Top.Mail.Ru

Пожелтевшие страницы: артист-фокусник, акробат и жонглер Ван Ю-Ли

Мощной, колоритной фигурой, объединившей вокруг себя многих китайских артистов, живших в России, стал Ван Ю-Ли. Он родился и вырос в крестьянской семье в Китае провинции Хэбэй в 1892 году. В одиннадцатилетнем возрасте он стал учеником фокусника и вместе с бродячим цирком побывал на севере и юге Китая, в Японии, Корее и Индокитае. Стал артистом-фокусником, акробатом и жонглером. Более семи лет не был в родном доме, но заработанные за время странствий деньги не смогли обеспечить достаток семьи. Вскоре, в 1916 году, он попал в Россию, где и нашёл себя. И с того времени начал выступать с группой артистов на сцене в аттракционе «Китайские игры», а затем в 1937 году перешёл на цирковой манеж. «Путешествие в тысячу ли начинается с одного шага».


Во время Великой Отечественной войны многие артисты аттракциона «Китайские игры» ушли на фронт. Ван-Ю-Ли особенно ценил своих коллег - Ся-Ю-Шана и Чао-Чин-Со, взяв их в свой аттракцион. Как и он, с детских лет прошедших испытания голодом, нищенской жизнью, воевавшие за лучшее будущее России. Бывшие красноармейцы оказались способными учениками. Под его руководством они стали выступать в лучших цирках страны, знакомя зрителя с многовековым мудрым и весёлым искусством китайского народа. «Никто не возвращается из путешествий таким, каким он был раньше».


Чудеса иллюзии в аттракционе Ван-Ю-Ли Михаила

Когда в 1941 году началась война, они уже были пожилыми людьми. На фронт пошли их воспитанники -Володя Сурков и приемный сын Ван-Ю-Ли -Хо. Оба пали в бою, защищая Отечество. Но горе не сломило воли ветеранов, они активно занимались военно-шефской работой. Всем, чем могли, помогали разгрому вероломного врага, выступали перед раненными в госпиталях, на передовой в военных частях. В 1958 г., за заслуги в области циркового искусства, Ван-Ю-Ли был награждён медалью «За трудовую доблесть». «Лучше один день быть человеком, чем тысячу дней быть тенью».


Гастроли китайского цирка, 1954 - 1957г. в Москве

В разные годы в составе аттракциона, называвшегося «Китайские игры», под руководством Ван Ю-Ли работали китайские артисты: Ван Зе-Вей, Дун Цин-Фу, Ся Ю-Шан, Ван Цин-Цзи, Чжан Хай-Тин, Хо, Ван Де-Шин, Тун Де-Шин, Дун Де-Шин, Щан Лю-Чин и другие. Некоторые из них приехали в Россию ещё в начале века и остались здесь на всю жизнь. «Хижина, где смеются, богаче дворца, где скучают».

В начале XX века в российских цирках появился Чжен Хай-Тин, о котором в рекламе писали: «китайский артист из Пекина». Известно, что он родился в Пекине в марте 1889 года. Он научился показывать фокусы, метать ножи и был клишником, то есть «человеком без костей». В России 21 декабря 1921 года у Чжен Хай-Тина родился сын. Мальчика по-китайски назвали, как и отца: Чжен Хай-Тин, а по-русски - Тин Владимир Жанович. С 1937 года по 1946 год отец и сын работали в аттракционе «Китайские игры» под руководством знаменитого артиста Ван Ю-Ли. «Живи, сохраняя покой. Придёт время и цветы распустятся сами».


Людмила Ван Ю Ли - Маликова

Когда в семье Чжан Хай-тина и Ольги Федоровны выросла дочь Людмила, она закончила ремесленное училище на токаря, а в 1944-м году пришла в цирк и стала ассистенткой в номере своего будущего мужа Михаила Ван Ю-ли. Людмила стала также и дрессировщицей. В 1959 г., после посещения родственников в Китае, муж привёз из поездки четырёх макак-лапундеров. Продолжая работу в аттракционе «Китайские игры», Людмила Федоровна Маликова в 1961 году выпустила номер «Дрессированные обезьяны». Обаятельная, по-восточному красивая артистка, выступала в мягкой манере, демонстрируя своих подопечных с любовью и юмором. «Не бойся, что не знаешь - бойся, что не учишься».


