В 2025 мы отметим 80-летие Великой Победы. В связи с этим президент Российской Федерации объявил 2025 год Годом защитника Отечества в честь наших героев: и участников специальной военной операции сегодня, и в память о подвигах всех наших предков, сражавшихся в разные исторические периоды за Родину, во славу наших отцов, дедов, прадедов, сокрушивших нацизм.
К 80-летию Великой Победы Омский государственный цирк открывает новую рубрику публикаций на сайте цирка «Шагнувшие в бессмертие», посвящённую подвигу наших людей, наших солдат, артистах фронтовых цирковых бригад и бойцов, о тех, кто прошагал фронтовыми дорогами в серых солдатских шинелях, кто смотрел врагу глаза в глаза, кто выступал перед солдатами в минуты затишья между боями, кто одной фразой «Дошли до Берлина!», начертанной на стенах поверженного рейхстага, вынес приговор германскому фашизму.

В дни Великой Отечественной войны артисты цирка, как и весь советский народ, трудился во имя свободы и независимости нашей отчизны. Они гордо несли свое искусство победоносной Красной Армии и героическому тылу, выступая на передовых линиях фронта, в госпиталях, на арене цирков, в полевых станах. Главной задачей фронтовых цирковых бригад было поднятие боевого духа солдат. Для этого устраивали представления, состоящие из акробатических номеров, сценок с дрессированными животными и «вечеров смеха». Всего за годы войны артисты советского цирка дали 978 шефских представлений и 10 690 выездных концертов в госпиталях, не считая выступлений перед бойцами действующей армии на фронте. Было выпущено свыше 150 новых номеров и аттракционов. Кроме выступлений, артисты несли службу в госпиталях и участвовали в боевых действиях. Перед войной в стране было 69 стационарных цирков. К концу 40-х годов их осталось всего 18. Омский цирк выжил. Омский цирк помогал фронту и финансово – был установлен специальный сбор с выручки от продажи билетов, который перечислялся в Фонд обороны СССР. При этом сам цирк испытывал серьезные затруднения с приобретением кормов для животных, топлива, материалов и реквизита. Централизованное финансирование свелось к минимуму, оно и понятно – война. Поэтому рассчитывать можно было во многом только на собственные силы. Работали без выходных, плюс артисты взяли на себя обязанности униформистов – самостоятельно переносили, собирали и разбирали аппаратуру и реквизит для представлений. При такой запредельной нагрузке у людей находились силы на работу над новыми номерами и программами. Славная история циркового дела в нашем городе продолжалась. «Победы не бывает без славы».

«По лесам грохочет эхо, На поляне цирк открыт. У разведчиков - потеха: Клоун Федя их смешит... Кончится концерт, и снова, Наш шутник и акробат, Станет воином суровым, Взяв свой верный автомат». В трудных условиях военного времени артисты цирка не прекращали творческой деятельности по созданию новых произведений циркового искусства. На фронтах Великой Отечественной сложилась такая горькая поговорка: на передовой командир батальона остаётся живым месяц, командир роты - неделю, командир взвода - 3 дня, а рядовой - одно наступление... «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». Старый цирковой борец, участник Гражданской войны, полковник Якутович командовал дивизией на Ленинградском фронте. Воздушный гимнаст Иван Щепотков - один из героев-панфиловцев. Замечательный акробат руководитель коллектива Владимир Довейко командовал экипажем бомбардировщика «Советский цирк», построенного на собранные артистами деньги. Еще только мечтал о цирке на Ленинградском фронте Юрий Никулин - «сержант при очень больших пушках». Но чаще всего цирковые артисты попадали в агитбригады, во фронтовые ансамбли, которые выступали в военкоматах, на призывных пунктах, узловых станциях, в госпиталях. На аэродромах, батареях, кораблях. Даже в окопах первой линии, даже в отдельной палате тяжелораненого шли представления...

