«Дорогие друзья! Меня зовут Дмитрий Артемьев. Я представитель цирковой династии. Приглашаю вас совершить небольшое увлекательное путешествие в цирковое прошлое Ростова-на-Дону. Так сложилось, что материал для этого исследования собирался мною по частицам более двенадцати лет. Я намеренно не касаюсь истории здания Ростовского государственного цирка и того театра, что был на его месте до Великой Отечественной войны, так как это тема для отдельного исследования. Мой же исторический обзор охватывает историю цирка в Ростове с 1830-х по 1950-е годы».
Ростов-на-Дону становится «цирковым городом» со второй четверти девятнадцатого столетия. К этому времени город имел статус уездного центра Ростовского уезда Екатеринославской губернии с населением чуть менее 11000 человек. По плану 1845 года в городе было 14 улиц и 60 безымянных переулков, появились первые торговые заведения, предприятия, органы городского самоуправления, которые озаботились вопросами образования и просвещения. Как писал историк Ростова И. Кузнецов, «пробудившиеся в ростовском обществе запросы духовной жизни, сыгравшие не малую роль в учреждении воскресных школ и означенных обществ, послужили также стимулом для городского управления в его попытках поставить на более правильную почву, в качестве учреждения воспитательно-просветительного, театра». Правда, следует напомнить, что первый балаган для выступлений бродячих артистов появился в Ростове на площади перед тогда еще деревянным Рождественским собором в начале 1830-х гг., где ежегодно во время ярмарок выступала труппа из Таганрога. В 1838 году в Ростове-на-Дону был открыт первый деревянный летний театр-балаган, принадлежавший «макаронному фабриканту, подрядчику и откупщику вин», ростовскому купцу 2-й гильдии, городскому голове Александру Садомцеву (1827-1835). Находился он на территории Городского сада с выходом на Кузнецкую (ныне Пушкинскую) улицу. Этот театр имел 12 лож, до 70 кресел, партер и галерею. Для театральных спектаклей была обустроена сцена, для цирковых - убирали кресла партера и устанавливали манеж.
1. Гравюра «Ярмарка в Малороссии». XIX век.
2. Театр Петрушки - традиционная ярмарочная забава. С гравюры Адама Олеария.
В 1859 году, несмотря на несколько ремонтов, театр разрушился. Христофор фон Бок, корреспондент петербургского журнала, в 1843 году писал о Ростове: «Репертуар русского и пантеон иностранного театра», «Здесь бывает две ярмарки: одна весною - Вознесенская, а другая осенью - Рождественская. На последнюю пригоняются большие табуны лошадей и гурты рогатого скота из степей придонских и Черномории. Обе эти ярмарки продолжаются по две недели и вовремя их, приезжают сюда балаганные штукари, эквилибристы и комедчики, а также подвижные зверинцы с заморскими животными, оптики и косморамисты». Думаю, последний термин нуждается в расшифровке. «Косморама», или по-русски «раёк» - это небольшой ящик с двумя увеличительными стеклами-окошками спереди. Во внутренней его части перематывается с одного катка на другой длинная полоса, покрытая изображениями разнообразных значимых событий, личностей, мест. Зрители рассматривают при искусственном освещении эти изображения сквозь стекла, увеличивающие их до натуральной величины.
1. Гравюра «Русский раёк». XIX век.
2.Раскрашенная гравюра «Ярмарка – русские качели».XIX век.
3. Лубок «Медвежья потеха». XIX век.
На смену садомцевскому балагану по инициативе ростовских купцов К.М. Гайрабетова, И.И. Грибанова и М.Б. Драшковича в 1862 году началось строительство стационарного деревянного театра с заявкой на серьезный репертуар: по инициативе городского головы А.М. Байкова была предпринята попытка пригласить в Ростов неаполитанскую оперную труппу. Но ростовчане жаждали веселья, смеха и всевозможных трюков. Тот же фон Бок писал: «…Публика, как Таганрогская, так и Ростовская состоит большей частью из иностранных негоциантов, греческих купцов, казаков; бюрократия же здесь весьма незначительна, а офицеры квартирующих здесь резервных батальонов Кавказского корпуса – за отдаленностью зимних и постоянных квартир своих, не могут часто приезжать на спектакли. Эта-то публика любит более и лучше юмористические пьески – переделки Каратыгина, Григорьева, Ленского и Федорова из французских комедий и водевилей; еще забавою здешних зрителей служат смешные пьесы на малороссийском наречии соч. Котляревского, Квитки. Шевченко и кн. Шаховского; в эти представления они хохочут до упаду. До слез. А партер с галереей приходят в такой энтузиазм, что крику и аплодисментам их не бывает конца…»
С учетом запросов зрителей в 1880 году примерно на месте балагана Садомцева было сооружено первое деревянное стационарное здание цирка в Ростове – «Круглый театр», как именовали его владельцы. Открылся он программой «Французский цирк братьев Годфруа» (в некоторых источниках «Цирк братьев Годфрид»). Эта труппа впервые приехала в Ростов в 1860-х годах и, пользуясь успехом у ростовчан, периодически посещала город.
1-2. Ростов-на-Дону на рубеже XIX-XX веков.
Осенью 1883 года городские газеты Ростова писали о страшной трагедии в городе Бердичеве, где сгорел деревянный цирк Феррони и погибло двести шестьдесят восемь человек. Через неделю после этого события Ростовская городская дума постановила сломать деревянный полустационарный цирк, выстроенный «неким господином на Таганрогском тракте (ныне проспект Буденновский) в пределах города». Это был последний «беспризорный» цирк на донской земле. С тех пор все театры, цирки и балаганы должны были получить место и разрешение на строительство от городской думы.
