• Главная
  • »
  • Жизнь Омского цирка
  • »
  • К 105-летию РОСГОСЦИРКА: Старый цирковой Ростов и ''Сичкаревка'' в Омске - разные города России, а истории артистов героев вызывают, низкий поклон за подаренную нам жизнь и сохранение циркового искусства!

К 105-летию РОСГОСЦИРКА: Старый цирковой Ростов и ''Сичкаревка'' в Омске - разные города России, а истории артистов героев вызывают, низкий поклон за подаренную нам жизнь и сохранение циркового искусства!

 
С 1939 года по день эвакуации из Ростова в 1941-м шапито работало на площади за гостиницей «Ростов» (ныне «Маринс Парк Отель»). Именно в этом цирке в 1940 году режиссером А.И. Вольным был создан конноспортивный аттракцион «Ансамбль донских казаков» под руководством Михаила Николаевича Туганова (1890-1974), наездника и режиссера, народного артиста РСФСР (1958). В «Ансамбле донских казаков» джигитовка на лошадях была доведена до виртуозного мастерства. Аттракцион был укомплектован молодыми наездниками-казаками из станиц Семикаракорской, Мелиховской и Усть-Белокалитвенской. 

1. Фрагмент аттракциона «Донские казаки».
2. Эскиз афиши аттракциона. 1939 год.
3. На арене Московского цирка на Цветном бульваре перед отправкой на фронт.
 
Война застала его на гастролях в Московском цирке. «Еще в первых числах июля ансамбль донских казаков добровольно вступил в Красную Армию. Провожаемые всей труппой, двадцать два всадника на золотистых «дончаках» и десять спешенных казаков на украшенном зеленью грузовике отъехали от здания Московского цирка, направляясь в распоряжение Наркомата обороны. Они составили 1-й взвод 1-го эскадрона кавалерийского полка, который был включен в корпус генерала Доватора и направлен на защиту Москвы», - вспоминал заслуженный деятель искусств РСФСР Е.Кузнецов. Артисты-донцы геройски сражались во главе со своим руководителем-командиром, майором Михаилом Тугановым. Они закончили войну в Берлине, приняв участие в первом концерте Победы 2 мая 1945 года на ступенях поверженного и еще горящего рейхстага вместе со знаменитой певицей Лидией Руслановой! «Необыкновенный это был концерт. Город еще горит, весь в отблесках пламени, а на ступеньках рейхстага выступает казачий ансамбль», - вспоминал участник штурма рейхстага, Герой Советского Союза Константин Самсонов. «Это ли не свидетельство того, что в грозный час войны в одном строю находились армия и искусство», - вспоминал другой очевидец концерта, Герой Советского Союза Сергей Борзенко.

1. В таких «гостиницах» жили члены артистических бригад на фронте.
2. На фоне разрушенного рейхстага 2 мая 1945 года. Артисты цирка В. Алавердов, М.Туганов, М. Птицин с певицей Лидией Руслановой после концерта Победы.
3.Артисты цирка у моряков.
 
После успешно завершившейся Сталинградской битвы Ростовский цирк перебазировался в Сталинград и с 1942 по 1945 годы давал здесь представления. Артист, ростовчанин Степан Разумов подобрал в освобожденном от фашистов Сталинграде пропеллер от сбитого «Мессершмитта», который навел его на мысль сделать необычный номер. Воздушный аттракцион «Пропеллер в пике» артистов Полины Степановны Чернеги (1918-1987) и Степана Андреевича Разумова (1909-1978), заслуженных артистов РСФСР (1957), был подготовлен, выпущен, отшлифован в Сталинграде и показан столичному зрителю. Журнал «Советский цирк» сообщает такие подробности: «В ступицу винта вставили ось электромотора. К концу одной лопасти приварили шарнир, на котором укрепили длинный металлический шест –«бамбук». На бамбуке две петли: нижняя для Чернеги, верхняя для Разумова. Под куполом цирка винт вращался со скоростью 45 оборотов в минуту. Возникающая при этом центробежная сила отклоняла бамбук на 40 градусов от вертикали… После упорных репетиций один из изящнейших в стране воздушных полетов был готов». За время войны артисты выступили с этим номером 1745 раз. В будущем они сделали еще один выдающийся номер «Полет на стреле».
 
