Энрико Аннаев - вокруг меня мячи и 34 послания ангелов
В цирковых семьях родители, выбирая имя ребёнку, часто задаются вопросом, как имя и фамилия будут звучать в манеже.
Дамы и господа, совсем скоро на манеже Омского государственного цирка выступит обладатель наград: золото на фестивале в Висбадене (Германия), бронза фестиваля Сен-Поль-ле-Дакс во Франции, приз «Молодая звезда» на фестивале Young stage в Швейцарии, бронза на фестивале молодых артистов в Монте-Карло, спецприз в Северной Корее - Энрико Энрикович Аннаев. За плечами мастера жонглирования десять фестивалей. Встречайте и аплодируете стоя!
Родился Энрико в Москве 01.07.1991, представитель прославленной династии цирковых артистов, сегодня он празднует 34-летие со дня рождения. 34 года - это ангельское и магическое число, послание от ангелов о творчестве и уникальной способности проявлять условия, необходимые для исполнения желаний. Энрико работает на манеже жонглером в образе секретаря. Классическое жонглирование - это подбрасывание предметов в воздух с последующей их ловлей. То, что делает с мячиками жонглер Энрико Аннаев, описать очень сложно, он жонглирует не вверх, а вниз - стучит мячиками об пол. Мячи для жонглирования на отскок изготовлены из резины, каучука, полимерных материалов и силикона. Руки жонглера, словно намагниченные, притягивают мячики, несмотря на самые фантастические траектории. Зрелище это завораживает! Энрико – внук народного артиста Российской Федерации Николая Сквирского. Так получилось, что его родители тоже являются продолжателями своих династий. Энрико - четвёртое поколение из цирковой династии семьи Сквирских и Аннаевых с обеих сторон. Мама - заслуженная артистка России Надежда Сквирская. Папа Энрико Амандурдыевич Аннаев - третье поколение цирковой династии Аннаевых-Боровиковых, его назвали в честь знаменитого певца Энрико Карузо. Со стороны мамы - Яков Маркович и Валентина Прокофьевна Сквирские (акробаты, воздушные гимнасты), Михаил Семёнович Москвин (известный цирковой режиссер). Со стороны отца - Павел Алексеевич Боровиков (Заслуженный артист УЗССР отец Лауры Аннаевой, владел различными цирковыми жанрами, однако самым главным его делом была клоунада) и Амандурды Аннаев (Народный артист ТССР, основатель и руководитель номера «Туркменские конные игры», дедушка по отцу Энрико Аннаева) и его жена – Заслуженная артистка ТССР – Лаура Аннаева была воздушной гимнасткой и наездницей на лошадях в аттракционе мужа. Семья очень большая, которая сделала для цирка, не меньше, чем Кантемировы, Запашные, Багдасаровы, или Филатовы.

Дрессировщик народный артист РФ Николай Яковлевич Сквирский
Николай Яковлевич Сквирский родился 24 января 1948 года в семье цирковых артистов, дрессировщик хищных животных, создатель аттракциона «Львы Африки» с которым выходил на манеж в течение 36 лет. Народный артист Российской Федерации, мастер дрессуры в 2008г. отмечен Благодарностью президента РФ. Его отец, Яков Маркович Сквирский, был акробатом-вольтижёром, мать, Валентина Прокофьевна, воздушная гимнастка. В манеж Сквирский вышел в возрасте пяти лет. Выступал в амплуа акробата-эксцентрика, был партнёром клоуна Карандаша.
В 1967 году, окончив с красным дипломом Государственное училище циркового и эстрадного искусства, работал акробатом в номере «Подкидные доски с батутом» и одновременно в эксцентрическом номере «Весёлые повара», а затем увлёкся работой с животными и стал дрессировщиком. В аттракционе «Львы Африки» на манеж выходили шесть кенийских львов и одна львица. Работу Сквирского «нельзя спутать ни с одним из существующих аттракционов с хищниками», - признавала укротительница Ирина Бугримова.