Летом 1897 года на гастроли в Ростов приезжал цирк-зверинец Гуго Винклера, примечательный тем, что в нем на заре своей карьеры выступал ростовчанин, основатель династии дрессировщиков Филатовых, Иван Лазаревич (1873-1956). У Гуго Винклера начинал свою карьеру также клоун-дрессировщик и сатирик Владимир Леонидович Дуров (1863-1934), первый из цирковых артистов, удостоенный в советское время звания «Заслуженный артист Республики» (1927).
1-3. Владимир Леонидович Дуров.
В 1909 году известный антрепренер, директор и основатель нескольких стационаров, в том числе Московского цирка на Цветном бульваре и Рижского цирка, Альберт Вильгельмович Саламонский (1839-1913) впервые представил в Ростове свою цирковую программу, которая очень понравилась жителям города от мала до велика. С этого времени Саламонский почти каждое лето разворачивал шапито на своем излюбленном месте – у площади Нового базара (ныне площадь Советов). Не раз премьером его программ был знаменитый клоун-сатирик, дрессировщик Анатолий Анатольевич Дуров (1894-1928), столь сильно полюбивший донскую землю, что позже обосновался в городе Таганроге, купив там имение. В нем он разместил свой огромный зверинец, в котором насчитывалось несколько тысяч животных. Сегодня в Таганроге по адресу ул. Глушко, 44 действует музей А.А.Дурова. Любопытно, что к сатирикам внимание властей всегда было повышенным. К примеру, в 1926 году, цензурируя приветственный монолог Анатолия Анатольевича:
Шлю публике привет сердечный.
Пред вами Дуров Анатолий.
Пришел сюда, чтоб смех беспечный
Звенел как буйный ветер в поле.
С своим зверинцем к вам являюсь
Чтоб развлекать здесь в цирке всех
И вызвать дружный я стараюсь
От лож и до галерки смех.
И если кто устал смеяться
С тоской на солнце смотрит хмуро
Невольно станет улыбаться
Когда с зверьми выходит Дуров.
Я не певец с прогнившей лирой
Я клоун этим я горжусь
Своим зверинцем и сатирой
Над многим в жизни я смеюсь.
донской областной инспектор зрелищ запретил к исполнению следующие строки:
Да, как-же здесь не издеваться
Коль «Царь природы» в наши дни
Стал также лаять и кривляться
Как звери бедные мои.
1,3. Анатолий Анатольевич Дуров.
2,4. Афиши Анатолия Дурова.
Цирковые представления пользовались популярностью у ростовской публики. «Сборы в театре весьма плохи, - пишет ростовская газета «Донская пчела», - оно и не удивительно, ведь конкуренция слишком сильна в лице г. Соломонского (имеется в виду А.И.Саламонский), у которого 100 лошадей, 52 дамы и 4 дрессированных собачки, да еще поговаривают, что в скором времени прибудут 7 быков и ученая свинья… Уж тут капут всякому театру: зачем смотреть на какую-нибудь драму или комедию, когда можно за те же деньги видеть ученую свинью!». Жесточайшая конкуренция царила в то время в сфере развлечений. Цирковые труппы бились с театральными за прокатные площадки: залов, в которых можно было работать зимой, было очень мало; передвижные цирки конкурировали за лучшие места на площадях и у базаров, балаганы искали лучшие места на ярмарках, проявляя порой дивную изобретательность в достижении своей цели.
1.Антрепренер Альберт Саламонский.
2. Раскрашенная гравюра «Конный цирк».
3. Иван Филатов (ретушированный портрет).
Занимательный эпизод из воспоминаний своего отца Ивана Лазаревича Филатова приводит в своей книге «Медвежий цирк» Валентин Иванович Филатов (1920-1979), дрессировщик медведей, народный артист СССР (1969): «Держал я до войны (имеется в виду первая мировая) небольшой цирк. Не цирк, а скорее балаган – «столбик». Это значит: посреди арены врыт столб, а на нем крыша держится, вся в заплатах. Приехали мы на ярмарку поздно – все хорошие места на площади уже заняты другими цирками и балаганами. И досталось нам место в самом конце рынка, за складами и амбарами. В других цирках и балаганах полные сборы, а у нас – «пожар». Что делать? Как быть? Кто-то надоумил меня на «разбойничье» дело. Как только у цирков, что стояли в центре рынка, начинал скапливаться народ, появлялись нанятые мною грузовые водоводы. Запряженные в пустые телеги битюги мчались по площади во весь опор. Звенели бубенцы, телеги громыхали, а на них во весь рост стояли здоровенные возчики и орали во всю мочь: «Эй, бер-р-р-регись! Р-р-ра-зойдись! Задавлю!» Народ разбегался. Подводы теснили толпу в дальний угол рынка, как раз туда, где стоял наш балаган…»
Частыми гостями города были иностранные артисты первой величины: итальянский комик Жакомино, «любимец публики» клоун Эйжен, клоун-дрессировщик Михаил Золло, семейство итальянских артистов Безано (их потомки осели в Ростове), династия Феррони - Танти.
1. Музыкальные эксцентрики Фис-Дис (Франц Кочановский и Юлия Безано).
2. Юлия Безано.
3. Афиша аттракциона Михаила Золло.
4. Итальянские воздушные гимнастки.
Несколько раз в Ростове выступал величайший жонглер всех времен Энрико Растелли (1896-1931), родившийся в семье итальянских цирковых артистов, гастролировавших тогда в Сибири. Энрико, одарённый феноменальным талантом, с огромным упорством развивал его и уже в 19 лет дебютировал с сольным номером. Здесь, в России, ежедневным напряженным трудом оттачивал он свое изумительное мастерство, поражавшее впоследствии зрителей Европы и Америки. Его карьера состояла из трех периодов, первый из которых был ознаменован манипуляцией шаром в японском стиле, вдохновленной жонглером Такашимой, которого Энрико видел в России в молодости. В течение второго периода он носил шелковый костюм и работал с резиновыми мячами. Наконец, когда начала расти популярность футбола, он изменил свой номер вновь и стал жонглировать кожаными футбольными мячами. Вот что пишет о Растелли Доминик Жандо в своей книге «История мирового цирка»: «У этого артиста было одно достоинство, которому подражать труднее, чем голой технике: залогом успеха Растелли были элегантность и грация, которыми он пленял публику. Некоторые блестящие мастера жонглирования не имели никакого успеха единственно оттого, что не умели подать свой номер; это вечная проблема циркового искусства: одной техники недостаточно! Ежедневно, прежде чем выйти на арену, неутомимый жонглер репетирует в течение нескольких часов. Жонглерское искусство имеет свою оборотную сторону: оно требует постоянной тренировки; раз за разом подбирать мячи, чтобы снова и снова повторять неудавшийся трюк, - занятие весьма тягостное».
