Харизматичный богатырь, русский викинг — на арене он виртуозно жонглирует с 1993г. тяжеленными шарами и делает невероятные трюки со штангами и гирями. Филипп Владимирович Воробьёв - единственный в российском цирке силовой жонглер, способный поднять вес более 320 кг. Отмечен наградами - лауреата Международного конкурса артистов цирка в Латинской Америке (1991, пр. «Золотой Тумми») и стал лауреатом на XX международном фестивале циркового искусства в Монте-Карло (1996, пр. «Серебряный клоун»).
Филипп, вы представитель цирковой династии акробатов Воробьевых, родились в «опилках», как принято говорить в цирковой среде. Цирковые корни - это то, на что вы опираетесь, выходя на манеж, расскажите о династии артистов Воробьевых?
Мой дядя Виталий Филиппович Воробьев - народный артист Российской Федерации, академик Российской академии циркового искусства, в свое время окончил ГУЦЭИ и режиссерский факультет Краснодарского института культуры, работал в цирке до 1972г. в номере «Акробаты-вольтижёры», позже 24 года выступал в «Акробатическом этюде» и номере «Акробатическая фантазия» циркового коллектива «Цирк на воде», его номер запомнился омичам ярким фонтаном, в центре которого была площадка, расположенная посередине залитого водой бассейна-манежа с разноцветными струями воды. Вольтижная акробатика сопровождалась сложными трюками: сальто на ходулях с площадки, которую держали два нижних акробата, двойное сальто-мортале с поворотом на 360°. Виталий Воробьев руководитель цирка Vitali, был художественным руководителем коллективов «Руслан и Людмила» и «Цирк-театр-шоу из Москвы». С его женой, Любовью Васильевной Воробьевой мастером спорта по спортивной и художественной гимнастике и заслуженной артисткой России вместе долгое время выступали со смешанной группой медведей и домашних животных. У меня есть двоюродная сестра Татьяна, которая в начале своей карьеры была исполнительница номеров «Игра с хула-хупами» и «Этюд с удавами», сейчас она креативный директор Первого канала. Она, работала над созданием таких проектов, как «Турецкий гамбит», «Ночной дозор», «Дневной дозор». Думаю, магия цирка коснулась и ее, дала ей силы для творчества… Цирк - это вся моя жизнь.
Город Вашего детства – это Таллин, что помните и цените в этом городе?
Родители как артисты цирка много гастролировали по СССР и уезжали в длительные командировки за пределы страны. Однажды они на два года отправились с гастролями в Латинскую Америку, а я с сестрой остался с бабушкой в Таллине. Это были далекие 1989‒1991 годы – эпоха Эстонской ССР. Я рос достаточно замкнутым ребёнком, мне было 14 лет, возраст не простой в моей биографии.
Мне регулярно приходилось перед школой вставать пораньше и идти стоять в очереди за хлебом, который в те годы выдавали только по карточкам. В школе под присмотром учителей в подвале учащиеся старших классов организовали тренажёрный зал, модное по тем временам место. Он и стал моим первым залом для тренировок. Я был освобожден от эстонского языка и литературы и два года во время этих уроков тренировался в зале и ходил в секцию бокса.
Вспоминаю, что очень любил гулять пешком по улочке Тоом-Рюйтли (Верхний город в направлении Домского собора), часто засиживался в компании сверстников у дома с фасадом в стиле рококо «Браковка конопли» и по улице Уус – это первая в городе улица, проложенная за пределами городской стены в середине 17 века. До позднего вечера бродил по улице Пикк – главная торговая артерия средневекового Ревеля. В памяти всплывают старинные застройки бюргерских домов, сохраняющие свою изначальную, готическую основу. Я человек с улиц Таллина! Выросший в СССР!
Сейчас сильно удивлю! Моё самое большое незабываемое гастрономическое впечатление о городе – это Бальзам-ликер Старый Таллин (Vana Tallinn)». Для советского подростка Прибалтика была моей маленькой Европой: элегантной, чистой, уважающей индивидуальность. Посидеть в миниатюрном кафе с друзьями, выпить кофе с ликером «Старый Таллин» и сразу всплывают ощущение себя другим человеком в другой реальности – а это моя юность. Год изобретения ликера называется совершенно точно – 1962, «Старый Таллин» пьют в чистом виде или в кофе – больше никак. Многие ценят его за натуральный вкус с нотками цитрусовых, корицей, ванилью и ромом. А многие – за приятные воспоминания из далеких времен, когда слово «Таллинн» еще писалось с одной буквой «н» (в Эстонии письменная форма написания - Таллинн).