В мае 1941 г. гастролями иллюзиониста Э. Т. Кио закрылся сезон в Ленинградском цирке, и на несколько лет его деятельность прекратилась. Само здание цирка на Фонтанке напоминало грозную крепость с амбразурами на месте его дверей и зеркальных стекол. Возрождение циркового театра в Ленинграде в годы Великой Отечественной войны было связано с именем Евгения Павловича Гершуни (1899–1970), режиссера цирковых и эстрадных представлений, который в довоенное время в течение многих лет был художественным руководителем Ленинградского цирка. В 1941 года добровольцем вступил в Кировскую дивизию народного ополчения. В сентябре 1941 года приказом Политуправления Северо-Западного фронта Евгений Павлович с другими артистами-ополченцами был прикомандирован к Ленинградскому Дому Красной Армии, где организовал фронтовой цирк и стал его начальником. Цирк работал на Ленинградском и Волховском фронтах. В Кировской дивизии народного ополчения, он сформировал дивизионный ансамбль с участием профессиональных цирковых артистов. В нее вошли конферансье А. В. Чаров, музыкальный эксцентрик А. А. Ругби, фельетонист «на местном материале» Л. Арт, акробаты Н. Ф. Александрович и Г. М. Поликарпов, танц-жонглеры Анатолий и Александр Жерве, фокусник С. К. Соколов, певцы Д. И. Горюнов и А. М. Прокофьева, композитор В.Н. Липатов, пианисты И.И. Шифельбейн и А. Циммерман и другие.

Участники ансамбля сами создавали свой сценический репертуар. В июле 1941 г. недалеко от станции Батецкая, в расположении дивизии в деревне Большие Теребони, артисты встретились со «взводом писателей», и в результате совместного творчества с П. Н. Ойфой, Г. В. Кубанским, Ю. И. Слонимским и Д. К. Островым появилось несколько эстрадных номеров, ставших затем очень популярными на Ленинградском фронте. Большой любовью солдат пользовалась, в частности, песня В. Н. Липатова на слова Ойфы «Здравствуй, русская винтовка». Позднее для бригады писал Н. В. Глейзаров и Е. И. Рывина. Ей принадлежало несколько песен и стихотворений в репертуаре ансамбля, среди которых была песня «Бойцам Ленинградского фронта», и яркие эпиграммы: «Гитлер, что Наполеон, жаждет территории. Свой поход закончит он в берлинском крематории», «Лез к Москве фашист-мошенник Через надолбы и рвы - Крепкий русский подзатыльник Получил взамен Москвы», «От Москвы и до Берлина Дороженька узкая. Сколько Гитлер ни воюй, А победа - русская!!!», «Скоро Гитлеру могила, Скоро Гитлеру капут, А советские машины По Берлину побегут». На концертах и выступлениях артистов бойцы говорили: «Если артисты так... Мы тоже так...».

В Больших Теребонях возник и «Расчет аккордеонистов», забавный номер, родившийся благодаря тому, что в ансамбле было три пианиста и один аккордеон, играть на котором никто не умел. Музыканты остроумно вышли из положения: один из них держал аккордеон на коленях, другой растягивал мехи, а третий играл на клавиатуре.
«С этой бригадой мы объездили и прошли пешком многие километры фронтовых дорог, - вспоминал Гершуни, - побывали в Кронштадте, Пулкове, Стрельне, на Ладоге и в Кобоне, у партизан, а летом 1942 года выступали в Саду отдыха и в Большом зале Филармонии. К сентябрю 1942 года мы дали более шестисот концертов».

В первые дни войны многие цирковые артисты уходили на фронт прямо с манежа. В сентябре 1941 г. группа артистов-ополченцев была прикомандирована к Ленинградскому дому Красной Армии им. С. М. Кирова и преобразована во фронтовую бригаду. Ее первые выступления в новом качестве состоялись перед моряками Балтийского флота в бывшей Сергиевской Пустыни на Петергофской дороге – артисты дали там восемь концертов в течение дня – и на Ораниенбаумском «плацдарме», где состоялось 29 концертов за 10 дней. Постепенно бригада Гершуни приобрела широкую популярность На их выступления поступали персональные заявки, велась неофициальная предварительная запись. За неполные два года фронтовая бригада цирковых артистов дала около 1400 представлений на Ленинградском фронте и 107 – на Волховском.

