• Главная
  • »
  • Жизнь Омского цирка
  • »
  • Ирина Бугримова: ''Я с детства выросла на лошади, и даже у нас в имении была специальная верховая лошадь, я ж дореволюционная''

Ирина Бугримова: ''Я с детства выросла на лошади, и даже у нас в имении была специальная верховая лошадь, я ж дореволюционная''

Ирина Бугримова: «Я с детства выросла на лошади, и даже у нас в имении была специальная верховая лошадь, я ж дореволюционная».
 
 
Ирина Николаевна Бугримова родилась 13 марта 1910 года в Харькове в дворянской семье. Ее родители не имели прямого отношения к цирку. Отец ее был  известным в городе профессором  ветеринарии,  лечил животных, в том числе  на ипподроме и в цирке, мать – дворянского происхождения – отлично играла на фортепиано, увлекалась фотографией и рисованием. С семи лет девочка занималась в музыкальной школе и балетной студии, а  с 12 лет часто ассистировала отцу при проведении не сложных операций на животных. От отца девочке передалась любовь к животным, она совсем не боялась крови, и отец видел в ней будущего хирурга. «На «орбиту» цирка Ирину невольно вывел отец. Больных животных Бугримовым приносили домой – в городе не было ветеринарной клиники. Кого тут только не было: собаки, кошки, козы, свиньи, овцы… Однажды привели для осмотра… двугорбого верблюда. «А мне хотелось полечить тигра или льва! Это в какой-то мере стало моей навязчивой идеей. Мечтала не столько лечить, сколько воспитывать зверей».  Мать происходила из еще  более известной семьи -  её дедушкой по материнской линии - адмирал Федорович, участник обороны Севастополя 1854-1855 гг., друживший  с великим  Айвазовским. Вот что сама Ирина говорила о своем детстве: «У моих родителей рождались одни девочки, вот и я родилась четвертой дочкой, хотя отец и мать ждали сына. Но в утешение родителям у меня рано проявился твердый, решительный характер. Я была смелая и ловкая, верховодила ватагой ребят. Как-то в детстве я увидела на столе у отца книгу с силуэтом льва на обложке и надписью на латыни "Aut Caesar, aut nihil!". Папа объяснил, что книга про римского полководца, государственного деятеля Гая Юлия Цезаря, он был храбрым, смелым и гордым, как лев. «Аут Цезарь, аут нихиль!» (Или цезарь, или никто!) - любил повторять папа. 
 
 
Позже я изучила поведение львов на природе и узнала, что лев - действительно независимое и гордое животное. В отличие от других «кошек», он не живет в стае. Лев метит территорию, приводит на нее самок, и уже никто другой на его территорию посягнуть не имеет права. Львицы приносят ему детенышей и отправляются на охоту, а царь зверей остается «дома» присматривать за детьми и охранять жилище. Лев привык к простору. В цирке же всех животных приходится соединять в одну группу и выводить на одну арену, поэтому работа со львами особенно сложна. Мне хотелось доказать самой себе и всему миру, что я смогу покорить гордых и независимых львов». Но львы были потом, а до них чего только не было - музыкальная школа и балетная студия при Харьковском оперном театре. Это мама увлекла ее не только музыкой, но и хореографией.  Руководство Харьковского цирка стало приглашать Ирину как помощницу профессора ветеринарии для осмотра дрессированных животных. Тогда-то юная спортсменка и задумала стать артисткой цирка. Судьба Ирины Бугримовой сложилась непросто: с детства она занималась спортом и только мечтала о цирковой карьере. Некоторое время спустя она всерьез занялась спортивными дисциплинами: бегала, прыгала с вышки, в высоту и длину. Она начала играть в русский хоккей, была метательницей дисков и копий, участвовала в соревнованиях по толканию ядра, бегала на коньках и даже увлеклась мотоспортом. В 1927 году Ирина Бугримова становится уже чемпионкой причем отнюдь не на любительском уровне - в 1927г. она стала чемпионкой Украинской ССР в толкании ядра, а в 1928 г. – чемпионкой Украинской ССР в метании диска. В этот период она также мечтала стать каскадером.
 
 
Благодаря мотоспорту девушка познакомилась с Александром Николаевичем Буслаевым, за которого в дальнейшем вышла замуж. С 1926 по 1928 годы являлась ученицей Харьковской торгово-промышленной школы. Впервые на арене цирка будущая дрессировщица Ирина Бугримова появилась в 1931 году. У супругов родилась идея невиданного аттракциона – «Полет на санях из-под купола цирка». Дирекции идея понравилась, и им разрешили репетировать, снабдили необходимым оборудованием. Премьера номера состоялась в киевском цирке в 1931 году. Номер, любимый зрителями, но не актрисой, просуществовал до 1937 года. В 1940 году Александр Николаевич Буслаев подготовил номер «Круг смелости» в котором, участвовал лев, сидящий на багажнике мотоцикла. Работал в цирке до 1963 года. 
 
