Не каждый слон сразу сядет



В ночь на 24 июня 1941 года фашистская авиация бомбила Минск. Одна из бомб угодила в здание цирка, начался пожар. Этим же вечером оставшиеся в живых артисты и животные, во главе с директором Борисом Ефимовичем Кабищером, отправились в эвакуацию – сначала в Москву, а затем в Омск. Домой они вернутся только в 1946-м. А в Омске минчане впервые вышли на манеж госцирка на Казачьей площади 7 ноября 1941 года, дав представление для воинов, уходящих на фронт. Ведущих цирковых артистов не брали на фронт, установив для них бронь. Продуктовый паек был хоть и скудным, но чуть лучшим, чем у остальных. Взамен требовалось одно – выступать. Во фронтовых культбригадах, в госпиталях, в городах страны, и на собственной базе – вне зависимости от того, что буквально на голову падают бомбы. Омский цирк не был исключением, для Омского цирка военных лет – поездки по селам области стали регулярными «гастролями», был даже создан колхозный филиал госцирка. Не меньше трех представлений в месяц – такая была норма. Работу в цирке получили несколько членов семей сотрудников московского театра имени Вахтангова, который также находился в эвакуации в Омске. В Омском драматическом театре стали идти по очереди спектакли местной труппы и вахтанговцев. В Омск был также эвакуирован знаменитый цирк Александра Корнилова – у них было 11 слонов. 
 
Цирк Александра Корнилова, создавался буквально перед самой войной, уникальный аттракцион «Слоны и танцовщицы», военные будни, и вдруг на манеже цирка появляются слоны, с ними балерины в пачках. Это людей уходящих на фронт, жителей Омска отвлекало, создавало другое настроение. Как ни умны слоны, но дрессировщик положил немало сил и трудов, чтобы из тяжелых, негиб¬ких животных сделать настоящих танцоров. Научить их кружиться в вальсе, держа друг друга за хвостики. Легко и непринужденно садиться, ложиться и вставать на манеже. Казалось бы, сесть и встать — простое дело. Но ведь это совершали слоны, которые на воле не чувствуют потребности ни сидеть, ни лежать. На манеже они поступают во¬преки своим привычкам и даже натуре. Когда слон впервые садится, у него перехватывает дыхание, и дрессиров¬щик должен научить его дышать в си¬дячем положении. Не каждый слон сразу сядет, у иного это долго не полу¬чается, как бы он ни старался. Корнилов рассказывал, что один его питомец даже крякнул от неожиданности, когда удалось его усадить.
 

 
А какие усилия в военное лихолетье нужно было приложить, чтобы прокормить в голодном тыловом Омске 11 слонов, которые составляли «штат» аттракциона! Кушает Слон практически постоянно: в сутки на трапезу у него может уйти более 16 часов. За это время, в зависимости от возраста особи, съедается от 50 до 250 килограммов пищи растительного происхождения и выпивает 100-250 литров воды. Сегодня все слоны «Росгосцирка» получают нормированный рацион. В него входит: 40 ивовых веников (порядка 6-8 кг), по 30 килограммов сена и травы, и еще несколько килограммов соломы. 1-2 кг овса, 1 кг отрубей, 4-5 кг овсяной крупы, несколько килограммов хлеба. Помимо этого слонам дают фрукты и овощи: яблоки, груши, бананы (8 кг), морковку (15 кг), свеклу (4-5 кг), капусту (3 кг). Летом в меню могут быть включены и арбузы. Получают слоны и картошку, но только в вареном виде. Иногда исполинам животного мира дают даже немного лука. Интересно, что капусту и арбузы слоны не едят целиком, а сначала кладут их на пол и слегка раздавливают. Конечно, в войну о таком рационе и мечтать не могли. Помогали и жители города. Было не легко - и людям и животным. Кормили тем, что заготавливали в лесу, собирали в полях и выращивали на огородах. Таисия Корнилова, внучка дрессировщика слонов Александра Корнилова вспоминает: «В то время, когда в стране был голод, мизерные пайки для людей, слонов кормили - как следует, чтобы они ни в коем случае не заболели и не похудели. Было даже так, что моя бабушка Мария Ивановна украдкой от дедушки выносила голодающим людям хлеб, предназначавшийся для слонов. Конечно, в небольших количествах, по буханке, но главное, чтобы Шура (так она называла дедушку) не узнал об этом». 
 
Удивительная история Омска в годы войны, иллюстрирует нам человечность омичей, не зря наш город «Городом трудовой доблести».
 