Наибольшим успехом у зрителей пользовалась исполнительница русских песен Прокофьева, братья Жерве и сатирический ансамбль под руководством Ругби. Артист создал маску «повара-красноармейца», мудрого и острого на язык весельчака. «Дядя Саша», как называли его солдаты, стал любимым персонажем Ленинградского фронта. Позднее образ веселого повара использовали акробаты Ф. Я. Хвощевский и А. И. Будницкий.
Из музыкального эксцентрика Ругби превратился в конферансье и исполнителя куплетов. Он удивительно быстро устанавливал контакт с аудиторией, и от него зависел темп и общий успех концерта. Коньком ансамбля были военные частушки. Основными их авторами являлись сам Александр Ругби, Леонид Арт и Анатолий Жерве, иногда частушки писали коллективно, прямо на концертах. В конце 1941 г. базой фронтовой бригады Гершуни стало помещение Театра эстрады. В его подвалах, служивших бомбоубежищем, поселились семьи артистов, потерявших жилье.

В начале 1942 г. состоялся отчетный концерт агитбригады в Большом зале Ленинградской филармонии, который транслировался по радио. Из-за ошибки диктора, назвавшего место проведения концерта, через полчаса начался ожесточенный обстрел района филармонии, однако ни один человек не покинул зала. 23 августа 1942 г. состоялось еще одно знаменательное событие – 600-ый концерт этого коллектива. Представление, проходившее в переполненном зале Дома Красной Армии им. С. М. Кирова, вызвало овации, и Политуправление Ленинградского фронта предложило Гершуни представить проект организации фронтового цирка. На создание циркового театра ушло около полугода. В первую очередь необходимо было расширить состав исполнителей. С этой целью из частей Ленфронта и фронтовых бригад были отозваны цирковые артисты. Узнав об организации цирка, к Гершуни приходили старые циркачи, остававшиеся в Ленинграде, писали ему из войсковых частей. Основной костяк труппы составили артисты, работавшие в агитбригаде: Н. Ф. Александрович, братья Жерве, Г. М. Поликарпов, С. К. Соколов, один из лучших цирковых эксцентриков клоун Павел Алексеевич (П. А. Алексеев). Возглавил труппу первый помощник Гершуни - А. А. Ругби (в 1944 г. его не стало)

Большую помощь в организации Фронтового цирка оказали акробаты Т. А. Птицына и Л. С. Маслюков, прежде работавшие в составе различных концертно-фронтовых бригад. В декабре 1943 г. этот эстрадный дуэт выступал на концерте для участников Совещания глав правительств держав антигитлеровской коалиции в Тегеране. В труппу цирка вошли также воздушные гимнастки Александрова и Фетисов, жонглер Рапитто, иллюзионист Казини (А. Д. Козюков, брат Б. Д. Козюкова) с номером «Летающая дама», артисты Петролли и некоторые другие – в общей сложности около 50 человек. Для восстановления здоровья и физических сил всем было назначено усиленное питание. Постепенно сложился крепкий профессиональный коллектив, способный вернуться к традиционным цирковым жанрам, забытым во время войны.

Музыкальным руководителем цирка стал И. И. Шифельбейн, которому было поручено сформировать оркестр. Для этого из строевых частей также были отозваны музыканты, в том числе несколько женщин-военнослужащих из довоенного женского джаза – всего 12 человек. Создан был балетный ансамбль. Им руководила балетмейстер Дома Красной Армии Е. М. Вислоцкая. Необходимо было пополнить программу злободневным сатирическим материалом. Для создания текстов был привлечен конферансье К. А. Гузынин. Одетый в белый атласный фрак, с неизменной бородкой, он удачно воспроизводил образ классического циркового шпрехшталмейстера. Гузынин был одним из авторов пролога, который назывался «Фашистский зверинец». Эскизы костюмов для представления выполнил художник В. А. Петров. 23 февраля 1943 г. в Доме Красной Армии состоялось открытие Ленинградского Фронтового красноармейского цирка. Е. П. Гершуни стал его художественным руководителем. Друзья и коллеги поздравили его с этим событием.

