Омский цирк: 126 лет волшебства и человеческой души


«Цирк, как и театр - древнейший вид зрелищного искусства. Разница в том, что в театре на первый план выходят слово, действие и мелодия, а в цирке - движение, ловкость и смекалка. Возникнув из спортивного соревнования, цирковое искусство сначала превратилось в политику, чтобы затем, через тысячу лет, возродиться в виде праздника, дарящего зрителям новый взгляд на мир. Цирковое представление все чаще оказывается целым спектаклем с единой сюжетной линией, с тем лишь отличием от театра, что арена-сцена получает дополнительное измерение благодаря подкупольному пространству. Современный цирк по силе эстетического и этического воздействия все чаще соперничает с традиционным театром.


А в эпоху СССР был только «Советский цирк» - эти два слова олицетворяют сегодня не только бесстрашие и ловкость, силу и отвагу, веселье и удаль отдельных мастеров манежа. Эти два слова - соединение многонациональных традиций, уходящих своими корнями в глубину народной жизни, и современных достижений гармонично развитого человека, живущего в гармонично развитом обществе. Советский цирк мои воспоминания, моя молодость, забыть невозможно, ведь эта целая жизнь вместе с Омским государственным цирком.


С момента возникновения и в различные времена существования СССР цирк занимал почетное место среди различных жанров искусства, так как был любим властями и интересен и детям и взрослым. Государственный цирк СССР являлся социалистическим предприятием, осуществлявшим свою творческую и производственно-финансовую деятельность на основе хозрасчета в соответствии с установленным планом и действующим законодательством. Организовывался и ликвидировался цирк приказом руководства соответствующего правительственного учреждения, например, в 1950-е годы Министерства культуры. В результате многолетней практики сложилась структура цирковых предприятий, которая обеспечивала их деятельность на основе сочетания централизованного руководства с хозяйственной самостоятельностью и инициативой. Наиболее заметная роль в цирковой структуре принадлежала и принадлежит стационарным циркам. Наряду с ними существуют и другие виды цирков. В летнее время по принципу стационарных цирков работают цирки-шапито. В южных городах Средней Азии цирки-шапито иногда работали круглый год с перерывом на профилактические работы и ремонт сооружения и его подсобных помещений. Отдельно существовали - Зооцирки.


Это передвижное цирковое предприятие призвано было служить делу пропаганды отечественной и зарубежной фауны. Зооцирки, вместе с тем, являлись базой для пополнения цирковых зоономеров животными. Иногда в них проводилась репетиционная работа этих номеров. Зооцирк - площадка без крыши, окруженная со всех сторон клетками или вольерами с животными. Лекторы зооцирка читали лекции для зрителей, располагавшихся на площадке. Не менее важную роль играл - Цирк на сцене. Для художественного обслуживания населенных пунктов, где нет стационарных цирков, были созданы зональные дирекции «Цирк на сцене». Всего их в стране было шесть: московская, ленинградская, украинская, ростовская, новосибирская и ташкентская. Коллективы выступали в различных клубных помещениях по договорам. В постановлениях Коллегии Министерства культуры СССР, в рецензиях советской и зарубежной прессы неоднократно отмечалась высокая культура советского цирка. На протяжении многих лет в цирк приходили артисты, имевшие как минимум среднее образование. Большую роль в создании облика советского цирка играли режиссеры, художники, музыканты, балетмейстеры.


Постоянная работа с артистами программы, правильное чередование номеров с учетом сохранения высокого темпа, контрастов, умелая расстановка клоунских шуток, сочетание гаммы красок оформления манежа, костюмов артистов и униформы, партитура света и, конечно, оптимистический характер циркового искусства, высокое мастерство его артистов, отражающих героические черты своего народа, создают атмосферу праздника, физических и духовных совершенств советского человека. Именно эти качества были отличительной чертой советского цирка. Своеобразно отзывается о цирковом искусстве, один из артистов советского цирка Александр Николаевич Александров-Федотов: «Советский цирк перешагнул границы нашей Родины. Весь мир заговорил о советском цирке как о лучшем цирке. И было бы неправильно объяснять этот успех исключительно профессиональным мастерством артистов советского цирка в его трюковой части, хотя это имеет, конечно, громадное значение. Основа успеха советского цирка лежит в его передовой идейности, в том, что советский цирковой артист, будучи общественным деятелем, в своем искусстве несет определенные общественно значимые идеи, в конечном счете - идеи коммунизма. В своем творчестве советский цирковой артист, основываясь на реальных жизненных чертах советского человека, прославляет высокие моральные и этические идеи нового общества. И в этом высшее выражение народности советского цирка, ибо в основе самого понятия народности лежит передовая идейность. Именно этим обусловлена народность советского циркового искусства».


