К 80-летию со Дня Победы в ВОВ: Ветераны Победы – «Друзья! Мы снова празднуем Весну! Весну Победы нашего народа, Весну солдат Великого похода, Закончивших в Германии войну!»
В фойе Харьковского цирка скромно висит мраморная доска. На ней золотыми буквами высечены имена цирковых артистов-харьковчан, ушедших на фронт в годину страшных, жестоких испытаний, когда фашисты вероломно напали на нашу Великую и необъятную, Родину. Всего двадцать два человека!... Они ушли на тот самый фронт. Ушли и не вернулись с него, положив свои головы за независимость и свободу, за мир и за ту самую страну многонациональную и прекрасную, в которой жили и мирно трудились. Их было двадцать два. Но это – только харьковские артисты. А сколько их было и в других городах? Подвиг людей самой весёлой и жизнеутверждающей профессии несоизмерим ни с чем. Впрочем, тогда Страну Советов защищали все от мала до велика и здесь профессия не причём. С оружием в руках в окопах, на суше, на море, в небе воевали: шахтёр и токарь, колхозник и инженер, учитель и строитель. Все, одним словом! И артисты тоже! Владимир Владимирович Довейко - Народный артист СССР, акробат, создатель номера «Акробаты - прыгуны с подкидными досками», руководитель прославленного во всём мире ансамбля «Романтики».
Его творческая биография может вместиться ни в один, а в несколько томов. Так много хотелось бы рассказать об этом удивительном человеке. Когда началась война, он ушёл добровольцем на фронт. Ещё в довоенное время Владимир Довейко восхищал зрителей своими виртуозными трюками, а что на фронте? Мастер-акробат в партере сделался мастером воздушной акробатики. Он учился в трех военно-летных школах со все возраставшими требованиями и получил специальность летчика в школе тяжелых бомбардировщиков дальнего действия.
Он стал командиром воздушного корабля ночного бомбардировщика «Б-25», на фюзеляже которого был нарисован смеющийся клоун и надпись: «За советское искусство!» Кавалер ордена Красной Звезды, ордена Великой Отечественной войны, ордена «За заслуги перед Отечеством IV степени». «Смеющийся паяц, подлежит уничтожению» - именно такое предписание обнаружили советские историки после войны в списках личных врагов Геринга. Оказалось, что экипаж бомбардировщика потомственного циркового артиста Владимира Довейко в налете на немецкий город Бреслау в тяжелом воздушном бою сбил немецкого аса, племянника Геринга. Из воспоминаний летчика: «В тот день над Бреслау собралась большая облачность, и полк получил приказ вернуться на базу. Обидно было возвращаться ни с чем. Мой комсомольский экипаж возьми и подначь меня: «Давай, командир, мы с тобой!» Самолет пробил облачность и только стал ложиться на боевой курс, как на нас выскочил «мессершмитт», дал очередь и ушел вниз на разворот. Пилот, что ли, был неопытный? А у меня на «боинге» четыре пулемета как пушки. Я поймал его в крест. Ударил очередью - аж самолет задрожал, но я его сбил…» Летая над Берлином, Бреслау, Франкфуртом, Фюрстенвальде и другими вражескими объектами, Довейко наводил ужас на фашистских солдат, которые прозвали его «Смеющимся паяцем».
Владимир Довейко был командиром экипажа в составе 341-го Бомбардировочного Авиационного полка. За успешные боевые действия он награжден орденами «Красной Звезды» и «Отечественной войны», медалями «За победу над Германией» и «За взятие Берлина», а также был отмечен личной благодарностью Верховного главнокомандующего Сталина. Из воспоминаний «Мой отец добровольцем пошел на фронт, невзирая на свою артистическую бронь и протесты родственников, - рассказывал народный артист России сын Довейко, Владимир Владимирович. Он стал настоящим асом-бомбардировщиком, участвовал в первом дневном налете на Берлин - причем ему доверили вести эскадрилью. Вообще, он был немножко сумасшедший летчик, в хорошем смысле этого слова. Я помню его рассказ про то, как его тогда отправили бомбить вокзал в Бреслау. Стояла низкая облачность, и всем приказали повернуть обратно. А отец не послушался, разбомбил вокзал - самолет получил 22 пробоины, чуть не перевернулся, но они вернулись на базу! А на обратном пути его стрелок-радист еще умудрился сбить немецкий самолет. И, как оказалось, с родственником Геринга. По окончании войны, разбирая архивы Геринга, историки нашли приказ, где значилось, что «Смеющийся паяц» подлежит уничтожению (фамилия и часть неизвестны)». Весной 1945 года на американском бомбардировщике В-25 его экипаж совершил 21 боевой вылет для бомбардировки войск противника в городах - Бреслау, Фюрстенвальд, Берлин. Не одной сотне фашистских солдат было не до смеха из-за этого «смеющегося клоуна». «Тогда все на самолетах рисовали: кто медведя с бомбой, кто орла, кто писал: «За Сталина». А я нарисовал смеющегося клоуна и подписал: «За советское искусство!» Командир полка юмора не понял и потребовал стереть рисунок, но генерал на смотре меня поддержал: «Давай, - говорит, по клоунски бомби фашистов».
