Андрей Николаевич Николаев легендарный артист цирка, клоун «Андрюша», режиссёр-постановщик уникальных цирковых номеров, профессор на кафедре режиссёров эстрады ГИТИСа (преподаватель А. Пугачевой, А. Буйнова, Б. Барского, Г. Делиева, П. Слободкина, Е. Шавриной и других), преподавать в театре "Уголок дедушки Дурова". Народный артист РСФСР (1980). Единственный в СССР обладатель приза «Золотая Маска Грока» (1969 в Милане). О ранней биографии знаменитого советского клоуна практически ничего не известно, за исключением того, что он появился на свет 27 марта 1938 года и по праву рождения не принадлежал к цирковой династии. Рассмешить людей – это труднее, чем заставить их плакать. Это утверждение родилось не на пустом месте, оно доказано самой жизнью. В 1960-х артист придумал образ по-детски наивного и попадавшего в нестандартные ситуации клоуна Андрюши. Из воспоминаний мастера манежа: "Андрюша – потому что я ученик Карандаша. А он говорил, что каждый клоун должен быть ребенком. Поэтому в соответствии с этим я придумал себе и костюм: беретик, рубашка, тельняшка. То есть я такой мальчик. Если мальчик, то я Андрюша". На манеже со студенческих лет. В 1958 году Николаев окончил Государственное училище циркового искусства и начал профессиональную карьеру. Участвовал в интермедиях Карандаша, в аттракционе Э.Т. Кио, автор своих клоунских реприз: «Крокодил», «Кубики», «Шарик», «Балерина», «На пляже», «Бал», «Разве клоуном быть не серьезно», «Комар», «Шляпа», постановщик номеров «Коляска», «Каратист-жонглёр», «Инопланетянка», «Бал шутов», «Ковбой навеселе», по своему сценарию поставил спектакли «Шыворот-навыворот» и «Я работаю клоуном».
"В искусстве не все боги - на каждого Аполлона приходится четыре лошади".
"Когда меня уже завалили и в цирковом училище, я пришел домой и сказал: "Мама, я не буду клоуном, потому что меня не взяли". Мама сказала: "Это что, мой сын настолько идиот, что его даже в клоуны не берут?" – вспоминал артист. На манеже он появлялся в классическом костюме, дополненном тельняшкой, на голове красовался красный берет с морковкой. Постепенно репризы усложнялись, артист выходил за пределы классической клоунады. От простого обыгрывания реквизита «Андрюша» перешел к сюжетным сценкам, которые пользовались огромным успехом у зрителей. Он принимал ванну с крокодилом, пародировал балет, прыгая на спину благодаря скрытой в пачке надувной резиновой камере, изображал стрелка, мастерски поражая надувные шарики, жонглировал шляпами. Он не всегда выполнял сверхсложные трюки, хотя великолепно владел всеми жанрами циркового искусства, и все же публика с замиранием сердца следила за интермедиями, темы которых он придумывал самостоятельно. На арене клоун почти не разговаривал, однако каждое его движение было красноречивее любых слов.
На фотографии выпускники первого набора отделения клоунады (1955-57 гг. обучения) за кулисами Старого цирка с О.Поповым. Фестиваль молодёжи и студентов. Программа "Юность празднует". Слева направо: А.Смыков, В.Колобов, Г.Васин, Г.Васильченко, О.Попов, О.Артанов, М.Капитанова (Полбенцева), А.Николаев.
