''Шагнувшие в бессмертие'' – Румянцев Михаил Николаевич

К 80-летию со Дня Победы в ВОВ: Ветераны Победы - «У каждого вида искусства свой путь к истине, а у каждого художника свой путь познания истины. Я выбрал смешной путь, пройдя дорогою войны».  


В канун 80-летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне мы рассказываем о цирковых артистах, которые с оружием в руках отстояли свободу и независимость нашей Родины в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Михаил Румянцев родился 10 декабря 1901 года в Санкт-Петербурге (по другим источникам он родился в деревне Козлово Старицкого уезда в 20 км от города на территории нынешнего Степуринского сельского поселения, а в раннем детстве родители увезли его в Санкт-Петербург). Отец, слесарь компании «Симменс и Гальске», которая позже преобразовалась в предприятие «Электросила», мать - домохозяйка, младшие брат и сестра. Обычная семья. В 1914 году поступил в художественно-ремесленную школу им. Н. Рериха. В 1916 мать скончалась, и Миша в поисках работы уехал в соседнюю Тверскую область, где поступил на должность оформителя в центральный драматический театр города Старицы. С театром он объездил полстраны, познал закулисную жизнь, сам рисовал красками цветные афиши и буклеты, потом уволился и осел в Москве, он устроился в кинотеатр «Экран жизни» рисовать афиши. Ему нравилась полученная профессия и ничто не предвещало кардинальных изменений. В молодости хотел быть драматическим актером, амбиции на это все же были. Проблема была в другом: «С росточком 145 см, увлекшийся актерским ремеслом 25-летний художник рекламных афиш, всерьез рассчитывал на драматическое амплуа. Естественно, приемная комиссия указала ему путь в цирковое.» В последствии он выбрал для себя новую профессию и  поступил в школу циркового искусства по специальности «акробат-эксцентрик». В 1928-м появился в клоунском образе Чарли Чаплина на публике в Москве. С 1935 года работал как клоун Карандаш, в Ленинграде, а через год стал артистом Цирка на Цветном бульваре. В 1942 году стал прототипом рисованного мультипликационного персонажа - Карандаш в мультфильме «Карандаш и Клякса – весёлые охотники». Народный артист СССР. Герой социалистического труда. Карандаш работал как клоун во многих цирковых жанрах - акробатика и гимнастика, дрессировка и т.д. Карандаш стал первым советским клоуном, популярность которого шагнула далеко за пределы страны. Его знали и любили в Финляндии, Франции, ГДР, Италии, Англии, Бразилии, Уругвае и других странах.


Михаил Николаевич Румянцев проработал в цирке 55 лет. Он родился с даром смеха. В начале своей карьеры в конце 1920-х годов Румянцев был глубоко тронут и вдохновлен знаменитым персонажем Чарли Чаплина, Бродягой. Как и Чаплин, Румянцев, чей сценический псевдоним был Карандашом, также был довольно неуклюжим, забавным и постоянно оказывался в неловких ситуациях. В нем было что-то от природы комичное и грустное. Он появлялся на сцене в огромном костюме и шляпе. Несмотря на то, что он был очень невысокого роста, всего 142 см, он никогда не беспокоился о своей внешности. То, как он держался, не оставляло никаких шансов для комплекса неполноценности. Румянцев на самом деле стал клоуном совершенно случайно. В 1926 году американская возлюбленная немого кино Мэри Пикфорд и один из отцов-основателей Голливуда Дуглас Фэрбенкс нанесли визит в Советский Союз. Один вечер полностью перевернул жизнь юноши. Именно тогда он принял решение пойти в артисты. Он выбрал свой сценический псевдоним в 1935 году, чтобы отдать дань уважения французскому сатирику и карикатуристу 19 века Карану Д'Аше (чей псевдоним, в свою очередь, был творческой французской транскрипцией карандаша).


Советский артист проработал в цирке всю жизнь, и его имя на афише неизменно служило гарантией аншлагового шоу. Однако, Карандашу не нравились плакаты с его именем. Его сверстники говорили, что он был слишком скромен, чтобы хвастаться успехами. На сцене он был обычным парнем, добродушным, остроумным, веселым, полным детской непосредственности и обаяния. Его выступления пересекали жанры демонстрирующие трюки в акробатике и гимнастике. Карандаш стал первым советским клоуном, чья популярность преодолела географические барьеры того времени. В музее Омского Государственного цирка хранится афиша Великого клоуна и несколько книг, посвящённых его творчеству. Сохранились и оцифрованы доступные в интернете кинокадры с репризами Карандаша. Удивительный талант, неповторимый образ. Эксцентрик, фокусник, дрессировщик - все соединилось в этом артисте. Талант главного клоуна СССР в том и состоял, что серьезную социальную критику он делал смешной, и она идеально вписывалась в ритм циркового представления — целиком занимала перерывы между номерами: «Я молчу, потому что у меня всё есть. А вы почему?», «Nach Moskau! («На Москву!»)», «Довольно трепаться!..» «Не могу. Война…». Репризы Карандаша «Случай в парке», «Вода», «Рама», «Речь министра пропаганды Геббельса», «Танк», «Бдительный часовой», стали эталонной классикой циркового жанра.


