К 165-летию основателя Омского цирка купца Петра Кузьмича Сичкарева: Нити судьбы или чайные беседы о Цирке! Предпринимательство как служение культуре. О людях, которые своим трудом, талантом и мужеством прославили Омский цирк.
Об этом сегодня мы поговорим с праправнучкой купца основателя Омского цирка П.К. Сичкарева - Анастасией Макаровой. История Омского цирка насчитывает ни много ни мало 127 лет, в преддверии 165-летия с момента рождения Петра Сичкарева раскройте нам сокровенные исторические и семейные секреты создания цирка в Омске, как все начиналось тогда в далеком 1898 году?
В России первые стационарные цирки появились в последней трети девятнадцатого века. В 1877г. итальянец Гаэтано Чинизелли открывает такой цирк в Санкт-Петербурге, а Альберт Вильгельмович Саламонский, приехавший из Германии, – в 1880 г. в Москве основал Московский цирк Никулина на Цветном бульваре и Рижский цирк. Постепенно начинается движение на Урал и в Сибирь.
«…Российский мужичок, вырвавшись из деревни смолоду, начинает сколачивать свое благополучие будущего купца или промышленника в Москве. Он торгует сбитнем на Хитровом рынке, продает пирожки на лотках, льет конопляное масло на гречишники, весело выкрикивает свой товаришко и косым глазком хитро наблюдает за стежками жизни, как и что зашито и что к чему как пришито. Неказиста жизнь для него. Он сам зачастую ночует с бродягами на том же Хитровом рынке или на Пресне, он ест требуху в дешевом трактире, вприкусочку пьет чаёк с черным хлебом. Мерзнет, голодает, но всегда весел, не ропщет и надеется на будущее. Его не смущает, каким товаром ему приходится торговать, торгуя разным. Сегодня иконами, завтра чулками, послезавтра янтарем, а то и книжечками. Таким образом он делается «экономистом». А там, глядь, у него уже и лавочка или заводик или цирк-театр откроет. А потом, поди, он уже 1-й гильдии купец. Подождите - его старший сынок первый покупает Гогенов, первый покупает Пикассо, первый везет в Москву Матисса. А мы, просвещенные, смотрим со скверно разинутыми ртами на всех непонятных еще нам Матиссов, Мане и Ренуаров и гнусаво-критически говорим: «Самодур…» А самодуры тем временем потихонечку накопили чудесные сокровища искусства, создали галереи, музеи, первоклассные театры, цирки, настроили больниц и приютов на всю Москву и матушку Россию…» - так писал Ф.И. Шаляпин о традиционном пути московского купечества («Маска и душа»).
В Сибири купечество начало формироваться на рубеже XVII–XVIII вв., но термин «купец» вошел в употребление гораздо позднее. Сначала торговцев из числа горожан называли посадскими, только в 1730-х гг. стало применяться слово «купец», получившее распространение в 1740–1760-е гг. Интересен портрет омского купечества последней трети XIX - начала XX веков. Это период наиболее бурного экономического и социального развития города Омска. Всего за 3-4 десятилетия из незаметного, больше напоминающего деревню «городишки» (этим лаконичным эпитетом Омск «наградил» самый знаменитый каторжанин Ф.М. Достоевский в романе «Записки из мертвого дома»), уездный город Акмолинской области вырос в «Сибирский Чикаго», в рекордное время увеличив свое население в несколько раз. Разумеется, развитие города не ограничилось этим периодом.
Просто после известных октябрьских событий и большевистского декрета об упразднении сословий купечество исчезло с исторического лика России номинально, а отчасти и физически. Сибирское купечество пополнялось за счет выходцев из самых разных социальных слоев и регионов. Из более чем десятка социальных источников пополнения наиболее существенными были мещанство и крестьянство.«Отечество моё! Россия! В тебе дух старины живёт. И ни одна ещё стихия. Не победила твой народ. Из тьмы веков ты восставала. И становилась всё сильней. Святая Русь – твоё начало!».