Секрет успеха клоуна Андрея Николаева не только в органичном слиянии главных черт характера исполнителя с его клоунской маской, но прежде всего в его самобытности, отношении к клоунаде как к высокому искусству, простому до гениальности. Эту способность Николаева, которую иначе как уникальным талантом не назовешь, в 1969 году по достоинству оценило жюри Международного циркового фестиваля клоунов в Милане, вручив артисту «Золотую маску Грока» - высшую международную награду в клоунском искусстве, награда, которая раз в два года присуждается лучшему клоуну мира. Грок - швейцарский клоун. Среди всех клоунов мира он уступает лишь Чарли Чаплину. Был назван «королем клоунов» и «величайшим клоуном Европы». Обладателем этого приза в СССР стал клоун «Андрюша» - Андрей Николаев в 1969 году. Всё лучшее остаётся – играя меж нами воздушными красками счастья… В 1983 году получил премию «Оскар» в номинации «Лучший артист года» (Бельгия). За границей он был известен под псевдонимом Nico. Первые годы Андрей Николаев выходил на манеж московского цирка с единственной репликой: «Ау! Вы Карандаша не видели?»
Выходя на манеж, он больше действовал как мим, говорил мало, но прилично пел. Но если говорил, то в Мадриде - по-испански, в Токио - по-японски, а в Милане пел песни по-итальянски. Мадридская газета «Эль Пуэбло» рецензируя выступления советского цирка, писала: «Специальной главы заслуживает блестящий клоун А. Николаев с восхитительной мимикой и целым рядом вызывающих смех совершенно оригинальных находок. Так же, как Гримальди и Ориоль в прошлом и его соотечественники Карандаш и Попов в настоящем, этот ослепительный клоун, оживляющий своим искусством промежутки между номерами, является одно временно акробатом, жонглером и джигитом. Его пародии на предыдущие номера полны изящного юмора и поэзии». Андрюша умел делать очень многое: сальто, фокусы, пение, трюки на лошадях. Гастролировал в Австралии, Болгарии, Германии, Гонконге, Дании, Испании, Италии, Нидерландах, Норвегии, Перу, Польше, Сингапуре, Швеции, Швейцарии, Эквадоре, Японии. Награждён орденом Почёта. "Вы не русский клоун, вы французский клоун - так получается! Снимите немедленно берет и наденьте кепку!" Будапештские критики даже сравнивали его с легендарным испанским артистом цирка Чарльзом Ривельсом.
Клоун по жизни всегда цитировал великого швейцарского клоуна Грока, который был еще и доктором философии: "Я обожаю, когда меня ежедневно бьют по голове. Потому что когда это прекращается, я испытываю истинное наслаждение". А еще он любил повторять слова Чаплина, что "смех - обратная сторона страдания". Самого себя Николаев называл профессиональным дураком, он уверен, что таких, как он, в мире где-то человек пятьсот, любителей же - гораздо больше. А профессиональный дурак - это сочетание наивности ребенка с мудростью философа...
Оставил клоун свой яркий творческий след и в кино, сыграв разнохарактерные роли в фильмах:
1956 - Карнавальная ночь - гость, съезжая с горки, толкает Огурцова, 1970 - сыграл роль Труфальдино в советско-болгарском фильме «Любовь к трём апельсинам», 1971 - Ты и я - клоун Андрюша, 1971 - Не только цирк (документальный), 1993 - Эта женщина в окне... - клоун-худрук. От великого - шаг до смешного: Стоит только шагнуть не туда…Чаще артисту предлагали смешные роли, а он мечтал о более серьезных.
"Я хотел сыграть обычную роль, и до сих пор у меня мечта о какой-то интересной роли. А мне всегда говорили: сыграйте клоуна".
Из воспоминаний клоуна - "Педагог, который набирал курс, каждый день мне говорил: "Николаев, мне вас навязали. Я уже вам сказал на консультации: никогда из вас клоуна не выйдет. Поэтому занимайтесь другой профессией. Клоун – это профессия видная. Если вы будете инженером, там сразу не разберут – талантливый или нет. А клоун выходит на манеж, и сразу ясно, что вы бездарный. А вы бездарный".В 1971 году Андрей Николаевич пришел работать в Большой Московский цирк на проспекте Вернадского. Коллеги с радостью приняли трудолюбивого и талантливого молодого артиста. Профессия клоуна, как говорил Андрей Николаевич, не такая простая, как может показаться. Она тоже приносит много производственных травм. У Николаева, например, было восемь сотрясений мозга, перелом позвоночника, различные разрывы связок – и это лишь малая часть. Но любимую профессию, несмотря на это, он не собирался оставлять.