Представления оформлялись как «настоящий» цирк с амфитеатром, форгангом, занавесом из красного бархата, оркестровым «балконом» и цирковым барьером, также покрытым красным бархатом. Не хватало только дрессированных животных. Попытка взять медведя из зоопарка окончилась неудачей. Их заменило старинное классическое цирковое антре с лошадью, в которую наряжались две балерины, одетые в соответствующий чехол. Номер назывался «Последняя лошадь фон-Паулюса». Сатирический диалог между Гузыниным и Павлом Алексеевичем завершался чечеткой, которую отбивала «лошадка». Это был финал представления, пользовавшийся неизменным успехом.

Фронтовой цирк выступал в Кронштадте, на фабриках и заводах, в домах культуры, в помещении Малого Оперного театра. За короткое время он завоевал большую популярность в частях Ленинградского фронта и на кораблях Балтики. Осенью 1943 г. весь его коллектив с новой программой уехал на месяц в Москву на показательный смотр лучших достижений советского цирка. А примерно через год вошел в состав стационарного Ленинградского цирка. Начиная с 1942 г. в армейских частях выступало еще несколько цирковых фронтовых бригад, подобных агитбригаде Гершуни. В них работали выдающиеся артисты: комик-мим К. А. Берман, иллюзионист И. К. Символоков, клоун Д. С. Альперов и др. Ансамбль, возглавляемый клоуном Б. П. Вяткиным, за три года своего существования дал более полутора тысяч концертов перед фронтовиками. В частях Западного фронта выступала бригада наездника-жокея А. С. Александрова-Сержа.

Летом 1942 г. возник «Филиал Московского Госцирка на фронте» под руководством М. Н. Румянцева (Карандаша). Для его выступлений было изготовлено портативное оформление: занавес, барьерная дорожка, прожекторы. Артист создал десятки сатирических номеров, среди которых были «Поход фашистов на Москву и обратно» и «Речь министра пропаганды Геббельса». 13 июля 1942 г. состоялся первый выезд «Цирка Карандаша» в действующие части 16-й армии, оборонявшей Москву. «Успех был огромный, – вспоминал впоследствии генерал-майор А. А. Лобачев. – Каждый номер встречался бурей аплодисментов. Необычное для фронтовой обстановки выступление артистов заставляло бойцов вспомнить довоенное время, когда они со своими знакомыми и родными ходили в цирк».

В 1942 г. фронтовые бригады были созданы также в Саратовском и других крупных цирках страны, а в 1944 г. акробат и клоун Сим (С. И. Маслюков) возглавил фронтовую бригаду студентов и преподавателей циркового училища. На сценической площадке Сим появлялся комично хромая, в изодранном немецком мундире и с подвязанной головой. За годы войны было подготовлено более 150 новых номеров и аттракционов. Среди них было множество интермедий и реприз антифашистского содержания. Клоуны Н. Антонов и В. Бартенев исполняли буффонную сценку «Часовой или заключенный», «коверные» В. Зонов и Е. Ф. Чеколтан – акробатический номер «Фрицы», А. Н. Борисовская и П. Г. Тарахно – куплеты «На Моздок я не ездок». Представители цирковой династии Дуровых – братья Юрий и Владимир – выступали с дрессированными животными. В. В. Дуров во время войны работал в Казани. Вместе с Демьяном Бедным, который в 1942–1944 гг. проживал в здании Казанского цирка, он создал новую программу–обозрение «Смех убивает». Клоун-дрессировщик Ю. В. Дуров участвовал в героической пантомиме «На подступах к городу Н.».

28 ноября 1944 г. состоялось открытие Ленинградского цирка на Фонтанке. В торжественном прологе, поставленном Е. М. Кузнецовым, принимали участие народный артист СССР Ю. М. Юрьев, хор Ленинградской капеллы и любимец ленинградской публики клоун Карандаш. В программу были включены номера ведущих цирковых артистов: жонглеров Виолетты и Александра Кисс, акробатов Ф. Я. Хвощевского и А. И. Будницкого (в образе тех самых «Веселых поваров»), наездников Королевых. В представлении принимали участие знаменитые «стальные капитаны» братья Мирославские, куплетисты Г. Л. Рашковский и Н. А. Скалов и музыкальный ансамбль лилипутов.