В советские годы было создано Всесоюзное творческо-производственное объединение "Союзгосцирк", которое монопольно управляло творческим составом и имущественным комплексом циркового дела. Социально-экономические изменения конца 80-х годов прошлого века повлекли за собой организационную перестройку цирковой системы, в результате чего была создана Государственная компания "Российский цирк", ставшая правопреемником Союзгосцирка. В целях сохранения единого государственного циркового комплекса, укрепления его материально-технической базы и закрепления правовых основ деятельности цирковых организаций эта компания была преобразована в федеральное казенное предприятие «Российская государственная цирковая компания».


В цирке великое множество артистов: акробаты, эквилибристы, атлеты, дрессировщики, наездники, иллюзионисты, воздушные гимнасты, клоуны. Цирк не просто место работы. Для всех, кто выбрал своей профессией служение цирковому искусству - это жизнь, это дом, это семья. Артисты цирка - народ кочевой, все время они проводят в бесконечных разъездах. Такова традиция циркового искусства, берущая начало от цирков шапито. «Только одержимые люди - писал Ю. Никулин - могут переезжать из города в город, жить в гостиницах или чужих квартирах, ежедневно часами репетировать». Человек, работающий в цирке, называется «цирковой», а слово «циркач» воспринимается как ругательство и сильно обижает артистов. Дрессировщик именуется не иначе как «воспитатель диких животных». А воздушные гимнасты - «артисты, работающие в воздухе». Коллектив цирковых сколачивается раз и навсегда. Случайные люди попадают в труппу крайне редко, в основном это семьи и целые династии. Например, пришли много лет назад в цирк новички, здесь же и познакомились, здесь же и поженились, здесь же родили своих детей, и теперь уже эти дети выступают со своими номерами. Человек рождается в цирке и живет в нем всю свою жизнь. Он в любом возрасте востребован: работы хватает и для юного, и для старого. Люди по-разному попадают в цирк. Кто-то с детства дышит его воздухом, как говорят - «вырастает в опилках», и уже не мыслит себе другой жизни вдали от манежа. Кто-то начинает с любительского циркового кружка, и постепенно решается сделать хобби своей профессией.


«Цирк! Когда вошли в зал, меня поразило обилие света и людей. И сразу слово «цирк» стало для меня реальным, ощутимым, понятным. Вот он - огромный купол, застеленный красным ковром манеж, слышны звуки настраиваемого оркестра…» Ю. Никулин. «Цирк - это образ жизни!». И не десять минут выступления плюс два часа репетиции, а все двадцать четыре часа в сутки отдают себя любимому делу мастера чудес - труженики цирковой арены. В 1950-1981 гг. Юрий Никулин работал в дуэте клоунов с Михаилом Шуйдиным (1922-1983). Их выступления включали широкий диапазон жанров: сатирические скетчи, пародии, юморески, сюжетные сценки, развернутые пантомимы ("Наболевший вопрос", "Веселые рыболовы", "Насос", "Шипы и розы", "Бревнышко", "Табурет", "Трубка мира" и др.).


С октября 1957 года в печать выходит журнал «Советский цирк» и он издавался вплоть до 1963-го года. В нем публиковали материалы о достижениях и новостях цирковых суперзвезд того времени. В первый номер журнала вошли статьи о творческом пути дрессировщицы Маргариты Назаровой, о гастролях артистов Китайского цирка в СССР, о первом международном фестивале молодых артистов цирка и другом. Было также опубликовано «Слово молодым» знаменитого дрессировщика Владимира Дурова. Кроме того, в номер пошел репортаж с представления «Юность празднует», который был поставлен Московским цирком к VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов, вошедшему в историю как самый массовый фестиваль. «На арену Московского цирка вышли молодые лауреаты Всесоюзного конкурса цирковых артистов и притом в представлении феерическом, где нарядное внешнее оформление, эффектное зрелище несколько отвлекало от самой работы артистов на арене. Наконец целое отделение цирковой программы, поставленное на воде, само по себе представляло интересный аттракцион.


На фотографии выпускники первого набора отделения клоунады (1955-57 гг. обучения) за кулисами Старого цирка с О.Поповым. Фестиваль молодёжи и студентов. Программа "Юность празднует". Слева направо: А.Смыков, В.Колобов, Г.Васин, Г.Васильченко, О.Попов, О.Артанов, М.Капитанова (Полбенцева), А.Николаев.


Не было особой нужды в том, чтобы оправдать превращение арены в пруд или «цирковое море», как шутили клоуны. Зрелище получилось эффектное, когда на арену с шумом хлынул каскад воды, подсвеченной разноцветными лучами прожекторов. На островке в пруду и на подвижных мостиках нужно было дать нечто соответствующее водяному зрелищу. Скульптурные группы Демкиных, показанные на островке в окружении воды, представляли собой вполне оправданное зрелище - четыре стройные молодые женщины напоминали скульптуры, нередко украшавшие фонтаны XVIII столетия. Воздушные гимнасты Папазовы в костюмах моряков и с атрибутами их профессии - веслами, спасательными кругами и якорями - тоже вполне соответствовали особенностям цирковой феерии на воде.