Сначала он был точной копией Чарли Чаплина (говорят, «маленький бродяга» благословил его на это лично). Потом образ немного изменился – котелок превратился в остроконечную шляпу, а непременным спутником, вместо чаплиновской тросточки, стал скотч-терьер "Клякса". За свою долгую карьеру Карандаш выступал, по меньшей мере, с 13 шотландцами.  Кляксу назвали Кляксой, потому что первый щенок, который появился у клоуна, выглядел на арене, как лужица растекшихся чернил. Карандаш постарался воссоздать средствами клоунады реальную жизнь. 


В книге воспоминаний Карандаша читаем: «С первых дней Великой Отечественной войны передо мной, как вероятно, перед многими другими артистами, со всей остротой встал вопрос: что теперь, в этих условиях, показывать зрителям? Ответ был один: нужно, клеймить, высмеивать зарвавшихся фашистов». Истинный знаток секретов смеха, неистощимый на выдумку, снайпер циркового комизма Карандаш на протяжении долгих лет войны вел прицельный огонь по врагу. Он придумал, сымпровизировал, создал десятки, если не сотни антифашистских реприз, сценок, политических интермедий, решенных по-клоунски сгущенно. И действенных по своей направленности. В первую же военную зиму клоун-публицист показал на арене московского цирка остро-сатирическую сценку «Как фашисты шли на Москву и обратно». Финалом этой сценки артист словно бы предрекал неминуемый исход кровавого гитлеровского похода: военная машина, на которой Карандаш в карикатурном образе завоевателя собирался въехать в Москву, взрывалось и разлеталась на куски, «а я, - вспоминает мастер,- с трудом выбравшись из-под обломков в порванной в клочья одежде, бежал назад - туда, откуда пришел». В этот период Карандашом создаются его лучшие сатирические номера  «Рама», «Война», «Гитлер и карта мира», «Речь министра пропаганды Геббельса», «Как фашисты шли на Москву и обратно».


В войну Карандаш очень много провёл времени во фронтовых бригадах. Работал и по стране с выступлениями. Однажды после представления к нему пришёл офицер: «Знаю, что вы любите животных, отдаю вам собаку. Вы её не бросите. Если вернусь с фронта, заберу». Он не вернулся. Собака осталась у клоуна. С этой собакой была интересная история. Из-за неё дед пошёл в Сибирь пешком. Бабуля из Ленинграда уехала в эвакуацию в Омск. Он хотел навестить её. Но на последний поезд из Ленинграда его не посадили: «Собаку мы не возьмём». Дед сказал: «Она маленькая, я её на руки возьму». - «Нет, собаку не возьмём». - «Что же делать?» Деду предложили взять её за хвост и головой об стену. На что он возмутился: «Нет. Я могу бросить чемодан, но не собаку. Раз так, я пойду пешком». Те усмехнулись и сказали: «Ну идите». И он пошел пешком в Сибирь к бабуле. Далеко дошёл? - До Сибири. Четыре месяца шел. Это — про характер. Иногда он развлекал кочегаров шутками, и они подбрасывали его по пути в Сибирь. Но больше дед с собакой шёл пешком. Она периодически куда-то убегала от него. Голодная, может, искала еду. А как-то притащила кусок колбасы в зубах. Не съела. И они честно поделили с дедом «добычу». Собака же тоже понимает, что происходит. Когда они добрались до Омска, дед на станции попросил, чтобы ему дали позвонить в местный цирк, и сказал: «Это Карандаш. Я добрался. Пришлите машину». Интересно, что он обморозил руки, а собака была в порядке. Дед всю дорогу отогревал её под пальто. И за ним прислали машину? Директор цирка не поверил, что это Карандаш. До него дошли слухи, что он где-то по дороге в Сибирь умер. Он сказал: «Гражданин, если вы ещё раз позвоните, я сообщу куда надо, и вам разъяснят. Как вы смеете? Великий актер умер, а вы…» Но всё же директор сообщил бабуле, что к нему поступил такой звонок. Та спокойно ответила: «Это он. Добрался». Она знала, кто такой дед. Если решил, значит, дойдёт.  Карандаш приносил «Союзгосцирку» большие деньги, в силу своего характера он периодически ссорился в «Союзгосцирке» и говорил: «Ну и хорошо, я уеду в Сибирь или ещё куда-нибудь». Историю связанную с Омском вспоминал всю жизнь.  Карандаш давно подумывал завести себе четвероногого партнера - какую-нибудь лохматую собачку, может быть, даже полудворняжку. Долго он искал собаку, которая бы подходила к его собственному облику. Но одна была слишком мала, другая - великовата. И вдруг ему привели чистокровного шотландского терьера. Черный, с большой головой, на очень коротких ножках, этот пес сразу подошел и к манежу, и к облику клоуна, будто они многие годы работали вместе. Пса звали Никc, Михаил Николаевич называл его Ника, выпускал только в те репризы, где песик помогал ему. Но нужно было подумать и о дублере! Однажды Михаил Николаевич пришел домой и показал жене, Тамаре Семеновне Румянцевой, своей помощнице и ассистентке, крохотного черного щенка, затем опустил его на ковер. Эта кроха на красном ковре смотрелась совсем как большая черная клякса. Тамара Семеновна так и предложила назвать щенка. С тех пор на манеж всегда выходила Клякса. Но, увы, век четвероногих недолог. И за всю жизнь у клоуна успело пожить тринадцать Клякс. Всегда одной породы - черный скотч-терьер. В точности повторявших внешность родоначальницы «династии». Зрители даже не подозревали, что периодически происходила естественная замена партнера. Все потомки Кляксы-1 носили ту же кличку, даже если по паспорту они звались иначе. Карандаш и Клякса - образ получил окончательное завершение. Собаки выходили на манеж и с удовольствием включались в игру. Самую знаменитую Кляксу звали Чопой. Артист водил ее по собачьим выставкам, и на каждой она получала по медали. И вовсе не потому, что ее хозяин - сам Карандаш. Слава его была беспрецедентна. Чопа была необыкновенно обаятельным скотч-терьером с голубыми глазами».


