• Главная
  • »
  • Жизнь Омского цирка
  • »
  • К 105-летию РОСГОСЦИРКА: «Между небом и землей! Династия канатоходцев Гаджикурбановых знаменита на весь мир»

К 105-летию РОСГОСЦИРКА: «Между небом и землей! Династия канатоходцев Гаджикурбановых знаменита на весь мир»

Кто не знает прославленного канатоходца Народного артиста РСФСР и народного артиста Дагестанской АССР Яраги Гаджикурбанова! А началось все с самородка из дагестанского аула Яраги Гаджикурбанова, который в детстве в пятилетнем возрасте ушел с бродячими артистами, чтобы хоть как-то прокормиться. Яраги Исаевич Гаджикурбанов родился 7 ноября 1917 года в ауле Цовкра-1 Кулинского района Дагестана, который издревле славился искусством древних канатоходцев «пехлеванов». В цирке Яраги Исаевич начал работать с 1935 года и был одним из создателей и участников номера канатоходцев «Цовкра», названному по родному селу, где по рассказам и легендам, владение умением хождения по канату, было жизненно необходимым, умение воспитывалось с детства, так как часто, даже от дома к дому, через пропасть, горную речку был натянут канат, по которому и преодолевались препятствия. Из бытовых игр и развлечений на канате, рождались группы бродячих актёров-пехлеванов, виртуозов исполнения различных трюков на туго-натянутом канате, которые устраивали свои выступления на базарных площадях, на праздниках. Из всех кавказских ремесел и промыслов канатоходство, пожалуй, самое опасное занятие. Опыт передавался от поколения, к поколению. Расцвет старинного промысла пришелся, как ни странно, на советские годы.

В 1935 четвёрка молодых горцев, представителей Цовкры выступили на Олимпиаде народного творчества в своей столице - Махачкале. Дорога к славе открылась цовкринским пехлеванам когда их выступление случайно увидел директор киевского цирка Давид Вольский и пригласил в киевскую цирковую школу, откуда они выпустились уже в качестве цирковой национальной труппы «4 Цовкра 4». Это были Рабадан Абакаров впоследствии нар. арт. РСФСР, Яраги Гаджикурбанов нар. арт. РСФСР, Магомед Загирбеков, Сабирула Курбанов. Так родились династии артистов, многие в которых впоследствии их творческой жизни стали заслуженными и все – легендарными.

В 1937 году состоялась премьера номера «Цовкра». Теперь местом для выступления служила уже не пыльная каменистая площадь, а манеж, застланный красочным ковром, залитый ярким светом прожекторов. На него выбегали четверо юношей в черкесках, перетянутых ремешками. Каждое их движение дышало огнём, задором. Дагестанцы принесли на арену непосредственность народного зрелища, дух отважных пехлеванов. Прямо по стойкам, без всяких лестниц они поднимались на канат. Всё проходило в стремительном темпе. Номер изобиловал всевозможными прыжками, что придавало ему особую динамику. Кроме прыжков, демонстрировались и другие сложные трюки. Трое артистов, держа длинные шесты – балансиры, стояли на канате, четвёртый сзади ловко вспрыгивал на плечи одному из стоявших, от него перепрыгивал на плечи второго, затем совершал бесстрашный прыжок на плечи третьего и тот нёс его к мостику. Не меньшего умения требовал и другой трюк: артист, на голове у которого стоял его товарищ, медленно выходил на середину каната и начинал опускаться на «шпагат», потом снова поднимался и шёл дальше. В заключение Абакаров танцевал лезгинку… на канате...».

Позднее, в номере был исполнен уникальный трюк - с подкидной доски, установленной на канате, исполнив сальто в плечи к нижнему, приходил «средний», который затем ловил сальто в плечи «верхнего», т. е. - собиралась колонна. Это трюк и явился визитной карточкой «Цовкры». Также на канате исполнялись - стойка верхнего на голове нижнего «копфштейн», стойка на одной руке на голове нижнего. Сальто вперёд на канате - Магомед-Расул Агаев (ученик Р. Абакарова), ставший впоследствии руководителем этой труппы, в которую в 1974 г. вошли его дети - Агаева Зульфия, Агаева Асият, Агаев Рабадан и Асланбек и также, партнёры - Рамиз Ибрагимов и муж Зульфии - Магоед-Шапи Агаев. Номер п/р Р. Агаева был решён в форме праздника в горном селении, исполнялись, ставшие уже «фирменными» традиционные «цовкровские» трюки, была повторена, но только уже девушками «колонна с подкидной доски».

Покинувший в 1947 г. номер «Цовкра», Яраги Гаджикурбанов создал свой номер канатоходцев, в который вошли его дети Джарият, нар. арт. Даг. АССР, Эльмира засл. арт. Даг. АССР, Айшат засл. арт. Росс. Федерации, Алмаз, Зулейхат, Патимат засл. арт. Даг. АССР, Изумруд засл. арт. Даг. АССР. Выступление на канате 7 сестёр - восточных красавиц вносило особую окраску и настроение в атмосферу номера. Канатоходство превратилось в искусство - цирковое искусство эквилибристики на канате.

