«Королевы в сделки не вступают»

«Весь этот мир - шахматы (если только, конечно, это можно назвать миром). Это одна большая-пребольшая партия. Ой, как интересно! И как бы мне хотелось, чтобы меня приняли в эту игру! Я даже согласна быть Пешкой, только бы меня взяли… Хотя, конечно, больше всего мне бы хотелось быть Королевой!»

Алиса Нестерова – артистка программы «Шоу-Вау! Шоколадная сказка!», представительница двух известных цирковых династий, Федотовых и Нестеровых. Её бабушка и дедушка, Борис и Любовь Федотовы, были известными советскими дрессировщиками, лауреаты премии Ленинского комсомола, заслуженные артисты России. Борис Владимирович Федотов первый в мире вывел на манеж животное, которое ранее считалось не поддающимся дрессировке, - лошадь Пржевальского. Да и остальные животные из его аттракциона тоже редкость: зебры, ламы, верблюды, страусы Нанду. Весь аттракцион был уникален, любой дрессировщик мог бы гордиться любым из этих номеров, но для самого Бориса главный предмет гордости - слониха Чани. В цирке на ней поставили крест, забраковали, считали, что она не годится для дрессировки. Но и к ней Борис Федотов смог найти подход. К слову, слониху можно увидеть в фильме олигарх с Владимиром Машковым в главной роли. В кадре, где главный герой едет на слонихе, можно увидеть и самого дрессировщика. «Нельзя поверить в невозможное!»
Борис Владимирович окончил ГУЦЭИ в 1967 году. Участвовал в номере «Батут с икарийскими играми» под руководством А. Садофьева (реж. Н. Бауман), но мечтал, работать с животными. Нестеровы же в свою очередь - потомственные акробаты. Однако в то время акробату стать дрессировщиком было то же самое, что младшему сотруднику сразу стать управляющим. И решив идти к своей цели постепенно, он начинает учиться у тех, кто владеет этим ремеслом. Борис Федотов наблюдал за животными, сопровождал их в вагонах при переезде из города в город. Однажды на худсовете коллектива заговорили о том, что в программе не хватает номера с животными, и поставить его предложили Федотову. Будущий дрессировщик захотел взять таких животных, которых ни у кого нет. Выбор пал на лошадей Пржевальского, зебр, лам, верблюдов, страусов Нанду.

В аттракционе, который вышел в 1971 году, выделялся трюк супруги Бориса Владимировича Любови Федотовой, галопирующей на африканском страусе. С 1974 Федотовы параллельно исполняли «Па-де-де на верблюдах». В марте 1980 на манеже Тульского цирка состоялась премьера новой работы - аттракциона «Здравствуй, мир!», занимавшего целое отделение. В нем участвовало 18 видов различных животных, в том числе зебры, ламы, орлы, в финальном трюке в манеж выходили 25 животных одновременно.
В 1982 Федотовы ввели в аттракцион новый фрагмент - «Комический бокс с кенгуру». В 1984 Борис Федотов вывел в манеж дрессированного слона, ту самую Чани, от которой отказался предыдущий дрессировщик, и проработал с ней 25 лет. После того, как Борис Владимирович завершил работу с животными, он остался на манеже. Заслуженный артист России работал шпрехшталмейстером в цирке на Цветном бульваре. В настоящее время традиции Федотовых продолжают дочь Заслуженная артистка РФ Елена Борисовна Федотова и внучка дрессировщица в третьем поколении - Алиса Нестерова. «Если не знаешь, что сказать, говори по-французски!»
Алиса Нестерова, тренер хищных животных, Лауреат Международного конкурса циркового искусства г. Москва (Россия), Лауреат Международного конкурса циркового искусства г. Будапешт (Венгрия), Обладательница специального приза от жюри Международного фестиваля циркового искусства г. Монте-Карло (Монако).


На манеже Омского государственного цирка четыре года назад блистал единственный в мире дрессированный белый африканский носорог. Мафуньян, или, как его ласково называют, Мафуша, - самая большая звезда шоу. Заслуженный артист России Сергей Нестеров привез своего двухгодовалого питомца из заповедника Южно-Африканской Республики на самолете. Дрессировщик очень долго искал особенного носорога. Без преувеличения он выбрал его из сотен других. В свои 16 лет он весит около 3 тонн. Носорог ещё молод, в среднем такие животные живут 35-40 лет. У носорога - свои ритуалы. В сутки он съедает больше 30 килограммов сена, в которое добавляют люцерну - одно из его любимых лакомств. Кроме этого, в ежедневный рацион носорога входит килограммов шесть фруктов и овощей - яблоки, морковь, обожаемый им киви. Из Европы для Мафуши привозят гранулы из листьев деревьев и плодов, растущих на его родине. «Я вот сейчас, к примеру, два часа отчаивалась… с вареньем и сладкими булочками».
Мафуша понимает команды «сидеть» и «лежать». Хотя считается, что носороги не поддаются дрессировке: от природы они глупы, трусоваты и агрессивны. Но Мафуньян не такой: всем командам артист учится очень быстро, он ставит ноги на барьер и даже умеет вальсировать. Наставница носорога, Заслуженная артистка России Елена Борисовна Федотова представительница известной династии во втором поколении, которая воплощает на манеже лучшие традиции цирковой дрессуры.