1-5. Энрико Растелли.
Здесь же, в Ростове, во время работы в цирке Первиля нашел свою любовь выдающийся артист цирка сомалийского происхождения Багри Саерович Кук (1884-1942). Его избранницей стала очаровательная гротеск-наездница, племянница директора цирка Аннет Первиль. «На самом деле она была донской казачкой Анной Маншиловой из станицы Цимлянской. Её отец, буфетчик цирка, и тётка, жена директора, были недовольны тем, что Ане приглянулся жокей-африканец. И молодые обвенчались тайно. А вечером того же дня в комнату Багри ворвалась полиция, требуя вернуть беглянку. Но Багри сказал, что Анна отныне его жена и всегда будет рядом с мужем. У них родился сын Женя, мой отец. Впоследствии Евгений Кук стал одним из лучших жокеев России и в 60 лет стоял на лошади как влитой. Я тоже 28 лет был жокеем. После травм не мог уже ездить и стал клоуном», - вспоминал внук Багри, артист цирка, ростовчанин Александр Евгеньевич Кук (1949-2006).
1. Жаннета Кук, Анна Первиль, Багри Кук.
2. Багри Кук.
3. Жокеи-наездники «4Кук4».
Заезжие цирки давали представления у Старого базара (Центральный рынок), на Покровской площади (ныне Покровский сквер напротив Музыкального театра), на Ярмарочной площади (на углу нынешних Буденновского проспекта и улицы Текучева), в Городском саду за театром Гайрабетова (примерно на месте шахматного павильона в парке Горького), в летнем саду Коммерческого клуба (ныне парк им. 1 Мая) и на пустыре на улице Скобелевской (ныне Красноармейской, примерно за зданием нынешней гостиницы «Ростов»), на тюремной площади, находившейся на окраине города, за которой уже раскидывалась степь. Также на границе между Ростовом и Нахичеванью цирк устанавливался на время ярмарочных гуляний. Вот как это описывает в своих воспоминаниях уроженец Нахичевани Мартирос Сергеевич Сарьян (1880-1972), народный художник СССР (1960), Герой Социалистического Труда (1965), лауреат Ленинской (1961) и Сталинской премии второй степени (1941): «Самым большим народным праздником считался День святого Георгия, 23 апреля. На площади, названной именем этого святого, на пустыре между Ростовом и Нахичеванью открывалась огромная ярмарка, продолжавшаяся целую неделю. Здесь собирались жители обоих городов и крестьяне окрестных армянских сел. Приходили и из ближайшей казачьей станицы. Крестьяне в ярких национальных одеждах придавали ярмарке своеобразный колорит. Вокруг царил невероятный гул, создаваемый шумящим народом, криками продавцов фруктов, сладостей, воды, игрушек и других товаров. Мы увлекались каруселями, обвешанными и разрисованными фантастическими украшениями. С восхищением смотрели, как кружатся на карусели под орган взрослые и дети. У входа в цирк, зазывая гостей, толпились актеры и клоуны. Если в наших карманах заводилась пара гривенников, мы целыми днями болтались на ярмарке, беспечные и счастливые». В Нахичевани-на-Дону шапито обычно устанавливали на центральной площади за городским театром (ныне Ростовский-на-Дону академический молодежный театр). Антрепризу в Ростове держали М. Первиль, Жижетто и Рудольфо Труцци, Альберт Сур, братья Винкины, Михаил Злобин.
1. Мартирос Сарьян.
2. Вид на Гайрабетовский театр.
3. ЖижеттоТруцци.
4. Альберт Сур.
«На грани осени и зимы обычно приезжали в город устроители выставок различных редкостей и чудес. Афиши зазывали:
Чудо! Живая татуированная! Чудо! Самое большое чудо в мире!
В музее Шульце-Беньковского. Большие представления
показываются ежедневно, с 11 часов утра до 10 часов вечера.
ЖИВАЯ ТАТУИРОВАННАЯ АМЕРИКАНСКАЯ КРАСАВИЦА.
Вход 22 копейки.
Выставок и музеев собиралось иногда до десятка. Устроители их враждовали друг с другом, интриговали, конкурировали. Один предлагал посмотреть девицу Лагранж, пляшущую на канате. Другой приглашал поглазеть на женщину-паука. У третьего были выставлены "умирающие зуавы". У четвертого "всемирно известный маг и волшебник" Бен Али-бей глотал горящую паклю и проделывал разные фокусы», - пишет в своей книге «В старом Ростове» журналист и краевед Степан Швецов. Ассортимент выставок был разнообразным, в основной своей массе это были зрелища сомнительного качества. Однако и среди них попадались достойные внимания. Вернемся к упомянутому Швецовым Бен Али Бею- под таким псевдонимом выступал немецкий драматический актер Макс Ауцингер (1839-1928), впервые в Западной Европе показавший так называемый "черный кабинет". Вот как описывает его номер Александр Вадимов в своей книге «От магов древности до иллюзионистов наших дней»: «Зритель попадал в волшебный мир. Портал сцены был декорирован в виде роскошного шатра, покоившегося на сфинксах. Бен Али Бей, в богатом одеянии восточного жреца, совершал чудеса. Светящиеся мыльные пузыри, золотые кубки и разноцветные шары вдруг появлялись в пустом пространстве, парили в воздухе и неожиданно исчезали. Пустые сосуды и шкатулки на глазах у зрителей наполнялись сверкающими драгоценностями. Яркие мотыльки кружились в воздухе. Скелет танцевал под музыку. Большая гусеница обматывалась шелком и превращалась в кокон, из которого выходила девушка с крыльями бабочки. Девушка подавала Бен Али Бею чашу, и чаша превращалась в змею. В этом сказочном зрелище, поставленном с большим вкусом, самым загадочным было то, что иллюзионист почти не прикасался к появлявшимся и исчезавшим предметам. Они издали повиновались мановению его руки. Движения Бен Али Бея были плавными и четкими. Реплики, которые он произносил звучным низким голосом, с приятным юмором, связывали в одно целое весь каскад иллюзий. В заключение, выходя кланяться, Бен Али Бей снимал с плеч свою голову и ставил ее на стол».