1.Полина Чернега.
2.Степан Разумов.
3. Воздушный аттракцион «Пропеллер в пике».
4. Афиша аттракциона «Полет на стреле».
 
Впрочем, артисты вносили вклад в дело победы не только своим искусством. «Советские артисты, как и все трудящиеся нашей родины, не жалеют ни сил ни средств во имя победы над врагом.Сейчас, когда по всей стране развернулся сбор средств на строительство танковых колонн и эскадрилий самолетов, я решила из личных сбережений внести на это большое дело 15 тысяч рублей и призвала последовать моему примеру всех работников искусств», - сообщает Полина Чернега в 1943году со страниц газеты «Красная Татария». Еще один замечательный артист, ростовчанин, лилипут, участник аттракциона Кио Алексей Васильевич Двуреченский пожертвовал на нужды фронта все свои личные сбережения - 85 тысяч рублей. Оба артиста получили правительственные телеграммы и личные благодарности верховного главнокомандующего Иосифа Сталина с занесением в личные дела.

1.Квитанция о принятии денежных средств от Чернега П.С. «на танковую колонну».
2.Полина Чернега.
3.Правительственная телеграмма с благодарностью И.Сталина.
 
Вспомним одного из пионеров отечественной воздушной гимнастики на вращающихся механических конструкцияхАлексея Михайловича Бараненко (1907-1945). С 1928 года после окончания театральной студии Пролеткульта он стал работать в цирке. Сначала в номере «Полет с батудом Даймонд», а с 1931 года - с собственным номером с батудом по афише «Амос». В 1937 году, используя систему «вертушка», Алексей Бараненко создает новаторский номер «Гимнасты на аэроплане» с партнером Л.Тряпициным и женой Еленой Николаевной Бараненко(1917-1991). «А затем, стремясь образно разрешить ту же задачу, А.М.Бараненко создал свою «Жар-птицу»: под куполом свободно кружилась большая разноцветная сказочная птица – и два добрых русских молодца соревновались в смелости под её широкими блестящими крыльями. Это был феерический, сказочный воздушный аттракцион, один из наиболее типичных для развернувшихся поисков романтического стиля советского цирка», - пишет в своей книге «Арена и люди советского цирка» критик и знаток цирка Е.М.Кузнецов. Талантливый конструктор А.Бараненко создавал и иные воздушно-гимнастические снаряды (например, трапецию в виде морского якоря). Работы А.М.Бараненко получили заслуженные награды на 1-м и 2-м Всесоюзных конкурсах циркового искусства (Москва, 1944, 1945гг.), а Алексей Михайлович Бараненко был награжден медалью «За трудовое отличие». Сын Алексея Михайловича - Игорь Алексеевич Бараненко (род.1938), жонглер на лошади, воздушный гимнаст, иллюзионист, живет в Ростове.
 
1.Алексей и Елена Бараненко.
2.Афиша номера «Гимнасты на аэроплане».
3.Артисты Амос.
 
Давая представления в Сталинграде, артисты-ростовчане одновременно гастролировали и в освобожденном в феврале 1943 года родном городе.  Оборудовав за короткое время площадку в небольшом садике «Арс», превращенном фашистами в груду развалин (на территории бывшей усадьбы доктора Г.И.Ткачева, ныне Большая Садовая ул., за современным зданием Дворца творчества детей), цирк поднял свое шапито на 1300 мест. Каждое лето в течение девяти последующих лет здесь устанавливался летний цирк, зимой же разворачивался зверинец. 
 
1, 2. Территория, занимаемая летним цирком. 1943 год.
 
В газете «Молот» в ноябре 1952 года был опубликован анонс: «Энгельса, 63. Помещение госцирка (цирк-шапито). Московский передвижной зверинец. Доставлен тигр-великан. Посетителей зверинца обслуживает лектор. Ежедневно с 10 до 6 веч. Бесплатное катание детей на осликах и пони. В одной клетке: африканский лев, бенгальская тигрица, гибрид тигра и льва. Кормление животных в 7 вечера».
 