Мафуньян - уникальный и очень добрый носорог. Специалисты из Европы рекомендовали зафиксировать его достижения в Книге рекордов Гиннесса: он единственный в мире исполняет команды, тогда как в европейских цирках носорогов выводят лишь для того, чтобы продемонстрировать публике их силу, мощь и необычную красоту.



«Мы хотим доказать, что в дрессуре существуют другие способы помимо силы и принуждения. У африканских шаманов есть интересные сведения о носорогах: они ими управляют, но опытом не делятся. Мы изучали Мафушу с нуля, проводили палочкой по разным частям тела, наблюдали, где ему нравится, а где нет... Таким путем и находили взаимопонимание», рассказала дрессировщица Елена Борисовна Федотова.

Алиса Нестерова - молодая талантливая артистка цирка, успела попробовать в цирковых жанрах: как воздушная гимнастка она летала под куполом цирка на полотнах (преодолев страх высоты), а сейчас дрессирует белых бенгальских тигров от Марты до Еремея.
Артистка рассказала об особенностях характера этих животных, как с ними работать и расположить к себе. «В цирке я с самого рождения. Про таких говорят - родилась в опилках. Первый сольный номер у меня появился уже в десять лет – цирковую карьеру я начала как дрессировщица собак. Позже - в 18 лет - исполнила свою мечту и стала работать воздушной гимнасткой на полотнах. А через некоторое время в моей жизни уже появились тигры. Мой папа давно работает с белыми тиграми. И вот однажды у его подопечных родились котята – тоже династийные артисты, как и я. Я с детства наблюдала за отношениями отца и этих больших кошек, видела, как он их дрессирует. И прекрасно понимала, какая это огромная ответственность, и что если начну с тиграми работать, то мне придется этому посвятить всю жизнь. Но когда я увидела новорожденных тигрят, то не смогла уже с ними расстаться. Они выросли у меня на руках – я их выкормила из бутылочки, и десять лет назад мы с ними впервые вместе вышли на манеж. Для меня белые тигры – это совершенно магические животные. До сих пор я не перестаю восхищаться их красотой, грацией и поведением».

«Белые тигры более флегматичные, инертные создания, чем классического окраса. Отличия действительно есть! Они к тому же ленивые, себе на уме и довольно непредсказуемые. Также белые тигры довольно сложные животные в дрессуре – тяжело запоминают команды, не держат долго концентрацию внимания и им быстро надоедает заниматься. Их нужно очень долго тренировать. В основном, использую технику таргет-тренинга и биш-сигнала. Биш-сигнал - это свисток, который раздается, когда тигры делают что-то правильно и хорошо, за что можно их похвалить. А таргет - это цель, небольшой кружочек, которого они касаются носом. Мы с помощью таких мишеней рисуем для тигров маршруты: куда нужно идти, что сделать, как повернуться. Вообще вся моя дрессура тигров, включая эти два метода, основана исключительно на их психологии».

«Мои взаимоотношения с тиграми, которые зрители видят на манеже, когда кошки ко мне ластятся, свободно со мной контактируют - это результат не столько работы, сколько взаимодействия с этими животными на ежедневной основе. Я иногда прихожу к ним в вольеры и просто сижу рядом очень долгое время. Всю свою жизнь и практически все свободное время я посвящаю своим тиграм. И результат этого - взаимное доверие на манеже: тигры могут спокойно себя чувствовать рядом со мной. Они абсолютно уверены, что от меня ничего плохого ожидать не стоит. Поэтому все животные спокойны в моем присутствии и хорошо ко мне расположены».

«Есть распространенный стереотип, что женщина не должна работать с хищниками одна, потому что животным, согласно их природе, нужен доминант, эдакий вожак стаи, альфа- самец, который сильнее и сможет эту силу постоянно демонстрировать. Но сила – она же не только физической бывает. Есть также сила моральная, есть сила любви. Поэтому мы с моими тиграми прекрасно договариваемся. Я постоянно наблюдаю за их состоянием, делаю процесс изучения трюков интересным для них. Где-то подключаю элемент игры или они могут преследовать таргет, как в природе в ходе охоты. Им со мной комфортно, весело и легко. И мне не нужно демонстрировать свою доминанту и конкурировать с тиграми. Они и так знают, что я их лидер. Просто во мне не физическая, как у мужчин, а другая сила – мягкая женская».