Номера Карандаша были идеологически выверенными сатирическими выступлениями - скорее эстрадными, чем цирковыми. Впрочем, талант главного клоуна СССР в том и состоял, что серьезную социальную критику он делал смешной и она идеально вписывалась в ритм циркового представления - целиком занимала перерывы между номерами.  «Случай в парке» - сцена, придуманная и поставленная самим Румянцевым. Уголок парка. Скамейка, урна, скульптура Венеры. Сторож метет дорожку, парк еще закрыт. Тут появляется человек - он явно идет из бани. В руках у него тазик, через плечо - полотенце. (Типичная картинка 30-х годов. Все живут в коммуналках и моются в бане неподалеку.) Сторож замечает раннего посетителя, гонит его. Карандаш (это, конечно, он) прячется за спину дворника. Тот вертится, не может найти нарушителя порядка, убегает на поиски его. Оказавшись хозяином положения, Карандаш важно разваливается на скамейке и вдруг замечает, что руки и одежда его в зеленой краске. Скамейку только что покрасили! Собираясь стереть краску, берет из тазика мочалку, мыло. Но мыло такое скользкое, просто само выпрыгивает из рук. Карандаш очень потешно ловит его. Поймал! А оно опять ускользает, на этот раз... в штаны. Извлечь его никак не удается. Оно, холодное, скользкое, щекочет клоуна, тот хохочет, натыкается на Венеру.


Скульптура падает и разлетается на куски. Бежать? Или восстановить скульптуру? Собирает поспешно, не соображая, в какой последовательности устанавливать отдельные части. Надумал: снимает ремень с брюк, измеряет "осколки", чтобы хоть так определить порядок их установки. Мешают сползающие брюки, мешает мыло, все еще "гуляющее" в них. А тут скульптура покачнулась, прищемила ногу. Ее удается высвободить, но носок остался зажатым скульптурой. Работа вроде бы завершена. Клоун отходит и смотрит со стороны, что у него получилось. Ужас! Венера перекручена как штопор.


С досады Карандаш хлопает себя по щеке, и на лице появляются зеленые разводы. Забирается на пьедестал и пытается исправить ошибку. Скульптура снова падает, куски летят наземь... И в эту самую минуту возвращается сторож. Бежать поздно. Клоун выпускает из брюк рубашку, прикрывает ею брюки и изображает на пьедестале... Венеру. С кепкой на голове и зелеными пятнами на лице. Когда сторож приходит в себя от изумления, он метлой сгоняет разрушителя, тот с криком убегает, сторож гонится за ним. На манеже разбитая вдребезги Венера... «Судьбу предвидеть очень сложно, а пробу повторить нельзя!»