Уже чувствовалось приближение скорой Победы. И в ее приближении была немалая заслуга цирковых артистов. Эти мужественные люди, выступавшие перед солдатами под бомбежками и обстрелами так, как будто это была арена обычного цирка, вносили частичку праздника в тяжелый бесчеловечный военный быт, помогая бойцам превозмогать его тяготы и сражаться за мирную жизнь, полную простых человеческих радостей. Недаром 9 мая 1945 г. артисты цирка дали праздничный концерт на лестнице рейхстага в Берлине. Были среди них и артисты Фронтового цирка под руководством Е.П. Гершуни.

Фронтовую службу несли и цирковые животные. К концу 1943 года в составе Красной армии имелось 26 кавалерийских дивизий численностью в 5700 лошадей. Среди боевых подразделений Красной армии отметились всадники на верблюдах. В состав наших войск входила 28-я резервная армия, в которой тяговой силой для пушек были верблюды, она была сформирована в Астрахани. В период с 1939 по 1945 год в Красной армии создали 231 отдельную воинскую часть (от взвода до батальона), укомплектованную военными собаками. Общая численность собак, задействованная в армии, исчислялась в 68 тысяч. За это же время было подготовлено и отправлено на фронт больше 42 тысяч специалистов служебного собаководства, в том числе 2191 офицер, 8 тысяч сержантов и 32 тысячи вожатых.

Наиболее успешными направлениями можно считать санитарно-ездовых собак. Туда, куда не могли добраться военные санитары, посылали санитарных собак. Они несли на боку сумку с медикаментами, подползали к раненому человеку и ожидали, когда тот перевяжет свои раны. И лишь потом ползли к другому раненому. Людям, находящимся без сознания, собаки-санитары облизывали лица, тем самым пытаясь привести в чувство, а в лютые морозы согревали раненых теплом своих тел. За время войны собаки-санитары спасли, по разным данным, от 650 до 680 тысяч бойцов. Сильные ездовые собаки доставляли к линии фронта и обратно различные грузы: питание, боеприпасы, орудия. Всего, по неполным подсчетам, собаки доставили на передовую около 6 тысяч тонн боеприпасов, что заменило почти 2 тысячи грузовиков ЗИС-5.

Собаки-миноискатели за время войны обнаружили более четырех миллионов самого разного вида взрывчаток, обследовали 15 тысяч км дорог, нашли мины, заложенные у 3 973 мостов. С помощью четвероногих было разминировано 303 крупных города и населённых пункта, среди которых - Псков, Смоленск, Брянск, Львов, Минск, Киев, Сталинград, Одесса, Харьков, Воронеж, Варшава, Вена, Будапешт, Берлин, Прага. Собаки-минеры спасли более 18 тысяч зданий. Собаки-разведчики вместе с солдатами совершали дерзкие вылазки на территории, захваченные врагом. Псы предупреждали о приближении оккупантов, помогали бесшумно нейтрализовать часовых. Заслуги военных собак отметили на государственном уровне. В параде Победы в Москве принимали участие саперы со своими верными питомцами.

Если цирковых собак и лошадей в основном забирали на фронт и в спецподразделения, то с экзотическими животными ситуация обстояла иначе: по приказу Сталина городские власти, несмотря на голод, помогали дрессировщикам прокормить слонов, тигров и других зверей. Их артисты старались сберечь до последнего, делились своей едой, пытались охотиться и косили траву и заготавливали березовые веники для слонов, лошадей и пони.

Главное управление цирков в начале войны было эвакуировано в Томск и надолго утратило контроль над состоянием циркового дела в стране. В городах, где еще оставались стационарные цирки и были вместительные дома культуры или иные помещения, позволяющие давать представления, они обязательно проводились. Понимая, насколько важно цирковое искусство для укрепления боевого духа бойцов Красной Армии и тружеников тыла, органы власти в центре и на местах старались оказывать максимальное содействие артистам цирка в организации их труда, отдыха и быта. Там, где была такая возможность, вагоны с цирковыми артистами и реквизитом перемещались наравне с важными военными грузами, с так называемой «литерной» скоростью. В воинских частях, где выступали цирковые артисты, или в тыловых городах, где они гастролировали, командиры или коменданты всегда старались найти возможность, чтобы подкормить цирковой персонал. Интерес к цирковому искусству в годы войны не только не затухал, но наоборот – разгорался с большей силой, чем в мирное время.

