От «Сичкаревки» до «Цирк.Спорт.Паллас»


В конце XIX века цирковое искусство «шагает» по всей Царской России. Омск к тому времени становится все более крупным и значимым городом в Западной Сибири и Степном крае. «Сичкаревка» для Омска не просто цирк, но и концертная площадка.21 февраля  1899г. с полным аншлагом прошло цирковое представление артистов под управлением Т.А.Сур. Показано представление с пантомимой, состоящее из большого маскарадного шествия. Премия за лучший маскарадный костюм: золотой браслет. (Степной край. 1899. февраль). В газете «Рабочий путь» от 27 января 1926 г. рассказывается о юбилее певицы О.В.Невской и особо отмечается, что ее известность началась с зимнего сезона 1899-1900 годов в театре-цирке купца Сичкарева.

Изучая историю циркового дела в Омске, можно обнаружить факты, которые говорят о том, что в городе к началу столетия был не один стационарный цирк. «Сичкаревка» не выдержала конкуренции. В 1905 году в районе Казачьего рынка был возведен временный цирк, более удобный и комфортный. Есть сведения, что он сгорел в 1913 году, тем не менее в 1917 году был снесен «из-за плачевного состояния и необходимости расширения базарной площади». Между тем, в историческом архиве хранятся документы о приобретении городом цирка. Время сделки – 1908 год. Омской городской думой было рассмотрено предложение выкупить, у владельца Ильи Григорьевича Чирикова- здание цирка. Оно вмещало 2500 зрителей, 800-в галерее, остальные – на нумерованных местах. Валовый сбор доходил до 2200 рублей. Однако цена -4000 рублей- показалась слишком высокой. Однако в 1909 году (постановление от 3 марта 1909г.) Омская городская дума приобрела-таки здание цирка у Ильи Чирикова за 2000 рублей. Эту сумму отнесли на городские средства с последующей сдачей цирка в аренду Японской труппе на время Пасхальных праздников. Предполагалось возместить расходы за счет аренды. К сожалению, архивный документ не содержит адреса, по которому расположен приобретенный городом цирк. Спустя несколько месяцев, в этом же 1909 году открывается цирк Эразма Стрепетова. «Цирк был полон, даже невозможная погода не помешала… Конюшня цирка очень хороша и лошади выдрессированы великолепно, хорошие номера показал дрессировщик-клоун Мельников» (Омский вестник. 4 августа 1909 года). Как видим, цирков в городе было несколько.


В те времена (на­чало XX века) цирковые представления всюду обставлялись с подчеркнутой пышностью, даже помпезностью. Хозяева и антрепренеры прилагали много усилий, чтобы поразить публику убранством лошадей, фальшивыми, но сияющими драгоценностями, страусовыми перьями на костюмах артистов. Смешивались и жанры - эстрада, цирк, пантомима. Отмечается также большая пестрота в вопросах уровня и качества представлений. Высокое и низкое, профессионализм и балаганность могли присутствовать одновременно. Особенно в провинциальных цирках, и Омские цирки не были исключения из правил тех далёких от нас лет.

Открываем справочник-указатель «Весь Омск» на 1912 год (издание газеты «Омский вестник», Омск, тип.«Иртыш»). В разделе «Театры, клубы и т.п. учреждения» читаем краткую запись: «Городской цирк. Никольская площадь.». Телефоны не указаны. Судя по всему, это и есть цирк Э.Стрепетова. Остается неясной судьба купленного гордумой в 1909 г. за 2000 рублей здания цирка.

Вот еще один документ 1913 года, который мы обнаружили в архиве городской управы. Э.А.Стрепетов обратился с заявлением выделить ему участок городской земли под застройку временного здания цирка. Городская управа вынесла решение – «сдать Э.А.Стрепетову с 1 сентября 1913 года нужное место, где был театр-цирк Петра Кузьмича Сичкарева под застройку деревянного цирка легкого типа»… Далее в документе подробно расписаны условия сделки. Стрепетову предписано освещать цирк электричеством, содержать в чистоте и опрятности прилегающие территории. Отмечено, что до внесения  арендной платы городская управа оставляет за собой право не разрешать представления. Совершенно очевидно, что цирковые представления были популярны у омичей, предприниматели готовы вкладывать новые средства в выгодное дело.