Николай Яковлевич Сквирский - лауреат национальной премии «Циркъ», академик Российской академии циркового искусства ставил уникальные трюки, никем более не исполняемые. Шутка ли, на манеже шесть львов и одна львица покорно выполняют все команды укротителя, не ссорятся, когда он покидает клетку, осторожно берут мясо с ладони, а кенийская красавица Ати бережно несет в пасти то букет цветов, то российский флаг, словно послушная собачка, а не грозная львица. В 2006 году сообщалось в СМИ, что Николай Сквирский, дрессировщик африканских львов, кормил своих животных один раз в день. В рацион входили: 6 килограммов мяса: свинина и говядина; 500 граммов птицы; немного зелени; куриное яйцо. Чтобы мясо лучше усваивалось львиным организмом, в блюдо добавляли растительное масло. У львов в этом плане рацион стабилен, они мясо кушают каждый день в больших количествах, это для них - праздник. Сейчас рацион львов существенно отличается: понедельник - курица, вторник – говядина и говяжьи кости, среда - красная рыба, четверг - молоко, яйцо, творог. Для аперитива королю зверей наливают воды, потом подают основное блюдо 6-8 килограммов мяса. Это единовременная порция, съев которую, лев будет сыт сутки. Львятам до года рацион специальный: молодое мясо кроликов, оленина, конина, красная рыба, далее вводят курицу и говядину они съедают мясо в день по 4 кг и очень быстро набирают вес. Очень важно, чтобы в меню были молочные продукты. Поэтому раз в неделю делают такое королевское блюдо: смешивают около двух килограммов творога, двух литров молока, 10-15 яиц. Дают еду вдоволь и при этом не перекармливают. В цирке средняя продолжительность жизни льва достигает 25 лет, а в дикой природе всего лишь 10-14.
Однако миролюбие дрессированных зверей - понятие весьма относительное. Хищник остается хищником. «Дрессировщик не гарантирован от случайностей и должен быть готов в любое мгновение отразить нападение зверя», - рассказывает Николай Яковлевич. «Животные, как и люди, наделены различными характерами и тоже бывают в плохом настроении. Особенно раздражительны звери в брачный период. В это время они часто выходят из повиновения и становятся опасными». Дрессировщик вспомнил, как лев по кличке Самсон, которого Николай Яковлевич одним из первых пробовал кормить с руки, напал на него. Тогда помог Портос - лев набросился на своего агрессивного сородича и «предупредил» его грозным львиным рычанием. Рабочий инструмент укротителя – стек (короткая тонкая трость с ременной петлёй на конце). Он используется не для того, чтобы причинить зверю неудобство, а дотронуться и указать нужное действие. «Палочка», как её называют в народе, – это продолжение руки дрессировщика.
«Врачи буквально вытащили меня с того света, две недели пролежал в больнице, а потом дней через десять решил продолжить репетиции. Причем Самсона я оставил, но делать этого было не нужно. На премьере в Москве на пару с другим львом он напал на меня снова. И опять помог Портос - он затеял со львами драку и дал мне возможность выйти из клетки. Спасал и в третий раз, когда ситуация была совершенно безнадежная и на меня во время представления в Бишкеке набросились сразу четыре льва».
В аттракционе «Львы Африки» участвовали шесть львов и одна львица: Артур, Портос, Фил, Людвиг, Беня, Сура и Атя. Гвоздь программы - сценка «Зритель и лев». Такого в мировой цирковой практике больше нет. На представлении каждый зритель старше 18 лет, трезвый и вменяемый - может войти в клетку к царю зверей и сфотографироваться. Гостей встречал и принимал в клетке взрослый (ему 11 лет) и солидный (с внушительными габаритами) лев по имени Портос. Он самый спокойный из подопечных Сквирского. Лев оказался весьма интеллигентным: смирно сидел на тумбе, и не проявлял к гостям никакого гастрономического интереса. Лев Портос снимался с Кахи Кавсадзе в «Приключениях Дон Кихота» и даже у Эмира Кустурицы в фильме «Подземелье». Премьера эксклюзивного трюка «Зритель и лев» состоялась в Пензе. Первым гостем в клетке стал иностранец, ни слова не говоривший по-русски - дрессировщик изъяснялся с ним жестами. По словам Николая Сквирского, за все время гастролей ко львам зашло более 4 тысяч человек. И все благополучно вышли. В клетку входили шейхи в саудовской Аравии, бургомистр Брюсселя (использовал визит в клетку к хищнику для создания положительного имиджа в предвыборной гонке), министр ФРГ, сенаторы США, политические деятели и журналисты России, масса губернаторов в городах.