Купеческие фамилии («броня и опора России»), настоящие новаторы в продвижении циркового искусства в России: Сичкарев (г.Омск); Садомцев (г.Ростов); братья Никитины (г.Саратов); Сайковский (г.Челябинск), купчиха Машонкина (г.Ростов на Дону) и многие другие уважаемые основатели цирков на просторах страны. Служение обществу купцы воспринимали как выполнение своего патриотического долга перед Россией.
Первый в Сибири стационарный цирк появился в 1868 году в Иркутске. Скромное деревянное здание построил итальянский импресарио по фамилии Сулье. В 1885-м строится еще один аналогичный по архитектурным «изыскам» того времени, цирк-зверинец. Сказались и дефицит в городе других развлечений, и география – прочные торговые связи с Китаем. Частыми гостями в иркутских цирках были именно китайские артисты. В 1897 году в Царской России открылся временный цирк в Красноярске. А год спустя, 19 октября 1898 года, Омская Городская Дума под предводительством городского головы Н.Н. Остапенко приняла решение «Об обязании возведения первого циркового здания цирка-театра» в Омске. Инициатором сего «коммерческого проекта» стал весьма неординарный человек из Екатеринославля (сейчас г.Днепр) оставившей заметный след в истории Омского цирка, – содержатель доходных домов, сын чиновника, купец Петр Кузьмич Сичкарев. Он получил хорошее образование, учился в городской Екатеринославской классической гимназии.

Андрей Михайлович Достоевский
Интересный факт: в 1860–1861 гг. гимназия была построена под руководством Андрея Михайловича Достоевского – родного младшего брата русского писателя Ф.М. Достоевского. Представляет собой длинный двухэтажный корпус в стиле позднего николаевского ампира, по форме напоминающий букву «П». Сейчас в этом старинном здании находится учебный корпус №2 Днепропетровской государственной медицинской академии. Андрей Михайлович не был так близок с Фёдором Михайловичем, как родной старший брат, тоже писатель, Михаил Михайлович, но был весьма дружен с ним. Они переписывались до конца жизни, и Андрей Михайлович написал свои «Воспоминания» (впервые полностью были изданы в 1930 году) - бесценный и достоверный источник сведений о ранних годах великого писателя. Андрей Михайлович Достоевский инженер-архитектор, статский советник, ярославский губернский архитектор и инженер. Лишенный возможности работать в столице, служил архитектором в Елисаветграде (1848−58), Симферополе (1858−60), Екатеринославе (1860−65), известен, в основном, как архитектор промышленных зданий. Им были разработаны проекты спичечной фабрики купца И.Н. Дунаева в Ярославле (1880); химического завода Т-ва В.Д. Шипова и К' около Романово-Борисоглебска (1882); чугунолитейного и механического завода П.А. Федосеева в Ярославле (ныне АО «Пролетарская Свобода») (1882); заведение для отбелки льняных тканей купца В. Г. Маругина в трех верстах от с. Великого (1883); ткацкой фабрики П. А. Сакина между с. Карабиха и д. Нагатино (ныне «Красные Ткачи-1») (1888); пятиэтажного корпуса паровой крупчатной мельницы купчихи Е. С. Шалаевой в Пошехонье. По проекту Достоевского был надстроен второй этаж над корпусом ткацко-льняного производства Т-ва Меленковской льняной мануфактуры близ д. Кормилицино (ныне «Красные Ткачи-2») (1883). Среди проектов гражданских зданий, разработанных Андреем Достоевским, известно только два: пожарное депо с каланчой и мезонином в Мологе (1868) и каменный двухэтажный дом купца И.В. Ворохобина в Данилове (1871). Как видим с купечеством архитектор был тесно связан.
Омск без русского писателя Ф.М. Достоевского представить сложно (он пробыл на Омской каторге с 1850 по 1854 год), а цирк в Омске без купца-основателя П. К. Сичкарева невозможно, кто знает, если бы он первым не рискнул, то рискнули бы впоследствии другие!