Из выдающихся трюков труппы: Яраги Гаджикурбанов нёс по канату «колонну из трёх», садился и вставал с партнёрами на плечах; баланс 3.5-метрового перша, с партнёром на верху первый исп. нар. арт. РСФСР Михаил Иванов; шпагат на плечах у двух сестёр, исполняющих шпагат на канате; колонна из трёх женщин на канате. В разные годы в аттракционе участвовали: А. Абакаров, Ш. Магомедов, А. Виситаев, З. Гаджиев.

В 1972 году Джарият вместе с мужем Шарипом Магомедовым нар. арт. Даг. АССР создали новый номер дуэт на канате «Восточная рапсодия», а в 1987 году - новый вариант номера «Цовкра», в котором помимо них, участвовали И. Стасюк, их дочь Джарита. Айшат Гаджикурбанова-Абакарова, работая в номере отца, подготовила параллельно номер «Акробатический этюд» вместе с мужем Ахмед-Магомедом Абакаровым засл. арт. Даг АССР. Айшат с 1974г. участница, а с 1984 г - руководитель созданного сёстрами Гаджикурбановыми, Ахмедом Абакаровым, и вошедшим в номер Александром Медниковым необыкновенно зрелищного номера «Леки» (режиссёр В. Плинер). Номер был создан в московском цирке на Цветном бульваре, где с успехом работал. В номер входили сёстры Зулейхат (позднее ею был создан сольный второй номер «Эквилибр на мачте с балансом», в 1986-1994 г. - участница номера «Горская легенда» п/р Тамерлана Нугзарова, Патимат, Изумруд, Алмаз (второй номер - «Роликобежцы» Седовы), с 1983 г. дочь Айшат и А. Абакарова - Мальвина Абакарова. Среди достижений группы «Леки» - перенос нижним (А. Абакаров) четырёх партнёрш одновременно («Лотос»), перенос в стойке на одной руке на лбу нижнего (А. Абакаров и Айшат), сальто с пируэтом на канате (А. Медников). Номер «Леки» - лауреаты Всесоюзного конкурса циркового искусства 1977 г.

В 1977 г. Айшат подготовила номер «Айшада» (партнёры Мальвина, М. Хесина, В. Балашов, В. Свежов). Муж Патимат - Александр Михайлович Медников засл. арт. Даг. АССР. Окончил ГУЦЭИ в 1969 г., был участником номера «Русская тройка» п/р Николая Ольховикова. Медников - исполнитель сольных акробатических прыжков на канате. Он, Патимат, и её сестра Изумруд в 1982-96 г. выступали с номером «Канат». В 1989 г. в номер вошёл И. Арефьев. Номера с участием семи сестер были уникальны и пользовались огромным успехом. Участие семи сестер придавало номеру незабываемый эффект.

В 1968 году коллективу «Цовкра» присвоено звание «Заслуженного коллектива». На протяжении всей творческой деятельности канатоходцы труппы дали свыше 20 тыс. выступлений на различных цирковых площадках и стадионах, прошли 40 тыс. километров по канату.

Школы пехлеванов до сих пор есть во многих городах и селениях Дагестана. Из всех дагестанских селений, где еще остались пехлеваны, Цовкра - самое знаменитое. Ежегодно и сейчас летом в селе проводится Республиканский конкурс канатоходцев им. народных артистов России Рабадана Абакарова и Яраги Гаджикурбанова и называется по-лакски «Пагъламан», что означает канатоходец. Конкурс «Пагъламан» ежегодно собирает лучшие группы канатоходцев из Махачкалы, Гергебильского, Акушинского, Кайтагского, Кизлярского, Кулинского, Левашинского, Карабудахкентского, Хивского, Хунзахского районов, свой опыт достойно показывают не только именитые акробаты на канате, но и молодая поросль пагъламанов. Сегодня воспитанию юных канатоходцев в Дагестане уделяется большое внимание. В Цовкре-I успешно работает школа канатоходцев, есть такие школы и в Махачкале, Дагестанских Огнях, Избербаше, в горных селах. Древнее искусство хождения по канату не только не исчезло, оно развивается и становится популярным среди детей, в числе которых есть и бесстрашные девочки.