Надежда Сквирская, заслуженная артистка России: «Интересно очень наблюдать, когда человек заходит, почти все думают, что это будет каким-то трюком. Что, возможно, выйдет какой-то надувной, игрушечный лев. До последнего, человек, заходящий в клетку, не верит, что дрессировщик выйдет из клетки. Поэтому интересная перемена в лице, когда папа говорит: "вы остаетесь, а я ухожу" и тут начинается самое интересное. Дрессировщик говорит: «Мишенька, что-то у вас с лицом случилось!»»
Лев - один из самых опасных хищников на Земле. Сила удара хвостом – 200-250 кг. Не говоря уже об основном оружии зверя - клыках и когтях. На родине Африканском континенте к большой кошки местные относятся к этому животному с трепетом и слагают легенды. «Заманчиво положение блохи в гриве льва. Униженный лев чувствует, как его кусает это маленькое, ничтожное создание, а блоха может сказать: "Во мне течет львиная кровь"». По древнему африканскому поверью, человеку, который однажды постоял рядом со львом, всю жизнь будет сопутствовать успех! В 2006 году артисты стали лауреатами престижной премии «Циркъ», присуждаемой Национальной академией циркового искусства.
26 февраля 2012 года аттракцион Народного артиста России Николая Сквирского «Львы Африки» закончил свое триумфальное шествие. Связано это было с подготовкой нового аттракциона, для которого были приобретены белые и желтые львята из Южной Африки. Жена - Виктория Фёдоровна Сквирская, артистка цирка, заслуженная артистка РФ, дрессировщица собак. Старшая дочь - Надежда Николаевна Сквирская, артистка цирка, заслуженная артистка России (программа «Белые львы Африки»). Младшая дочь - Елена Николаевна Сквирская, артистка цирка (номер «Игра с хула-хупами», в котором сочетаются элементы акробатики, художественной гимнастики и жонглирования).
Львиный аттракцион не только в России, но и за рубежом - большая редкость. Дрессировщики предпочитают работать с тиграми, так как они более подвижны. Львы в природе отдыхают около 22 часов в сутки. Заставить их подчиняться человеку, исполнять трюки - движения, которые не нужны царю зверей в природе, - задача не из легких. Львы очень рациональные животные, живут они в основном прайдами - семействами. Вместе охраняют свою территорию, выращивают потомство, охотятся. Чтобы добыть себе пищу, им требуется немного времени, потому что охотятся группами, где роли четко распределены: кто-то загоняет добычу, кто-то отвлекает, поджидает в засаде... Охотятся чаще всего самки, - рассказала продолжательница семейной традиции заслуженная артистка России Надежда Николаевна Сквирская. Цари зверей - социально организованны. В этом дополнительная сложность для дрессировщика. Если один лев нападает, к нему присоединяются остальные... Спастись в такой ситуации очень сложно. Лев - сильное животное. Он прыгает на расстояние 12 м, бегает со скоростью 54 км/ч. Укус, царапина хищников из семейства кошачьих приводит к заражению крови. Но несмотря на то, что из-за львиных клыков дрессировщику приходилось оказываться между жизнью и смертью, он все равно считает, что в любом нападении, агрессивном поведении льва виноват человек, а не зверь.
«Купить льва для цирка очень проблематично», - уточнила Надежда Николаевна Сквирская. «Брать в природе нельзя: это может быть только животное, рожденное в неволе в третьем поколении. В зоопарках неохотно отдают львов, считая, что с ними жестоко обращаемся. Ошибочное мнение: львы в цирке живут дольше, чем в зоопарке. У нас был питомец, проживший 22 года. В природе львы активны до 14 лет, после чего их изгоняют из прайда... Проблема не только в том, чтобы купить льва. Заранее не знаешь, получится ли из него артист. Обучаемым, поддающимся дрессировке оказывается один из ста. Это лотерея».
«Компания «Росгосцирк» приобрела львов в Южной Африке. Николай Яковлевич ездил туда на ферму и отобрал для работы 4 белых и 4 желтых львов. Когда мы задумали аттракцион с белыми львами, мы думали, что они, как белые тигры - декоративные животные, потому что белые тигры выведены искусственным путем и по характеру они не такие, как желтые, более мягкие, правда, и более болезненные. Оказалось, что белые львы - не декоративные животные, не искусственно выведенные, у них просто не хватает одного коричневого гена, в результате чего рождается белый львенок. Сейчас у Сквирских - восемь львов.