Многие предупреждали купца о рискованности организации данного проекта в г. Омске, но были и люди поддерживающие «новое дело», которые просили за строительство театра-цирка. Омское драматическое общество в лице директора М.Г. Бека нашло живое участие в ходатайстве о поддержке данного начинания перед Омской Городской Думой – «просит уважить его просьбу на самых льготных условиях о выделении земельного участка под строительство цирка-театра в Любиной рощи, хоть дело не сулит больших выгод и что с постройкой он может лишиться казенного процента на затраченный капитал».

П.К.Сичкарев в молодости
Поддержал идею выделения земельного участка и строительства цирка в г.Омске и депутат от духовного ведомства – священник отец Алексий Серебрянников. Батюшка, сделавший немало для Омска не только в духовном наставничестве, но и своеобразном заступничестве перед властями: так он просил генерала от инфантерии, генерал-адъютанта, военного министра, члена Государственного совета А.Н. Куропаткина о строительстве церкви при омском военном госпитале. Прошения, поддержка священника и его дела правильные, воплотились в жизни, с благословения батюшки появились здание цирка-театра П.К.Сичкарева и Омская Госпитальная церковь, построенная при военном госпитале - Скорбященская и Церковь во имя иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость. Заботами Куропаткина возникли русские школы, проведена реформа судебной части, привлечены многочисленные поселенцы из внутренних губерний. Люди в Царской России, думали о малом и одновременно широко смотря в будущее развитие родного Сибирского города Омска.
Петр Кузьмич Сичкарев все-таки решился на постройку и полный надежд, что Омское драматическое общество и городское самоуправление «не откажут в сочувствие и в содействие в благом начинании», настоял на выделении ему земельного участка в аренду на 10 лет. Решением Омской Городской Думой было предписано обязать купца окончательно построить цирк-театр, причем за пользованием земельным участком взимать с него арендную плату в начале каждого года в размере 180 рублей в доход города. Здание цирка-театра было настолько огнеопасным, что когда Сичкарев "желая установить в цирке паровой котел для отопления и электрического освещения", обратился за разрешением к городским властям, в просьбе ему отказали. Впоследствии освещение в цирке все же появилось, стало возможно обустроить и открыть стационарный электротеатр «Одеон». На первом представлении которого зрителям было показано «4 больших отделения всемирной новинки» («Степное эхо» № 17, 23.01.1907 г.). Посмотреть на изобретение братьев Люмьер в начале XX века в Омске можно было в здании театра-цирка Сичкарёва в Любинском саду. Именно здесь на «Сичкаревке» были организованы регулярные сеансы кинематографа - увеселительного аттракциона «Живые фотографии». Перед амфитеатром устанавливали экран, чтобы показывать кинофильмы: «Человек-змея: гимнастическое упражнение на трапеции», «Купальня», «Улица Парижа», «Приход поезда железной дороги», «Столярная мастерская». После каждой картины публика аплодировала и требовала повторения. Кинематографический сеанс обычно длился от 15 до 40 минут, за это время зрителю предлагались драма, комедия, хроника, так называемый видовой (географический, этнографический или научно-популярный) фильм. Как писали тогда в газете «Омский вестник»: «Местных предпринимателей буквально охватила электромания». Поскольку тогда кино не было звуковым, то его показ сопровождался игрой на фортепиано тапера. Позднее, чтобы завлечь людей на сеанс, во многих кинематографах уже не довольствовались простым пианистом-тапером... Играли целые оркестры. Просмотр фильма сопровождала музыка Листа, Баха, Бетховена. Как и в других городах Сибири, состав зрителя был разнообразным, здесь можно было встретить и рабочего, и ремесленника, и мелкого буржуа, и интеллигента.
В Москве синематограф братьев Люмьер был впервые официально показан на общедоступных сеансах по окончании спектаклей в театре летнего сада «Эрмитаж» (в Каретном ряду) в течение пяти дней, с 26 по 31 мая 1896 г. Первый постоянный кинотеатр открылся в Санкт-Петербурге в мае 1896 года по адресу Невский проспект, дом 46. Кинотеатры не изменились и по сей день: каждый желающий, заплатив за билет, может прикоснуться к искусству.
