Один из самых известных фильмов советского кино - «Цирк» стал зеркалом времени, в котором был создан, он стал ярчайшим воплощением советской версии ар-деко в области кино, воплощением стиля Дворца Советов и высокого стиля сталинизма. Ар-деко, часто называемый «небоскребным стилем», характеризуется классической, обтекаемой, геометричной визуальной практикой, ассоциирующейся с веком машин и городской жизнью.
В 1934 году Григория Александрова заинтересовала написанная Ильёй Ильфом и Евгением Петровым в соавторстве с Валентином Катаевым пьеса «Под куполом цирка». 23 декабря 1934 года в Московском мюзик-холле состоялось её первое представление, которое почти совпало по времени с премьерой фильма Александрова «Весёлые ребята». Эта комедийная пьеса и легла в основу сценария нового фильма, которому Александров дал название «Цирк», позаимствовав название у своего друга великого актера немого кинематографа Чарли Чаплина. Чуть ранее комик поставил лирическую трагикомедию «Цирк» за несколько лет до этого, в 1928 году. Авторы без труда переделали пьесу в киносценарий.
В 30-х годах XX века кино было одним из немногих культурных развлечений в Советском Союзе. В кино ходили семьями, наряжались не менее старательно, чем в театр. Перед началом сеанса в кинотеатре часто можно было услышать вопрос: «Нет ли лишнего билетика?». Актеры, снимавшиеся в фильмах, почти мгновенно становились кумирами миллионов, им подражали, их имена были у всех на слуху: Игорь Ильинский, Борис Бабочкин, Михаил Жаров, Борис Чирков... Первой актрисой, заслужившей всенародную любовь, стала Любовь Орлова. Александров создавал вторую музыкальную комедию «под Орлову». Фильм делался с учетом специфических возможностей актрисы. Григорий Васильевич в этом фильме соединил два традиционных, любимых зрителями жанра: комедию и мелодраму. Рассказать трогательную историю, разжалобить публику и одновременно повеселить. Эксперимент оказался успешным. Александров в молодости работал акробатом и постановка цирковых номеров была для него не в новинку. Для написания шуток и диалогов для фильма Александр прибегал к услугам Исаака Бабеля.
Москва. 30-е годы. В столичном цирке проходят гастроли иностранных гостей - американка Марион Диксон (Любовь Орлова) и ее партнер по сцене и импрессарио Франц фон Кнейшиц (Павел Массальский) показывают зрителям головокружительный номер «Из пушки на Луну», под музыку знаменитого танца «Рокетс» (Radio City Rockettes). Представления вызывают восторг у публики, но директор цирка Людвиг Осипович (Владимир Володин) расстроен, ведь артистам приходится платить конвертируемой валютой, да и живут они в лучшей гостинице города. Расчетливый директор прикидывает, сколько можно сэкономить, если такой же номер будут исполнять свои же, советские циркачи. В цирк приезжает воздушный гимнаст Иван Мартынов (Сергей Столяров), который раньше выступал у Людвига Осиповича. Директор обращается к гимнасту с просьбой сделать трюк, подобный тому что показывают зарубежные гастролеры. Мартынов, впечатленный увиденным, обещает создать еще более зрелищное шоу. К созданию механизма, который должен стать основой трюка, привлекается молодой конструктор-любитель Скамейкин (Александр Комиссаров), влюбленный в дочь Людвига Осиповича Раечку (Евгения Мельникова). Интрига усиливается тем, что Мартынов полюбил американку Марион. Она отвечает взаимностью. Кнейшиц, не желающий, чтобы его партнерша покинула его, начинает шантажировать Марион ее чернокожим ребенком. В это же время он старается сорвать номер конкурентов. Все его попытки оказываются безуспешными. Марион находит себе друзей и остается в Советском Союзе.
Любовь Орлову на крупных планах снимали в «мягком» фокусе… На момент выхода фильма актрисе было тридцать четыре года и она старше своего партнёра по фильму (Сергея Столярова) на 10 лет. «Сколько мне лет? Сколько дадите, столько и есть!» Любовь Петровна играла в «Цирке» с большим воодушевлением. Она чувствовала, что эта роль может принести ей известность и любовь сотен тысяч простых зрителей. Никакого сравнения с театром. 11 января 1935 года в честь 15-летия советского кинематографа было принято постановление ЦИК СССР «О награждении работников советской кинематографии». Были отмечены 87 человек и кинофабрика «Ленфильм». Орловой присвоили звание заслуженной артистки РСФСР, Александров награжден орденом Красной Звезды. На вручении награды «всесоюзный староста» М.И. Калинин пошутил: «За храбрость и смелость в борьбе с трудностями кинокомедии».