По словам дрессировщиков, у львов есть особенные периоды в жизни. В три года у них начинает меняться характер, они становятся буквально неуправляемыми, и иногда с ними даже приходится расставаться. К пяти годам они матереют, взрослеют. «Где-то за год из львенка получается еще не профессиональный, а делающий первые шаги артист. А потом идет процесс совершенствования, все доводится до автоматизма. У кошачьи, кстати, есть такая особенность: если ты отрепетировал в таком-то порядке, то уже ничего поменять невозможно, потому что я только вздохнула, а он уже знает, что делать дальше и перемены в моих взглядах на номер его не волнуют», - пояснила Надежда Николаевна Сквирская.
Энрико Аннаев в своём цирковом номере соединил различные техники жонглирования. Это и отскок от различных поверхностей: стол, стул, пол. И классика, без неё никуда. «Фишка» номера - сложные траектории, по которым летят мячи. «Какие-то основы можно осваивать в детстве. Безусловно, должна быть хорошая общая физическая подготовка. Самые главные качества для жонглёра - упорство, хорошая реакция, хотя её можно развить с помощью жонглирования, трудолюбие. И крепкая спина, потому что нагибаться за упавшими предметами придётся часто. Меня готовили совершенно к другим жанрам. Но у меня не было к ним никакой тяги. Жонглировать я начал совершенно случайно. В программе с моей семьёй работал жонглёр, который и научил меня азам и привёл любовь к этому жанру. Он и другие жонглёры увидели во мне потенциал, и я загорелся жонглированием, которое не отпускает до сих пор. Профессиональный путь я начал в 20 лет, выпустив сольный номер вместе с цирковыми режиссерами Ольгой и Яном Польди. Его подготовка и репетиция длились два года. До этого ещё несколько лет упорных репетиций для нарабатывания трюковой базы. Любой жонглёр скажет: чтобы лучше жонглировать, нужно больше жонглировать, а лучше ещё больше. Практика, практика и ещё раз практика. Начинающим жонглёрам советую смотреть видео номеров и пытаться повторять. Не стесняться подходить в цирке к жонглёрам и просить помочь. Возможно всё! На невозможное требуется чуть больше времени», - говорит артист.
«К своему номеру я шел долгих восемь лет. Приступил в 2004 году, когда мне было тринадцать лет. Для этого жанра начал я довольно поздно. Все мои ровесники уже имели к тому моменту свои номера. Я выпустил свой только в двадцать лет. Мне хотелось, чтобы номер был сделан от и до, начиная с режиссуры. Пригласить режиссера, подобрать хорошую музыку и костюм. Зрителю ведь все равно, сколько у вас мячиков, главное, чтобы они не упали. Я с детства знал, чем буду заниматься, хотя все время проводил рядом со львами. Какого-то страха никогда не было, они ведь сидели в клетках. А с маленькими я играл. Забавно и интересно. Они подходили ко мне, изучали, а потом все и начиналось. Пытались повалить, укусить, в общем, втянуть в свои львиные игры. «Маугли» я себя не ощущал. Шестерых львят привезли из Африки. Четыре белых и два желтых. Вы их и видели пять лет назад в номере, только они успели подрасти. Они с детства стали прайдом, львиной семьей. Я членом семьи так и не стал. Возможно, потому что никогда не видел в себе дрессировщика. Но радость от общения с ними, безусловно, присутствовала. Это ведь были котики, и вели они себя как котики. Конечно, неосознанно я подражал деду и маме, пытался заставить львят выполнить какие-то команды, однако никто из них ни одну из команд ни разу не выполнил. Загадка от меня - «Как поймать льва в пустыне?» Ответ продиктованный жизнью: «В пустыне много песка и мало львов, поэтому надо взять сито и просеять весь песок - останутся львы», - признался артист.
«Прошли годы, а вот когда в Нижнем Новгороде я все-таки вошел в клетку… уже со взрослыми львами… Нет, это был не страх, а настоящая паника! Я вдруг понял, что передо мной не милые кошки, а этакие махины под триста килограмм каждая, с огромными клыками и когтями! Да, я вошел в клетку с мамой и дедом… Но на этом мои детские восторги милыми кошками закончились. Как и какие-то мысли о дрессуре. Я долго искал свой жанр - занимался эквилибром, растяжками, гимнастикой, акробатикой. Но стоило мне попробовать жонглировать, как я понял: вот это мое. Для меня это и работа, и хобби. Ведь трюк хочется постоянно усложнять, чтобы не стоять на одном месте, не деградировать».