1.Татуированная женщина. Афиша.
2.Макс Ауцингер.
3.Макс Ауцингер в образе Бен Али Бея.
4.Ростов у Старого базара. Излюбленное место проведения выставок.
Однако, «когда мы присмотримся к зрелищам, имеющим успех у толпы, пристальнее, мы увидим, что народные массы увлекаются ими не за белила и румяна, не за убогую роскошь наряда, в которую нарядил их антрепренер, а за ту здоровую красоту и тот живой темперамент, который подо всем этим скрывается. Сорвите с мелодрамы, балагана и цирка все эти отвратительные прикрасы, и вы увидите, что по строению своего тела и силе своего духа они превзойдут холеных красавиц с томными глазами и расслабленными членами, которыми восхищаются в салонах», - пишет в журнале «Вестник театра» №3 от 9 февраля 1919 года Анатолий Луначарский. Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933), советский государственный деятель, писатель, критик, искусствовед, народный комиссар просвещения РСФСР (1917-1929), академик Академии наук СССР (1930), невероятно много сделал для становления и развития Советского цирка, ставшего лучшим цирком в мире.
В 1917 году состоялся доклад-митинг в петроградском цирке «Модернъ», а к 1918 году возникла новая форма зрелища – «Концерты-митинги» для бойцов Красной армии. Они достаточно регулярно проходили не только в Петрограде, не только в московских цирках Саламонского и Никитиных, но и во многих цирках страны. С 1918 по 1920 годы по железной дороге в своем агитационном вагоне разъезжала по фронтам гражданской войны первая советская фронтовая труппа артистов «Цирка и дивертисмента».
1. Декрет об объединении театрального дела, согласно которому цирки стали государственными.
2. Анатолий Луначарский.
3. Афиша доклада-митинга в петроградском цирке «Модерн».
Острая ситуация, сложившаяся на Дону после революции 1917 года, не способствовала развитию культурной жизни. Ростов, оказавшийся осенью 1918 года между ставками первых лиц Донской области - атамана Всевеликого войска Донского, командующего Донской армией Петра Краснова в столице городе Новочеркасске и командующего Добровольческой армией Антона Деникина, - в полной мере ощутил на себе тяжесть гражданской войны. «Неопределенность власти, которая менялась не по дням, а по часам. Корнилов, Врангель, Керенский, Юденич… Немцы, австрийцы, белогвардейцы и множество банд Махно, орудовавших на Дону. Грабежи, разбои, насилие, резня, постоянные обыски… Неповинных людей заточали в тюрьмы и ссылали. Полное бесправие и безвластие», - вспоминает очевидец событий, ростовчанин, артист цирка Степан Разумов, на чьи гимназические годы пришлось это время. Вместе с тем революция совершенно по-новому поставила вопрос об искусстве: «отрицая противопоставление умственного и физического труда, революция, естественно, сняла вопрос о «белой» и «черной» кости в области культуры и, опрокинув самое понятие об искусстве первого и третьего «рангов», об искусстве «избранных» и «отверженных», «званных» и «не-званных», - выдвинула идею единого советского искусства как участника социалистического переустройства нашей родины. Вполне понятно, что труженики цирка сразу же легко и естественно «вошли в революцию», которая не только освободила их от батрачества у антрепренёров, но и несла в себе общественное признание их труда и профессии», - сообщает нам книга «Советский цирк 1918-1938».
1.Демонстрация трудящихся в Ростове.
2.Встреча генерала Деникина в Ростове.
3. Госцирк шапито в Ростове. Начало 1920-х годов.
На волне всех этих преобразований известный борец Клементий (Клеменс) Иосифович Буль (1888-1953), заслуженный мастер спорта СССР (1945), любимец ростовских мальчишек и молодых спортсменов, открыл в 1918 году полустационарный деревянный цирк «Булль» на Большой Садовой улице (на месте отеля «Дон Плаза») и держал антрепризу в течение года, потом сдавал цирк в аренду. Премьерами его программ были клоуны-мимы, пародисты Биль-Виль - Иван Васильевич Лунего-Карпи (1904-1974), выступавший с партнером Василием Ведерниковым.
Известный клоун и акробат-прыгун Семен Иванович Маслюков (1891-1947) (по афише Сим), позднее педагог, возглавлявший во время войны фронтовую артистическую бригаду студентов ГУЦИ, вспоминал это время: «Белые были почти на всем Северном Кавказе. Наконец мне удалось получить ангажемент в Ростов-на-Дону, в цирк Буля. Но на третий день работы меня постигло несчастье, в следствии неудачного движения при исполнении акробатических прыжков у меня лопнуло ахиллово сухожилие. Я лежал, прикованный к кровати. Через неделю пришел управляющий и сказал, что если через три дня я не выйду на работу в цирк, то жалование мне будет прекращено. Я попал в безвыходное положение. Выручило то, что я кое-как мог играть на музыкальных инструментах. Я сблизился с местным парикмахером, некоим Артуром Лезгинцевым, музыкантом-любителем, и мы совместно подготовили музыкально-эксцентрический номер. Артур Лезгинцев (это, разумеется, псевдоним) был очень хорошим мандолинистом, ксилофонистом и гитаристом. Недели через полторы мы дебютировали в цирке Буля, имели успех и остались работать».