Первые российские художественные ленты представляли собой экранизации фрагментов классических произведений русской литературы «Песнь про купца Калашникова», «Идиот», «Бахчисарайский фонтан», народных песен «Ухарь-купец» или иллюстрировали эпизоды из отечественной истории «Смерть Иоанна Грозного», «Пётр Великий», «Уход великого старца».
«Я считаю, что кинематография - пустое, никому не нужное и даже вредное развлечение. Только ненормальный человек может ставить этот балаганный промысел в уровень с искусством. Все это вздор, и никакого значения этим пустякам прилагать не следует» Николай II - собственноручная помета на одном из донесений департамента полиции.
«Омский вестник» в мае 1909 г. писал: «Постоянные жалобы посетителей электротеатра «Одеон» на чистку карманов любителями чужой собственности в зале кинематографа заставили администрацию повесить на стене залы дощечки, гласящие: «Берегите карманы». И публика бережет: держит кошелек в руках, а иначе при такой давке и толкотне уберечься нельзя».
Страницы омских газет пестрели такими названиями фильмов, как «Сонька – золотая ручка», «Сашка-семинарист», «Антон Кречет», «Оборона Севастополя» и «Понизовая вольница» («Стенька Разин»). Очень охотно публика смотрела уголовно-приключенческие ленты иностранных фирм: «Под гипнозом миллионов», «Ужасы Калиша», «Вампиры», «Тайны Нью-Йорка», «Ультус-мститель». На дореволюционной киноафише Омска можно было увидеть следующие названия: «Санкт-Петербург», «Выставка собак», «Грандиозный водопад в Швеции», «Египет прошлого», «Ловля лосося в Канаде».
В январе 1908 года француз К.П. Лоранж на Дворцовой улице открыл в Омске стационарный «Омский кинематограф-театр» в доме купца 2-й гильдии Г. Л. Баранова. Это здание сохранилось до наших дней. На его базе и на месте магазина «Любая вещь» (деревянное здание находилось на углу Новой ныне ул.Чкалова) и Дворцовой (ныне ул.Ленина) в 1934 году было построено знание, в котором сейчас размещен авиационный техникум им. Жуковского.
В мае 1909 года появляется электро-театр «Иллюзион», в начале августа в здании Общественного собрания (бывший театр музыкальной комедии) открывается «Ново-Американский электротеатр». В октябре фотограф А.А. Антонов в двухэтажном особняке на углу Тобольской и Губернаторской (ныне ул.Орджоникидзе и ул.Красногвардейская) открывает кинематограф «Двадцатый век» («Омский вестник» № 152 4.10.1909 г.). В июне 1909 г. «Омский вестник» (№ 78, 28.06.1909 г.) сообщил, что омский предприниматель, владелец пивоваренных заводов Миней Яковлевич Мориупольский обратился в городскую управу с ходатайством о разрешении ему строительства кинематографа в «Детском саду» (ныне сквер напротив органного зала). В жизни дореволюционного зрителя кино играло весьма заметную роль! Как и в жизни зрителей последующих поколений!!
Вторая половина десятых годов ХХ века характеризуется не только массовым открытием новых кинематографов, но и строительством специальных зданий для них.4 октября 1909 года уже состоялось открытие первого в Омске специально построенного здания для кинематограф-театра «Прогресс». Это было деревянное, достаточно вместительное здание размером 12,1 х 8 сажен (24 х 16 метров), рассчитанное на 400 зрителей. В новом электро-театре по тем временам были созданы максимальные удобства: оборудованы ложи, фойе и буфет, построена своя электростанция.
Омск насчитывает 6 электротеатров. Художественные фильмы стали появляться только к 1916 году. Репертуар Омских электротеатров все больше и больше пополнялся художественными фильмами, снятыми по известным произведениям, отражающими события прошлого и бытовую жизнь современников. «Спешите видеть!» Вот как выглядел репертуар в январе 1916 года: «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Гнездо шпионов», «Загубленная молодость», «Любовь и кровь», «Матильда», «Истерзанное сердце», «Пиковая дама», «Отец Сергий», «Анна Каренина», «Дворянское гнездо», «Война и мир», «Розы любви»и другие. В этот же период состоялся кинодебют Всеволода Мейерхольда, который поставил в 1915 году фильм «Портрет Дориана Грея».