«Я выхожу на манеж и жонглирую разноцветными рыбками, представляете? А потом они взлетают к самому куполу - и исчезают. Вот только, как это сделать, я ещё не придумал...»

«Красота - благо, а тот кто стремится к благу, достигает счастья»
В современном мире есть необычные виды жонглирования:
1. Флейринг - жонглирование бутылками и стаканами при приготовлении коктейлей в работе бармена. Зародилось в Америке, с развитием питейной индустрии, для привлечения клиентов. 2. Жонглирование кендамой - это японская игрушка, состоящая из рукояти, похожей на молоток, двух чашек (лунок) и шара с отверстием, привязанного к рукояти веревкой. Задача игрока - так манипулировать шаром, поочередно перебрасывая его с лунки на лунку, чтобы насадить его на штырь. Недавно в Японии вышла книга об игре в кендаму, где описывается порядка 30000 возможных комбинаций! Турниры с кендамой проходят во всем мире, в том числе и в России, а в Японии, например, победа в таком соревновании сулит счастливцу не только признание в спорте, но и в карьере. 3. Жонглирование йо-йо и диаболо. Йо-йо - игрушка, состоящая из двух одинаковых дисков, соединенных осью, к которой крепится веревка. При броске веревка разматывается, и игрушка возвращается к игроку, за счет чего можно совершать разные манипуляции. 4. Воллейклаб - это уже не просто жанр искусства, это командный вид спорта. Как видно из названия, воллейклаб объединяет в себе волейбол и жонглирование булавами, здесь вместо мяча через сетку перекидывается булава. 5. Жонглирование гирями, или, как его еще называют, силовое жонглирование, тоже относится к спортивным дисциплинам, оно очень развито в нашей стране, родине былин о богатырях. Жонглировать можно одной или двумя гирями разного веса - 16, 24 или 32 кг, одному или с партнером, с открытыми или закрытыми глазами. 6. Джогглинг - это жонглирование предметами на бегу. Сочетание слов «juggling» (жонглирование) и «jogging» (бег трусцой) образует слово «joggling» (джогглинг). Первым попробовал сочетать бег с жонглированием американец Билл Гидаз в 1979 году. А абсолютный рекорд в этой области принадлежит Оуэну Морсу. В 1988 году, жонглируя пятью предметами, британец пробежал 100 м за 13,8 секунды. 7. Для жонглирования можно использовать пои, что чаще всего используется в фаер-шоу. Пои представляют собой пару шариков либо фитилей на веревках или цепях, которые вращают, беря за другой конец веревки. Пойстеры обычно используют ярко окрашенные пои, во время уличных или цирковых шоу они создают в воздухе красивые фигуры - как просто геометрические конусы, так и целые огненные картины, такие, например, как крылья дракона. 8. Контактное жонглирование - это магия взаимодействия прозрачных шариков и человека. Во время этого красивого действа жонглер перекатывает шарик по всему телу, удерживая баланс, выглядит это так, как будто шарики парят в воздухе. Такой интересный эффект достигается за счет акрила, материала, из которого изготовлены шары: он прозрачный. Поэтому самого вращения шариков не видно - кажется, что они то зависают в воздухе, то воспаряют к небу, то перекатываются по телу и ладоням мастера. Как видите, на сегодняшний день жонглер - это не только настоящий профессионал, умеющий манипулировать несколькими предметами одновременно, но и человек, превративший это занятие в спорт и даже в искусство, как это доказывает творчество циркового артиста Росгосцирка - Энрико Аннаева.
«Не так давно, два года назад имел честь видеть выступление Энрико Аннаева на манеже Омского государственного цирка. Был приятно удивлен виртуозному исполнению его номера по жонглированию мечами на отскок. Твердо решил, что также смогу научиться на раз, два, три. Собрался духом и пошел брать урок у мастера в манеже. Но репетиция уже завершилась, артист покинул цирк. Мечта научиться жонглированию не покидает меня, буду учиться на раз, два, три, четыре и пять. Жонглеры - это визуальные музыканты. Ну а если серьезно – Поздравляю Энрико Аннаева с Днем рождения! Желаю воплотить в жизнь все задуманное! Целеустремленности, упорства, желания и возможностей на пути к грандиозным целям! Дальнейших творческих успехов! С каждым днем открывать для себя все новые и новые грани в мире цирка!»
Материал к публикации на основе информации из открытых источников подготовил Андрей Ахрамович