Братишки – самые забавные в цирке

Знаменитая итало-французская семья клоунов, выступавшая в 1900-х - 1940-х годах XX века. Под «цирковой семьёй Фрателлини» обычно понимают троих братьев-клоунов: Паули, Франсуа и Альберта. Кстати, если перевести с итальянского буквально, то «fratellini» - это просто «братишки». Славная династия артистов, этим «братишкам» - почти два с половиной века! Их отец, Густаво Фраттелини (1842-1905), родился во Флоренции.


Основателем династии считается Джулиано Фрателлини, родившийся в 1745 году. Был циркачом, женился на Марии Маддалене Ди Анджело, имел несколько детей, ставших циркачами, как и их отец. Их дети, внуки и правнуки были и клоунами, и акробатами, и цирковыми гимнастами, ездили с различными цирками по странам Европы и США.


Густаво Фраттелини (четвертое поколение династии) учился в семинарии Флоренции, после чего решил посвятить себя медицине и поступил в университет. Во время учебы Густаво примкнул к освободительному движению и стал сподвижником Джузеппе Гарибальди во время периода Рисорджименто – национально-освободительной борьбы за объединение Италии. Фрателлини вступил в один из гарибальдийских легионов помощником лекаря и покинул Флоренцию. В 1860 году он принимал участие в военной кампании против Бурбонов, правивших в Неаполе, а в 1866 году - в военной кампании против Австрии, командовал отрядом. Легенды гласят, что во время военных действий Густаво попал в плен, и чтобы развлечь собратьев-узников, он начал выдумывать и показывать гротескные сценки. Так началась клоунская карьера Фрателлини-старшего. Правда, в некоторых источниках упоминается, что после участия в восстании Гарибальди, Густаво Фрателлини в 1867 году женился, и чуть позже начал карьеру циркового артиста в качестве акробата и воздушного гимнаста, выступая вместе с акробатом Трамани, владельцем бродячего цирка. В 1868 году Густаво уехал в Египет, но уже вместе с цирком Майера, где показывал упражнения на трапеции. Историки предполагают, что студент медицинского факультета занимался гимнастикой в юношеском возрасте, поскольку известно, что во время пребывания в отряде Гарибальди он был даже инструктором гимнастики. В 1872 году Густаво сам стал владельцем бродячего цирка, но дела его шли неважно, и три года спустя, в 1875 году, он принял ангажемент, предложенный ему директором цирка Давидом Гильоме, и отправился на гастроли в Южную Америку. Возвратившись на родину в 1877 году, Густаво выступал в цирке Фассио, как наездник и акробат. Там же началась его карьера клоуна. В 1879 году Фрателлини появляется клоуном на манеже Ипподрома в Париже. У Густаво Фрателлини было десять детей, из которых остались в живых четыре сына: Луиджи, Паоло, Франсуа и Валентино-Альберто. Встретив в Германии импресарио Смоленского, Фрателлини поехали в Россию, где прожили одиннадцать лет.


Интересные факты рождения детей артиста, где работал в цирке, там и рождались у него дети. Старший сын Густаво, Луи (1867-1909), родился во Флоренции через год после женитьбы отца – в 1868 году. Второй сын - Поль родился в городе Катано на Сицилии, когда отец возвратился в 1877 году из Америки и совершал гастрольную поездку по Италии. Третий Франсуа родился в Париже в 1879 году, а младший Альбер - в 1886 году в Москве. Альбер с улыбкой вспоминал, что «при рождении его обмыли водкой», по русской традиции. У нас русских это называется «обмывать ножки». Да у русских все так - чтоб прижилось, хорошо работало или просто потому что новое - надо «обмыть», т. е. за это выпить. Родился новый человек, за него пьют, чтоб вырос сильным и здоровым, смачивают пяточки, чтоб быстро бегали. В наши дни у цирковых артистов, считается также, что если Вас зовут "обмыть ножки" новорожденному, то Вы должны обязательно что-то купить малышу, а под пяточки положить купюру, чем больше тем лучше. Это святая и добрая исконно русская традиция всем вместе собраться и поприветствовать дитя, сделать подарки, дать сумму «на зубок», в других странах такой традиции нет. Валентино-Альберто Фрателлини в 1886 году в Москве об этом и не знал, а в последующем только догадывался.