Фото из архива династии Лапиадо в собрании Шираслана

Ван Ю-Ли был превосходным организатором, прекрасным артистом и педагогом. Его аттракцион был построен в традициях народных площадных развлечений. Артисты демонстрировали различные упражнения с трезубцем, инсценировали старинный бой на копьях и мечах, жонглировали вазами, тарелками, балансируя их на бамбуковых палочках, огромные блюда удерживали на длинных тонких шестах, совершали сложные акробатические прыжки сквозь обручи с кинжалами и с огнём. Показывали номера «клишник» и «каучук», когда исполнители встают на столик или табуретку и, изгибаясь назад, достают ртом монеты или цветы, лежащие на ковре. «Учителя только открывают двери, дальше вы идете сами».


Фото из архива династии Лапиадо в собрании Шираслана

Главным в аттракционе «Китайские игры» были фокусы, которые великолепно проделывал сам руководитель Ван Ю-Ли. Он демонстрировал иллюзионные троки красиво и элегантно. Например, Ван Ю-Ли накрывал платком маленькую мисочку, наполненную водой, а когда буквально через несколько секунд сдергивал платок, то под ним оказывался большой таз, в котором вода доходила до краёв. Ещё один фокус: в пустой ящик, напоминавший домик, опускались три яйца, и тотчас из него выходили три утки - такой забавный трюк. Ван Ю-Ли делал вид, что глотает опилки, горящую паклю и бумагу, а потом у него сквозь зубы шёл густой дым, и артист тянул изо рта бесконечную бумажную ленту. Фокусник собирал её, мял, бросал на ковёр, и к удивлению зрителей она превращалась в большие бумажные фонари с горящими внутри свечами. «Не бойся медлить, бойся остановиться».


Гастроли китайского цирка, 1954 - 1957г. в Москве

Манипуляции Ван Ю-Ли производили на публику ошеломляющее впечатление. Его иллюзионная и актёрская техника были безукоризненными. У Ван Ю-Ли появлялись и исчезали морские свинки, кролики, змеи, обезьяны, голуби и многое-многое другое. Успеху аттракциона «Китайские игры» способствовало яркое оформление, выполненное в национальном китайском стиле. «Твой дом там, где спокойны твои мысли».


Гастроли китайского цирка, 1954 - 1957г. в Москве

Когда-то в большом аттракционе «Китайские игры», где во главе стоял Ван Ю-Ли-старший, наряду с другими участвовал и его племянник Ван Зе-Вей. Рядом с дядей он проработал десять лет. Ван Зе-Вей в совершенстве овладел искусством жонглирования, акробатики, эквилибристики и решил подготовить собственный аттракцион. В 1955 году Ван Зе-Вей с партнёрами показали на манеже московского цирка на Цветном бульваре большой номер «Китайские народные игры». В нём принимали участие русские и китайские артисты: Ван Зе-Вей и его жена Валентина, Лю Ден-Сю, Ван Си-Хань, Чжан Фун-Лин и другие. «Если ты споткнулся и упал, это ещё не значит, что ты идёшь не туда».


1951. Афиша гастролей китайских и корейских артистов Ван Зе-Вей в Ленинграде

В репертуар труппы входили следующие трюки: акробатические прыжки сквозь обручи с кинжалами и огнём, вертящийся зонт с бегающими по его куполу тремя кольцами, гимнастические трюки на ремнях, опущенных из-под купола цирка, жонглирование трезубцем, прыжки с высокой пирамиды, перевороты на деревянном турнике и многое другое. Артисты крутили фарфоровые тарелочки на гибких бамбуковых тростях и проделывали различные акробатические комбинации. Ван Си-Хань прыгал в обручи с ножами и огнём, а также совершал прыжок в кольцо, заклеенное бумагой. Когда артист приземлялся на ковёр, то оказывалось, что он успевал в прыжке надеть шёлковый халат с драконам на спине. «Сильный преодолеет преграду, мудрый - весь путь».


