31 июля 2024г. исполнится 94 года со дня рождения Олега Константиновича Попова. Народный артист СССР, знаменитый на весь мир Солнечный клоун, легенда мирового цирка. Неунывающий человек в широких полосатых штанах с соломенными волосами, выбивающимися из-под клетчатой кепки в модном костюме фасона «шимми». Таким его запомнил советский зритель. Об Олеге Константиновиче написано и сказано очень многое, но всё сводится к одному и самому главному – это был великий труженик, непревзойдённый мастер клоунады, прославивший отечественный цирк на весь мир, его первый номер как эквилибрист-эксцентрика увидели зрители на манеже в Тбилиси «Сон на проволоке», который на долгое время становится его визитной карточкой.
Из воспоминаний Олега Константиновича: «Для клоуна самое главное — найти уникальный образ. Нарядись в свой костюм, надень маску, шляпу — всё, в чём выходишь на манеж, — встань под луч прожектора и сфотографируй свою тень. А потом спроси людей: «Что это за артист?» Если будут узнавать — ты нашёл уникальный образ. Чаплина можно узнать по тени? Запросто! Карандаша? Тоже. Сначала я придумал для себя рыжий парик и полосатые штаны. Клетчатую кепку присмотрел в 53-м году на «Мосфильме» во время съёмок циркового фильма «Арена смелых». А прозвище «Солнечный клоун» я получил в 1968 г. Приезжаем на гастроли в Лондон — там погода... Туман, смог. Наутро после нашего выступления в газете написали, что, дескать, приехал советский цирк и в одном из номеров выступает смешной рыжий клоун, очень напоминающий солнце на манеже. Вот так и прилипло: «Солнечный клоун». А что? «Солнечный» - значит, тёплый человек, вроде не злой на вид. Мне нравится и самое главное - никогда не говори «нет».
Директор Омского государственного цирка Виталий Доля:
«В этот день, мы запустили Солнечный Луч в зрительном зале Омского государственного цирка в память о потрясающем артисте, самом известном в мире клоуне Олеге Попове. Это очень символично, что по манежу цирка пробежал этот знаменитый луч, одной из самых ярких, запоминающихся реприз мастера и прозвучала самая известная его песня «Цирк, Цирк, Цирк!» со словами «Любите цирк, цирк, цирк. И почаще приходите в цирк». Это шедевр мировой клоунады. Олег Константинович давал понять, что не надо прятать солнце в себе, его нужно дарить людям. И исполнял этот номер маэстро настолько душевно и трогательно, что зал замолкал. И молчание это было дороже оваций. На манеже Омского государственного цирка Солнечный клоун не когда не выступал, не сложилось… Я мечтал увидеть его на манеже, это детская сказка, которую уже нельзя воплотить, но важно помнить о человеке, великом цирковом артисте из СССР».
Народный артист России Анатолий Марчевский:
«Он один из самых известных клоунов в Советском Союзе и Европе. Взлёт его популярности связан с первыми гастролями Советского цирка в Европу. На него, как и на других артистов той программы, была возложена важная миссия – нужно было ярко, достойно представить отечественную культуру на мировой арене. Это было важно ещё и по политическим соображениям. Можно сказать, что именно после этих гастролей Европа открылась для Советского цирка. Программа прошла триумфально. Европейские импресарио стали обращать внимание на наших артистов и в дальнейшем охотно приглашать на гастроли.
Впервые я увидел Олега Попова, когда я был студентом циркового училища, он тогда работал в цирке на Цветном бульваре. Мне импонировал его образ – светлый, открытый, позитивный. Он владел многими жанрами. Его появление всегда вызывало улыбку. Когда он работал, он действительно был хозяином манежа. В работе мы, естественно, не пересекались. Всегда были в разных городах, но во время переездов иногда встречались. Например, в Германии. Он работал с одной программой, а я – с другой. Я приезжал посмотреть на него, а он – на меня. Последняя встреча была в декабре 2015 года, когда он был на гастролях в Санкт-Петербургском цирке. Тогда мы много времени провели в его гримерке: разговаривали о коллегах, гастролях, перелистывали буклеты, смотрели фотографии, вспоминали прошедшие годы, размышляли о будущем. Все клоуны разные люди. Но цель у нас одна – подарить радость зрителю. Хороший клоун всегда стержень программы, цементирующий любой дивертисмент. Он должен быть дирижёром зрительского настроения.
Я видел, что Олег Попов с этим всегда успешно справлялся. Рождение больших мастеров клоунады – это настоящее явление. У каждого времени свой клоун, потому что клоун всегда должен быть понятен зрителю, должен затрагивать темы, которые актуальны и близки абсолютному большинству. Очень важно, какие чувства остаются у зрителя после просмотра программы. Не должно быть так: посмотрели и забыли. Яркие звёзды появляются раз в 10-15 лет: Карандаш, Попов, Никулин, Енгибаров... Клоуны, если можно так сказать, штучный товар».