Артисты цирка, работавшие в тылу, находили время и силы для шефской работы. Вспоминал участник этих событий, замечательный артист Эмиль Теодорович Кио: «Широко развернули мы шефскую работу, были частыми гостями в воинских госпиталях. В труппе стало правилом проводить в каждом городе «День культурного обслуживания раненого воина». Инициатором этого большого и важного мероприятия был коллектив Киевского театра оперы и балета имени Т.Г. Шевченко, находившийся во время войны в Иркутске. В этот день с утра все отправлялись из цирка в госпиталь. Каждому находилось какое-либо занятие: одни пилили и кололи дрова, разгружали уголь, чистили картофель, другие ухаживали в палатах за тяжелоранеными, которые сами не могли подняться с постели, мыли полы, чинили белье ... Во время обеда наш оркестр играл в столовой. А потом начинался концерт. Разумеется, мы не могли привозить в госпиталь громоздкую аппаратуру. Но в то же время мы старались не обеднять программы, чтобы зрители могли получить полное представление о нашей работе. Никогда не забыть, каким неподдельным восторгом светились глаза наших зрителей, когда пустой ящик вдруг оказывался наполненным лентами, цветочными гирляндами... Раненые громко выражали свое восхищение, аплодировали, и эти аплодисменты были для нас, артистов, лучшей наградой».

Трудно приходилось в годы войны и дрессированным животным: многие из них в годы войны умерли от голода (например, животные аттракциона Н .Н . Гладильщикова), а некоторые - в основном это касалось лошадей и собак - были реквизированы для армии. Экзотические и хищные животные в таких экстремальных условиях тоже зачастую погибали от голода и отсутствия необходимой ветеринарии. В то же время следует отметить, что для целого ряда цирковых номеров, несмотря на трудности военного времени и нехватку продовольствия, дрессировщики, администрация цирков, городские власти совместными усилиями находили корма, чтобы животные могли находиться в рабочей форме. Юрий и Владимир Дуровы в трудное военное время не только не оставили своих питомцев без необходимой заботы и ухода, но и готовили с ними новые номера, постоянно обновляя свой репертуар, подгоняя его под «события дня», под злободневные проблемы, а порой и под сводки информбюро. Цирковые бригады оказались в ряде случаев более мобильными, чем театральные или эстрадные, и потому легко могли давать представления на фабриках, заводах и в госпиталях, в которых всегда ощущался недостаток свободного места. Если же возможности разместить артистов с крупными животными или большим реквизитом внутри помещения не было, Юрий и Владимир Дуровы устраивали временные манежи прямо во дворе. Зрители смотрели представления из окон, или же обступив импровизированный манеж.

В Омск был эвакуирован знаменитый цирк Александра Корнилова – у них было 11 слонов. Цирк Александра Корнилова, создавался буквально перед самой войной, уникальный аттракцион «Слоны и танцовщицы», военные будни, и вдруг на манеже цирка появляются слоны, с ними балерины в пачках. Это людей уходящих на фронт, жителей Омска отвлекало, создавало другое настроение. Как ни умны слоны, но дрессировщик положил немало сил и трудов, чтобы из тяжелых, негибких животных сделать настоящих танцоров. Научить их кружиться в вальсе, держа друг друга за хвостики. Легко и непринужденно садиться, ложиться и вставать на манеже. Казалось бы, сесть и встать - простое дело. Но ведь это совершали слоны, которые на воле не чувствуют потребности ни сидеть, ни лежать. На манеже они поступают вопреки своим привычкам и даже натуре.