Вот интересные воспоминания о старом цирке.«Положение цирковых артистов почти всюду, кроме столиц, оставалось тяжелым. Были директоры, которые хотели платить и не могли, но большинство таких, которые могли платить и не хотели. Такое отношение входило в систему, и много горя приходилось переживать в связи с этим циркачам-артистам. Не только работай, но еще и думай о том, как получить жалованье. В маленьких цирках бывали иногда такие случаи. Влезет артист под купол цирка на трапецию и оттуда заявляет публике, что он два дня уже ничего не ел, так как жалованье ему дирекция не выплачивает. Говорил, что если ему наверх не подадут следуемую ему сумму, то он бросится с высоты цирка вниз головой, так как больше ему делать нечего. В цирке поднимались волнение, шум, крики и брань по адресу администрации. На веревочке артисту подавали деньги, он проделывал свой номер, спускался вниз и, конечно, сейчас же старался (таким отчаянным способом полученные деньги) уехать из этого города в другой город, где был цирк.А сборы становились все хуже и хуже. Не помогли и бенефисы. Артисты буквально разбегались. Бежали так, как бегут крысы с обреченного на гибель корабля: «Бедняга Мюльберг, уезжая, оставил свою жену, не имея возможности взять для нее билета. Это после пятилетней службы у Стрепетова, имея за Стрепетовым около четырех тысяч задолженности».Стрепетов и его управляющий уехали, чтобы найти город, где бы продолжать работу.



Воспоминания об Омском цирке примерно 1911 года. В центре манежа в опилках вырывали яму до метра глубиной, которая заполнялась водой. Далее начинался страх. Артист в черном траурном плаще, украшенном черепами, под звуки марша торжественно выходил на арену вместе со старым отцом. В абсолютной тишине сняв плащ, искреннее попрощавшись с отцом, смельчак по веревке поднимался на площадку под куполом. В зале висела тягостная тишина. В яму на поверхность воды выливался керосин. В зале гасили свет, старый Цириль поджигал керосин. Артист завязывает себе глаза. Барабанный стук переходит в непрерывную дробь. Публика замирает. И тут гимнаст бросается вниз, по пути делая в воздухе сальто. Разлетаются огненные брызги. Загорается свет, оркестр играет туш. Публика неистовствует.


27 октября 1917 года Омская городская дума приняла решение «О сносе цирка на Казачьей площади». В тексте документа описывается плачевное состояние здания: разрушенные печи, прогнившие крыши и полы. Отмечается, что в 1915 году это здание использовалось для размещения военнопленных, что была высокая смертность среди них из-за плохих условий содержания. Кроме того, как дополнительный аргумент к сносу здания, говорится о необходимости дополнительной площади для расширения базара.

Первое представление в новом каменном цирке состоялось 30 ноября 1918 г. в Омске оставался один крупный стационарный цирк «Спорт Паллас» и еще один- так называемый малый цирк у наплывного моста (владелец Бибо Кальвайтес). Несмотря на военное время (шла гражданская война, город был центром белогвардейской армии), культурная и просветительская жизнь в Омске кипела. Удивительные факты приводят историки: с июня 1918 по ноябрь 1919 года в Омске выходило 62 газеты, 27 журналов самой разной направленности! Судя по всему, зрелищные мероприятия также привлекали горожан. В публикации краеведа А.Лосунова есть упоминание о том, что Омский цирк посещал вице-адмирал А.В. Колчак. Он два месяца проживал с середины октября 1918 года в доме генерал-майора, основателя монархической организации «Смерть за Родину», участника Великого Сибирского Ледяного похода. коменданта Омска Вячеслава Ивановича Волкова недалеко от Казачьего рынка- до назначения его Верховным правителем России, затем А.В. Колчак переехал в дом Батюшкина.



Цирк был неподалеку и являлся модным среди просвещенной публики местом, где можно было с интересом провести время.

Скажем подробнее о цирке на Казачьей площади. Вот что пишет историк С.Г.Сизов: «Омский цирк в 1918-1919 годах назывался очень торжественно - «Цирк Спорт Паллас». Он не имел постоянной труппы, а, как правило, принимал гастролирующих артистов. Но всё-таки были и артисты, выступающие здесь практически постоянно.Так в феврале 1919 года выступали клоуны Франц и Коко. В рекламе особо подчёркивалось, что клоуны «настоящие», поскольку и тогда были случаи гастролей фальшивых знаменитостей.



Клоун Коко - Николай Петрович Поляковов, выходил на манеж цирка в своих гигантских башмаках 58 размера, за что стал рекордсменом Гиннеса, благодаря этой потешной фишке его образ был узнаваем и любим зрителями всех категорий. Рыжий, глуповатый и смешной клоун-август в исполнении Полякова всегда пользовался редким успехом. В свое время Коко отслужил курьером в 11-м Сибирском полку, затем дважды призывался к исполнению долга перед лицом Отечества во время Гражданской войны, причем войсками и Красной, и Белой армий, но оба раза сбегал, применив на практике мастерство перевоплощения. Во время одного из выступлений, включавших манипуляции с самоваром — не бутафорским, а наполненным настоящим кипятком, Коко получил сильный ожог, но нашел силы ничем не обнаружить своего состояния и до конца доиграть репризу. Только уйдя за кулисы, он потерял сознание и рухнул замертво. Его доставили в больницу, но в скором времени от оттуда сбежал, так как вне цирка жизни своей не мыслил. Репертуар составляли классические антре: «Путешествие на Луну», «Денежный шкаф», «Отелло», «Ужин для директора», «Японская дуэль», «Динамит», «Отрава». До конца жизни жил в большом автофургоне.