По неполным данным, в 1913 году в России работали 1412 кинотеатров, из них 134 в Петербурге и 67 в Москве. Немногие знают, что во время зарождения в стране кинематографа наш город был, что называется, также в передовиках производства и заслуга в этом человека увлеченного и разносторонне образованного - Петра Кузьмича Сичкарева… Омск вместе со страной закончил одну эпоху и начинал другую. Пошла иная история. И иное кино.
Электротеатр «Одеон» пользовался особой популярностью у горожан, так как там работал буфет, в нем можно было не только хорошо перекусить и выпить, но и сыграть в карты. Антрепренер-буфетчик - обычное явление того времени. Между прочим, в дореволюционном цирковом буфете оставляли деньги не только зрители, но и сами цирковые артисты. Отсюда - знаменитая реплика из пьесы Александра Островского «Без вины виноватые»: «Мы артисты, наше место в буфете».
Покушать до революции любили не меньше, чем сейчас. Одни только упоминания блюд у классиков литературы часто вызывают аппетит.
Посетители ходили в буфет не только вкусно покушать, но и пообщаться с друзьями в неформальной обстановке, не забывая карточные игры. Ценник в хорошем буфете был в районе 1.5 рубля за обед из нескольких блюд, но были и варианты намного бюджетнее (в центре буфета стоял большой самовар, там можно было за 3 копейки налить целый чайник кипятка). Иностранный путешественник Руссель-Килуга писал об этом так: «Чай для сибиряка, что для ирландца картофель, многие его пьют стаканов по 40 в день и придерживаются странного обычая не класть сахар в стакан с чаем, а откусывать его по маленьким кусочкам и сосать, прихлебывая чаем». Купил сайку и бараночек, заварил в чайничке с кипятком чай - и можно перекусить в ожидании вечернего циркового представления или показа аттракциона «Живые фотографии», в прямом смысле не отходя от кассы.
Вообще пирожки и всякая выпечка (баранки, шаньги, сайки, бублики и, конечно, калачи) были главным фастфудом до революции. Кстати, калачи изначально придумали в качестве уличной еды. Чтобы можно было есть, не опасаясь грязных рук, у калача была ручка, которую после еды выбрасывали. Выражение "дойти до ручки" показывало, что дело так плохо, что человек ест и ее.
Плата за вход в стационарный электротеатр «Одеон» была от 30 до 60 копеек, ложи - 75 копеек, ученические билеты - 15 копеек, однако учащимся разрешалось посещать кинотеатр только с позволения учителей.
Во второй половине 19 века во многих местах в цирковых буфетах уже стояли механические аппараты, Омские цирки не исключение, которые за плату играли музыку. По заказу оплатившего, можно было ознакомиться со свежей прессой, поиграть в коммерческие карточные игры, бильярд, шахматы и насладиться известным кофе по купечески - "У Петра Кузьмича", отведав пирожных в дружеской компании омичей.
В 1916 году в России было продано не менее ста пятидесяти миллионов билетов в кинотеатры. Из этого следует, что в среднем на каждую прочитанную книгу приходилось пять-шесть посещений кинематографа, а на каждый проданный театральный билет - десять-двенадцать проданных кинематографических билетов. Можно, таким образом, утверждать, что в дореволюционной России, во всяком случае, в годы первой мировой войны, кино в деле удовлетворения эстетических запросов населения играло большую роль, чем театр и даже литература.