 
В то время советский цирк жил амбициозными планами, толчком к которым в немалой степени послужил художественный фильм «Цирк» Григория Александрова. Не сходил с арены и впечатляющий номер «Полет на Луну», с которым по СССР гастролировали американские артисты. Исполнительница главной роли Марион Диксон пользовалась большой популярностью. Нужно было поставить оригинальный номер, способный затмить «Полет на Луну». Намерение Данкмана получило финансовую поддержку. Новой героиней, соперницей Диксон, он видел Ирину Бугримову.  Номер получился эффектным: сани с артисткой неслись из-под купола по трамплину, затем взмывали в воздух, пролетали через кольцо и приземлялись на страховочную сетку, натянутую над ареной. Будучи выдумщицей, Ирина довольно быстро охладела к номеру с санями, решив всецело посвятить себя дрессуре животных. Сначала подготовила аттракцион с лошадьми, а спустя полгода стала присматриваться к хищникам. Поводом послужил ее разговор с руководителем Центрального управления государственными цирками Александром Данкманом, который давно хотел пригласить на арену женщину, укротительницу тигров или львов. 
 
 
В то же время, параллельно с номером, Ирина готовит нечто другое – «Высшую школу верховой езды». Биография Ирины Бугримовой как дрессировщицы началась неслучайно. В том же году советский цирк закупил группу дрессированных леопардов, и управляющий цирками Данкман предложил Ирине Бугримовой совместить трюки и дрессуру. "Женщина и леопарды - это красиво и романтично. Вы во всех отношениях человек подходящий", - сказал он и получил ответ от Ирины Николаевны: "Уж если укрощать, то давайте царя зверей, давайте мне львов". И ей дали маленьких львят, которых дрессировщица назвала Каем, Юлием и Цезарем. Цезарь выступал с ней  23 года при том, что в дикой природе львы живут в среднем 10 лет. После окончания войны семейный союз распался, пара рассталась, и каждый принялся строить индивидуальную карьеру. 
 
 
Учитывая, что в то время не было одобренной методики дрессировки этих животных, приходилось продвигаться мелкими шажками, делая открытия практически вслепую, полностью полагаясь на интуицию. С достижениями Ирины Бугримовой знаком практически весь мир. Вместе с цирком она путешествовала по всему миру, показывая своих животных в Болгарии, Иране, Японии, Польше, Мексике, Чехословакии, ГДР и других странах. Выступление артистки – это не просто стандартный набор трюков, это всегда небольшой спектакль. Львы выполняли крайне сложные номера: взлетали под купол цирка на качелях, ходили по туго натянутому тонкому канату. Огромным успехом у зрителей неизменно пользовались номера «Кресло смерти», «Лев в воздухе», «Лев на проволоке» и "Прыжки через огненное кольцо". Бугримова первой стала класть голову в пасть льва. Но за изысканность трюков приходилось платить. 
 
 
Бугримова выходила на арену уверенная, казалось, что животные беспрекословно подчиняются ей, и ничего не может произойти. Но время от времени происходило. «Кошечки», каждая весом до 220 килограммов, нередко показывали свой норов. Летом 1941 года дрессировщице наложили 48 швов - следствие бунта ее питомцев. В 1955 году в Сочинском цирке лев Аракс так махнул лапой, что три пальца дрессировщицы повисли на сухожилии. Тем не менее Бугримова довела номер до конца. В 1957 году на гастролях в Польше лев ударил ее лапой по лицу, в результате чего пришлось делать пластическую операцию, но и тогда она не прервала выступления. А в 1971 году во Львове Бугримова упала в клетке, после чего лев Нерон вцепился зубами ей в ногу. "Если зацепил, кожу порвал - это не травма, так говорил еще мой папа профессор ветеринарии, - рассказывала она потом. - Зашили - через десять дней швы сняла, и пошла поработать. И опять: то поломали, то порвали, то полморды оторвали, только глаз один моргает. Конца не было! Но я ни разу за все сорок лет не пожалела о своем выборе. Меня же никто не повторял, не могли". В 1969 году Ирина Бугримова получила звание народной артистки СССР.
 
 
Метод дрессировки, к которому пришла артистка, отличается от общепринятого в то время. Дело в том, что она совершенно исключила из оборота удары и некоторые неприятные эксперименты, которыми грешили многие дрессировщики тех времен. Даже Общество покровительства животным вынуждено было прийти к выводу, что ее методика гуманна. При всем при том, на сцене в ее выступлениях царила строгая дисциплина, животные четко подчинялись каждому ее приказу и жесту. Многие коллеги, с которыми женщина встречалась в различных цирках, с удивлением вспоминают эту сильную женщину, способную сделать то, чего может добиться далеко не каждый мужчина. 
 