Густаво Фрателлини вместе с двумя товарищами и с семьей вёл кочевую жизнь, обычную для цирковых артистов, по всей Европе. Семья повсюду следовала за своим главой, побывала в Англии, во Франции и Германии, работали в разных цирках Европы. Густаво Фрателлини умер в Париже в 1905 году. После его смерти все семейство во главе со старшим сыном Луи вновь уезжает в Россию. Сначала - все вместе, потом им пришло два коммерческих предложения в разные цирки, и они решили разделиться на пары. Альберто и Франсуа работали в Германии в Цирке Шумана, а Луиджи и Паоло - в цирке в Голландии, а потом в Варшаве. Луиджи умер в Варшаве от черной оспы в ноябре 1909 года, и оставшиеся братья решили работать в цирке как трио клоунов Фрателлини. У них были контракты по всей Европе и в России. Работали они и цирке Чинизелли в Петербурге, и в цирке Никитина в Москве, и в цирках в Румынии и других европейских стран. После начала Первой мировой они смогли уехать во Францию, где подписали контракт с цирком мадам Медрано в Париже. Альберт, Франсуа и Поль Фрателлини - это трио было знаменитым во Франции, они играли не только в цирке, но и в мюзиклах и на эстраде. Зритель валил именно «на Фрателлини». Дети Франсуа Фрателлини продолжили цирковую династию, став шестым ее поколением. В его семье родились Альбертино, известный как «Берто» Фрателлини, Паолино, известный как «Попол» Фрателлини, Франсуа, известный как «Баба» Фрателлини, Энрикетта Фрателлини, Альбертино, известный как «Тино» Фрателлини. Они работали в лучших цирках Европы - Италии, Франции, Германии, Бельгии.


До начала Первой мировой войны трио в основном гастролировало по различным городам европейских стран и Российской империи, но после начала войны они поступили на работу в цирк Медрано в Париже. К 1923 году они, как считается, стали едва ли не самыми известными артистами-клоунами во Франции, имели большое количество поклонников (в основном среди парижских интеллектуалов), о них часто писали в прессе, а некоторые их номера длились более сорока пяти минут. У каждого из клоунов был особый устоявшийся образ: так, Паули отличался нарочито карикатурным поведением и небольшим количеством макияжа на лице, Франсуа держался в элегантной и помпезной манере и полностью красил лицо в белый цвет, а Альберт носил рваную одежду и наносил себе на лицо гротескный макияж, элементами которого были высокие чёрные брови, густо размалёванные губы и накладной нос-«картошка», по некоторым предположениям, именно типаж Альберта во многом сформировал стереотипный облик современного клоуна. Братишки пользовались такой известностью, что нельзя было представить себе, каким образом можно достичь большей славы. Театральная критика в один голос восхваляла братьев, и театр «Комеди Франсэз» включил их в состав своей труппы. Трио выступало на всех празднествах, на всех банкетах, например, на банкете в честь артистов «Независимой коммуны Монмартра» (1924) в Мулен де ла Галетт и на рождественской елке у президента республики (1925). Музей Гревен поместил в своих залах их изображения рядом с изображениями генералов и государственных деятелей. Силуэты Фрателлини появлялись на рекламах различных изделий, начиная с косметических товаров и кончая ваксой, не говоря уже о конфетах.