Семья для купцов была не только личным делом – по семейному укладу складывалось представление о том, насколько ее глава влиятелен, тверд, авторитетен. А это - в конечном счете, во многом определяло успех и в бизнесе, и в общественной̆ деятельности. Все домочадцы Петра Сичкарева и его супруга Анастасия Павловна любили чай. Заваривал его исключительно глава семьи, сам пил с молоком. К семейному столу всегда подавали так назвываемый «Сахарный партер купца Сичкарева» - пышную сдобу: карлсбладские крендели, стрельнинские булочки, гюпфели, пироги или ароматные плетенки, посыпанные сахаром - все собственного приготовления. Были на столе купца по большим праздникам на Сырной неделе (последняя подготовительная неделя перед началом Великого поста, более известная как Масленица) вкуснейшие подарки - не только блины, но и торты, украшенные сказочными цветами из карамели из кондитерской Филиппа Иордана (располагалась кондитерская в здании по адресу ул. Орджоникидзе, 38).
В пьесе А. Н. Островского «Доходное место» один из персонажей говорит: «По-нашему, по-русски: мужик да собака - на дворе, а баба да кошка - дома». Для российской жизни тех лет эта поговорка была особенно к месту. Анастасия Павловна была хлебосольной хозяйкой, в ее дом были вхожи купчихи-подруженьки: Евдокия Егоровна Кузьмина (Козьмина), купчиха Параскева Памфильевна Шкроева, Степанида Фоминична Иванова.

Петр Кузьмич Сичкарев и его супруга Анастасия Павловна с детьми
В соседях у купца Сичкарева была семья знаменитого купца Алексея Астафьевича Липатникова, в Омске они занимались меновой торговлей, т.е. они привозили крестьянам обувь, мыло, сукно, посуду, гвозди и меняли все это на шкуры, мясо, масло, воск, зерно и дёготь. В то время у дел стоял младший сын купца Павел Липатников. Он был одним из «отцов города», состоял членом Биржевого комитета, членом правлений Омского отделения Госбанка России, Тюремного попечительства, Больничного совета и Общества Хоругвеносцев. Павел Липатников положил начало архитектурному ансамблю Второго Взвоза (ул.Гагарина). Здание Музыкального училища имени Шебалина он купил у купца Кузнецова и, надстроив третий этаж, устроил в нём гостиницу «Московские номера». Алексей Астафьевич жил в доме № 27 на современной улице Гусарова. Никто из Липатниковых после революции не покинул Россию, хотя все их дома были экспроприированы. Остаток жизни Павел Алексеевич провел воспитывая внуков и выращивая овощи.
Семьи купцов были многодетными, дружными и гостеприимными. Эта семейная купеческая традиция сохранена и сейчас в семьях Макаровых, Левенко, Чернорай, Юнуссовых – потомков купца, живущих в нашем городе Омске. Так за неспешными разговорами о цирке с гостями потомки Петра Кузьмича Сичкарева продолжают создавать новые чайные узоры своей семьи на Омской земле. Омский государственный цирк является продолжателем циркового дела в Омске, начавшегося в 1898 г.

Артисты цирка антрепренёра Э. А. Стрепатова
По Сибири в 1909-1910 г.г. в цирках гастролировала труппа антрепренёра Э. А. Стрепатова. Его программа включала выступления 12 дрессированных лошадей, танец 30 человек «Любовь Пьеро», выступление Марины Лурс, выезд наездниц, выступления клоунов и «Американский биоскоп», а так же сеансы синематографа. Гром зрительских аплодисментов вызывало соло клоунов: 14005 секунд смеха и забавы, выход семейства акробатов – Гавориных, увлеченно смотрели все выступления чемпионатов дамской французской борьбы: Боровская (Сибирь), Христенсен (Дания), Гацион (Германия), Симонс (Польша), Рихтер (Шотландия), Хованова (Кавказ), Кох (Швецария), Роше (Франция), Мюранке (Венгрия). Было время, жили люди, цирковое искусство шагало по стране уверенной поступью, «локтями» раздвигая все условности и тяготы жизни в дореволюционной России.
Сохранилась цирковая программа от 6 января 1909 г.: русский дуэт Г. и П. Южных, выступление борца и атлета Ратуева, русско-шведская борьба на поясах «Индийские факиры» Джеббари и Солимана Бэн-Санд. выступления эквилибристов на проволоке Сыконовых, воздушные гимнасты Николай и Герниетта Серж, японская цирковая труппа 25 человек, среди которой известный японский профессор Тагначи-Ямада-Сан проездом из Токио в Санкт-Петербург дает несколько гастролей и пантомимы: «Браконьеры», Смерть Герцогини «Коверлей», «Аргакин скелет или Пьеро в 1000 страхов».