Владимир Довейко начал выступать в цирке уже в 9 лет. Путь на манеж ему был предрешен: пожалуй, не было такого жанра, в котором его семейство цирковых артистов не имело бы достойных представителей. Вспоминал артист: «Мой дедушка, граф по происхождению, попал в цирк из любви к артистке, моей бабушке Валентине Петровне Козловой. Они были жонглерами и одновременно дрессировали животных, выступали под псевдонимом Кнок. И меня хотели видеть дрессировщиком. А мне понравились акробаты, и я года полтора отработал верхним в труппе Чанышевых, учился делать «колесики». Один круг сделаю - получаю 50 копеек, два круга - рубль. Мой отец Владимир Казимирович был эквилибристом, исполнителем номера «Танцы на проволоке», мать Лидия Нроцкан-Кронец - тоже потомственная цирковая артистка, жонглер. Так, труппа Кнок - Кранец – Довейко - Понукалины вполне могла бы сама давать полное цирковое представление. Володя Довейко родился в 1922 году, уже после революции, и у его матери мелькала «кощунственная и по-настоящему революционная» для потомственного артиста мысль - дать сыну другую профессию: «Мой мальчик будет учиться, выберет себе профессию... Только не цирк...». А вот дед мечтал сделать из своего внука дрессировщика. Маленькому Володе никогда не хотелось выбирать другую профессию, но и быть дрессировщиком тоже не хотелось, он мечтал ... летать. Ему нравились прыжки, и втайне от всех он решил стать акробатом-прыгуном. И часто убегал в цирк - самостоятельно репетировать. Однажды ему повезло. Его первым наставником и учителем стал замечательный, разносторонний мастер цирка, его дядя - Касим Понукалин. «Ты должен уметь делать все в цирке, а подрастешь - сам выберешь, чем заняться», - говорил учитель, сразу оценивший необычайные способности племянника и его безграничное желание работать. И у Володи Довейко началась настоящая учеба, и не только в прыжках, а в разных жанрах цирка. Он стал квалифицированным жонглером, гимнастом, наездником - настоящим артистом в широком значении этого слова. Неотъемлемой частью его коронных прыжков были пируэты. Уже в 13 лет он конкурировал со многими взрослыми артистами, прыгая полный круг арабским сальто в темп и делал комбинацию из трех пируэтов последовательно, заканчивая третий передним сальто, у артиста семь мировых рекордов по акробатике. Это трюки в партерных прыжках (без применения какого-либо оборудования) и прыжках с трамплина. Артист первым в мире исполнил тройное сальто с пируэтом, четыре сальто-мортале с подкидной доски…
После войны артисту не сразу удалось демобилизоваться - летчики были нужны стране. Пришлось идти к руководству и убеждать: «Дедушка у меня – циркач, бабушка – циркачка, и мама, отец – тоже циркач. И я хочу, отпустите, пожалуйста». Только тогда главный маршал военной авиации подписал приказ о демобилизации, и Владимир Довейко вернулся без единого ранения в родной цирк. Он не терял своей формы и в армии, часто тренируясь прямо на траве аэродромов, в паузах между полетами. В цирке он создал небольшую группу из четырех высококлассных прыгунов, в том числе и самого Довейко, которая произвела настоящий фурор во всем мире. В Будапеште, на показе лучших европейских номеров в «интернациональной программе», Владимир Довейко и его группа получила лавровый венок за лучший номер.