Премьера фильма состоялась 23 мая 1936 года в Зеленом театре Центрального парка культуры и отдыха имени Горького. Рассчитанный на двадцать тысяч зрителей театр не смог вместить всех желающих, настолько велик был интерес к новой комедии Александрова. За соблюдением порядка в день премьеры за порядком следили конные наряды милиции. Зрители по достоинству оценили прекрасную игру Орловой. Такого сумасшедшего успеха не ожидал никто. Это был ее триумф. С этого времени на долгие годы словосочетание «Любовь Орлова» стало привычным для всех категорий кинозрителей, да и, пожалуй, всех советских людей. Можно было не видеть фильмов с ее участием, но ее имя было известно всем. «Сзади пионерка, а спереди пенсионерка!» Миллионы женщин не жалели усилий, чтобы хоть немного быть похожими на любимую артистку. У психиатров даже появился термин — «синдром Орловой», который означал патологическую страсть пациенток, стремившихся подражать актрисе. «Под Орлову» стриглись, копировали ее походку, улыбку, прищур. Ее не просто любили, а боготворили! «Чтобы стать женственной, надо быть мужественной!»
Кстати, в пьесе главную героиню зовут Алина, но для фильма имя было изменено Александровым на Марион Диксон, чтобы оно стало созвучным с именем Марлен Дитрих. Александров познакомился с ней во время поездки в Америку. Слово «Диксон» также выступает в двух значениях: как типичная американская фамилия и как место исследовательской станции и поселка в Арктике, построенных в начале 1930-х гг. Фамилия импресарио - фон Кнейшиц - может быть аллюзией на фамилию Джозефа фон Штернберга, немецкого режиссера, который эмигрировал в США, в фильмах которого снималась Марлен Дитрих (на момент съемок «Цирка» имена этих актрисы и режиссера практически неразрывно ассоциировались). Во время съемок не обошлось без досадных случайностей. Во время съемок эпизода, в котором главная героиня Марион с ребенком на руках убегает от расистов, Любовь споткнулась и до крови разбила колени. Вторая травма была серьезнее. Одна из сцен предусматривала танец Марион на маленькой, диаметром 75 сантиметров, площадочке, венчающей ствол пушки. Она находилась на высоте четыре метра. Конечно, были натянуты страховочные сетки. Но предусмотрели не все. Внутри пушки были софиты, которые освещали актрису снизу. И никому не пришло в голову, что лампы, включенные на полную мощность, накалят стекло, на которое, по сценарию, Марион после исполнения танца должна сесть, имитируя игру на банджо. Во время съемок, присев на эту площадку, Орлова почувствовала сильную боль от ожога. Нужно по достоинству оценить профессионализм актрисы. Преодолевая боль, она не скомкала, ни на секунду не сократила отрепетированную сцену; чтобы не сорвать дубль, сыграла все до конца. Критики кино часто сравнивают Любовь Орлову в фильме “Весёлые ребята” и “Цирк” с Марлен Дитрих в фильме "Голубой ангел", обе танцующие, в цилиндрах. Наряды в стиле арт-деко специально для Орловой шили лучшие Московские модельеры, в их числе была и Надежда Ламанова. «Я не имею права, чтобы на моем платье появилась морщинка. Это все равно, как если бы у меня публично вырвалось неприличное слово!»