Деревянный цирк-театр Сичкарёва П.К. повидал немало знаменитых артистов того времени. Фокусники, эквилибристы, канатоходцы, жонглеры, наездники, дрессировщики... Особую популярность получила сатирическая публицистическая клоунада, выдвинувшая своих корифеев: В.Л. и А.Л. Дуровы, Бим-Бом (И.С. Радунский и Феликс Кортези), С.С. и Д.С. Альперовы.
А в 1900 году в цирке купца Сичкарева П.К. с большим успехом прошли гастроли основателя самой знаменитой русской цирковой династии - Анатолия Дурова. Пожалуй, в мире цирка, да и вообще искусства, имя Анатолия Дурова – самое признанное и известное. Это - бренд. Это - символ. В конце концов, это неувядающая слава, которую, кстати, пронесли дети и внуки Дурова. Отрадно, что жизнь и творчество великого артиста, родившегося в Москве, осталось навсегда связано не только с Воронежем, но и Тюменью, Омском.
«Цирк-театр Сичкарева был переполнен публикой. Мне было поднесено несколько подарков. Я, разумеется, был в восторге и «старался вовсю». Артист как баснописец Иван Крылов наделял животных человеческими пороками, так он выпуская на манеж свинью, петуха, собаку, крыс, кур и уток, переносил на них человеческие пороки, как то: алчность, злобу, нетерпимость, зависть и т.д. и т.п. Шутки были остросатирическими, порой на грани дозволенного, то есть с риском навлечь арест либо как минимум запрет на выступления (и то и другое периодически случалось). Животные на арене служили клоуну в качестве «иллюстраций» или аллегорий. Баран «играл» полицейского пристава, свинья - представителя или защитника власти, петух - самодовольного писателя. И при этом изрекал, как говорили и писали рецензенты, массу «щекочущих нервы острот».
Клоунада русского цирка развивалась в основном не в сфере чистой развлекательности, а делая упор на сатирической традиции скоморохов и шутов. На манеже цирка-театра Петра Сичкарева выступал клоунский дуэт Бим-Бома, всемирно известных артистов Иван Радунский (Бим) и Феликс Кортези (Бом). Основатели нового жанра музыкально-разговорной клоунады. Псевдонимы Бим и Бом артисты приняли в 1891 году. Их номера состояли из злободневных комедийных диалогов и комических сценок, перемежавшихся игрой на музыкально-эксцентрических инструментах. Исполнялись как популярные народные мелодии, так и музыка классического репертуара. В ходе номера выполнялись музыкально-акробатические трюки: не прекращая игру на музыкальном инструменте, артисты взбирались на плечи друг друга, перекатывались через спины, выполняли акробатические прыжки. Бим-Бом заняли положение премьеров в Петербургском цирке Г. Чинизелли, московском цирке А. Саламонского и цирке-театре в Омске. Об Омске артисты вспоминали: «Этот простой уголок издавна служил и служит сплавом анекдотов и острот на счет патриархальной простоты своей, несмотря на то, что Омск единственный город в Сибири и Азии, имевший право поднимать государственный флаг Российской Империи, наряду с Москвой, Варшавой, Гельсингфорсом, Тифлисом и Санкт-Петербургом».
«Послушай, Бим! Расскажу тебе сейчас, как я раз поправил дело. Чмокнул дамочку я раз в щечку розовую смело. Что тогда я услыхал – я желал бы слышать реже. Дама вскрикнула: «Нахал! Совершеннейший невежа!» Словом, казусом таким до того ее расстроил, что едва ее вторым поцелуем успокоил».