1.Клементий Буль.
2.Афиша цирка «Булль».
3.Семен Маслюков с партнером Вацлавом Венцелем.
4.Иван Лунего-Карпи.
5.Программка Кооперативного товарищества тружеников цирка, быв. «Булль».1920г.
Из афиши представлений цирка «Булль»:
«7 января 1920 года. Веселый бенефис комика-бездельника Пауля Строкай. После каждого номера выход клоунов. 10 клоунов в один вечер: П. Строкай, Л. Танти, Пепино, К. Танти, М. Борус, Анатоль, Н. Альфонсо, Жакони, А. Борус, Б. Альфонсо. Вечером грандиозное представление Танти 4 жокея».
В 1922 году в цирке Буля работал великий наездник-джигит Алибек Тузарович Кантемиров (1882-1975), народный артист РСФСР (1966). «В историю советского цирка Алибек Кантемиров во¬шел не только как непревзойденный наездник, но и как талантливый педагог. Многие из его учеников стали мастерами конного цирка. Среди них в первую оче¬редь следует назвать сыновей Алибека - заслуженных артистов Северо-Осетинской АССР Ирбека и Хасанбека Кантемировых. Под руководством Алибека Кантемирова были поставлены сложнейшие конные трюки в кинофильмах «Застава в горах», «Опасные тропы», «Школа мужества» и «Смелые люди», - пишет о нем журнал «Советский цирк». В те годы в Ростове к Кантемирову в ученики пришел молодой артист Миша Туганов, будущая звезда российского цирка. Михаил Николаевич Туганов взял на время по совету Кантемирова псевдоним Султан-бек.
1-3. Наездники Кантемировы.
2. АлибекТузарович Кантемиров.
Сохранившаяся до наших дней афиша цирка Буля сообщала:
«8 мая 1922 года. Грандиозный бенефис Багри Кук и Анеты Первиль. Трудный номер из области езды, восточные позы на одной лошади - великане Танго. Продолжение международного чемпионата французской борьбы. Участвуют пары: Маска Дьявола - Н.Башкиров, Клеменс Булль - Франко Готч, Иван Митрофаныч-Романыч».
В декабре 1922 года журнал «Театр и музыка» писал: «Ростов-на-Дону. Текущий сезон для ростовчан весьма разнообразен. Функционируют 7-8 театров и один цирк. Кто побивает рекорд в отношении сборов – это цирк (дирекция Бр. Танти), несмотря на высокие цены, Бр. Танти со своим репертуаром за сравнительно короткое время сделались любимцами публики». Братья Танти были выходцами из большой и талантливой семьи Дионисия и Матильды Феррони, обрусевших итальянских артистов, приехавших в Россию в 1874 году. Пять их сыновей были великолепными мастерами разных жанров. С 1890-х годов они выступали под маркой «Большой итальянский цирк братьев Феррони», работая номера под разными псевдонимами. Они снимали цирки и проводили гастроли под именем «дирекция Бр.Танти». «…В первую очередь Бр.Танти веселые, остроумные, они воскрешают лучшую эру русского цирка, когда в нем царила здоровая и остроумная шутка А.Дурова. В злободневных сценках Бр.Танти много юмора при полном отсутствии пошлости, и смех, который они вызывают своими шутками бодрит и поднимает настроение…» «…Бр.Танти в нашем Ростовском цирке ярко бичуют теневые стороны революции, они прекрасно выслеживают новую нарождающуюся «свинью в образе человека», т.е. буржуазию. НЕП и спекулянт братьями Танти преподносится публике в ярком революционном освещении. Цирк может и должен массе дать здоровый и полезный смех», - пишет газета «Трудовой Дон» в августе 1922года.
В 1923-1926 годах Леон Танти возглавлял цирковые коллективы в Ростове-на-Дону, Баку, Тбилиси. Помимо этого, Леон Танти (Леонардо Константинович Танти, 1892-1973) был членом художественно-политического совета Ростовского цирка, первое заседание которого состоялось в пятницу 7 декабря 1928 года.
1. Братья Феррони: Натали, Константин, Оресто, Америго, Орацио.
2. Листовка Ростовского госцирка с фотографией братьев Танти, 1922 год.
3. Константин и Леон Танти.
С большим успехом прошли гастроли клоуна, сатирика, акробата-прыгуна, «шута его величества народа», как он сам себя называл,Виталия Ефимовича Лазаренко (1890-1939), заслуженного артиста РСФСР (1933), исполнявшего в числе прочего свое знаменитое агитационное антре «Чемпионат всемирной классовой борьбы», созданное для него поэтом Владимиром Маяковским. Прежде чем написать это произведение, поэт много раз беседовал с артистом, просил, чтобы тот ему читал клоунские репризы, стремился понять, что именно имеет успех в цирке. В антре Лазаренко играл роль Арбитра и Революции, вступающей в схватку с Антантой - союзом буржуазных государств, стремившихся уничтожить Советскую Россию. Еще до его приезда город был покрыт афишами-телеграммами, на которых ростовчане читали:
Везу с собой вагоны смеха
И шуток месячный запас
---
Давно я не был на Дону,
Ведь я прыгун, не домосед,
Привет заводам, мастерским,
И рыбным промыслам привет.
Привет вам граждане! Я шут,
Я создан людям на потеху,
За правду нас частенько бьют,
Но мы не изменяем смеху.
Бывали мы у королей,
Служили господам в угоду,
Теперь мы служим веселей -
Раскрепощенному народу!..