Ван Си-Хань прыгает в обручи с ножами и огнём

Масштабный номер «Китайские народные игры» под руководством Ван Зе-Вей приводил русскую публику в восхищение. К сожалению, во второй половине шестидесятых годов этот крупный номер распался. Во многом это было спровоцировано политической конфронтацией СССР и Китая. Большинство исполнителей аттракциона "Китайские народные игры" ушли из цирка. Лишь Ван Си-Хань и Чжан Фун-Лин, который выступал на ремнях и деревянном турнике, ещё долго выходили на манеж. Каждый из них подготовил учеников и создал новые номера. В них демонстрировались традиционные китайские трюки, однако эти произведения назывались «Восточные игры».


1951. Афиша на ограде Троицкого собора г. Ленинград.

Профессию отца Ван Ю-Ли унаследовал его сын Ван Ю-Ли Тинсан (Тин-Сан), родившийся 8 октября 1948 года. Он с девяти лет работал в аттракционе отца, затем, совершенствуя свое профессиональное мастерство, закончил - Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М. Н. Румянцева (Карандаша). В стенах училища молодой артист подготовил вместе с партнёрами номер «Акробаты на першах» и поехал гастролировать по российским циркам. Под руководством отца освоив премудрости иллюзионного искусства, со временем восстановил его номер с новыми партнерами, чередуя фокусы с акробатическими трюками и трюками эквилибра свойственными китайской цирковой школе. Заслуженный артист РФ, Александр (Тин-Сан) Михайлович Ван Ю-ли – представитель среднего поколения цирковой семьи Ван Ю-ли.


В течение семидесятых годов Ван Ю-Ли Тин-сан подготовил и выпустил несколько номеров: «Борьба с удавами», «Дрессированные обезьяны» и новый вариант акробатического выступления с партнёрами, которое стало называться «Сальто-морталисты на першах». В группу першевиков входили пятеро мужчин и одна девушка. Ван Ю-ли был нижним, т.е. на его плечах держалась рекордная по сложности работа. Атлетично сложенный, высокий Тин-сан брал на плечо длинный шест, верхний конец которого уходил ввысь, и там, под самым куполом, партнер исполнял стойку на одной руке – «крокодил».

На площадке – акробат! Что случилось? Перш заваливается, кажется, что нижний потерял баланс и перш сейчас рухнет, но в этот момент акробат отталкивается от своей зыбкой опоры и, исполнив в воздухе заднее сальто-мортале, приземляется на площадку, балансируемую вторым нижним. Не успели и дух перевести, а летающий акробат гладким прыжком оказался снова на первом перше. Ещё прыжок с площадки на площадку: в полете акробат совершив заднее сальто-мортале и пролетел через заклеенный бумагой обруч! В это время своей очереди ждал следующий акробат-рекордсмен: он продемонстрировал двойное сальто-мортале с перша на перш! Затем два акробата влезали каждый на свой перш и синхронно исполнили заднее сальто-мортале сквозь кольцо, а затем – двойной встречный пассаж, т.е. одновременно летая с перша на перш. Зрители были потрясены и буквально бушевали от восторга. И тогда снова «заваливался» один из першей, а акробат, взлетев с площадки, совершая заднее сальто-мортале, преодолев пространство и точно встал на плечи друга, ждущего его на площадке второго перша.

Номер завоевал на Всесоюзном смотре цирковых произведений звание лауреата. «Тот, кто указывает на твои недостатки, не всегда твой враг; тот, кто говорит о твоих достоинствах, не всегда твой друг».