У дирижерского пульта цирка стоял Георгий Абрамович Цвайг, опытный мастер, служивший до этого в качестве маэстро Ростовского госцирка-мюзик-холла. Он более 35 лет руководил оркестрами. Отметим, что музыка в цирке играет особую роль: она создает настроение и является аккомпанементом к трюку. Однако трюк - это не вокальное произведение, и время его исполнения может отличаться от представления к представлению, или вообще может произойти завал, и трюк будет повторен. Как пишет Джон Мосери в своей книге «Маэстро и их музыка», «маэстро – главный переводчик указаний, написанных рунами на сложном, таинственном языке и передающих серию звуков, которая может продолжаться несколько часов. Он полностью зависит от мастерства всех остальных участников действа; он молча одному ему известным способом, направляет невидимую всемогущую силу к заданной цели – аудитории».
 
Бессменным директором летнего Ростовского государственного цирка был Гавриил Алексеевич Алиев (1895-1967), начинавший в 1918 году администратором в знаменитом цирке Чинезелли в Петрограде, он же руководил строительством зимнего стационарного цирка в Ростове на проспекте Буденновском, 45. Именно он готовил документацию, согласовывал финансирование в Москве, общался с архитекторами и художниками. В 1957 году цирк был готов, и Гавриил Алексеевич стал успешным директором ростовского зимнего стационара, по красоте и технической оснащенности одного из лучших цирков Европы.
 
1. Директор Ростовского цирка Гавриил Алиев.
2. Программка Ростовского цирка. 1946 год.
2. Артисты оркестра Ростовского цирка.
3. Дирижер оркестра Ростовского цирка Георгий Цвайг.
 
С 1943 по 1957 годы ростовчане могли посещать цирковые представления только в летнее время. Здесь, в саду «Арс», под куполом шапито Ростовского государственного цирка давали спектакли лучшие коллективы советского цирка. Ростовчане с восхищением следили за аттракционом сестер Кох,звезда которых ярко зажглась как раз в послевоенные годы. Сестры Кох (настоящая фамилия Кухарж-Кох) - Марта Болеславовна (1912-1996), Зоя Болеславовна (1915-1981) и Клара Болеславовна (1923-1982) –эквилибристки, заслуженные артистки РСФСР, дочери акробата, гимнаста, режиссера, изобретателя оригинальной цирковой аппаратуры Болеслава Юзефовича Кухаржа-Кох (1886-1967). Они делали отчаянный по смелости номер «Семафор». «Представьте: по натянутому под углом тросу с шестомдля баланса шла одна из сестер. На ее плечах стояла отважная вторая, а третья, самая изящная, завершала эту пирамиду. Еще более сложным в их программе было выступление на гигантском колесе-шестерёнке, по которому сестры Кох поднимались к цирковому куполу. Но теперь уже в позиции – стойка на руках, голова в голову», - вспоминает в своей книге «Цирк: боль и радость моя» Народный артист СССР, лауреат Государственной премии РФ Мстислав Запашный. «Звезды цирковой арены были не менее популярны, чем всенародные любимцы киноэкрана или театральных подмостков. Тогда семейный поход в цирк для многих был обязательным атрибутом отдыха. Достать билеты на выступления Дурова, Кио, сестер Кох, Карандаша и других известных мастеров арены нередко было чрезвычайно сложно»,- продолжает Мстислав Запашный. 
 
1. Программка Ростовского цирка 1947 года.
2-3. Фрагменты выступления сестер Кох.
4. Афиша. Заслуженные артисты РСФСР сестры Кох.
5. Программка Ростовского цирка 1952 года.
 
Из детских воспоминаний очевидца событий Татьяны Абрамовой: «Мы восхищались ошеломляющими трюками наездников Тугановых и Кантемировых. Замирали, когда на арену выезжал на мотоцикле Александр Буслаев с львом за спиной, а дети визжали от восторга, когда в летающийнад ареной деревянный зеленый самолет «кукурузник», «пилотируемый» мордатым котом в летных очках, по лесенке поднимались белые и серые мышки – питомцы дедушки Дурова…»     
 
1. Программка Ростовского цирка 1946 года.
2. Владимир Дуров с бегемотом.
3. Фрагмент программки Ростовского цирка 1951 года.
 
Из крупных постановок Ростовского цирка стоит отметить тематическое цирковое представление «Здравствуй, Волга!» в постановке выдающегося циркового режиссера и сценариста Николая Николаевича Зиновьева (1912-1967), созданное в 1952 году и посвященное открытию Волго-Донского канала. Выход артистов был декорирован миниатюрной копией грандиозной 40-метровой арки шлюза №1, эта же арка украшала программку представления.
 