Ваш номер «Силовой жонглёр» который увидят зрители в Омском государственном цирке в программе «Магия великих слов» достаточно сложен и максимально зрелищен, вы по нарастающей усложняете работу на манеже, это благодаря силе и грации?
Лет в 17 был я уже опытным артистом цирка, ничего не боялся, ни сцены, ни публики. А вот меня побаивались сверстники и не только во дворе дома, где мы жили, но и цирковые артисты, униформисты. Для манежа необходимы длинные руки, лучше уж слишком длинные, чем слишком короткие. Артист, занятый в номере «Силовой жонглёр» с короткими руками никогда не будет обладать изящной жестикуляцией. Зритель должен быть загипнотизирован на время выступления, мне это удается за счет той самой «мужской пластики» рук и предметов, используемых при жонглировании, в моем случае весовые гири, позволяющие показывать сложные упражнения, которые вызывают большой интерес у зрителей. Жонглирование гирями или, как его называют, силовое жонглирование – это искусство, совершенствоваться в котором можно бесконечно, проверено на личном опыте.
Жонглировать можно одной или двумя 16, 24 или 32 кг гирями, с открытыми или завязанными глазами, по одиночке или с партнёром. Это зависит от умений и навыков, приобретённых на тренировках. Для того чтобы ваша работа с гирей выглядела красиво, необходимо выполнять достаточно высокие броски, с полной амплитудой движений. А это требует не только силы, но и техники, грация это элемент дополнительный.
В истории циркового искусства России были и есть легендарные артисты, легенды манежа. Самые знаменитые русские цирковые силачи: Петр Крылов, Евгений Сандов, Александр Засс и Иван Поддубный. Ваши кумиры, кто они?
Мой человек в мире силачей – это Пётр Крылов, российский и советский артист цирка, гиревик и борец. Имел прозвище «король гирь», левой рукой выжимал двухпудовую гирю 86 раз, находясь в «солдатской стойке». В 1901 году в Киевском атлетическом обществе выжал левой рукой штангу 280 фунтов, развел две гири 100 фунтов дном вниз, донес правой гирю в 100 фунтов к выжатой левой рукой штанге в 280 фунтов, с моста взял 300 фунтов, получив за рекорды золотую медаль. Мне есть к чему стремиться!
Мой второй кумир в мире силачей - Евгений Сандов (урожденный Фридрих Вильгельм), как и многие силачи, демонстрировал свои недюжинные способности на арене цирка. Трюки его были невероятно зрелищными, он: удерживал на груди платформу с оркестром из 8 человек с роялем – иногда, для разнообразия, их заменяли на трёх лошадей; боролся на сцене с огромным взрослым львом, откидывая его в сторону, как щенка (правда, лев был в наморднике); опираясь на два стула лишь затылком и пятками, удерживал на теле двух взрослых людей и ещё по 22 кг в каждой руке; садился, ложился и вставал, манипулируя 115-килограммовой штангой в одной руке.
К участию в номере вы приглашаете и зрительниц. Выбираете их наугад или к ним есть определённые требования?
Один из уникальных аттракционов - вращение на голове штанги, на одной стороне которой металлический шар, на другой - человек. Общий вес — 160 кг! Именно наугад. Иду вдоль барьера, смотрю и беру тех, кто плюс-минус весит от 50 до 80 кг. Но у меня есть запасные варианты, как выполнять этот трюк с женщинами либо слишком лёгкими, либо слишком габаритными. Были и курьёзы. К примеру, работая в Геленджике, мне дрессировщик верблюдов номера по мотивам ленты «Белое солнце пустыни» Игорь Корчагин указал на даму во втором ряду. Но когда она встала и вышла в манеж, у неё оказалась очень впечатляющих размеров нижняя часть. Игорь тогда шёпотом на весь манеж сказал: «Она же не влезет». Артист не имеет права сорвать номер, нужно проявить житейскую хитрость и цирковую смекалку и все получиться… Но часто мне с этим трюком на манеже помогает моя супруга Ульяна Машковцева, грациозная и бесстрашная она парит в воздухе и вселяет в меня уверенность в успех. Конструкция ходит ходуном, тебя шатает и болтает под ней. Нужно не просто удерживать вес, но и находить точку балансирования, чтобы не упасть. Это очень сложно, я не с первого раза сделал этот трюк. Мой талант русского викинга оценили на Западе и позвали меня в знаменитый «Цирк Дю Солей» в шоу «Al-l-le-gria!» («Праздник» или «Торжество»). Если ты поймал слона за задние ноги, а он пытается убежать, лучше всего его отпустить.