«Особым шиком считалось привлечение в город иностранных артистов, что сразу привлекало местную публику. Помимо зарубежных борцов, в Омске гастролировали и другие артисты. Например, в декабре 1918 года гастролировал «знаменитый итальянский дерби жокей Морассо». Приезжали в Омск и дрессировщики, но, чаще всего, это были выступления с собачками и лошадьми. Лишь несколько раз привозили диких животных.»

Интересен эпизод, свидетельствующий о многообразии международных связей Омска в этот период. В январе 1919 года городская управа ходатайствует о том, чтобы владелец цирка устроил торжественное представление с разнообразной программой и выделил 500 мест по удешевленной цене для бесплатной раздачи …канадским войскам. Этакое гостеприимство для союзников.

Городская управа проявляет заботу о пожарной безопасности в цирке, о чем свидетельствует Акт об осмотре цирка «Спорт Палас» от 23 сентября 1919 г. Как похож этот документ на современные указания по пожарной безопасности! Предписано владельцам цирка: над печами обить дерево железом, защитить провода, переделать входную дверь, не допускать ни одного приставного места, не допускать курения, иметь в штате не менее 4 пожарных…и так далее.  Мы назвали одну пятую часть требований. Как это похоже на сегодняшний день! В случае выполнения указанных требований – разрешается цирк открыть! Но есть интересные детали. Указано не допускать в цирке ни одного приставного места, не допускать курения и содержать в штате не менее 4 пожарных.


На огромной территории бывшей Российской империи идут бои, льется кровь, вершится история, которая мощным эхо откликнется по всему миру. А вот здесь люди заняты повседневными делами, стремятся забыть о лишениях и смерти, ищут забвение в искусстве и зрелищах. В Омском цирке публика аплодирует клоунам Францу и Коко. Таковы реалии той исторической поры. История, история…Что дошло до нас – все важно.
 

1898-1908 – цирк «Сичкаревка». Располагался на ул. Партизанской. Сейчас там построен второй корпус педагогического университета. Владелец Петр Кузьмич Сичкарев;

1905-1917 – цирк купца Ильи Григорьевича Чирикова, выстроенный как временное сооружение в районе Казачьего рынка. В 1909 году цирк был выкуплен у Чирикова городской Думой с целью организации городских мероприятий, а в 1917 году снесен «из-за плачевного состояния и необходимости расширения базарной площади»;

1905-1920 – цирк Эразма Андреевича Стрепетова. Располагался в районе Никольской площади (нынешний концертный зал Омской филармонии и Кадетский корпус). С 1916 по 1920 год после банкротства Эразма Стрепетова цирком руководит Бибо Кальвайтес. В 1920 году цирк «из-за плохого качества программ» закрывается;

1917-1973 – цирк «Спорт-Палас», а затем «Омский госцирк». Располагался в районе Казачьего рынка на пересечении нынешних улиц Съездовской и Пушкина. Первый владелец цирка Иван Яго, затем, в 1919 году после национализации цирков и создании единой системы – «Союзгосцирк». Цирком несколько месяцев руководит Абрам Григорьевич Прутковский;

1973–наши дни – «Омский государственный цирк», расположенный на проспекте К. Маркса, 43б. Здание открыто для зрителей - 14 октября 1973 года. Зданию Омского цирка исполнилось – 50 лет.

19 октября 2023г. Омскому цирку исполнилось – 125 лет.

Коллектив Омского государственного цирка благодарит коллектив Бюджетного учреждения Омской области «Исторический архив Омской области» и лично директора Людмилу Александровну Чекалину за предоставленные архивные документы и фотоматериалы.

Директор Омского государственного цирка Виталий Доля
Ветеран омской журналистики Галина Татаринова
 

Афиша цирка

Афиша

с 8 июня в Омском цирке

«Магия великих слов»

Уникальный авторский проект от главного режиссера ФКП «Росгосцирк» Елены Петриковой поставлен по мотивам великих произведений русской литературы. Здесь номера и образы срежиссированы по сюжетам произведений Пушкина, Толстого, Шолохова, Лермонтова, Чехова, Фонвизина и других литературных гениев...

Подробнее о представлении