 
30 октября 1942 года «Омская правда» сообщила, что Омский госцирк приступил к репетиции большой оратории, посвященной 25-летию Великой Октябрьской революции (постановка и сценарий – Б.А.Шохет). К постановке были привлечены артисты театров и коллектив музыкального училища.  Рецензенты главной омской газеты довольно скупо хвалили представления в цирке, а иногда довольно жестко критиковали отдельные номера. Особенно досталось представителям разговорного жанра - братьям Говорящим (за «крайнюю скудность репертуара»). А вот клоун Карандаш получил в местной печати высокую оценку: «Карандаш по праву считается первым из наших коверных, сумевшим сделать свое искусство полноценным и по-настоящему нужным» - это тоже из «Омской правды». «Администрация цирка должна смелее и решительнее добиваться повышения художественного уровня представлений, еще требовательнее подходить буквально к каждому номеру программы» - подытоживала газета.
 

 
Омский цирк помогал фронту и финансово – был установлен специальный сбор с выручки от продажи билетов, который перечислялся в Фонд обороны СССР. При этом сам цирк испытывал серьезные затруднения с приобретением кормов для животных, топлива, материалов и реквизита. Централизованное финансирование свелось к минимуму, оно и понятно – война. Поэтому рассчитывать можно было во многом только на собственные силы. Работали без выходных, плюс артисты взяли на себя обязанности униформистов – самостоятельно переносили, собирали и разбирали аппаратуру и реквизит для представлений.  За первый квартал 1943 года план по количеству вечерних представлений в целом по стране выполнен не был, а Омский цирк перевыполнил его на 7 представлений. При такой запредельной нагрузке у людей находились силы на работу над новыми номерами и программами. За годы войны цирковыми коллективами было подготовлено и выпущено «на публику» свыше 60 новых номеров и аттракционов. Артисты цирка продолжали вести интенсивную работу по обслуживанию воинских частей и госпиталей. В напряженный график входило и обслуживание сельского зрителя (с примерным количеством выездов до 3-х в месяц). Омский государственный цирк даже имел свой колхозный филиал. 
 

 
Всего за годы войны артисты советского цирка дали 978 шефских представлений и 10 690 выездных концертов в госпиталях, не считая выступлений перед бойцами действующей армии (на фронте). С 1933-1946 – Омский государственный цирк подчинялся Сибирскому управлению зрелищных предприятий Государственного объединения музыки, эстрады и цирка народного комиссариата народного комиссариата просвещения РСФСР.
 
Многие «цирковые» оказались на фронте – кто-то ушел добровольцем, кто-то был призван по мобилизации. Акробат Владимир Довейко окончил Новосибирскую летную школу, потом высшую школу ночных летчиков. Летал на американском бомбардировщике Б-25 «Митчелл», на фюзеляже нарисовал маску клоуна. Немцы говорили: «Клоун в воздухе — не вылетаем».
 
После Великой Отечественной войны генерал Михайлов, разби¬равший архивы Геринга, нашел приказ асам люфтваффе: «Сбить летчиков: Покрышкина, Кожедуба, Рычкалова, Молодчева и «смею¬щегося паяца» (фамилия и часть неизвестны). Им был Владимир Довейко. Его полк летал на американских бомбардировщиках «Боинг В-25». На фюзеляже своей машины  Владимир Довейко нарисовал сме¬ющегося клоуна в ярком колпаке и написал: «За советское искусство!»  Во время одного из боевых вылетов над железнодорожной станцией Бреслау на него из облака выскочил мессер.  Деваться было некуда,  сделав боевой разворот, он зарядил очередь из пяти пулеметов. Только после войны он узнал, что пилотом сбитого ис¬требителя был племянник Геринга и немцы  внесли его  в «черный список»...
 
Юрий Никулин - артиллерист, Михаил Шуйдин - танкист, Лев Осинский, эквилибрист, вернулся с войны без руки, но смог продолжить цирковую карьеру - делал эквилибр на одной руке. Много цирковых пошли воевать - к сожалению, многие погибли, а те, кто выжил стали достоянием и гордостью советского цирка. 
Нелегкая судьба солдата хорошо была знакома прославленному мастеру арены и экрана Юрию Никулину. Военный путь он начинал рядовым красноармейцем в артиллерийской разведке, воевал под Ленинградом, в Эстонии, закончил войну в Латвии старшим сержантом, помощником командира взвода управления артиллерийской батареи.
 

 
Поистине удивительна военная биография друга Никулина и партнера по манежу клоуна Михаила Шуйдина. Вчерашний студент циркового училища стал офицером, командиром танка — грозного Т-34, участвовал в боях под Белгородом и Харьковом, горел в  танке на берегах Вилейки в Литве, лицом к лицу встречал у Сморгони и Золотоноши немецкие «тигры» и самоходки, форсировал реки, мужественно отбивался от превосходящих сил врага.


 
Ансамбль наездников под руководством Михаила Туганова на второй день войны направился вместе со своими конями в кавалерийский корпус генерала Доватора. Находчивость и ловкость удалых джигитов - как они пригодились в неожиданных перипетиях боя! Сколько раз эти качества вызволяли их из самых, казалось бы, безвыходных положений.
 