Тин-сан был влюблён в обезьян, вместе с мамой, Людмилой Федоровной, проводил репетиции, а в последние годы её выступлений не раз заменял её с этими умными, но коварными животными. Она передала свой обезьяний коллектив сыну и невестке. С 1984 года Александр с женой Людмилой Мерешкиной (бывшая ассистентка И.К. Символокова и И.Э. Кио) выступал с дрессированными обезьянами.

В 1977 году 6 апреля у Ван Ю-Ли Тин-сан родилась дочка, которую по русской традиции нарекли Ольгой Тинсановной Ван Ю-Ли. Дочь Александра (Тин-сан) Михайловича и Людмилы Ивановны, Ольга Ван-Ли, вместе с отцом работала гимнасткой на першах, затем занималась дрессурой обезьян и собак. В шестнадцатилетнем возрасте она выпустила сольный номер «Игра с метеорами». На манеж выбегала обезьянка-рикша, везущая в колясочке другую обезьянку. Дрессировщики выходили на манеж, неся на руках, словно ребятишек, обезьянок-макак. Макака Тин-сана исполняла на узком буме арабские (боковые) сальто-мортале в темп. Обезьянка Людмилы забавно демонстрировали передние кульбиты по буму и возвращались на площадку задними кульбитами. Она тоже делала комплимент, но поднимала ручку совсем по-другому. По барьеру с двух сторон бежали обезьянки, время от времени останавливаясь, чтобы поклониться публике, что называется, «до земли». Они встречались на середине барьера и возвращаются к форгангу, весело кувыркаясь через голову, причем делали кульбиты по барьеру синхронно, друг за другом.

Или макака на тумбе. Тин-сан бросал ей по два кольца, но хитрая обезьянка, едва поймав, зашвыривала кольца в зрительный зал, на радость публики. А обезьянка кланялась с таким рвением, так запрокидывала голову назад, словно избалованная звезда манежа. Тин-сан бросал ей большой мяч. Поймав в руки, обезьянка отфутболивала мяч ногой. Дрессировщик усложнял задачу – и вот уже по два мяча в темп летят обезьяне, но макака опять на высоте.


На манеже Тин-сан (Александр) Михайлович Ван-Ю-Ли

На барьере акробат экстра-класса. Быстро сделав два кульбита, обезьянка блестяще крутила арабское (боковое) сальто, снова кульбиты и опять сальто, и еще, и еще. Вот вам молниеносный «волчок» на манеже, а затем четыре задних сальто в темп. Теперь две обезьяны на тумбе. Соскочили, подбежали к корзинке, вытащили по шляпке, тут же примерили, всем показали и опять побежали к корзинке. Теперь на обезьяньих рожицах маски китаянки и усатого китайца. «Танцуем танго!» - объявлял инспектор. Две уморительно смешные обезьяньи пары танцевали в манеже: дамы – в вечерних туалетах, кавалеры – во фраках. Общий поклон под гром аплодисментов.

После ухода Ван- Ю-Ли Михаила Ивановича в мае 1970 г., к большому сожалению, аттракцион «Китайские игры» распался. Все, кто знал его, хранят добрую память о прекрасном артисте, отзывчивом, душевном человеке. Ван-Ю-Ли, Ся Ю-Шань и Дун Ци-фу стали основателями цирковых династий в России. «Как бы сильно ни дул ветер, гора перед ним не склонится».


Заслуженная артистка России Ольга Ван-Ю-Ли

Заслуженная артистка России Ольга Ван-Ю-Ли продолжила дело деда, отца - выступает на цирковых манежах России с обезьянами. На цирковом манеже она официально с 13 -и лет, но уже с 6 лет участвовала в семейных номерах. Сначала была оформлена ученицей, потом с отцом работала на першах. Создала собственные номера «Метеоры», с питоном, из цикла «Восточные игры». В 2003 году решила заняться дрессировкой собак. Выбрала четырёх королевских пуделей и одного той-пуделя. Во время гастролей в Великих Луках в 1994 году встретилась со своим будущим мужем фотохудожником и дрессировщиком Сергеем Стрелецким. Сергей Сергеевич Стрелецкий - яркий представитель цирковой династии, прошедший путь от униформиста до признанного мастера дрессуры. Самостоятельно Сергей со своим воздушным номером «Гимнаст на ремнях» начал выступать в 1996 году в 24 года. Он не просто продолжает традиции, а смело прокладывает в цирке собственный путь, привнося в русское цирковое искусство новые краски. Его аттракционы с обезьянами удивляют глубиной партнёрского взаимодействия и доверия между человеком и животным. «Друга без изъяна не бывает; если будешь искать изъян - останешься без друга».