 
Сложность заключалась в том, что Ирине пришлось стать пионером в этой области, и в поисках стратегии общения с хищниками ей приходилось опираться только на собственную интуицию. «Много лет спустя я, когда уже хорошо изучила нрав огромных кошек, вспомнила слова своего папы. Лев, как и подобает царю зверей, горд и независим. Самые мощные и властные самцы, живя в стае, определяют личную территорию, недоступную для других: метят кусты и деревья и рычат. Львиный рык разносится по саванне на десять километров!»
 
 
Интересный факт: львиный рык многим людям известен по легендарной голливудской заставке компании Metro Goldwyn Mayer. Но оказывается, культовый звук, предшествующий множеству блокбастеров и драм, на самом деле принадлежит не льву! Реальный рев хищника не звучал слишком устрашающе, он уже не соответствовал современным требованиям «фабрики грез». Звукорежиссер сравнил звуки реального льва с рыком тигра и обнаружил, что последний более масштабен и величествен. В итоге, как ни парадоксально, нынешний лев MGM «говорит (рычит) голосом» тигра. Фильмография Ирины Бугримовой включает только одну картину: 1975 «Соло для слона с оркестром» эпизод (аттракцион Львы).
 
 
Ирина Бугримова за свою карьеру работала с 80 львами, 8 лошадьми и 12 собаками. Ирина Бугримова провела на манеже 45 лет. «Львам я нравлюсь, и это главное». Львы были настоящей семьей этой уникальной женщины. В возрасте 66 лет артистка была вынуждена оставить карьеру: в 1976 году львы устроили бунт и напали на Бугримову. Помощникам удалось вывести ее с арены, однако случившееся показало ей, львы больше не видят в ней сильного лидера. После ухода с арены Бугримова стала активно заниматься общественной деятельностью. Она была председателем Совета ветеранов Российской государственной цирковой компании, членом президиума ЦДРИ, Общества защиты животных. Работала над книгой "На арене и вокруг нее", принимала госэкзамены в Государственном училище циркового и эстрадного искусства имени М.Н. Румянцева, консультировала Российскую государственную цирковую компанию. В возрасте 86 лет Ирина Николаевна упала в своей квартире и сломала бедро. Некоторое время ей пришлось провести в инвалидной коляске. Однако она встала после этого и даже носила каблуки. Это было проявление характера заложенного с детских лет, она же  «дореволюционная». В 2000 году в фойе Большого Московского государственного цирка была заложена Аллея звёзд российского цирка с первой звездой Ирины Бугримовой. В Москве в честь 110-летия со дня рождения на стене дома 1/15 на Котельнической набережной была установлена мемориальная доска в память об Ирине Бугримовой. В этом доме артистка жила с 1952 по 2001 год.
 
 
Новелла Леонида Енгибарова «Звездный дождь»: - «Я подарю тебе звездный дождь. В жизни каждого человека бывают звездные дожди, чистые и удивительные: если не дни, то хоть редкие часы, полные звездного света, или хотя бы минуты, пусть даже мгновения, бывают, обязательно бывают, стоит только вспомнить… Помнишь, когда ты совершила самый гордый поступок… День и час, когда ты увидела человека, ставшего самым любимым… Миг восторга от встречи с искусством… Счастливые минуты смеха, развеявшие горе и боль… И многие-многие, сверкнувшие прозрением мгновения нашей жизни люди называют звездными. Я дарю тебе звездный дождь. Взгляни, его капли я принес тебе в ладонях». В этих поэтических словах вся жизнь - Героя Социалистического Труда Ирины Николаевны Бугримовой.
 
 
"Все, что можно было взять от жизни, я получила, - скажет она на исходе жизни. - У меня нет осадка на сердце, что что-то не так, что-то не сделала". В 2000 году, за год до смерти, Бугримова была награждена орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени. Она скончалась от сердечного приступа во сне 20 февраля 2001 года и была похоронена в Москве на Троекуровском кладбище. В Харькове ее именем назвали площадь перед новым цирком, бывшая Воскресенская. Великая артистка ушла из жизни в возрасте 90 лет. 75 лет она служила советскому цирку, завоевав отечественной школе дрессуры всемирную славу, а себе – негласный титул царицы над царями. Её охраняли Гай, Юлий и Цезарь. Последние годы компанию укротительнице составляла кошка – но уже не дикая, а домашняя.
 
 
Из интервью Ирины Николаевны Бугримовой:  «С первых же моих шагов в цирке фактически не было дня, когда бы я в той или иной мере не рисковала. Почему? Зачем? Что заставляет меня это делать? Задала себе вопросы и поняла, что иначе не могу, не представляю себе жизни. Чтобы полнокровно, с интересом жить, мне необходимо преодоление. Значит, завтра снова в бой. И так будет всегда, пока хватит сил…»
 
 
Материал к публикации на основе информации  открытых источников подготовил Андрей Ахрамович

Афиша цирка

в нашем цирке

каникулы

Следите за новостями, чтобы не пропустить новую программу...