Любимый зрителями эпизод фильма с велосипедами - "пауками", интересно, что среди велосипедов, замеченных в эпизоде на арене - два явно кустарного изготовления, сделанных для съёмок (оба они сохранились - один в Музее "Московский транспорт", второй - в музее киноконцерна "Мосфильм"). А вот третий велосипед - очевидно это переделка из оригинального аппарата 1880-х годов изготовления. Его судьба неизвестна. В эпизоде в гримерке виден полностью аутентичный велосипед - "паук" XIX века. «Весь век мы втроём, Всё поём, всё поём! Зря слёз мы не льём! Шик, блеск, красота, Тра-та-та, тра-та-та! Айн, цвай, тру-ля-ля, ...... вуаля!» - фраза из «куплетов цирковых велосипедистов». Это совместная работа гениальных людей - композитора Исаака Дунаевского и поэта Василия Лебедева-Кумача. Кассирша цирка по роли в фильме, феерично исполнила Анна Дмитриевна Панова-Потёмкина, актриса Московской оперетты, сценарист, драматург. Эпизод цирковых велосипедистов в фильме - это кульминация цирковой эксцентрики, номер выстроен в классическом исполнение «Бим-Бома», игра артистов построена на разговоре, музыке и пении, исполнении сложных акробатических трюков, музыкальных пародий и игры на музыкально-эксцентрических инструментах. Повторить невозможно. Было время и были артисты.
Через год один из операторов «Цирка» Б. Петров сделал документальный фильм-концерт «Наш цирк», в котором использовал фрагменты фильма Александрова. Иногда эту картину включают в фильмографию Орловой, но нужно учесть, что специально для нее актриса не снималась. Александров задумал снять еще один фильм. Решил остановиться на художественной самодеятельности. Тема интересная, актуальная. В соавторы режиссер пригласил своего оператора Владимира Нильсена, человека остроумного, с хорошим вкусом. Вскоре после премьеры «Цирка» Александров и Нильсен поехали в командировку по республикам Закавказья. В сентябре отправились на предоставленной киностудией яхте на Урал, где выбирали места для будущих натурных съемок, там же они знакомились с местной художественной самодеятельностью.
К написанию сценария подключили и драматурга Николая Эрдмана, который в то время жил в Калинине. Для работы над фильмом вновь были привлечены композитор Дунаевский и поэт Лебедев-Кумачев. После успешной совместной работы над «Веселыми ребятами» и «Цирком», с легкой руки Эйзенштейна, троицу: Александров, Дунаевский и Лебедев-Кумач стали называть «орловскими рысаками». Пока готовился сценарий нового фильма, Любовь Орлова успешно концертировала. В 1937 году Орловой и Александрову, как и другим основным создателям «Веселых ребят», выделили дачный участок в подмосковном поселке Внуково - гектар прекрасного зеленого массива: с деревьями и кустарниками. Рядом находились участки Дунаевского, Утесова и Лебедева-Кумача. Александров привез из Америки проект загородного домика. Строительство дачи проходило под присмотром Орловой.
20 июня 1937 года съемочная группа фильма «Волга-Волга» отправилась на натурные съемки на нескольких пароходах по Москва-реке к Оке. В Горьком (так с 1932 года стали называть Нижний Новгород) были проведены первые съемки. Затем киношники отправились на Каму, после этого переместились к Перми. Съемки проводили и на Волге. В октябре и ноябре уже на Московском море и канале Москва - Волга досняли всю необходимую натуру. По ходу съемок письмоносице Дуне, которую играла Любовь Орлова, нужно было прыгнуть в воду. Но печальный опыт скачки на быке в «Веселых ребятах» и танец Марион на раскаленной пушке в «Цирке» удержал актрису от необдуманного шага. В этом эпизоде Орлову заменила дублерша. Все остальное в фильме она делала сама. 24 мая 1937 года в Париже открылась Всемирная выставка. Кроме всего прочего Советским Союзом на ней были представлены шесть художественных фильмов. Лучшим из них был признан «Цирк». Иностранцы были от него в восторге. Советские зрители тоже полюбили его. За год картину посмотрели 28 миллионов зрителей. Фильм «Волга-Волга» затрагивал социальные проблемы, он получился более злободневным, чем, скажем, «Веселые ребята». В то же время картина очень веселая.
«Волга-Волга» - один из немногих фильмов, которые были безоговорочно приняты Сталиным. Он смотрел ее бессчетное количество раз, часто цитировал остроумные реплики из фильма. 1938 год для Орловой и Александрова начался с радостного события. Они переехали в новую четырехкомнатную квартиру в Глинищевском переулке, дом 5, квартира 103, на шестом этаже. 1 апреля Орлову наградили орденом Трудового Красного Знамени как «исполнительницу роли Мэри в кинокартине ''Цирк''». Теперь и в титрах фильмов, и в публикациях, наряду с титулом заслуженной артистки, ее фамилию будет сопровождать еще одно немаловажное уточнение - орденоносец.