Заслуженная артистка России Ольга Ван-Ю-Ли и Сергей Стрелецкий

Династийная цирковая артистка, Заслуженная артистка РФ Ольга Александровна Ван-Ю-Ли и Сергей Стрелецкий с номером «Маски» на манеже Омского государственно цирка. Обезьяны лапундеры и резусы радостно катаются на самокатах, велосипедах, делают стойки, надевают смешные маски и ловят фрукты в корзину. «Огонь в бумагу не завернешь».


Творческая жизнь талантливой семьи Ван-Ю-Ли, дрессировщиков - иллюзионистов радовала и продолжает радовать преданных цирку зрителей все новыми и новыми достижениями в самых различных жанрах, став настоящей легендой циркового искусства, так считает автор статьи, журналист Людмила Дикуль. Китайский цирк – один из самых древних в мире, артисты здесь соблюдают традиции 4000-летней давности. В посте использованы материалы статьи Людмилы Дикуль, благодарим талантливого журналиста и историка цирка. «Когда человек трудолюбив, то и земля не ленится».

Для заглавной иллюстрации использован афиша цирка Кьярини на гастролях в Японии.

Материал к публикации на основе информации открытых источников подготовил Андрей Ахрамович






Жизнь Омского цирка

Как добраться до цирка

644042, Омск, пр. К.Маркса, 43Б
+7 (3812) 20-81-97
omsk@circus.ru
Время работы:
Цирка: с 9:00 до 18:00
Кассы: с 10:00 до 19:00
Проезд до остановки «Цирк» или «Трамвайное депо»:
Автобусы: 14, 18, 24, 32, 46, 51, 60, 68, 69, 74, 77, 79, 80, 109, 110, 123.

Троллейбусы: 3, 4, 7, 8, 11, 12.

Маршрутные автобусы: 51, 123, 201, 307, 335, 346, 350, 358, 399, 409, 418, 424, 430, 434, 550, 568, 703.

Трамваи: 2, 4, 8, 9
Построить маршрут
ФКП «Росгосцирк», ОГРН: 1027739272527,
ИНН/КПП: 7702060003/770201001

Директор филиала ФКП «Росгосцирк»
«Омский государственный цирк»

Доля Виталий Викторович
Приемная: +7 (3812) 20-81-27 (доб.3105)

Клиентская поддержка по вопросам
онлайн-покупки и возврата
электронных билетов

+7 (3812) 20-81-97

Помощник директора
Кромова Светлана Владимировна
+7 (3812) 20-81-27 (доб.3105)
s.kromova@circus.ru

Главный бухгалтер
Мачулина Елена Николаевна
+7 (3812) 20-81-27 (доб.3101)

Менеджер по PR и рекламе,
главный администратор

Ляшев Сергей Дмитриевич
+7 (913) 211-95-03, +7 (3812) 20-81-27 (доб.3119)
s.lyashev@circus.ru

Специалист по кадрам
Костырева Альбина Александровна
+7 (3812) 20-81-27 (доб.3108)
kostyreva.aa@circus.ru

Главный инженер
Максимов Вячеслав Олегович
+7 (3812) 20-81-27 (доб.3106)

Бронирование коллективных заявок
Медведева Мария Владимировна
+7 (3812) 20-81-27 (доб.3107)

Фотограф
Барсуков Сергей Викторович
+7 (913) 970-05-33

Заведующий хозяйством
Варапаева Елена Владимировна
+7 (3812) 20-81-27 (доб.3111)

Новости цирка