Пожелтевшие страницы: музыкальные сатирики братья Кольпетти
Сатирическая клоунада всегда занимала весомое место на манеже и всегда вызывала большой интерес у зрителей. Ее основы были заложены еще в русском дореволюционном цирке, но наибольшее развитие она получила в советское время, утверждая себя в борьбе за идейность циркового искусства.
Одни выступали с публицистическими монологами, сатирическими куплетами, другие - с остросюжетными репризами и злободневными частушками третьи, - с актуальными обозрениями и скетчами, широко применяя трасформацию. Сочетая острое слово с игровыми приемами, умело использовали обширную палитру клоунской выразительности.

Музыкальные сатирики братья Кольпетти (Петр и Дмитрий Грудзинские)
Многое сделали для развития сатирической клоунады наши замечательные клоуны, выступавшие в разное время. И не только такие маститые, как братья Танти, В. Лазаренко, Альперовы, Бим-Бом, Г. Рашковский и К Скалов, именами которых обычно ограничиваются, когда касаются этой темы. А ведь кроме них на этом трудном поприще успешно выступали и другие артисты, менее известные столичному зрителю, но вполне заслужившие того, чтобы вспомнить о них. Это сатирики - куплетисты В. Гурский и М. Дамиров, Ад и Мар (М. и А. Талины), И. Южин, Эд и Вар (Э. Варшавин и Ф. Тугаев), П. Тарахно и А. Борисовская, П. Елинский, братья Говорящие (Г. Горелик и Л. Лазарев). Это А.Правдина и А.Вольный, А.Бугров и С.Ротмистров. Отлично сочетали исполнение сатирических куплетов и реприз с игрой на музыкальных инструментах последователи Бим – Бом - братья Кольпетти, Фис и Дис, Гарин и Вильтзак, Рашковский и Воронцов.
Петр Андреевич Кольпетти (Грудзинский) окончил школу музыкантских воспитанников по классу кларнета и играл в оркестре цирка-балагана Куткина в Саратове. Здесь он увлекался клоунадой и в 1903 году совместно с артистом Н. П. Морозовым (соединение имен Коля и Петя и дало псевдоним Кольпетти) создал номер в жанре «Бим-Бом». Потом он выступал с С. Гариным, и в паре со своей женой, под псевдонимом Ля-до, и один - как юморист-эксцентрик. В 1921 году, выступая на эстраде в Тамбовском городском саду, он встретил артиста местного драматического театра Комарро (А.А. Комарова) и с ним создал номер музыкальной клоунады. Этот дуэт Бим-Бом с большим успехом гастролировал по Сибири, были они на гастролях и в Омске, а в начале 1922 года артисты приехали в Москву, где быстро завоевали положение цирковых премьеров.
Комарро появлялся на арене в шелковом расшитом блестками клоунском балахоне, переливающемся под лучами цирковых фонарей. Кольпетти выходил то в смокинге, то в визитке вишневого или ярко-желтого цвета. При этом если костюм был желтым, то цилиндр, носки, хризантема в петлице, гладкий на прямой пробор расчесанный парик - вишневыми. Такой костюм был новостью для цирка, в нем ощущались влияние клоунской традиции и пародия на костюмы в формалистических постановках, шедших в те годы в театрах и цирках.
Братья Кольпетти, музыкальные клоуны, которые брали для своих номеров схемы Бим-Бом (Радунский и Кортези), «Биб-Боб», «Рим-Рам», «Дин-дон». Они же хорошо играли на ряде эсцентрических инструментов. Цирковое искусство схоже по своим особенностям с эстрадой: праздничный характер и элементы карнавала, краткость в изложении смысла и яркость, присущая всем цирковым номерам. Начало циркового представления всегда должно быть зрелищным и доминирующим.
Цирковое искусство и эстрадная сцена схожи наличием не только художественной выразительности, но и образности. Все артисты обладают собственным, уникальным образом, который отличается определённой внешностью и эстетическими элементами. Помимо этого, артисты часто придумывают своим персонажам биографии, истории из жизни и наделяют их теми или иными чертами характера. При этом, важно отметить, что придуманный образ может быть полностью основан на фантазии артиста и не иметь ничего общего с настоящей личностью. Некоторые цирковые номера можно интерпретировать с точки зрения эстрадного искусства. Дуэт братьев возник в 1923 году. Поначалу братья выступали раздельно: Пётр в 1903 году создал в Саратовском цирке музыкально-эксцентрический дуэт с Н. Морозовым, пять лет спустя - с С. Гариным. Дмитрий к цирку не имел отношения - служил валторнистом в симфонических оркестрах Саратова, Ростова-на-Дону, Нахичевани. Братья Кольпетти активно выступали в 1930-е годы, сочетали традиционные куплеты и текстовые репризы между музыкальными номерами, а также разыгрывали сатирические скетчи и обозрения на политические и бытовые темы. Помимо традиционных куплетов, дуэт разыгрывал, например: Сценки «Весы», «Симфония царя Менелая», «Трактир „Не рыдай“» - новаторские по форме, ставили важные вопросы советского быта. Дуэт распался в августе 1944 года, после того как Дмитрий погиб в автомобильной катастрофе. С 1947-50 Пётр Андреевич Грудзинский был преподавателем в студии музыкальной клоунады при Ленинградском цирке. Его учениками были: Е. Амвросьева, И. Тряпицын, В. Орлов, А. Векшин, В. Ветлицын, В. Коротков. С 1950 работал в ленинградской группе «Цирк на сцене». Пётр Грудзинский пережил брата на полтора десятка лет - он скончался 16 января 1960 года. Грудзинские - польский графский и дворянский род. Род герба Гржимала. Род Грудзинских разделялся на семь ветвей, внесенных в VI и I части родословной книги Виленской, Волынской, Гродненской, Киевской и Ковенской губерний. От графа до клоуна у истории один шаг.
- Главная
- »
- Жизнь Омского цирка
- »
- Пожелтевшие страницы: музыкальные сатирики братья Кольпетти