Тексты сочинял для него поэт В.И.Лебедев-Кумач. А когда гастроли подходили к концу и Лазаренко уже садился в поезд, на улицах города раздавали летучки: Спасибо за вниманье. Я уезжаю, до свиданья. Виталий Лазаренко.
Артист заказывал их за свой счет и платил тем, кто их раздавал. Уж очень ему хотелось поблагодарить публику и в очередной раз напомнить о себе. Талант этого замечательного артиста и нашего земляка, ведь он родился на донской земле в городе Алексанров-Грушевский (ныне Шахты), высоко ценили великие режиссеры В.Э.Мейерхольд и А.Я.Таиров (1885-1950). Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874-1940), народный артист Республики (1923), пригласил Лазаренко в свой театр, предоставив одну из ключевых ролей в спектакле «Мистерия-буфф» В.В.Маяковского. Выдающийся писатель А.И. Куприн (1870-1938) посвятил ему строки: «Милый Лазаренко! Прыгай, остри, смейся, паясничай. Твой труд любит и чопорный партер, и шумная галерка. А больше всего любят дети. И черт побери того, кто твое искусство поставит ниже всякого другого. Оно вечно».
1,3. Виталий Лазаренко.
2.Афиша Виталия Лазаренко.
Программка Ростовского ипподрома от 24 сентября 1922 года информировала посетителей: «Комитет конских испытаний «Скачки и Бега» сообщает, что в скачках ездоков-любителей примут участие на приз в 1500 руб. Багри Кук на коне «Вынос» и Леон Танти на коне «Мальчик» (оба артисты цирка)».
На следующий день местные газеты писали: «…Первым пришел «Мальчик», проведя всю скачку, выиграл два корпуса у «Выноса». Очень недурная реклама для цирка. Действительно, в то время к рекламе подходили с большой изобретательностью и остроумием. К примеру, афиша цирка И. Лерри обращалась к потенциальным зрителям с ярким призывом:
«Стой! Ты еще не уплатил подоходного налога? Нет! Так поспеши, а то уплатишь пени, а лучше на сумму пени приобрети билет и будешь присутствовать на сенсации выпуска 17-го октября 1924 г. Знаменитый кино-трюкист, артист сибиряк Петр Поспелов исполнит прыжок с купола на арену (без трюка падение в воду или сетку и т.д.)».
Это уточнение здесь неспроста, дело в том, что в предыдущем сезоне в Ростове выступал американский артист Клифф-Аэрос, исполнявший «Смертельный трюк! Уникальный-новейший аттракцион. Прыжок из-под купола цирка!». Вот как описывает этот номер историк цирка Евгений Кузнецов: «На арену выходил рослый плечистый юноша, затянутый в шерстяной свитер с рейтузами – вы сказали бы спортсмен-лыжник, - и по узенькой веревочной лестнице взбирался на крошечный, зыбко качающийся мостик, укрепленный под куполом на тонкой мачте. Под мостиком, сверху вниз, тянулись желоба, особые наклонные скаты, внезапно обрывающиеся, образуя пустые пространства с тем, чтобы вновь возобновиться метром дальше. Задача состояла в том, чтобы, бросившись вниз по этим разомкнутым скатам, соскользнуть по ним, пронестись сквозь пустоты, лежащие на пути, и, на полном лету сделав пируэт, благополучно «придти» на арену, где громадную инерцию летящего тела сдерживали при помощи особых сеток и мягких преград. Клифф-Аэрос, стоя на крошечном неустойчивом мостике под самым куполом, давал сигнал платком: музыка тотчас смолкала. Тогда он целовал платок, бросал его на арену ассистировавшей ему девушке, как бы прощаясь с ней перед смертью, и нарочито медленно, долго, тщательно «целился» всем своим телом на этот страшный отвесный обрыв, приготовляясь к прыжку. Потом, когда зритель был сыт этой затянувшейся игрой в предстоящее самоубийство, Клифф-Аэрос внезапно соскальзывал с мостика и, - головой вперед, с вытянутыми руками, - пролетал по этому адскому смертоносному тракту. Девушка целовала платок и возвращала его любимому. Это был смертельный номер, так как кроме математически точной выверки аппарата, требовалось еще абсолютное владение своим телом и беспредельная смелость, позволяющая прыгнуть в бездну с двадцатиметровой высоты».
1. Клифф-Аэрос.
2. Афиша популярного смертельного аттракциона «Человек Снаряд».
3. С.Буденный принимает участие в конном состязании на Ростовском ипподроме.
Конечно, описывая 20-е годы, нельзя не упомянуть о создании и небывалом развитии разнообразных спортивно-цирковых, эстрадно-цирковых, театрально-цирковых, агитационно-цирковых самодеятельных коллективов. Причем, следуя всеобщей тенденции тех лет, появлялись самые неожиданные синтезы жанров. Пользовались популярностью спортивно-акробатические студии в клубе завода «Жесть-Вестен», Клубе водников. В ноябре 1927 года был торжественно открыт Лендворец, (дворец труда имени Ленина, ныне дворец культуры железнодорожников), построенный на средства профсоюза главных мастерских Владикавказской железной дороги (ныне Северо-Кавказская железная дорога) на месте вооруженного восстания 1905 года ростовских рабочих против царского самодержавия. Спортивно-цирковая и театральная студии Лендворца дали старт многим начинающим артистам, таким как Степан Разумов, Артур Минасов, Олег Озеров и, конечно, Женя Милаев. Евгений Тимофеевич Милаев (1910-1983), народный артист СССР (1969), Герой Социалистического Труда (1979), один из самых знаменитых и титулованных артистов цирка, родился в казачьей семье. Детство и юность провел в Ростове. С 1927 года занимался в спортивно-цирковой студии Лендворца. В цирке с 1928 года. Выступал в различных жанрах. В середине 1940-х годов перешел в жанр эквилибристики, создал на базе Ростовского цирка номер «Акробаты на першах», ставший одним из лучших в этом жанре. В начале 1950-х годов он создает и руководит цирковым аттракционом «Эквилибристы-рекордсмены на ножных лестницах». Номер поражал зрителей сложностью, внутренней силой, строгостью и уникальными трюками. Евгений Тимофеевич Милаев, пользуясь хорошими отношениями с тестем – генеральным секретарем ЦК КПСС, главой страны Леонидом Ильичом Брежневым, выступил инициатором строительства новых цирковых зданий по всему Советскому Союзу. Евгений Тимофеевич непосредственно курировал строительство Большого Московского цирка на проспекте Вернадского, директором и художественным руководителем которого стал впоследствии.