А какие усилия в военное лихолетье нужно было приложить, чтобы прокормить в голодном тыловом Омске 11 слонов, которые составляли «штат» аттракциона! Кушает Слон практически постоянно: в сутки на трапезу у него может уйти более 16 часов. За это время, в зависимости от возраста особи, съедается от 50 до 250 килограммов пищи растительного происхождения и выпивает 100-250 литров воды. Сегодня все слоны «Росгосцирка» получают нормированный рацион. В него входит: 40 ивовых веников (порядка 6-8 кг), по 30 килограммов сена и травы, и еще несколько килограммов соломы. 1-2 кг овса, 1 кг отрубей, 4-5 кг овсяной крупы, несколько килограммов хлеба. Помимо этого слонам дают фрукты и овощи: яблоки, груши, бананы (8 кг), морковку (15 кг), свеклу (4-5 кг), капусту (3 кг). Летом в меню могут быть включены и арбузы. Получают слоны и картошку, но только в вареном виде. Иногда исполинам животного мира дают даже немного лука. Интересно, что капусту и арбузы слоны не едят целиком, а сначала кладут их на пол и слегка раздавливают. Конечно, в войну о таком рационе и мечтать не могли. Помогали и жители города. Было не легко - и людям и животным. Кормили тем, что заготавливали в лесу, собирали в полях и выращивали на огородах. Удивительная история Омска в годы войны, иллюстрирует нам человечность омичей, не зря наш город назван «Городом трудовой доблести».

Во Второй мировой войне люди вынужденно использовали и слонов. Животные переносили грузы на линии японо-китайского фронта. Они таскали самолеты, занимались погрузочно-разгрузочными работами. Применялись слоны и для патрулирования в джунглях. После одного из боев в 1943 году войска генералиссимуса Чана Кайши захватили тринадцать слонов, которые перевозили японские артиллерийские орудия. У новых хозяев животные стали выполнять те же функции. В 1945 году китайские войска были отправились на родину. Вместе со слонами. В Европе слонам тоже нашлась работа. Животные из цирков и зоопарков помогали восстанавливать разрушенные города. Например, на ликвидацию последствий воздушных бомбардировок в городе Гамбурге были кинуты не только человеческие, но и цирковые слоновьи ресурсы. В сельском хозяйстве в годы войны в Европе на слонах пахали поля.


Цирковая арена прививала акробатам, жонглерам, гимнастам, дрессировщикам - волевые качества: отвагу, выдержку, выносливость, безграничное упорство. И эти качества великолепно проявились в боевой обстановке. Не случайно маршал Черняховский назвал цирковых артистов людьми стального характера. В героической борьбе, длившейся 1418 дней и ночей, с оружием в руках участвовали многие и многие артисты, режиссеры, работники униформы, помогали в восстановлении разрушенных городов цирковые слоны. Несмотря на все трудности военного времени, правительство СССР построило три стационарных цирка: в 1943 году в Ижевске, в 1944 году в городе Фрунзе (в настоящее время Бишкек - столица Киргизии) и в Барнауле. Конечно, не везде можно было построить здание цирка, даже деревянное: разруха, царившая на освобожденных территориях, не всегда давала такую возможность. В этих случаях ставили цирки-шапито, и бывшие фронтовые бригады постепенно обретали брезентовую крышу над головой, втягиваясь в мирную жизнь. В феврале 1945 года, в последние военные месяцы, в Ивановском цирке была открыта конно-акробатическая цирковая студия для детей под руководством А.С. Александрова-Серж. В эти дни советские войска били врага на его территории, и специалисты циркового дела понимали: необходимо готовить новые артистические кадры, чтобы восполнить те потери, которые цирковая отрасль понесла в годы Отечественной войны. Никогда не будет забыт их вклад в Великую всенародную Победу. Защищая Родину, многие из цирковых артистов, отдали свои жизни, но память о них жива, и будет жить вечно.