Тристан Реми в своей книге «Клоуны» написал: Фрателлини представляли цельную глыбу, в которой невозможно было отыскать никакой трещины. Их братские сердца избавляли артистов от зависти друг к другу и от ложного самолюбия. Каждый из партнеров был заинтересован в успехе другого, ибо игра каждого содействовала славе и триумфу всего трио. Их общие усилия завоевали расположение публики, и Фрателлини отвечали на это расположение новыми усилиями, артисты старались отплатить зрителям, отблагодарить их за то, что те не уставали проявлять интерес к работе клоунов и осыпать их похвалами. Но все это было не главным, успех трио зависел, прежде всего, от однородности, от слияния индивидуальностей трех артистов, которые, в сущности, составляли единое целое. Стремительный, с буйной фантазией Франсуа, выражал тип традиционного французского клоуна. Медлительный увалень, тем не менее, с экстравагантными чудачествами, Альбер - «шут гороховый», типаж англосаксонского эксцентрика, рождённый в недрах английской пантомимы. Они составляли две крайности, которые с необыкновенной ловкостью и лукавством, находчивостью и осмотрительностью, изворотливостью и предприимчивостью, объединял в образе «рыжего» Поль. В его персонаже, который был немецкого происхождения, безотчетно уравновешивались две противоположные тенденции, воплощенные в манере игры братьев. Таким образом, персонажи братьев Фрателлини интуитивно выражали три современных течения в клоунаде того времени. Клоунское трио понравились публике, которая, как известно, создает и разрушает репутации артистов быстрее, чем это делают критики и журналисты. Именно публика создала Фрателлини славу великих артистов. Буквально за несколько месяцев Фрателлини затмили всех комических артистов, за исключением Грока, выступавшего в мюзик-холле, и Чарли Чаплина, блиставшего в немом кино.

Те же историки многие годы пытаются классифицировать амплуа каждого из братьев Фрателлини, подбирая всевозможные соответствия и аналогии. Вот некоторые из них: «Поль - осмотрительность и лукавство, Франсуа - веселость и жизнерадостность, Альбер - застенчивость и беспорядочность». «Поль - воплощение добродушия, Франсуа - изящества, Альбер - грубоватого юмора». Типажи клоунов импонировали вкусам и были любимцами определённого сословия: Франсуа - буржуазии, Поль - мещанства, Альбер - пролетариата. По социальной значимости общения и взаимодействия Поля называли нотариусом, Франсуа - адвокатом, а Альбер был, как правило, истец. Впрочем, те же историки и биографы братьев отмечают, что, в конечном счете, эти градации ничего не объясняют. Артистическая «фирма» братья Фрателлини - родилась по сути в России. Густава Фрателлини-отца привез в Россию Альберт Вильгельмович Саламонский, который в свою очередь был предпринимателем, директором и основателем цирков по всему миру, в том числе основал Московский цирк Никулина на Цветном бульваре (в первые годы советской власти переименованного в Первый Госцирк) и Рижский цирк.


Благодаря своему труду и помощи друзей-меценатов, уже будучи знаменитым уз потомственной еврейской цирковой семьи он открыл целую сеть цирков от Берлина до Одессы. Родители - цирковые артисты Вильгельм Саломонский и Юлия Каре. В общем, понастроил Альберт Вильгельмович Саламонский по России и за рубежом зданий цирков, которыми и по сей день пользуются артисты, а о нем никто и не помнит. Судя по всему, был очень креативным человеком: программы его в цирках славились размахом и выдумкой. Как-то на Ходынском поле он устроил театрализованные скачки на верблюдах, скачки клоунов на пони, гонки римских колесниц и бег табуна неуправляемых лошадей… Саламонский умер 22 июня 1913 года в Москве, похоронен на Введенском (Немецком) кладбище.


Но вернемся к семье Фрателлини. У Густава было четверо сыновей, совсем ещё молодых. Они тогда ещё не работали в цирке. Семья Фрателлини была связана с Альбертом Саламонским в течение одиннадцати лет, то ссорясь с ним, то «заключая перемирие». В подготовке и разработке номеров у каждого из братьев также была своя «роль». Поль был главным распорядителем и вдохновителем, он фонтанировал идеями, предлагал сюжеты, намечая программу антре. Франсуа был постановщиком, от него и зависел успех номера. А Альберу доставалась обычно роль послушного исполнителя. Когда Альбер был в плохом настроении, он обычно говорил: Франсуа у нас - директор, Поль - администратор, а я кувыркаюсь на арене. Правда, редко когда братья упоминали о том, что в лучшие их годы у них был свой автор, который писал диалоги и придумывал сюжеты номеров... Братья Фрателлини были на редкость методичны. Благодаря этому антре, составлявшие их репертуар, были во всех деталях продуманы и точно рассчитаны. Артисты заботились о том, чтобы в их игре не оказалось ничего «приблизительного», ничего, что могло бы уменьшить интерес зрителей, они старались, чтобы каждое слово, каждое движение, каждая деталь реквизита органически сочетались с представляемой сценкой, не отяжеляя действия. Фрателлини достаточно трезво смотрели на вещи, они сознавали пределы своих возможностей и не разрешали себе ро¬скоши удивлять публику еще больше, вводя элементы импровизации в свою игру. Импровизация требует от артиста предельной четкости движений и ловкости, а ведь именно неловкость и составляет порою прелесть клоуна и обеспечивает ему успех.