1.Евгений Милаев с родителями.
2. В образе Белого клоуна.
3. Фрагмент аттракциона «Эквилибристы-рекордсмены на ножных лестницах».
4. Евгений Милаев в своем кабинете в Большом Московском цирке.
Спортивно-цирковую студию Лендворца посещала и моя бабушка, ростовчанка Ольга Яковлевна Цупак (1911-1983). В десять лет она начала заниматься в цирковой студии при заводе «Жесть-Вестен», руководил заводом её отец, мой прадед, Яков Михайлович Цупак. В 1927 году она перешла в только что открывшуюся спортивно-цирковую студию дворца труда имени Ленина (Лендворец), где овладевала цирковыми жанрами вместе с Артуром Минасовым, Евгением Милаевым и Николаем Озеровым, ставшими артистами цирка. В это время она и познакомилась со своим учителем и будущим партнером, артистом цирка Владимиром Сысоевым,который работал в акробатическом номере под руководством Александра Ширая. Александр Николаевич Ширай (1898-1984) - спортсмен, артист, цирковой режиссер, чемпион РСФСР по штанге (1922), режиссер по трюкам в цирковых пантомимах и Московском мюзик-холле. Снимался в фильмах немого кино.
1. Строительство Лендворца. 1924 год.
2. Лендворец (ДК железнодорожников). 1927 год.
3. Александр Ширай.
Владимир Владимирович Сысоев (1897-1947), известный ростовский спортсмен дворянского происхождения, позже артист цирка, в 1930 году создал художественно-акробатическую группу «4 ЭСВЭ 4». В составе группы работали О. Цупак, А.Минасов и Н.Озеров. И хотя номеров этого плана было больше чем достаточно, «4 ЭСВЭ 4» отличались ото всех сложностью трюков, выполняемых с живым задором, тонко продуманными скульптурными группировками, композиционной стройностью.
«В 30-е годы номер «4 ЭСВЭ 4» был украшением программ самых крупных цирков - его копировали, ему подражали. «4 ЭСВЭ 4» отличался ото всех сложностью трюков, выполняемых с живым задором, композиционной стройностью, - это и в самом деле была художественная группа. Для сопровождения номера артисты привлекли музыку Рахманинова, что, безусловно, придало этой пластико-скульптурной сюите еще большую эмоциональную насыщенность», - пишет Рудольф Славский в журнале «Советская эстрада и цирк».
1.Ольга Цупак-Артемьева.
2.Художественно-акробатическая группа «4 ЭСВЭ 4».
3.Артур Минасов, Николай Озеров.
В 1934 году Ольга Цупак и Владимир Сысоев первыми в Русском цирке создали оригинальный номер «Игра с диаболо». За основу была взята полузабытая народная китайская игра. Есть три версии происхождения слова «диаболо». По одной из версий название произошло от греческого diabolo, что приблизительно означает «перекрестный бросок». По другой - это слово образовалось из DIA (две) и paraBOLa (парабола), то есть две параболы. По третьей, самой красивой, но наименее вероятной, имеется в виду дьявольский звук, который издавали при вращении старинные деревянные катушки.
Вот так описывает этот номер артист и режиссер цирка, писатель Рудольф Славский: «Они появлялись на арене в легких спортивных костюмах и начинали раскручивать на шнурах катушки, энергично полоща ими в воздухе. Затем игриво перебрасывали катушки друг другу. С веселым жужжанием катушки вращались на палочках, катились по шнурам, растянутым через весь манеж, и вдруг, подброшенные меткой рукой, попадали на спусковой механизм катапульты, изобретенной Сысоевым, из жерла которой вылетал шелковый флаг и, прочертив в воздухе параболу, попадал в руки артистки. Артисты «научили» катушки послушно взбираться по шнуру под купол; удар – и град разноцветных парашютиков с забавными куклами-парашютистами низвергался на ковер. Позднее они придумали «поющие» катушки и светящиеся (с крошечными электро лампочками); эти катушки-светлячки выписывали в темноте причудливые узоры. И какой финал! Пробежав по виткам спиралевидной установки, катушка зажигала огромные огненные буквы СССР». Так или иначе, номер «Игра с диаболо», состоящий из оригинальных трюков, ставших впоследствии классическими, и с использованием впервые в истории металлических катушек стал основой для появления нового циркового жанра «Диаболо».
Артист Сысоев Владимир (ЭСВЭ) – создатель в советском цирке увлекательного жанра спортивной игры диаболо. Партнерша ЭСВЭ – Ольга Яковлевна Цупак – его ученица. Исключительная четкость, виртуозность характеризуют работу первых исполнителей жанра диаболо – Ольги и Владимира ЭСВЭ.
Брошюра «20 лет Советскому цирку». 1939 год.
1-3. Ольга Цупак-Артемьева, Владимир Сысоев.