Всемирно известные артисты Иван Радунский (Бим) и Феликс Кортези (Бом)
«Послушай, Бом! Ты можешь сказать, какое сравнение между женщинами и напитками? Не знаешь? Так я тебе скажу. Лет в 12 девица – это простая чистая водица. Лет в 16, говорят, девица – сладкий виноград. Лет в 20, скажу, оно – шампанское вино. Лет в 25 и потом – напиток сладкий с коньяком. Лет с 35 – это пиво местного разлива. А лет в 40 – всем винам пас: девица – просто кислый квас». В 1901–1904 гг. дуэт Бим-Бом гастролировал в крупнейших цирках России и мюзик-холлах Европы; с 1910-х гг., наряду с братьями Дуровыми и И. М. Поддубным, его участники были самыми популярными цирковыми артистами России, их номера неоднократно записывали на грампластинки. Начиная с периода огосударствления цирков (1919), клоуны получили директивную установку "стать публицистами", прибыть "на станцию идейной клоунады".
Пророческими видятся слова журналиста московских «Новостей», в 1903 году проезжавшего через наш город: «Последний этап более или менее культурной жизни – Омск. Этот когда-то захудалый городишко Омского уезда Акмолинской области, образованной в составе Западно-Сибирского генерал-губернаторства влачивший жалкое существование, как и большинство подобных уголков нашего Отечества, с проведением великого Сибирского пути зажил новой жизнью. Рост города поражает как старожилов, так и случайных наблюдателей, хотя, надо заметить, в отношении благоустройства ему остается пожелать еще весьма многого, что, несомненно, и явится в свое время по мере возрастания культурности. В Омске имеется цирк- театр «Сичкаревка», гостиница «Россия», Омская судебная палата и Омский окружной суд, завод датского предпринимателя С.Х. Рандрупа, табачная фабрика Серебрякова, омский коммерческий клуб.., но, несмотря на сравнительно высокий уровень экономической жизни, до сих пор не имеется электростанции и нет ни одного водопровода и пока что нужды водопотребления горожан удовлетворяются вычерпыванием воды из колодцев и в реках Иртыше и Оми. Несмотря на все недочеты городского благоустройства, нельзя не верить, что Омск – город с будущностью, город, развивающийся с чисто американской быстротой. Торговые обороты Омска растут не по дням, а по часам, и через небольшой промежуток времени он, несомненно, будет играть серьезную роль в деле торгового и культурного обмена между западом и востоком России».
Директор Омского государственного цирка Виталий Доля считает: «Российский цирк является выдающимся творческим явлением в мировом художественном пространстве, обладает собственными уникальными традициями. Вернуться назад к прежнему, каким бы оно ни было, в любой ситуации или случае, никогда не поздно, главное – вовремя. Учитывая важность исторического события, связанного с основателем Омского цирка, и исполнением 165-летия со дня рождения купца второй гильдии Петра Кузьмича Сичкарева, с согласия его потомков – семей Макаровых, Левенко, Чернорай и Юнусовых – 2025 год объявлен в Омском государственном цирке – годом купца Сичкарева П.К.! Цирк – не столько профессия, сколько судьба. Сичкаревы - семья цирковых предпринимателей, как бы сказали сейчас, заложившая основы циркового дела в Омске. Я горжусь Омским цирком и ценю наследие поколений выдающихся людей: купца второй гильдии из Екатеринославя Петра Кузьмича Сичкарева, купца Илью Григорьевича Чирикова, кишиневского мещанина, антрепренёра и дрессировщика Эразма Андреевича Стрепетова, Бибо Кальвайтеса, Ивана Яго, Абрама Григорьевича Прутковского, Прохора Ефимовича Карабинина, Бориса Ефимовича Кабищер, Михаила Захаровича Раскина, Михаила Семеновича Цукермана, подаривших нам всем – Омский государственный цирк!»
На фотографии слева направо: правнучка Макарова Елена Евгеньевна, праправнучка Макарова Анастасия Михайловна, правнучка Левенко Ольга Евгеньевна (кандидат педагогических наук) и директор Омского государственного цирка Виталий Викторович Доля.
Материал подготовили праправнучка купца основателя Омского цирка П.К. Сичкарева – Анастасия Макарова и Андрей Ахрамович.