Интересно, что семью Гаджикурбановых многое связывает с Омском. Именно в Омске в 1941 году, 19 января, родилась одна из семи сестер - Джарият, народная артистка. Яраги работал в это время на елках в нашем цирке. По месту рождения их семи дочек, можно построить линию гастрольных турне цирка: Омск, Ижевск, Киев, Тбилиси, Симферополь, Горький (Нижний Новгород), Куйбышев (Самара). Жизнь простой не была: многодетной семье жилья во время гастролей не давали - то в красном уголке приютят, то в комнате вожатых. Репетировать Фатима начала в 5 лет. Подражая известной в то время артистке цирка Галине Тарбеевой, которая выступала в красивом костюме лебедя, стала упорно тянуться и гнуться, мечтая о таком наряде. «Мне вообще все давалось легко. И учеба в школе, хотя дольше месяца мы ни в одной не учились - переезжали из города в город на гастроли, и общение друзьями, я всегда была заводилой и легко адаптировалась в новой компании, и, конечно, репетиции. Видела, что другим детям в цирке давались некоторые элементы гораздо сложнее, они могли месяцами учить то, что у меня получалось с первого раза». С 12 лет Фатиму Гаджикурбанову официально зачислили в артисты цирка. Номера с участием сестер были уникальны и пользовались феноменальным успехом.

А Фатима (номер «Канатоходцы Гаджикурбановы-Медниковы» под ее руководством омичи видели год назад в программе «Цирк зажигает огни») сама впервые в Омске вышла на арену с медведем: у дрессировщика, работавшего тогда в программе, заболела жена, и он предложил кому-нибудь выйти с ним вместо нее. Фатима вызвалась, хотя была еще девчонкой. Фатима (Патимат) Гаджикурбанова начала выступать в цирке в совсем еще юном возрасте, что не редкость для детей цирковых артистов. «Я залезла на канат в первый день, а на второй пошла по нему так, как будто никогда с него и не сходила. Это моё, родное» - рассказывает артистка. Сложно поверить, но на манеже Фатима выступает вот уже 58 лет! Прекрасная, гениальная, справедливая, являющаяся символом добра и безграничной любви к людям и своему любимому делу! Человек – легенда Цирка!

Сегодня всемирно известный номер «Канатоходцы Гаджикурбановы-Медниковы» на канат вместе с Фатимой Гаджикурбановой поднимается Константин Агунович. Крики «браво!» раздаются после всех трюков, многие из которых опасны, а некоторые вообще уникальны. К примеру, двойное сальто-мортале на канате – Константин Агунович вообще единственный в мире исполнитель этого трюка. «Константин целый год для этого тренировался. Это были в кровь побитые ноги. Все соки он из себя выжал, но сделал! А после этого сказал: «Теперь хочу свой коронный трюк». И сделал сальто с пируэтом вперед, который до него не делал никто. И сомневаюсь, что сделает. Очень уж коварный этот трюк» - раскрыла секрет Фатима. Артист заслуженно удостоен звания дипломанта министерства культуры РФ. Выступления канатоходцев всегда привлекают внимание зрителей своей невероятной смелостью, элегантностью и рискованными трюками, которые они исполняют на высоте.

Хождение по канату по праву считается одним из самых сложных и опасных жанров в цирковом мире. Безупречное владение балансом, ежесекундный контроль своих нервов, выверенные движения веера – все это тяжелый труд за которым стоят десятки тысяч репетиций.

Для понимания жанра приведем примеры трюков и их сложность: 1. Заднее сальто с плеч одного нижнего на плечи к другому нижнему, также стоящему на канате. 2. Заднее сальто с подкидной доски, укреплённой на канате, на плечи к партнёру, стоящему на плечах нижнего. 3. Прыжок верхнего с колонны из трёх человек на плечи нижнего, стоящего на канате впереди колонны. 4. Переход по канату четырёх артистов, стоящих на плечах друг у друга. 5. Переход группы из пяти человек в сложной конфигурации. 6. Нижний движется на моноцикле, балансируя поясной перш, на котором верхний исполняет стойку на руках. 7. Подъём и спуск по вольностоящей лестнице, поставленной на канат. 8. Подъём и спуск по наклонному канату с першем на лбу, на вершине перша - партнёрша.

Маленький дагестанский горный аул «Цовкра- I» дал отечественному цирку целую плеяду выдающихся артистов, мастеров прославивших советский и российский цирк на всех континентах, а также взрастил многих выдающихся личностей, среди которых летчик, дважды Герой СССР Амет-Хан Султан, основатель Государственного Академического ансамбля танца «Лезгинка», народный артист СССР Танхо Израилов, 18 народных и заслуженных артистов Дагестана и России, большое число ученых, профессоров, докторов и кандидатов наук. Так что… в начале была «Цовкра- I»…

Директор Омского государственного цирка  Виталий Доля

Афиша цирка

Афиша

с 26 октября по 1 декабря в Омском цирке

«Тигры на земле и в воздухе»

Впервые в Омском цирке начинает гастроли новая программа, при участии потомственного артиста старейшей династии в пятом поколении Ярослава Запашного, с аттракционом «Тигры на земле и в воздухе». В программе собраны лучшие жанры циркового искусства. Заслуженные артисты России, лауреаты престижных международных цирковых фестивалей, обладатели самых высших наград России и зарубежья. К Вашему вниманию будут представлены веселые клоуны, воздушные гимнасты, виртуозные акробаты...

Подробнее о представлении