А в 1958 году Владимиру Довейко постановлением правительства было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР, в 1969 году - народного артиста РСФСР, в 1989 году - народного артиста СССР. Создатель и руководитель уникального номера «Акробаты-прыгуны с подкидными досками», впоследствии акробатический ансамбль «Романтики», а затем «Русь - краса дерзновенная», он выполнял сложнейшие прыжки до последних дней. И был отмечен высшей наградой главного международного циркового фестиваля в Монте-Карло - «Золотым Клоуном». Акробатическая труппа Довейко была лучшей в мире: «Тайфун» их назвали в Японии, «Фантастические акробаты» в ФРГ, «Космические прыгуны» в США, - рассказывал Владимир Довейко-младший.
Вообще советский цирк был грандиозный. Будем надеяться, что российский цирк, опираясь на его опыт, достигнет таких же высот, но со своим лицом. Ибо потенциал есть, он остался, и наши акробаты до сих пор берут «золото» на самых престижных цирковых фестивалях мира. Среди коллег-артистов был известен, как «Наш генерал». Труппа Владимира Довейко ещё не раз покоряла страны и города всех пяти континентов. Но это уже было, разумеется, не боевое, а мирное покорение.
«Он в акробатике – величайший артист, его знает весь цирковой мир. Это выдающаяся личность, разносторонний и талантливый во всем. Рисовал очень хорошо, снимался в кино, множество главных ролей у него. Но самое главное, он видел, что можно из человека сделать, он полностью раскрывал своих учеников и партнеров», – говорит Владимир Довейко младший. В разные годы в номер входили высококлассные акробаты: Н. Ивакин, И. Мамедов, Г. Россини, В. Баюкин, И. Альгин, Б. Ахма-туллин, Ю. Борисов, В. Иванов, В. Замоткин, О. Понукалин, В. Пучков, А. Саженев, Г. Таш-когло, Ю. Хазов, И. Щербаков, А. Яцко. Фрагменты номера «Акробаты-прыгуны с подкидными досками» под рук. В. В. Довейко (старшего). В стремительном темпе под музыку А. Хачатуряна («Танец с саблями» из балета «Гаянэ») артисты исполняли каскад сложнейших сольных, парных, групповых прыжковых комбинаций и акробатических пирамид: тройное сальто-мортале с пируэтом с подкидной доски (Довейко), сальто на высоких (двухметровых) ходулях (Саженев), двойное сальто с пируэтом (Борисов), тройное переднее сальто с подкидной доски (Баюкин) и др. В 1969 Владимир Довейко создал новый номер - «Романтики». В 1976 в труппу вошла его жена - Марина Ивановна Довейко которая была мастером спорта СССР по акробатике , заслуженная артистка Российской Федерации.
Владимир Довейко отличный теоретик и методист, наставник и товарищ. Он мог быть строгим и требовательным, умел настроить своих учеников на нужный лад и ценил главным образом чистоту и легкость исполнения - главные элементы мастерства. Владимир Довейко подготовил несколько сильнейших акробатов своего времени, каждый из которых в дальнейшем создали собственные коллективы. Владимир Довейко получил и все возможные профессиональные награды: народный артист СССР, обладатель «Золотого клоуна» - высшей награды самого престижного циркового фестиваля в Монте-Карло. В 1993 году его номер «Романтики» взял «золото» на международном цирковом конкурсе в Сантьяго (Чили). Награжден орденами «Знак Почета» и «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Снимался в популярных художественных фильмах «Много шума из ничего», «Самый сильный», «Чисто английское убийство», «Мишка принимает бой», «», «Всадники», «Смелого пуля боится», «Путешествие миссис Шелтон». Ушёл артист из жизни 1 июля 2002 года в Москве, в институте скорой помощи имени Н. В. Склифосовского. Похоронен на Троекуровском кладбище. В здании Росгосцирка состоялась торжественная церемония гашения почтовой карточки с изображением Владимира Довейко, ее выпустили специально к юбилею артиста - в 100-летие. На почтовой карточке с литерой «B» – портрет Владимира Довейко и фотография его выступления с акробатической группой на арене цирка. Художником-дизайнером стала Мария Бодрова. Почтовую карточку выпустили тиражом 1600 экземпляров.
Владимир Довейко внёс значительный вклад в развитие отечественного цирка. И сыграл важную роль в борьбе за победу над фашистами в годы Великой Отечественной войны. В Большом Московском Государственном Цирке на Проспекте Вернадского есть аллея звёзд российского цирка, она была заложена в 2000 году в фойе здания. Сегодня аллея содержит 28 имён, одна звезда зажжена в честь легенды Цирка - Владимира Владимировича Довейко, но до сих пор его номера помнят благодарные зрители по всему миру.
Материал к публикации на основе информации из открытых источников подготовил Андрей Ахрамович