В годы Великой Отечественной войны Омская область проводила на фронт 300 тысяч человек. Омичи ковали победу не только в тылу. В Омске и области были сформированы 282-я, 264-я, 308-я стрелковые дивизии, 70-й батальон морской пехоты и другие воинские подразделения… Тысячи наших земляков мужественно сражались на фронте. Почти 152 тысячи из них погибли. Среди них командир 308 стрелковой гвардейской дивизии Леонтий Николаевич Гуртьев, героически погибший в боях под Орлом, генерал Дмитрий Михайлович Карбышев, зверски замученный в фашистских застенках за отказ сотрудничать с оккупантами, и многие другие. Омичи защищали Москву, сражались на Курской дуге, насмерть стояли у стен Сталинграда, освобождали Украину, Белоруссию, Прибалтику, Берлин. По данным «Омской губернии», за мужество и героизм награждены высокими наградами тысячи воинов-омичей. Героями Советского Союза и полными кавалерами ордена Славы стали 172 омских фронтовика. В Омске в 1941 году насчитывалось порядка 260 тыс. человек. В годы войны город принял около 200 эвакуированных промышленных предприятий, 60 госпиталей, десятки учебных заведений, музеев, театров и Белорусский государственный цирк из Минска, сотни тысяч человек. В Омске минчане впервые вышли на манеж цирка на Казачьей площади 7 ноября 1941 года, дав представление для воинов, уходящих на фронт. В Омске и во время войны функционировали театры, кинотеатры, музеи, клубы и цирк. На омской сцене играли актеры эвакуированных театров им. Вахтангова и «Ромэн».

Омичи в годы войны ударно трудились, следуя лозунгу «Каждый труженик тыла - помощник Красной Армии». Работа шла в тяжелейших условиях. Станки при отсутствии готовых заводских корпусов размещались под открытым небом. К станкам становились женщины и подростки, никогда раньше не работавшие на производстве. После окончания рабочей смены, люди шли на станцию разгружать эшелоны, помогали переводить и устанавливать станки, строить корпуса будущих цехов. Чтобы обеспечить людей и цирковых животных продовольствием, свободные площади парков и скверов засевались овощами и картофелем. Население сдавало в государственный фонд обороны деньги, ценности, мясо, зерно, тёплые вещи. Как уточняет исторический архив Омской области, к лету 1944 года от населения региона в фонд обороны поступило 238 263 000 рублей, 1 кг 899 г. золота, 63 кг 748 г. серебра, 61 г. платины. Также на средства трудящихся изготовили и отправили на фронт пять бронепоездов, три бани-поезда, пять дивизионных артиллеристских автомастерских, десять ремонтных танковых автомастерских. Среди населения собрали 13 374 пары лыж. Люди, несмотря на суровый сибирский мороз, стояли целыми сутками у станков, производя военную продукцию, производственные нормы выполнялись на 200−500%. Из-за острой нехватки транспорта по перевозке грузов для этих целей пришлось переоборудовать омские трамваи. Плохая отопительная система приводила к пожарам. Во многих заводских домах на одного человека приходилось до 1 кв. м жилой площади. Что касается артистов, то, помимо колоссального напряжения сил (во время войны цирк был переведен на непрерывную рабочую неделю), они были обязаны сами выполнять все работы по разборке реквизита, установке аппаратуры, переноске их на манеж и т.д. Несмотря на крайнюю напряженность работа в Омском цирке шла успешно. За первый квартал 1943 года план по количеству вечерних представлений в целом по стране выполнен не был, а Омский цирк перевыполнил его на 7 представлений. Артисты цирка продолжали вести интенсивную работу по обслуживанию воинских частей и госпиталей. В напряженный график входило и обслуживание сельского зрителя (с примерным количеством выездов до 3-х в месяц). Омский государственный цирк даже имел свой колхозный филиал. Но, несмотря на все тяготы, жизнь в Омске продолжалась: строилось жильё, открывались мастерские, возводились мосты, работали на манежи цирковые артисты и животные, шли театральные спектакли… Белорусский государственный цирк вернулся из Омска в Минск только в 1946 г.

80-летие Великой Победы - поистине священный праздник, объединяющий все поколения и символизирующий глубокую связь прошлого и современности. Среди уроженцев Омска 60 Героев Советского Союза. Праздник, к которому ощущает свою сопричастность практически каждый житель нашей страны, поскольку, действительно, «нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»…
Материал к публикации на основе информации из открытых источников подготовил Андрей Ахрамович