В июльские дни 1941 года в Алма-Ате формировалась 316 стрелковая дивизия, пулеметчиком которой стал уроженец этого города цирковой артист, воздушный гимнаст И. А. Щепетков. В холодные осенние дни того же года бойцы триста шестнадцатой насмерть стояли на подступах к Москве. Среди 28 героев-панфиловцев, бессмертный подвиг которых у разъезда Дубосеково известен всему миру, сражался и Щепетков. Он погиб в этом бою, ставшем легендой. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
 
Среди 28 героев-панфиловцев, уничтоживших 18 танков противника у разъезда Дубосеково под Москвой, был акробат Иван Шепетков. Узнав о начале войны, он отправился на фронт пулеметчиком.
 
Восемнадцатилетний наводчик орудия Лев Осинский проявил себя в боевой обстановке как грозный и отважный истребитель танков. В жарком сражении под Белгородом осколком снаряда ему оторвало левую руку...
 
Ценой титанического напряжения воли и всех душевных сил,  увечный фронтовик вернулся в манеж к творческой жизни. До войны он был эквилибристом в групповом номере. Осинский сумел найти в себе силы и не только выйти на арену, но и прославился как один из лучших эквилибристов мира.
 

 
Известный артист цирка  Анатолий Новожилов,  в мирное время иллюзионист Шаг,  был участником обороны Крыма, штурма Севастополя и боев на Волге.
 

 
Знаменитый наездник-жокей, заслуженный артист РСФСР А. С. Александров-Серж, ветеран цирковой арены, несмотря на преклонный возраст, организовал и возглавил одну из первых артистических бригад по обслуживанию частей Западного фронта. Суровый путь от Москвы до поверженного Берлина прошли и два сына Александрова-Сержа - Святослав и Юрий. За ратные подвиги они награждены многими орденами и медалями.
 
Однако во время войны были и специальные подразделения, где пригождались дрессировщики. Константин Константиновский, муж дрессировщицы тигров Маргариты Назаровой, которому она обязана своей карьерой, в войну обучал собак-камикадзе истребителей танков и занялся тиграми уже в мирное время.
 
Старшина Михаил Захарович Раскин был шофером в войсках НКВД. Награжден  медалями «За оборону Москвы», дважды «За боевые заслуги» в 1943 и 1945 году. По окончанию войны, он станет директором Омского цирка, хозяйственником с большой буквы.  
 

 
Где-то на Юго-Западном фронте в декабре 1941 года получил свое боевое крещение 19-летний парень, которому предстояло сыграть важную роль в истории Омского цирка – его будущий директор, заслуженный работник культуры РСФСР, а тогда – просто командир взвода 45-миллиметровых пушек Михаил Семенович Цукерман. 
 

 
Михаил Семенович Цукерман возглавил Омский цирк в момент строительства нового здания в 1970 году. Не каждый знал, что заслуженный работник культуры РСФСР в годы войны был командиром противотанковой батареи. Мужество отважного артиллериста было отмечено тремя боевыми орденами и многими медалями. В составе Юго-Западного фронта, в декабре 1941 года, южнее города Щигры, девятнадцатилетний командир взвода 45-миллиметровых пушек Михаил Цукерман получил первое «боевое крещение», прикрывая отход стрелкового полка. Испытал горечь отступления, похоронил многих боевых товарищей. Он прошел всю войну, а в 1946 году, уволившись из армии, навсегда связал свою жизнь с цирковым искусством. Он говорил: «Столько довелось увидеть горя и страданий, разрушений, что хотелось приносить людям радость, а преданность делу у цирковых артистов, нелегкий труд, часто связанный с риском, чем-то сродни фронтовому напряжению. Все это для зрителя остается за «кадром». И еще: дети — наши самые благодарные зрители. Помню их на дорогах войны обездоленных, голодных, оборванных... Это за их счастье пролита кровь».
 



 
Сегодня его имя увековечено на мемориальной доске, установленной на фасаде здания цирка. По данным ведомости, хранящейся в историческом архиве Омской области в 1981 году в Омском цирке работало - 22 ветерана войны. Практически все они были награждены медалями и орденами. 


 
Цирк гордиться их подвигу и вере в победу, именно они и ковали победу на фронте и сохраняли цирковое искусство в тылу на Омской земле.


 
Перед войной в стране было 69 стационарных цирков. К концу 40-х годов осталось всего 18. Но в числе сохранившихся – был и Омский государственный цирк. Славная история циркового дела в нашем городе продолжалась…


 
Директор «Омского государственного цирка»  Виталий Доля
 

Афиша цирка

Афиша

с 8 июня в Омском цирке

«Магия великих слов»

Уникальный авторский проект от главного режиссера ФКП «Росгосцирк» Елены Петриковой поставлен по мотивам великих произведений русской литературы. Здесь номера и образы срежиссированы по сюжетам произведений Пушкина, Толстого, Шолохова, Лермонтова, Чехова, Фонвизина и других литературных гениев...

Подробнее о представлении