Волнительные строки - «Наконец поразительным зрелищем была игра Маргариты Назаровой с тигром Пуршем. Тигр, прыгающий как громадная кошка, в воде за мячом, играющий с Назаровой в воде, рычащий, хватающий ее могучими лапами, оскаливающий клыки - это было нечто волнующее и вместе с тем восхитительное прежде всего потому, что это был показ тигра на свободе, а не в клетке. Да и самой клетки не было, не было решетки, из-за которой мы всегда видим тигров.».


По правде говоря, когда на художественном совете в Управлении цирками обсуждали сценарий феерии «Юность празднует» и в числе номеров нам назвали номер Маргариты Назаровой с тигром в воде, специалисты усомнились в том, что такой номер можно показать без клетки. Об этом даже громко говорили и спорили на заседании художественного совета. Тем более, это был сюрприз для зрителей. Олег Попов повторил свой замечательный номер на свободном канате на этот раз над водой, что, разумеется, усилило эффект восприятия. «Рыболовы» - комическая пантомимная сценка на воде в исполнении Юрия Никулина и Михаила Шуйдина была очень хорошо принята зрителями.


Первое отделение программы было парадом нашей цирковой молодежи - братья Запашные, жонглер Нази Ширай, акробаты с подкидной доской под руководством С. Кожевникова, эксцентрики Громовы и воздушный полет, блестящий номер под руководством Ф. Конева, изящная воздушная гимнастика В. Суркова - все они еще раз подтверждают заслуженную славу советского циркового искусства.


Конный цирк был представлен руководителем Б. Манжели и его партнерами Л. Котовой и Ю. Ермолаевым. Что бы там ни говорили в наш век ТУ-104 и сверхскоростных машин, но лошадь в цирке и на ипподроме - прекрасное зрелище. Изящество, с которым демонстрируют высшую школу верховой езды наши артисты, те черточки нового, которые внесены в композицию и оформление номера, доказывают еще раз, что конный цирк не отжил свой век».


Во времена СССР советский цирк был одним из мировых лидеров. Это обеспечивалось за счёт мощной финансовой поддержки и сильной государственной пропаганды цирка. Так в 1965 году спичечной фабрикой «Пролетарское Знамя» г.Чудово был выпущен набор спичек «Цирк», в 1968 году спичечные этикетки «Советский цирк». Всем хотелось иметь наглядное напоминание со своими любимыми персонажами и цирковыми артистами у себя под рукой.


На арене советские, цирковые артисты работали настолько профессионально, что не приходило в голову о возможном срыве какого-либо номера из-за того, что его недорепетировали или недодумали. Самые сложные и рискованные аттракционы выполнялись легко и играючи. Удивительно быстро бежит время. Сегодня омский цирк по-прежнему любим омичами разного возраста. Он продолжает развиваться: возле здания посадили парк, в цирке появился свой музей, проходят презентации программ, артисты проводят мастер-классы.


Будущее отечественного цирка – в жанровом разнообразии, разнообразии форм подачи. В создании представлений, которые поражали бы воображение зрителя. Ведь в цирк приходят не только за весельем: от него ждут драйва, сильных эмоций – восторга и страха, когда сердце замирает. Но все эффектные, опасные и технически сложные номера и трюки должны быть поданы эстетично, красиво. Будущее и за сюжетными спектаклями, и за дивертисментом, который, когда он драматургически грамотно выстроен, захватывает не меньше чем спектакль. И то, и другое прекрасно смотрится, когда есть высокое качество актерской игры, режиссуры, трюков и техники. С такими программами цирк будет жить, Как самое народное из искусств, цирк не умрет никогда! 19 октября 2024г. Омскому цирку исполняется 126 лет с момента его основания купцом второй гильдии Петром Кузьмичом Сичкаревым. Позади – 126 лет феерии, прекрасных цирковых постановок, любви и уважения к сцене, зрителям и коллегам. Мы создаем настроение и переносим вас в другой мир!..


Материал к публикации на основе информации открытых источников подготовил Андрей Ахрамович

Афиша цирка

Афиша

с 26 октября по 1 декабря в Омском цирке

«Тигры на земле и в воздухе»

Впервые в Омском цирке начинает гастроли новая программа, при участии потомственного артиста старейшей династии в пятом поколении Ярослава Запашного, с аттракционом «Тигры на земле и в воздухе». В программе собраны лучшие жанры циркового искусства. Заслуженные артисты России, лауреаты престижных международных цирковых фестивалей, обладатели самых высших наград России и зарубежья. К Вашему вниманию будут представлены веселые клоуны, воздушные гимнасты, виртуозные акробаты...

Подробнее о представлении