«Смеясь и плача, хохоча, все озорной репризе рады. Как нет футбола без меча, так цирка нет без клоунады».
"Клоун – это большой ребенок до старости. Я до сих пор считаю себя большим ребенком. Это вообще хорошее качество, когда в человеке детство. Когда нет детства – это злые люди", – говорил клоун Андрюша.
Жанр ковёрного, клоуна у ковра, который считался, так скажем, пешкой, шестёркой – он, вместе с Карандашом, Лёней Енгибаровым, Юрием Никулиным развил и поднял на новый уровень. Были клоуны-буффы, клоуны музыкальные, клоуны групповые, которые заполняли паузы между номерами, и когда происходила смена декораций. Но вот умение сосредоточить всё внимание на себе – это редкость. Это дорогого стоит и говорит о его огромном обаянии, необыкновенной харизме. Андрей Николаев вывел жанр клоунады на небывалую высоту. По своему уровню популярности и влиянию на зрителя в то время, я думаю, его можно сравнить с Алексеем Леоновым, первым вышедшем человеком в открытый космос».
«Я в беретике, в тельняшечке, а на лице у меня уже осень». О личной жизни клоуна Андрюши известно мало. Он запомнился людям ярким творчеством, а не любовными историями. Знаменитостям всегда трудно избежать внимания «желтой прессы», но Андрею Николаеву это удалось. «В девушку влюбился, а она — жонглер». Он был женат один раз. Вместе с супругой Валентиной они вырастили сына – Андрея Николаева младшего. Рождение сына пришлось на пик популярности клоуна Андрюши – 1966 год. Комедийное амплуа не мешало оставаться Андрею Николаеву ответственным человеком и заботиться о семье. Сын продолжил цирковую династию. Для него отец поставил сложный номер «Ковбой навеселе» с метанием ножей, жонглированием шляпами и ударами хлыстов. К сожалению, жизнь потомка артиста была недолгой. Он умер в 2007 году после продолжительной болезни.
Я - артист и обязан уважать своего зрителя, какой бы он ни был. Я это делаю. И мне это нетрудно. Я живу этим…».
О своей профессии Андрей Николаев не забывал ни на минуту. Цирк же для него - путешествие в детство, манеж - отдушина. Когда он надевает грим, то будто надевает на себя розовые очки, через которые можно увидеть и показать публике мир другим - не прозаичным... И даже дома вместе с ним жили 865 клоунов: клоуны из фарфора, пластмассы, папье-маше, материи и железа со всех пяти материков. И на стенах - тоже клоуны: рисунки, сделанные уличными художниками на берегах Сены и Тибра.
Цирк давно опустел, тишиною закован, Только где-то гитара нарушает аккордом покой –
Это песню, это песню поет старый клоун, Он прощается с цирком – со смешною своею судьбой..
Знаменитый клоун из СССР Андрюша, звезда циркового искусства Андрей Николаев попал в Боткинскую больницу 12 августа в очень тяжелом состоянии. 85-летнему артисту диагностировали острую форму механической желтухи, была необходима срочная операция. Но клоун категорически отказался от вмешательства. Ситуацию усугубил и коронавирус, который недавно подхватил артист. Вечером 14 августа 2023 года Андрей Николаев ушел из жизни в Боткинской больнице. Любой человек, сыгравший большую роль в вашей жизни, достоин сохранения светлых воспоминаний. «Он ушёл – Андрей Николаевич Николаев, профессор ГИТИСа, серьёзный мастер несерьёзного жанра».
Материал к публикации на основе информации открытых источников подготовил Андрей Ахрамович