Татарстана, нужно воплотить в жизнь очень много идей в мир искусства, дополнив цирковой жанр своими авторскими наработками. Сначала в номере «Амазонки» не было ничего особенного, кроме того, что показывали его девушки - наездницы выполняли джигитовку в мужском стиле, сейчас шоу амазонок стало выглядеть более женственно. Артистка оставила в основе школу Кантемировых, затем подобрала другую музыку, сменила лошадям сбрую и переодела артисток из чёрных костюмов в красочные наряды. Наездницы, при исполнении различных упражнений и трюков, стали показывать свою изящность. В номере работает 8 девушек-амазонок и 11 лошадей, из которых три першерона, работающих единственный номер в конном жанре па-де-труа (конный номер, в котором акробатические поддержки и пирамиды исполняются тремя артистами на трех лошадях, бегущих рядом по кругу манежа). Сложные, синхронно исполняемые движения на двух и трёх лошадях, стремительный темп, яркие запоминающиеся образы и мастерство амазонок, обрамлённых в театрализованное действие, сразу же выдвинуло номер в ряд лучших в данном жанре. Номера этого типа появились на манеже в конце XIX в. Манеж (от франц. "manege") - закрытое помещение для обучения верховой езде и выездки лошадей. В отличие от номеров па-де-де и па-де-труа конная акробатика требует более сложных трюков и, следовательно, незаурядной подготовки исполнителей. Высшее достижение в этой области - вольтижная акробатика. Высокопрофессиональные акробаты Валентины Андрияновны освоили элементы вольтижной акробатики на движущихся лошадях и добились отличных результатов.


Классическое исполнение джигитовки в цирке состоит из серии реприз. Первая реприза - театрализованный выезд, характерный для всех жокейских номеров. Жокеи объезжают несколько раз манеж, затем снимают седла и с седлом в руке, стоя на лошади, позируют, меняя положения. Потом, отдав седло униформистам, исполняют несложную конную вольтижировку. Вторая реприза - основная часть номера, состоящая из различных, главным образом прыжковых, элементов, исполняемых в определенной последовательности. Вот примерное построение этой репризы: наездник подбегает к лошади, приноравливается к ритму ее бега, пропускает животное чуть вперед и с разбегу вскакивает, упираясь руками, на наиболее широкую часть спины лошади - круп, затем делает маховой выход в стойку на руках и сразу полукурбетом встает в рост. Из этого положения жокей может исполнить переднее сальто в положение сидя, то есть оказаться верхом на лошади, или заднее сальто на манеж. После этого следуют так называемые жокейские подсечки, и наездник спрыгивает с лошади, чтобы затем вновь вскочить на нее для исполнения еще нескольких сольных трюков.


Во время выступления жокей не находится на лошади постоянно, как в джигитовке или в вольтижировке. Выполнив тот или иной элемент, он соскакивает с лошади, чтобы уступить место партнерам, которые также прыгают на лошадь с разбегу. Чередуясь, артисты проделывают комбинацию за комбинацией. Вообще все выступление жокеев - это непрерывная цепь трюковых вскакиваний на лошадь и соскоков с нее. Вскакивание осуществляется различными способами. Наездник берется руками за гурт, отталкивается ногами от манежа и садится верхом либо с разбегу без помощи рук, либо с упором руками о круп. Вскочив на лошадь, он встает в рост.


Трюковые элементы жокеи выполняют, стоя на лошади, не держась за поводья. Многие элементы жокеи исполняют, как говорят в цирке, "от хвоста", то есть наездник отталкивается от крупа лошади или опирается на него. Соскок с бегущей лошади на манеж обычно осуществляется через какой-либо трюк - заднее сальто или переднее, чаще - арабское. Спрыгнув, жокеи, как правило, добавляют еще прыжковую комбинацию, например, рондад, заднее сальто уже на манеже. Третья реприза - заключительная - состоит из серии вскакиваний на лошадь, выполняемых с разбегу, так называемый курс (от франц. "course"-бег). Разарнированная лошадь пускается быстрым галопом, наездник разбегается по диагонали (по отношению к лошади) и, сильно оттолкнувшись от манежа, вскакивает на круп в рост. Номера с амазонками – это и театрализованное действие, джигитовка и дрессура. Каждый заезд - это сложнейшие элементы джигитовки, исполняемые красиво, грациозно с завидным куражом. Девушки так же легко и темпераментно демонстрируют трюки «под живот» и оборот вокруг шеи. Наездницы без тени страха выстраивают пирамиды из собственных тел на галопирующих лошадях. Этот редкий жанр, женское па-де-труа, исполняют единственные в мире женщины наездницы под руководством заслуженной артистки России Валентины Кульковой.