Клоунский номер «Братья Фрателлини» - создан был в Твери в цирке Безано в 1910 году. Партнеры Густава поссорились с ним, и семья Фрателлини осталась, как в цирке говорят, «на якоре». Тогда Безано предложил Густаву сделать номер с сыновьями. В небольшой комнате постоялого двора они начали репетировать - отец и сыновья, четыре брата, и это, как потом показала жизнь, положило начало блестящей карьере этих талантливых клоунов, которых вскоре узнал весь мир. Уехав за границу и став знаменитыми артистами Парижского цирка, Фрателлини не порывали связи с Россией. В 1927 году в письме в редакцию журнала «Цирк и эстрада» они писали, что уверены в своем приезде в русские цирки, вспоминали о зрителях, о которых у них остались самые лучшие воспоминания, хотя в России их работа проходила в очень трудных материальных условиях - они попадали к директорам, которые прогорали, и Фрателлини страшно бедствовали, несмотря на большой успех на манеже. «Нашему успеху способствовала восторженность русского зрителя. С искренней непосредственностью восприятий русского зрителя может сравниться только, пожалуй, всегда беспокойная и побуждающая к работе толпа Парижа. Все же все наши самые тяжелые жизненные невзгоды относятся именно к этому периоду работы у Саламонского. По истечении года мы уже знали всех чиновников ломбарда», - писали они в другой статье, адресованной в журнал «Цирк и эстрада».


Очень тепло о встрече с братьями Фрателлини в Парижском цирке написала в своей книге воспоминаний об отце «Куприн - мой отец» дочь писателя Ксения Куприна: Когда мы с отцом пришли в уборную Фрателини, они очень ласково нас приняли и между двумя мазками грима на ломаном русском языке вспоминали свою жизнь и приключения в России, которую они изъездили вдоль и поперек. Они считали, что, кроме парижан, русский зритель - самый чудесный ценитель цирка в мире. Один из трех братьев - Альберт с улыбкой сообщил нам, что он родился в Москве и что при рождении его обмыли водкой. Детьми они уже участвовали в пантомимах. В затерянном уездном городке Омске в России два товарища, работавших с Густавом Фрателини, его покинули. Положение было катастрофическим. И вот в холодной избе началась настоящая клоунская карьера четырех мальчиков. С энергией отчаяния они в одну ночь срепетировали номер, который на другой день прошел с большим успехом. В этой книги сказано, что у Фрателлини во время пребывания в России был открытый конфликт в борьбе за первенство с Дуровым. Во время разговора в уборную вбегали молодые люди, девушки, дети - все они были потомками трех братьев и работали в цирке. Куприн жадно слушал быстрые фразы трех клоунов. Он спросил о своем друге Жакомино, но Фрателини только кивали головами и улыбались: «Си, си, Жакомино». Когда разговор зашел о Дурове, они перестали улыбаться. Оказывается, Фрателини не поладили с ним, и ссора приняла настолько бурный характер, что в Москве образовалось два лагеря: за и против иностранных клоунов… Директор цирка устроил торжественное примирение на арене, но это была только инсценировка - вражда так и не прекратилась.


Поль Фрателлини умер в июне 1940 года, и на фоне памятных событий того времени смерть его прошла почти незамеченной. Его место в трио занял Чарли Илес. Но ни усилия Франсуа и Альберта, ни добрая воля Илеса не могли возместить отсутствие Поля. Фрателлини все ещё выступают на аренах цирка, но они как-то потеряли веру в себя, и им подчас недостает аплодисментов, которые могли бы их подбодрить. Трио не хватает столь человечного и добродушного артиста в цилиндре, который посылал публике дружескую улыбку, и Чарли Илес так и не сумел его заменить. Если Поль Фрателлини и не был «интеллектуальным» клоуном, каким его многие считали, то он, бесспорно, был душой трио, его мозгом. Покинув наш мир, Поль Фрателлини унес вместе со своим цилиндром, моноклем, мягким воротничком, сюртуком, разноцветными носками и смешными башмаками нечто большее: он унес самый дух фантазии, которая принесла трио Фрателлини такую громкую славу.