Народный артист России Николай Павленко:
«Это был необыкновенный труженик. Вся его клоунская группа работала, репетировала с 9 часов утра до 5 часов дня. А потом в 7 часов вечера– представление. Он сам очень много работал и любил тех, кто отдавал работе всего себя. Он вырос в нищете, поэтому знал цену хлебу. И в училище пошёл потому, что там, на 100 граммов больше хлеба давали. Он, видимо, так наголодался, так настрадался, что это прошло через всю его жизнь. На каких бы приёмах он не был, он никогда не отдавал предпочтения каким-то там деликатесам – икре, красной рыбе. Самая любимая еда для него была картошка, солёные огурцы и капуста, лук, селёдка. Как-то пришёл к нам в гости, жена наготовила множество разных блюд, а он поел окрошки, попросил ещё. Он ест, она ему подливает и подливает. И больше ничего есть не стал.
Олег Константинович по жизни был очень простым человеком. Кем начинал свою трудовую деятельность, тем и остался. Ведь он был слесарем на часовом заводе, где работал его отец. Думаю, поэтому он делал свой реквизит сам, своими руками. Он сидел, доставал свой чемодан, где были лоскутки ткани и всякая всячина, открывал его и начинал фантазировать. Я видел, например, как он делал головы клоунов: вырезал форму из картонки, обтягивал, обшивал нос, пририсовывал или приклеивал, уши приклеивал, волосы. Его невозможно было застать сидящим без дела. Придумывать, фантазировать, собирать, мастерить – от этого он получал истинное удовольствие. Думаю, это помогало ему творить и на манеже».
Народный артист России Евгений Майхровский:
«Олег Константинович Попов – это уникальное явление в нашем цирке. Он выпускался из циркового училища как акробат-эксцентрик. Профессионально владел проволокой, причём не натянутой, а свободной проволокой, что несколько сложнее. И о клоунаде не помышлял, пока во время гастролей в Саратове не заболел клоун Боровиков. Поскольку в других близких к клоунаде жанрах в программе никто не работал, попросили Олега занять его место. И с этого начался его триумф. Он постепенно становился замечательным клоуном. При этом он не просто делал репризы, он участвовал в спектаклях, играл драматические роли в цирке, снимался в кино. В спектакле «Лечение смехом» он создал хорошую клоунскую группу. И я научился у него использовать номера, которые работали в той или иной программе. И ещё одно удивительное качество было у Олега Константиновича - он был большой рукодел. Свои костюмы и реквизит он мастерил сам, поскольку у него были золотые руки.
Жанр ковёрного, клоуна у ковра, который считался, так скажем, пешкой, шестёркой – он, вместе с Карандашом, Лёней Енгибаровым, Юрием Никулиным развил и поднял на новый уровень. Были клоуны-буффы, клоуны музыкальные, клоуны групповые, которые заполняли паузы между номерами, и когда происходила смена декораций. Но вот умение сосредоточить всё внимание на себе – это редкость. Это дорогого стоит и говорит о его огромном обаянии, необыкновенной харизме. Олег вывел жанр клоунады на небывалую высоту. По своему уровню популярности и влиянию на зрителя в то время, я думаю, его можно сравнить с Юрием Гагариным».
Народный артист России Вячеслав Черниевский:
«Олег Константинович обладал очень редким даром – он с необыкновенной лёгкостью умел завоёвывать любовь публики. Как только он появлялся на арене, приковывал всё внимание зрителей, вызывая добрую улыбку. Это, несомненно, звезда! Звёзд в нашем цирке было немало, но таких, как Олег Попов – единицы. В жанре клоунады в один ряд с ним можно поставить лишь такие имена, как Николай Румянцев (Карандаш), Юрий Никулин, Леонид Енгибаров».
Ветеран Росгосцирка Тамара Вартанова:
«Мне довелось быть участником программы Олега Константиновича Попова. Работать с ним в одном коллективе было просто прекрасно. И я могу сегодня сказать, что это были самые счастливые годы в моей жизни. Он как никто другой уважал и ценил свой коллектив артистов, которые работали под его руководством. Я всю жизнь проработала в цирке, и такого отношения к артистам, как у Олега Попова, я не встречала. Он всегда интересовался, как мы себя чувствуем, как мы устроены, все ли условия созданы для работы. И вообще по жизни Олег Константинович был очень простым, добрым и отзывчивым человеком.