В мире есть примеры легендарных женщин дрессировщиц (тренеров) тигров и львов: Мэйбл Старк (США), Матрёна Распутина, Моник Анжон (Франция), Людмила Шевченко, Лидия Жига (Румыния), Маргарита Назарова, Ирина Бугримова, Ольга Денисова, Юлия Добровольская, Людмила Суркова, Карина Багдасарова, Инна Забелкина и Алиса Нестерова.
«У тигров в голове есть определённая схема выступления, к которой они привыкли, и все комбинации в ней доведены до автоматизма. Но когда в эту схему нужно внедрить что-то новое – то да, это сложно. На это нужно потратить огромное количество времени. Поэтому мы репетируем с ними подряд три дня в неделю новую схему, а два дня работаем по-старому, пока новое еще не закрепилось. Но новые трюки изучать с тиграми обязательно нужно. Это полезно для их умственной деятельности, формируются новые нейронные связи. Даже если мы что-то потом не показываем на манеже, то все равно на репетициях постоянно что–то новое делаем – это насыщает жизнь животных. У них все, как у людей в общем-то. Поэтому мы стараемся жизнь тигров максимально разнообразить. В том числе периодически добавляем в их жилища новые запахи. Например, тигрица Лиза обожает ароматы хвойных деревьев. Также мы раскладываем в их пространстве новые предметы. Так, тигр Кот очень любит рвать бумажные пакеты и получает от этого немыслимое удовольствие».

«Иногда во время ваших выступлений бывают случаи, что тигры отказываются выполнять трюки, ложатся на манеже, начинают вылизываться или тянуться, как домашние кошка. Что с этим делать? Нужно им позволить быть такими, какие они есть. Тигры ведь сами по себе очень красивые животные и на них можно смотреть бесконечно, даже если они ничего не делают. Да, у нас есть тигрица, которая очень любит привлекать к себе внимание зрителей не трюками, а именно вот таким разгульным поведением. Я это знаю и абсолютно нормально к этому отношусь».
«Мои тигры – это господа-импровизаторы, но в том и прелесть, что они показывают на манеже свою индивидуальность. Это уже не просто дрессированные животные, а личности. Каждый демонстрирует свои особенности, которые даже зритель может заметить – этот тигр более послушный, тот более капризный, третий справа исполнительный, а крайний слева ленивый и так далее. У зрителей есть определенные стереотипы, связанные с выступлениями тигров в цирке. Поэтому им иногда бывает трудно принять факт, что мои тигры такие медленные, что они не такие исполнительные, как в кино показывают, что они не прыгают через горящее кольцо и вообще могут себе позволить прилечь посередине выступления. Но мой номер - это не только работа тигров, но ещё здесь важно музыкальное и цветовое оформление. Все в совокупности - это сказка, которая имеет магическую, медитативную силу». «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!»


Сергей Нестеров родился в Украине, имеет российский паспорт, а работает в Беларуси, он со своими подопечными, пятью белыми тиграми и львицей, живет в Минске и удивляет местную публику "смертельными" номерами. Сергей Нестеров - цирковой артист в 3 поколении. Он начинал с акробатики на лошадях. А позднее занялся экзотическими животными. Ему довелось дрессировать кучу всевозможных экзотических животных - леопардов, верблюдов, зебр, крокодилов и других. Для дрессировщика животные - полноценные партнёры, в дрессировке он не в коем случае не использует силовых методов. Позднее Сергей взял на себя серьёзную ответственность - дрессура белых тигров. Основную сложность составляет то, что белые тигры - очень медлительные по натуре.


Заслуженный артист России Сергей Нестеров родился в Киеве, где в 11 лет начал работать в цирке. Прежде, чем стать известным дрессировщиком тигров, перепробовал себя в разных жанрах: был акробатом на лошадях, эквилибристом на "Русской палке", гимнастом на трапеции. Занимался и административной работой, прошел путь от обслуживающего персонала до замдиректора цирковой компании. Уже в 34 года он получил заслуженного артиста России, а в 35 ушел на пенсию. Дрессурой Сергей Нестеров занимается с 24 лет. С какими животными только не работал – верблюды, собаки, ламы, зебры, леопарды, жирафы, крокодилы… Остановился на тиграх – признается, что большие кошки ему и дочери нравятся неимоверно.



Ну а в целом, тигры - это кошки, помноженные на сто. Отличие только в том, что они не мурлыкают. У тигров во рту твердые хрящи, которые не создают особую мурлыкающую вибрацию, как у кошек. Поэтому тигры рычат. Но зато тигры фыркают – они так проявляют свою любовь. «Знаешь, потеря головы — это очень серьезная потеря!»

«Заслуженная артистка РФ Елена Борисовна Федотова 19 октября празднует свой день рождения. Удивительная, строгая и обаятельная женщина, высококлассный специалист своего дела, Вы сделали цирк своей профессией и стали достойным продолжателем известной цирковой династии. Ваши искренность, понимание, умение построить доверительные отношения позволяют Вам с успехом заниматься дрессурой даже самых своенравных животных. Вы также не устаете щедро делиться своими знаниями, помогая цирковому искусству развиваться и раскрываться во всей полноте и красоте! Поздравляем и желаем здоровья, счастья, уюта. Вдохновения, энергии и творческих успехов», - подчеркнул директор Омского государственного цирка Виталий Доля.
Фотографии Сергея Барсукова и коллег
Материал к публикации на основе информации открытых источников подготовил Андрей Ахрамович
- Главная
- »
- Жизнь Омского цирка
- »
- «Королевы в сделки не вступают»