Курс - один из труднейших элементов в выступлении жокеев, требующий энергичного разбега, сильного толчка и высокого взлета. Жокеи-подростки и жокеи-женщины при исполнении курса часто пользуются подушкой, представляющей собой небольшой, простейшего устройства трамплин. Жокеи-наездники выступают соло, в паре и группой. Сольное выступление ограничено определенными трюками, к тому же требует от исполнителя большой физической выдержки, так как наездник все три репризы проводит один. (В программах советского цирка соло-наездники в последние годы почти не встречаются.) Выступая в паре, наездники демонстрируют трюки и одновременно и поочередно. Вот некоторые из парных трюков: верхний стоит па плечах нижнего или выполняет переднее сальто с опорой па руки партнера или заднее сальто с плеч нижнего на манеж и т. п. Наибольшие возможности представляет групповое исполнение - здесь и сольные прыжки, и трюки, рассчитанные на двоих, и комбинации для нескольких наездников, демонстрируемые одновременно на двух или трех лошадях. В групповом номере па каждой лошади могут выступать сразу несколько наездников. Особенно интересны групповые прыжки в сидячее положение и курс. Выступление группы жокеев более распространено в нашем русском цирке, в нем чаще представлены парные номера. Как показывает практика работы жокеев-наездников, в их номерах элементы акробатики тесно переплетаются с наездничеством: стойка на руках на голове партнера, стоящего на лошади, заднее сальто с плеч нижнего на его же плечи (с плеч в плечи), выпрыжка (заднее сальто на лошадь с плеч нижнего, который, подбросив верхнего, спрыгивает на манеж), заднее сальто с одной лошади на другую, бегущую вслед, заднее сальто с лошади на плечи бегущего за ней партнера. Как видим, очень часто бывает трудно разграничить собственно наездничество и конную акробатику.


Лошади – самые удивительные «артисты» в цирке. Большие, прекрасные, грациозные животные изначально были одними из главных и любимых персонажей любого циркового представления. Преданность этого животного не знает границ… В номере работаю лошади породы – Першерон, гигант с «Сердцем Скакуна»!. Порода выведена во Французском королевстве в начале XVII века путём скрещивания восточных, главным образом, арабских жеребцов с местной упряжной породой тяжёлого западного типа. Першерон унаследовал силу и мощь от своих предков, но при этом сохранил грацию и подвижность арабских скакунов. В Россию першеронов стали ввозить в XIX веке. Першероны получили название от изобилующей роскошными пастбищами области их воспитания Перше (Perche), расположенной к югу от устьев реки Сены, они представляют нечистокровную норийскую лошадь, содержа очень изменчивую примесь восточной крови; прибегнуть к такому скрещиванию заставила нужда в сильных и быстрых лошадях, необходимых для почтовой гоньбы и омнибусов. Французы делят першеронов на два типа: малый и большой. В конце XIX столетия, в Российской империи, на конных заводах, для производства чистокровных лошадей, имелся табун жеребцов (лошадей) породы першерон. Жан де Бирн – легендарный лошадиный производитель. Этот жеребец дал жизнь множеству ценных першеронов. Неудивительно, что из всех тяжеловозных пород в цирке чаще всего встречаются именно русские першероны. Купить першерона – это как купить машину, а то и дороже! Цена начинается от 25 000 долларов и зависит от возраста, происхождения и физических данных лошади. В номере «Амазонки» 11 голов лошадей, из них три тяжелые, крупные – першероны и восемь верховых лошадок. «Счастье на земле - у лошади на спине!» Цокот копыт, трепет ноздри, сапфировый блеск чудного взора. Изящество и грация истинно балетные скакуны – на манежах цирков всего мира. А какие наездницы! Встречайте и аплодируйте!

Р.S. «А вы смотрели в глаза лошадиные? А вы видели там себя? Как стирают ресницы длинные, Всё плохое на склоне дня. А вы знаете чувство радости? Когда мчишься в ритме с ней, И пускай мои это слабости, Но я очень люблю лошадей! Спасибо Господу скажу за это чудо! За каждую мою минуту с лошадьми! Подай Господь им множество любви. И береги от злого люда!» - стихи прочел цирковой конь «Пегас», с которого всё и начилось, завертелось… и Беллерофонт тут не причем!
Материал к публикации на основе информации из открытых источников подготовил Андрей Ахрамович
Фотографии разных составов аттракциона «Амазонки» и в разные годы работы на манеже цирков Георгия Неусыпова и коллег.