Вы проявили себя и как дрессировщик. Спустя время зритель видит Вас на манеже вместе супругой Ульяной Машковцевой в номере с енотами, носухами, кошками, собачками. Расскажите о своих пушистых партнёрах?
Считается, что кошек как очень своенравных, самодостаточных и независимых животных выдрессировать нельзя. Кошка менее склонна подчиняться, потому что она не так контактна, как собака. На кошку больше влияет собственное настроение, чем настроение хозяина, ей быстрее надоедают однотипные занятия. Исходя из этого и вырабатывалась схема взаимоотношений.
Главное и единственное качество, нужное дрессировщику, это терпение. Каждый день приходишь и делаешь одно и то же. А если ты ещё и внимателен, то животные сами подсказывают, какие трюки они могут и хотят делать, а какие нет. Надо просто вовремя похвалить, приласкать и подкормить.
С енотами работать проще, чем может показаться на первый взгляд. Они хорошо переносят переезды по стране и смену климата. Сейчас даже не боятся других хищников, с которыми приходится «гастролировать» в одних и тех же машинах. Очень быстро привыкают к обстановке. Правда наши еноты не исключение из общего правила - они довольно хитрые существа, к тому же от природы артисты. Еноты полны сюрпризов! Нас часто спрашивают, как уживаются еноты с кошками и собаками. «Да, уживаются – без проблем». Ну что ж, это правда. Но интересно не само то, что они уживаются, а именно как! И вот тут можно констатировать, что енот, это политик – ни больше, ни меньше. Всегда вспоминаю сцену, на рынке продавали енотов, на клетке прикреплена табличка с надписью «Это молодые еноты. Брать, не брать, – ваш выбор. Каждый сам решает, что делать с жизнью и судьбой, но на всё воля свыше. Храни вас бог…». Мы с женой свой выбор сделали, теперь уже нет дороги назад.
Носухи – забавные зверки с длинным хвостом, подвижным и гибким носом, чьей родиной являются тропики Южной Америки, иначе близкие родственники енотам - южноамериканский енот - экзотический гость на манеже цирка. Они в свою очередь как собаки, очень исполнительные и дисциплинированные. В обычной своей среде они живут в норах и в дуплах. Они очень любопытны и их можно как-то привлечь на какое-то лакомство, чтобы они вышли в манеж, чтобы они что-то поделали, поиграли с тобой. У них очень ловкие лапы, так что им самим нравится карабкаться по канатам, исполнять трюки. Интересно, что эти зверьки умеют имитировать птичий щебет. Вокализация - не единственный способ поговорить. Со своими сородичами носуха может общаться посредством сигналов тела и даже мимики. Работая на манеже с енотами и носухами нужно руководствоваться главным постулатом дрессировщика: «Дрессировщик с огненным кругом в руке в отчаянье становится на колени перед львом, берет его за гриву и шепчет в ухо: - Ты должен прыгать, лёва! Прыгать, а не дуть!!!».
В городе Омске Вы гастролировали не раз. Безусловно, Сибирский город знаком и любим Вашей семьей, что наиболее запомнилось и отложилось в памяти?
Трудно описать, но, по ощущениям, Омск - это город, любимый самими жителями города. Ну, и местными властями, конечно. Чувствуется строгая, но и любящая хозяйская рука градоначальника. Очень понравилось, как бережно относятся к старинным зданиям и к уличным скульптурам: «Люба», «Сантехник Степаныч», «Бедный художник», «Крест несущий». Город богат на приятные взору городские скульптуры и памятники, но импонирует нам больше всего инициатива омичей об установке городской скульптуры основателю Омского цирка купцу Петру Кузьмичу Сичкареву. Если всё сложиться и в Омске появиться эта историческая личность, сидящая на скамье рядом с цирком, это только подчеркнет связь времен и станет самым посещаемым и популярным местом в городе не только для артистов цирка, туристов, но и для благодарных жителей - любящих Омский цирк.
Беседу вел Андрей Ахрамович
Фотографии Сергея Барсукова и коллег
только до 13 октября в Омском цирке
«Итальянский цирк: слоны и тигры»«Итальянский цирк: слоны и тигры» всемирно известной цирковой династии Тони готов поразить воображение даже самой искушенной публики! Каждый номер — шедевр мирового циркового искусства! Такого количества разнообразных экзотических животных вы еще не видели! Индийские слоны, грациозные тигры, тропические змеи, верблюды, бизон, зебры, страусы, кенгуру — и все это под руководством прославленного дрессировщика Давио Тони...
Подробнее о представлении