Его вдохновение - это ваши улыбки!
Сейчас в Росгосцирке работает 25 клоунов. И один из самых ярких - Эмиль Оганян. Эмиль Оганян – глухонемой клоун, с детства не говорит и не слышит, но делает всё как профессиональный артист, блестяще владеет пантомимой. Он владеет многими жанрами на очень высоком уровне - жонглер, акробат. За последние 30 лет такого в цирке ещё не было. Он не слышит оваций, но чувствует каждую улыбку зрителей. Его пластика и мимика - громче любых слов! С юных лет Эмиль обожал ходить в цирк и всегда ждал выхода клоунов. Эти веселые люди в ярком гриме стали его вдохновением. Путь к успеху начался с цирковой студии и продолжился в Ереванской цирковой школе. Изначально он осваивал жонглирование, но быстро понял, что его призвание - клоунада.

Клоун Эмиль Оганян: «Моя профессия - быстро рассмешить тысячу человек разного возраста и с разным настроением».

Когда Эмиль был ребенком, родители заметили его скрытый талант – ему очень нравилось веселить людей. С 1982 по 1984 год, во время существования Советского союза, отец служил в Германии. В 1985 году вернулся в Армению, женился на маме. Вскоре ему предложили продолжить военную службу по контракту, и они вместе уехали в Лейпциг, артист родился 30 июня 1988 в этом удивительно красивом городе. В детском саду и во дворе он всегда смешил детей мимикой, ему всегда удавалось развеселить серьезного брата и заставить улыбнуться даже самых суровых взрослых. Также Эмиль в детстве вместе с родителями часто ходил в цирк, где с нетерпением ждал выхода клоунов – эти веселые люди в разноцветной одежде и с ярким гримом восхищали его бесконечно. Мальчика записали в цирковую студию, где он стал развивать пластичность и выразительность движений. А в 14 лет он поступил в Ереванскую цирковую школу имени Леонида Енгибарова. Обучение было непростым. Преподаватели не знали языка жестов, но на помощь пришла его мама, ставшая переводчицей на первых порах.



В те годы юности, когда деревья были большие, в июне 2013 года все газеты Еревана писали: «При поддержке Министерства обороны РА коллектив нашей цирковой студии организовал майское турне по воинским частям Армении. Артисты подготовили к Дню Победы в Великой Отечественной войне и освобождению Шуши специальную многожанровую программу, куда вошли выступления эквилибристов, клоунов, жонглеров, иллюзионистов. Причем антре Эмиля Оганяна, «Пластический этюд» акробатки Марии Мкртчян и выступление артистки оригинального жанра Ани Гаспарян с номером «Лимпо» были приняты на бис», – делится впечатлениями о гастролях единственная в Армении женщина-дрессировщик Наира Петросян, одновременно подчеркивая, что все ребята их цирковой студии уникальны. Это жонглер Арман Габриелян, канатоходец Арман Рушанян, Геворк Хачатрян, работающий с номером на катушках… И хотя исполнить блистательный этюд своего учителя ребята не берутся – кстати, этот уникальный номер больше никто в мире повторить так и не смог, – тем не менее Сос Петросян не обижается и говорит, что играть и жонглировать несколькими барабанами одновременно очень сложно. «Но это не беда. Главное, у нас растет замечательная молодая смена талантливых артистов, которые понимают, как важно прославить свою страну в любой международной номинации: будь то наука, спорт или цирк, – считает он, и затем оптимистично добавляет: Пока строится новое здание, мы будем гастролировать по регионам Армении, пропагандируя цирковое искусство в воинских частях, детских домах, на концертных площадках… Там, где нам всегда искренне рады».



Впервые на манеж он вышел в 17 лет в качестве участника «Легендарной клоунской пантомимы», организованной министерством культуры Армении в честь 70-летия Леонида Енгибарова. За 10 дней он разучил виртуозный номер знаменитого «грустного клоуна»: на трость надевались цилиндр, жилет и шарф, от одного прикосновения трость падала, и все вещи оказывались на артисте. Мне помогли художественный руководитель цирка Сос Петросян и наш тренер В. Егоян. Я выбрал трюк Леонида Енгибарова с канатами, и тогда мне Сос Петросян сказал։ «Эмиль, у тебя есть 10 дней. Если сможешь выполнить один номер, будет отлично!» Позже Эмиль довольно быстро технически освоил не только все номера Енгибарова, но и упорно начал работать над теми, которые придумывал сам.



«Сначала я изучал жонглёрское мастерство. Но когда начинал делать какое-либо движение, все ученики студии смеялись надо мной. Я долго расстраивался, но потом понял, что в цирке самый ответственный и трудный жанр - клоунада. Она сочетает в себе актерское мастерство, акробатику, жонглирование, психологию и даже дрессуру. Поэтому начал намного серьезнее ей заниматься», - вспоминает Эмиль.

В нашем современном мире в программе «Тропик шоу» артист катается на моноцикле, жонглирует и попадает в смешные ситуации, заставляя детей и взрослых смеяться до слез. Секрет успеха - тишина. Отсутствие звуков помогает ему сосредоточиться на пластике, движениях и взаимодействии с публикой. Его вдохновение - это ваши улыбки!

«Словами не описать, что я чувствую, когда нахожусь на арене. Я обретаю покой, и большую часть дня провожу здесь. Когда мне грустно, манеж снова становится моим главным местом в жизни. Я не ошибся, выбрав эту профессию - быстро рассмешить множество людей разного возраста и с разным настроением. Когда я вижу улыбки на лицах людей, чувствую их бурные аплодисменты, то хочу сделать их ещё более радостными и счастливыми», - признается Эмиль Оганян.

«Начинающим артистам клоунады хочу посоветовать серьёзно относиться к, на первый взгляд, несерьёзному жанру. Ответственно подходить к выполнению трюков, овладеть несколькими видами клоунских жанров. Любить своё дело. И самое важное - чувствовать своих зрителей».

«Попугай Кеша» - фильм с участием Эмиля Арменовича Оганяна, интересный опыт – «Я всегда мечтал о том, чтобы начать сниматься в кино, но раньше не выпадало такого шанса. На съёмках я узнал много интересного, к примеру, то, как приспосабливают камеры для разных видов съёмок, увидел то, насколько сложно снимать кино в цирке. В этом процессе каждый человек невероятно важен. Не будет бригадира (в цирке эту роль исполняет инспектор манежа - Шпрехшталмейстер) – не соберут вовремя массовку, не подметут занавес (Форганг) – не получится задуманный кадр. Каждый выполняет свою работу. Хотя со стороны этот процесс может показаться настоящим хаосом, в результате получается фильм. Благодаря этому опыту я посмотрел на съёмочный процесс под разными углами».

«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух, И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель…» - А.С. Пушкин, стихотворение поэт написал в 1829, слова актуальны и по сей день.

Искусство говорит громче слов!
Материал к публикации на основе информации открытых источников подготовил Андрей Ахрамович
- Главная
- »
- Жизнь Омского цирка
- »
- Его вдохновение - это ваши улыбки!