«Волга-Волга» вышла в прокат 24 апреля. Но для журналистов и критиков просмотры состоялись чуть раньше. Отзывы в прессе стали появляться в конце марта. В них игра Орловой превозносилась для небес. Известность актрисы приняла немыслимые масштабы. Стоило ей приехать на гастроли в какой-нибудь город, за ней сразу тянулся шлейф поклонников и поклонниц - дежурили возле гостиницы, где останавливалась актриса, ждали после концертов. В нее были влюблены мужчины всех возрастов. Женщины во всем подражали любимой артистке. Почитатели ее таланта заваливали Орлову мешками писем, которые адресовались очень просто: «Мосфильм», Любови Орловой. К сожалению, обстоятельства сложились таким образом, что большая часть писем бесследно пропала.
В эти годы Орлова выступала с концертами по всей стране. Это были и бесплатные выступления, и так называемые афишные, за которые актриса получала гонорар, порой немалый. 10 июня 1938 года в газете «Советское искусство» появилась небольшая заметка «Недостойное поведение». В ней говорилось, что Любовь Орлова за каждое свое выступление требует от организаторов по три тысячи рублей.
Сумма по тем временам астрономическая. Максимальная ставка гонорара не должна была превышать 750 рублей. Надо отметить, что деньги актрисе нужны были для строительства дачи, которое шло полным ходом. 1 февраля 1939 года Любовь Орлову как «исполнительницу роли письмоносицы в кинокартине ''Волга-Волга'', награжденную ранее орденом Трудового Красного Знамени» наградили орденом Ленина.
В 1939 году умер отец Любови Орловой Петр Федорович. Евгения Николаевна, мать актрисы, переехала жить к ней, в новую квартиру. В 1940 году на экраны вышел фильм Александрова «Светлый путь». Любовь Орлова сыграла в нем ткачиху Таню Морозову. Фильм неоднозначный, с политическим подтекстом. Критики и зрители признали роль Тани Морозовой очень удачной. Хотя по-настоящему качественным в фильме можно назвать только один эпизод - тот, в котором героиня Орловой показывает самостоятельную работу на 160 станках. И, конечно же, прекрасная музыка Дунаевского.
В остальном явно просматривается наигранность, подгонка под образ и стиль. Сталин не был восторге от фильма, но его выпуск разрешил. Считается, что даже название фильму, вместо предполагаемого «Золушка», тоже выбрал сам отец народов. «Как и у всякого советского человека, у меня нет большего счастья, как отдавать людям свое умение, помогать им вдохновенно трудиться...»
Премьера «Светлого пути» прошла 8 октября 1940 года в московском кинотеатре «Художественный». Примерно в это же время Любовь Орлова получила очередную награду — юбилейный значок «XX лет советской кинематографии». В своей биографии Любовь Орлова всегда говорила, что роль ткачихи Тани Морозовой в «Светлом пути» была ее последней работой перед войной. Роль в «Цирке» превратила актрису Любовь Орлову в настоящую кинозвезду, хотя этот успех дался ей непросто. «Мне хорошо только наедине с собой!»
«Актер» на роль сына главной героини нашелся в Москве - в семье диктора радио Ллойда Паттерсона (Работал на радио вместе с легендарным Левитаном, вел передачи на английском языке для зарубежных радиослушателей), приехавшего в Россию из Америки, и его жены-художницы Веры Араловой. Джим Паттерсон, маленький актер, который исполнил роль сына главной героини, стал родным для актрисы и в реальной жизни. Любовь Орлова и после съемок вместе с мужем навещала Джима Паттерсона в Риге, где он учился, а когда он приезжал в Москву, часто гостил у супругов на их даче во Внуково. Ему актриса отдавала свою нереализованную материнскую нежность, сказав однажды: «Почему это у меня нет детей? У меня есть мой киносын – Джим». Джим стал штурманом-подводником. И там же начал писать и публиковать свои стихи. В 1995 году уехал жить в США.