Знаменитый клоун был отчасти и общественным рупором. В своих выступлениях критиковал даже не особо склонную шутить советскую власть. Во времена брежневского «застоя» Карандаш выходил на манеж с «авоськой», наполненной дефицитными деликатесами: банками с икрой, батонами сырокопчёной колбасы, ананасами и прочим дефицитом, - всё это, разумеется, было муляжом, что добавляло репризе дополнительную иронию. Он молча оглядывал зал, а когда тишина достигала предела, громко говорил: «Я молчу, потому что у меня всё есть. А вы почему?» Поверьте, за такие выходки вполне реально было угодить «на ковёр». Можно не сомневаться, что «бдительные товарищи» донесли о неслыханной дерзости циркача на самый верх. Но, надо отдать должное Леониду Ильичу Брежневу, человек он был не лишенный чувства юмора, поэтому иронию оценил и никаких санкций за вольнодумство не последовало. В отличие от многих, Карандаш умел выходить на манеж без заранее подготовленных сценок. Фантазии и способности к экспромту ему всегда хватало.


Карандаш работал не только в цирке: осуществилась его юношеская мечта стать киноартистом. В числе его работ роли в следующих фильмах и киноконцертах: «Высокая награда», «Девушка с характером», «Старый двор», «Концерт фронту», «Киноконцерт к 25-летию Красной Армии», «Иван Никулин - русский матрос», «Карандаш на льду», «Самоуверенный Карандаш», «Соберите Венеру», «Концерт - фронту» и в рекламной картине «Мороженое». В «Девушке с характером», например, он изобразил официанта, в «Иване Никулине» - итальянца, в фильме «Старый двор» Владимира Немоляева, отца популярной советской актрисы Светланы Немоляевой, Карандаш сыграл свою единственную главную роль - управдома Синичкина. Ну если не считать экранизации циркового представления «Карандаш на льду», в которой, понятно, ковёрный был в кадре практически каждую минуту. Румянцев был фанатом кино. Одним из его самых больших хобби была съемка. Из заграничной поездки он как-то привез настоящую кинокамеру, с тех пор львиная доля заработанных денег уходила у него на пленку. Интересно было бы сегодня хоть одним глазком взглянуть на этот уникальный архив! Увы, широкой публике не известны киноработы клоуна, а он снимал себя на прогулках и на рыбалке. Зато, и это главное, осталось множество записей его номеров, реприз и розыгрышей. В 1972 году М. Н. Румянцев получил высокое звание народного артиста СССР, а в 1979 году, в связи с шестидесятилетием советского цирка, он был удостоен, вместе с дрессировщицей львов И. Н. Бугримовой и эквилибристом Е. Т. Милаевым, звания Героя Социалистического Труда. Они были первыми среди деятелей цирка, получивших это высокое звание в СССР.





Михаил Николаевич Румянцев прожил большую и яркую жизнь, родился при царе, жил при Ленине, пережил революцию, Великую Отечественную войну и пережил всю советскую эпоху. В 1983 году его дочь, кандидат искусствоведения, Наталия Румянцева издала небольшую книжку о своем отце. Открывается она словами: "Когда Карандаша спросили, доволен ли он своей судьбой на манеже, он улыбнулся: "Никогда не задавайте такой вопрос человеку, который в семьдесят лет решил стать серьезным. Сорок лет я шутил на манеже. Теперь пришло время разобраться, над кем и над чем я шутил. Конечно, я сказал не все. Но все, что я сказал, я хотел, чтобы было современно. У каждого вида искусства свой путь к истине, а у каждого художника свой путь познания истины. Я выбрал смешной путь".



Бессмертные слова Карандаша: «Я клоун. И никем другим себя не представляю. У меня никогда не было желания начать все сначала. У меня есть только желаниее - продолжать. Я не могу и не умею быть нигде, кроме цирка. Даже дома долго быть не могу, меня тянет в цирк… Клоунада - это не только романтика, это самое реалистическое искусство. Если бы клоун не был законченным реалистом, вряд ли бы его принимали все зрители. Он видит действительность такой, какая она есть, просто поступки его отличаются от обычных поступков людей». Знаменитый клоун Карандаш, один из лучших в СССР, проработал в цирке 55 лет и в последний раз вышел на манеж за две недели до своей смерти. Умер 31 марта 1983 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. Мы будем помнить ветеранов, Мы не забудем никогда Их жертвы, подвиги и раны, Победу! Помни вся страна!

Материал к публикации на основе информации  открытых источников подготовил Андрей Ахрамович

Афиша цирка

в нашем цирке

каникулы

Следите за новостями, чтобы не пропустить новую программу...