Еще одним коллективом, ставшим для молодых артистов творческим трамплином, была ростовская группа советского эстрадно-театрального агитационного коллектива «Синяя блуза». Это новое революционное направление массового искусства было придумано журналистом Борисом Южанином и впервые организовано в Московском институте журналистики на базе «живой газеты» в 1923 году. Название движению дала синяя рабочая блуза, в которой выступали артисты, что соответствовало традиционному плакатному образу рабочего. Представление агитбригады «синеблузников», как и в цирке, начиналось парадом-антре в сопровождении марша. Музыка к самому известному маршу была написана композитором, народным артистом РСФСР Сигизмундом Кацем:
Мы синеблузники, мы профсоюзники –
Нам все известно обо всем
И вдоль по миру свою сатиру
Как факел огненный несем
Мы синеблузники, мы профсоюзники –
Мы не баяны-соловьи –
Мы только гайки в великой спайке
Одной трудящейся страны
Артисты «синей блузы» выступали с пропагандистскими художественными стихами и мимическими сценками, хоровыми декламациями, физкультурно-акробатическими этюдами, спортивными танцами. Над созданием оригинального репертуара, спектаклей и художественных образов работали выдающиеся мастера советской культуры, среди которых писатели, поэты и драматурги Владимир Маяковский, Василий Лебедев-Кумач, Виктор Ардов, Семен Кирсанов, Саша Красный; композиторы Михаил Блантер, Даниил Покрасс, Юрий Милютин; кинорежиссер Александр Роу; театральный и цирковой художник Борис Эрдман. В постановках «синей блузы» активно использовалось основное выразительное средство циркового искусства – трюк.
1. Листовка агиттеатра «Синяя блуза».
2. Артисты агиттеатра «Синяя блуза».
3. Афиша гастрольного турне московского театра «Синяя блуза».
Цирк как явление культуры в те годы менял мир и проникал всюду, особенно в театр. Вот как описывает этот процесс режиссер театра и цирка, доктор искусствоведения, профессор Максимилиан Немчинский: «Первоначальный, чисто пространственный интерес к цирку возбудила дореволюционная еще постановка Макса Рейнхардта "Царь Эдип" в Берлинском цирке Шумана. С его легкой руки эту античную трагедию начали ставить на цирковом манеже во многих странах. Подобную постановку осуществил в 1918 году и А. М. Грановский в Петрограде на манеже цирка Чинизелли с Ю. М. Юрьевым, премьером бывшего Александрийского театра, в заглавной роли. Уже тогда рецензенты исправно отмечали особую выразительность актерской пластики в трехмерном цирковом пространстве, безграничность возможностей мизансценирования на манеже, сцене и лестнице, их соединяющих, эмоциональное воздействие самого факта передвижения больших масс народа. Теперь же, в двадцатые ходы, внимание театральных деятелей было направлено не только на пространственные возможности циркового манежа, но на специфические производственные особенности циркового представления. Отточенная, филигранно выверенная актерская техника. Четкий жест и ясное слово, адресованное всему амфитеатру, от лож до галерки. Аскетическая строгость аппаратов - только то, что помогает артисту в его работе, ничего лишнего. Соединение номеров, разностильных и разножанровых, но ясных по форме. Строгая композиция, рассчитанная на демонстрацию все более эффектных трюков и, соответственно, все более активную реакцию зрительного зала. Зритель, как непременный компонент, как соучастник представления, как полноправный и желанный партнер. Откровенность и предельная реальность всего происходящего на манеже, - нужен предмет, его выносят. Цирк выше бытовых оправданий. В цирке не играют, не представляют, не переживают, в цирке работают. Наверное, именно эта «всамделишность», «взаправдашность» цирка, демократизм, прямолинейность его зрелища и привлекла, прежде всего, внимание художников, восставших против эстетики старого театра. Отказ от иллюзорности - вот первое, что революционный театр заимствовал у цирка».
1. Фрагмент спектакля «Царь Эдип» в берлинском цирке Шумана.
2. Заведующий кафедрой режиссуры цирка ГИТИСа, заслуженный деятель искусств РФ Максимилиан Немчинский.
3. Фрагмент пантомимы «Москва горит» (1905год) в Московском госцирке.
«Нас разделяют расстоянья и непростое время истории, наполненное неоднозначными событиями и яркими вехами, Ростов-на-Дону и Омск города уникальные в истории развития цирка в России, у нас много общего - так в 1838 году в Ростове-на-Дону был открыт первый деревянный летний театр-балаган, принадлежавший «макаронному фабриканту, подрядчику и откупщику вин», ростовскому купцу 2-й гильдии, городскому голове Александру Садомцеву (1827-1835), в Омске в 1898 году был открыт первый деревянный летний цирк-театр «Сичкаревка» принадлежавший содержателю доходных домов, сыну чиновника, омскому купцу 2-й гильдии Пётру Сичкареву (1860 года рождения). Люди в Царской России, думали о малом и одновременно широко смотря в будущее развитие родных для них городов. Театр начинается с вешалки. А Цирк начинается с купеческого слова и богоугодного дела! Серия публикаций об истории развития цирков в России приурочена к 105-летию РОСГОСЦИРКА! Мы должны беречь и уважать наследие наших предшественников «людей цирка», делать всё возможное и невозможное в сохранении цирковых традиций, все это зависит только от нас живущих здесь и сейчас».
Автор: Дмитрий Борисович Артемьев, заведующий музеем А.А.Дурова г. Таганрог.
При подготовке статьи использованы материалы: Государственного архива Ростовской области; Российского государственного архива литературы и искусства; Санкт-Петербургского музея циркового искусства; Музея Анатолия Анатольевича Дурова; Музея истории Северо-Кавказской железной дороги; Российской государственной библиотеки; Донской государственной публичной библиотеки; материалы из коллекции автора, а также информация, записанная со слов артистов-ветеранов, представителей цирковых династий: народной артистки России Эльвины Подчерниковой-Эльворти, народного артиста СО АССР Хасанбека Кантемирова, заслуженной артистки РСФСР Нины Корниловой, Тамары Буслаевой, Альбины Безано, Александра Кук, Виктора Энрико Феррони.