В самой постановке были задействованы «Цыганский цирковой коллектив», программа которого включала различные цирковые и эстрадные номера и отличалась ярким национальным колоритом. Среди ведущих артистов коллектива певцы и танцоры М. Артамонова, Е.Дубинина, А. Панков, Г. Леонтенко (старшая), И. Москалев, П. Савельев, М. Шкодников, Б. Бреслер, К. Ферару (жонглеры на лошадях, танц-жонглеры), Д. Джелакаев, А. Москалёв, П. Суховский, С. Янковский (цыганская пляска), А. Джелакаева, Г. Лебедева, Г. Леонтенко, С. Савельев (танцы на лошадях, конный вольтиж), М. и Н. Ивановы, Т. Москалёва, И. Флоринская, М. Шишков (цыганская песня), Н.Шульгин (коверный клоун, комик),  А.Ощук, А. Толкачёва (акробатические сценки), Н. Тимофеева и С. Савельев (игра с хлыстами), Шкодников, В. Чугунов (дрессировка). Художественный руководитель коллектива – Ян Давыдович Бреслер (1909–1984). Завершал программу аттракцион со львами Тамары Николаевны и Александра Николаевича Буслаевых.
 
1.Шлюз №1 Волго-Донского канала.
2.Артисты программы «Здравствуй, Волга!» в Ростовском цирке.
3.Программка представления «Здравствуй, Волга!».
 
В конце лета 1957 года Ростовский государственный цирк в саду «Арс» был разобран. Администрация и штат переехали в новое здание зимнего стационара на проспекте Буденновском, 45. Была открыта новая страница славной истории Ростовского цирка.
 
Завершая наше путешествие в прошлое, остается добавить лишь то, что от старого летнего цирка и сада «Арс» не осталось и следа. Их территория застроена высотными зданиями. Но у ростовчан старшего поколения и артистов-ветеранов остались самые теплые воспоминания и о гостеприимном цирке-шапито, и об уютном садике с пивным павильончиком. Думаю, что эти строки Юрия Владимировича Никулина, любившего Ростов и часто выступавшего в летнем цирке, как нельзя кстати подойдут для финала, или как говорят в цирке - окончания:
 
Вот и кончается праздник,
Яркий как сказочный сон,
Сколько открытий прекрасных,
В новом созвездии имен.
Снова для нас на арене,
Цирк совершал чудеса,
И застывали мгновенья,
И замирали сердца...
 
Спасибо, цирк,
За красоту твоей души,
Спасибо цирк,
За доброту за веру в жизнь,
Спасибо цирк,
За праздник твой,
Короткое свидание с мечтой.
 
1. Ростовский госцирк в саду «Арс», главный фасад.
2. Программка Ростовского госцирка 1950 года.
3. Ростовский госцирк в саду «Арс», вид с задней части парка.
 
«Нас тесно сближает общее, желание сохранять и беречь самое важное – цирковое искусство в том виде, в котором его по крупицам создавали наши предшественники, династийные артисты и работники цирка. Мы аплодируем стоя родоначальникам династий артистов цирка: Владимиру Дурову, Карлу Томсону (Запашные), Эмилю Кио, Николаю Язеву (Багдасаровы), Ивану Филатову, Алибеку Кантемирову, Александру Корнилову, Кариму Зарипову, Ольге Цупак-Артемьевой. Без них трудно, да и порой невозможно представить цирк! Вы можете присоединиться к цирку, только если цирк нуждается в вас. Серия публикаций об истории развития цирков в России приурочена к 105-летию РОСГОСЦИРКА! 
 
Автор: Дмитрий Борисович Артемьев, заведующий музеем А.А.Дурова г. Таганрог.
 

Афиша цирка

Афиша

с 26 октября по 1 декабря в Омском цирке

«Тигры на земле и в воздухе»

Впервые в Омском цирке начинает гастроли новая программа, при участии потомственного артиста старейшей династии в пятом поколении Ярослава Запашного, с аттракционом «Тигры на земле и в воздухе». В программе собраны лучшие жанры циркового искусства. Заслуженные артисты России, лауреаты престижных международных цирковых фестивалей, обладатели самых высших наград России и зарубежья. К Вашему вниманию будут представлены веселые клоуны, воздушные гимнасты, виртуозные акробаты...

Подробнее о представлении