Публика нас везде приветствовала овациями, и мы работали с полной самоотдачей, с душой. А в выходные мы всегда выезжали на встречи со зрителями на фабрики, заводы, в колхозы. А в 1974 году на стадионе в Уфе ему преподнесли огромный торт на 50-60 килограмм в виде клетчатой кепки Попова. Потом мы работали в Ленинграде полгода. И все полгода были битковые аншлаги, к цирку нельзя было подойти. Народ стоял за четыре квартала, чтобы купить билеты на представления».
Заместитель директора Омского государственного цирка Егор Стефанкив:
«Олег Константинович Попов – это выдающееся, уникальное явление в мировом цирке. Когда он появился, это было таким событием в мировой клоунаде, что потрясены были все. Отсюда и такие высокие оценки его работ. Ведь у него масса зарубежных наград, о которых он в силу своей скромности редко когда рассказывал, отдельно он всегда отмечал награды СССР - Кавалер ордена Ленина и три ордена Трудового Красного Знамени. Начиная как ковёрный, как пародист цирковых номеров он дорос до того, что стал клоуном, затрагивающим в своих репризах темы, касающиеся многих мировых проблем: войны и мира, сохранения общечеловеческих ценностей. Отсюда и появился его блистательный, уникальный номер «Луч», когда человек общается с солнечным лучом, а потом одаривает мир ярким солнечным светом».
Заслуженный артист Республики Северная Осетия – Алания Алан Бутаев:
«Знаю и помню Олега Константиновича Попова с самого моего раннего детства. Номер моего отца, Бутаева Юрия Николаевича, часто работал в программе Олега Константиновича Попова. Не скажу, что они были друзьями, но относились друг к другу с большим уважением. Олег Константинович любил все делать сам, своими руками. Сам изготавливал реквизит для работы в манеже, сам ремонтировал и восстанавливал, если случалась какая-нибудь поломка. Купит, бывало, какую-нибудь редкой красоты старинную антикварную вещь, зеркало в дубовой резной оправе с отколотыми от времени кусочками красоты и сам приводит её в надлежащий вид, реставрирует. Одним словом любил собственноручно что-нибудь мастерить. Говорил, для клоуна очень важно уметь всё делать своими руками. В этой связи, любил тех людей, у которых руки растут, откуда надо».
Заслуженная артистка России Фатима Гаджикурбанова:
В цирке авторитет Олега Константиновича Попова был непререкаем. На представления с его участием очень трудно было достать билет. Все билеты раскупались за считанные дни. Любовь зрителей и популярность в СССР была неимоверная. Щедрый, многогранный талант и преданность делу снискали Олегу Константиновичу заслуженное профессиональное признание и искреннюю любовь благодарных зрителей, которая будет наполнять их сердца еще долгие и долгие годы. «Клоуном надо внутри быть, а не снаружи». Помню в одном из интервью журналисты его спросили – «Редко какому артисту в таком возрасте удается смешить людей. Это что - дар бога?» «Это дар любви. Когда ты любишь свою профессию, какая бы она ни была, от дворника до космонавта, любишь - у тебя всегда будет успех. Это же ты не себя любишь. Я - артист и обязан уважать своего зрителя, какой бы он ни был. Я это делаю. И мне это нетрудно. Я живу этим…».
«Вся жизнь в красных носках». «Ну правда же, других не ношу».
В 2016 году у Олега Попова был запланирован гастрольный тур по России. С 24 сентября по 9 октября с аншлагом прошли его выступления в Саратове. Во время последних гастролей Олег Константинович подарил саратовскому цирку, где начал карьеру, одну из своих знаменитых кепок, которая была куплена им неподалеку от этого цирка в магазине «Головные уборы» в отделе «Уцененные товары». В конце октября он приехал в Ростов-на-Дону, где планировал дать 15 представлений (позднее должны были пройти гастроли в Екатеринбурге и Самаре). 2 ноября Олег Попов был на центральном ростовском рынке, купил баранины, планировал съездить на рыбалку, «поймать окуней» в местной речке Маныч. Вместе с цирковыми сварил шурпу, отметили начало гастролей. Вечером в своем номере Попов смотрел телевизор, попросил Габи принести чаю. Примерно в 23 часа его жена зашла к нему в номер и увидела его лежащим на кресле с улыбкой. Вызвали скорую помощь, однако спасти великого клоуна не удалось. Остановилось сердце. Народный артист СССР был отпет 7 ноября в храме Иоанна Кронштадтского в Ростове-на-Дону, после чего последовала гражданская панихида в здании Ростовского цирка. Олег Попов, согласно его завещанию, был похоронен в городе Эглофштайне (федеральная земля Бавария) в Германии 9 ноября. «Эглофштайн, Эглофштайн, ты меня не забывай». В Германии Олег Попов выступал под псевдонимом Счастливый Ганс.
Материал к публикации на основе информации открытых источников подготовил Андрей Ахрамович