После смерти Поля ни одно трио не смогло ещё сравниться с блестящим комедийным мастерством Фрателлини; необыкновенное чувство смешного, сочетание реализма и эксцентричности составляют неповторимую особенность этого трио. Франсуа прожил 72 года и умер в 1951 году, а Альберта не стало в 1961 году, ему было 75 лет. Некоторые из детей братьев также стали цирковыми артистами. Стоит отметить, что сын Поля - Виктор (1901-1979), и его дочь, внучка Поля - Анни, были известными во Франции клоунами. Анни Фрателлини (1932 -1997) родилась в семье Виктора Фрателлини и Сюзанны Руссо в Алжире. Она считается первой женщиной - цирковым клоуном во Франции. Свою карьеру Анни начала в цирках Медрано и Пиндер, когда ей было 14 лет, но позже бросила цирк и пела в музыкальных залах и ночных клубах. В 1969 году она снялась в фильме «Большая любовь» и вышла замуж за режиссёра фильма Пьера Этекса, он и посоветовал жене заняться всерьез клоунадой. Анни Фрателлини умерла от рака в возрасте 64 лет в 1997 году.


Тино Фрателлини (седьмое поколение династии), акробат и эквилибрист, был звездой цирка Ронкалли в Германии. Увы, у него был найден рак. Лечение не помогло, и Тино умер в сентябре 1994 года в Кёльне. И сегодня новые поколения семейства Фрателлини продолжают работать в цирке. Сын Тино - Франческо Фрателлини (восьмое поколение), родившийся в 1982 году, поступил учиться в Вероне (Италия) в Академию циркового искусства (Accademia d’Arte Circense), после окончания которой работает в цирках Франции и Германии. Правда, он не клоун, как его знаменитейшие предки, а, как и его отец, акробат и к тому же еще прыгун на батуте, эквилибрист и жонглер. Его сестра Ребекка - цирковая наездница в Швейцарском национальном цирке. Ребекка и Франческо - на сегодня последние представители цирковой династии Фрателлини.


Режиссёр Федерико Феллини в 1970 году снял телефильм «Клоуны», фильм является частично документальным, частично художественным. В фильм входят автобиографические зарисовки из провинциального детства и воссоздание легендарных клоунских номеров братьев Фрателлини. Например, младший, Альбер, дебютировал на арене в 4 года. Его посадили внутрь огромного бутафорского яйца, которое малыш должен был катать. Но в нужный момент яйцо не пошевелилось, хотя по нему стучали и кричали. Оказалось, ребенок заснул. Зрители аплодировали громче обычного. Одному из братьев Фрателлини принадлежит известное высказывание: «Если клоуны своими выходками заставляют зрителя слишком много смеяться, они внезапно берут в руки скрипку и выводят на ней печальную мелодию. Им ведь понятно, что зрители не могут все время надрываться от смеха».


«Клоуны» – одна из немногих картин Феллини, фактически неизвестных широкой аудитории – отличается особым своеобразием. Отчасти он состоит из интервью знаменитых клоунов прошлого и погружения в жизнь и атмосферу цирка, отчасти – из автобиографических зарисовок из детства самого режиссера. В нем снялся и сам Феллини, с раннего детства испытывавший большой интерес к цирку и, в частности, к клоунам. Феллини внес в свой фильм богатую фантазию, неистощимо свежую выдумку, показал, какие неисчерпаемые возможности таит в себе древнее и юное искусство клоунады.


В 1971 году комедия «Клоуны» получил престижную награду национальной итальянской кинопремии - «Давид ди Донателло». «Клоуны» - это своеобразная энциклопедия европейского клоунского искусства первой половины 20-го века.

Материал к публикации на основе информации открытых источников подготовил Андрей Ахрамович

Афиша цирка

в нашем цирке

каникулы

Следите за новостями, чтобы не пропустить новую программу...