После выхода фильма Любовь Орлова стала звездой №1, причем не только в СССР, но и за рубежом. Вместе с мужем они представляли советские картины на кинофестивалях в Каннах, Венеции, Риме, Берлине и Париже. Эти фильмы везде пользовались неизменным успехом: так, в 1937 г. «Цирк» был удостоен Гран-при на Международной выставке в Париже, а в 1941 г. – Сталинской премии первой степени. «Цирк» на долгие годы стал лидером советского кинопроката. В фильме снималась настоящие артисты цирка: народный артист СССР Владимир Дуров, Альфонс Лутс (клоун Коко), Виктор Лебедев. Любимый клоун Коко, выступал в амплуа Рыжего в цирке Труцци, в дуэте с А. Чинизелли в цирке Гореца, с П. Рязановым в цирках Д. Андржиевского и Ф. Изако. Браво, Коко! Браво!.. Отдельно стоит отметить сцены с дрессированными животными Владимира Дурова-младшего и львами Бориса Эдера. Кроме выступлений в цирке, Борис Эдер и его хищные четвероногие друзья много снимались в советских фильмах: "Цирк", "Опасные тропы", "Полосатый рейс", "Дон Кихот". А в "Укротительнице тигров" в роли Антона Афанасьевича Телегина Эдер сыграл самого себя. Великий дрессировщик Борис Эдер отмечал: "Я прожил нелегкую, но счастливую жизнь, потому что она была отдана творчеству. И если бы каким-то чудом мне удалось жить сначала, я без колебаний повторил бы путь циркового артиста, дрессировщика хищников".
Автором музыки к фильму стал композитор Исаак Дунаевский. Его «Песня о Родине» («Широка страна моя родная») стала одной из самых популярных и узнаваемых советских песен. В конец 1930-х гг. она даже обсуждалась в числе вариантов гимна СССР. В результате эта песня стала неофициальным гимном – ее вступительные аккорды использовались в качестве позывных Всесоюзного радио, она звучала на всех торжественных мероприятиях и парадах. Одну из композиций, написанных для этой комедии, тогда забраковали, и она позже вошла в другой фильм – «Дети капитана Гранта». Эта была песня «А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер». Практически второй гимн Советского Союза – песня «Широка страна моя родная» была написана композитором Исааком Дунаевским на стихи Лебедева-Кумача. Песню эту начали транслировать по всесоюзному радио задолго до премьеры. В годы войны в знаменитом партизанском соединении Сидора Ковпака единственным и безошибочным паролем для новых, вступавших в него бойцов было... знание песни «Широка страна моя родная» из кинофильма «Цирк». И пароль-песня ни разу не подвел ковпаковцев. Артист Столяров петь не умел и вокальную партию за него исполнил режиссёр Александров исполнил лично. «Песня о Родине», написанная поэтом В. Лебедевым-Кумачом на музыку Исаака Дунаевского для картины, получила всемирную известность. «Работая над песней, я всегда внимательно и серьезно относилась к ее словам. Особенное значение приобретает слово, переданное с экрана кинотеатра: оно идет в широчайшие массы и оно должно быть предельно выразительным, близким каждому человеку».
В фильме можно увидеть настоящий первомайский парад 1935 года, в постановке которого впервые принял участие хореограф Игорь Моисеев. А на башнях Московского кремля можно видеть двуглавых орлов, которых ещё не заменили на рубиновые звёзды. Некоторые эпизоды комедии неоднократно подвергались редактированию: в 1950-х гг. пересняли финальные кадры во время исполнения «Песни о Родине», в 1960-х гг. фильм был переозвучен. Роль С. Столярова озвучил его сын, Кирилл Столяров, Роль В. Володина - Иван Рыжов, Любовь Орлова переозвучила свою роль сама. Судя по некоторым источникам, Александров планировал снимать «Цирк» в цветном формате, однако из-за дороговизны цветной пленки остановились на черно-белой. Мечта Григория Александрова снять цветную кинокомедию осуществилась только в 2011 г., когда была выпущена колоризованная версия фильма. На тот момент цветная пленка была слишком дорогой, и режиссеру на студии выделили черно-белую. 4 ноября 2011 на Первом канале показали цветную версию фильма. Работы по колоризации вела фирма «Формула цвета». Картина была полностью раскрашена и отреставрирована, пленку очистили от царапин, также улучшили качество звука.
Кинокарьера Любови Орловой складывалась весьма успешно не только благодаря мужу-режиссеру, но также из-за того, что она была любимой актрисой Сталина и самой красивой кинодивой 1930-1940-х гг. «Мне всегда будет тридцать девять лет, и ни на один день больше!». «Теперь понимаешь?»
Материал к публикации на основе информации открытых источников подготовил Андрей Ахрамович