«Шагнувшие в бессмертие» – ТУГАНОВ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ

К 80-летию со Дня Победы в ВОВ: Ветераны Победы - «Вы пришли с Победою домой, Вас встречали в городах с цветами. Ветераны той Великой, мировой, Вся страна теперь гордится вами!».


В канун 80-летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне мы рассказываем о цирковых артистах, которые с оружием в руках отстояли свободу и независимость нашей Родины в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Легенда Советского цирка - джигит Михаил Николаевич Туганов родился 2 августа 1900 года во Владикавказе. Сын крестьянина одной из терских станиц, М. Туганов с раннего детства пристрастился к конному спорту. Его двоюродный брат Асланбек Туганов был первоклассным наездником, победителем многих конных соревнований, устраивавшихся в праздничные дни в окрестностях Владикавказа. Асланбек стал обучать маленького Мишу искусству верховой езды, развивая в нем смелость, находчивость, умение не теряться в трудную минуту. Летние каникулы Миша, ученик Владикавказского городского училища, проводил у родственников в ауле Шанаево, в Северной Осетии. Двоюродный брат брал с собой мальчика и возил его на пастбища, где в огромных табунах паслись полудикие лошади. И Миша с волнением наблюдал за тем, как Асланбек с группой молодых горцев вылавливал для объездки полудиких коней. Миша любовался, как ловко горцы набрасывают аркан на намеченную ими лошадь, как укрощают ее, с какими трудностями и опасностями они надевают уздечку, а затем и седло на брыкающегося, встающего на дыбы коня. Полные романтики и сурового труда жизнь и работа кавказских джигитов полюбились Мише Туганову. К концу первого лета он тоже научился скакать на неоседланной лошади. Правда, случалось, что он оказывался на каменистой земле, но мальчик вел себя как настоящий джигит и виду не показывал, что ему больно.


Первое волнующее задание - отловить полудикого коня - Мише поручили в двенадцать лет. Мальчик, сев на своего скакуна, погнался за лошадью, с силой бросил аркан и затянул его. Лошадь, привыкшая к приволью, стремилась освободиться от аркана, стягивающего ей шею. Но напрасно: аркан настолько сдавил ее, что она в изнеможении свалилась. Миша подъехал к поверженному коню, осторожно обратал его уздечкой и сбросил петлю. Подросток едва успел вскочить на коня и уцепиться двумя руками за гриву, как полудикая лошадь помчала его по каменистой дороге, сбиваясь то в одну, то в другую сторону, пытаясь сбросить ненавистного ей седока. Сколько километров проскакал Миша в этой невероятной скачке - он не запомнил. Вся в мыле, хрипя от неистового бега, лошадь постепенно сдавала. Юный наездник вконец измучил коня, измучился сам, но покорил скакуна. Мальчик с трудом слез с лошади. У него ныло все тело, от напряжения кружилась голова, подкашивались ноги. Асланбек и старые джигиты похвалили парня, дружески похлопали его по плечу. Первый экзамен был выдержан…


С тех пор Мишу Туганова стали допускать к участию в конных соревнованиях. Всегда с большой тщательностью он готовил своего коня, кормил его отборным овсом, ухаживал за ним, лелеял его. В медлительной и тихой жизни горных аулов тех лет конные соревнования являлись большим событием. И молодежь, а вместе с ними и их семьи считали дни таких соревнований подлинным праздником выносливости, ловкости и силы, мастерства владения конем. Сколько разговоров, предположений, гаданий о вероятных победителях обычно предшествовало этим ярким, захватывающим по своей динамике конным ристаниям. Каждому молодому наезднику лестно было показать различные приемы джигитовки, потом по прямой проскакать до соседнего аула и обратно, чтобы лихо пересечь линию финиша, у которой победителя ждали самые строгие седовласые судьи, в прошлом лучшие наездники Северной Осетии.


По всей линии скачки, по обеим сторонам дороги, стоят жители двух аулов. Они возбужденно гикают, кричат, подзадоривают своих джигитов. Надо на «обрыве», на всем скаку поднять с земли папаху, кем-то неожиданно брошенную под ноги лошади. Михаил Туганов научился всем приемам джигитовки и не раз выходил победителем сперва в аульных, а затем и в районных соревнованиях. В начале 1920 года Туганов вступил добровольцем в 3-й Терский полк кавбригады и более года прослужил в Красной Армии. Здесь он еще больше отточил свое мастерство. Он не только был блистательным артистом, но и бесстрашным воином, который вместе со своим ансамблем донских казаков прошел всю войну и встретил день Победы в Берлине. Михаил Туганов – создатель конного аттракциона «Джигиты Северной Осетии», основатель славной цирковой династии.


Как-то после демобилизации молодой Туганов поехал в Ростов-на-Дону. У цирка Буля его внимание привлекли яркие плакаты, изображавшие известного кавказского джигита Алибека Кантемирова на вздыбленном коне. Вечером Туганов рассеянно смотрел выступления акробатов, жонглеров и клоунов, с нетерпением ожидая появления Алибека Кантемирова. Заиграла музыка, прожектора скрестили свои лучи на занавесе форганга, и на арену вылетел Кантемиров. Он мгновенно осадил коня и вздыбил его. Цирк загремел аплодисментами. Кантемиров мастерски работал один, и с каждым его новым замечательным трюком у молодого Туганова все горячее играла горская кровь. Он даже не представлял, что умение ездить верхом можно довести до такого виртуозного искусства. Когда древние греки, не знавшие в ту пору верховой езды, впервые столкнулись со скифами, они приняли их за кентавров. Предки осетин – аланы – скифского происхождения, так изумляться ли, что у осетина особенные отношения с конем? Человек в седле и конь под ним – единое целое, общие плоть и дух, гармония движений и общение без слов. И никакого насилия – только ласка, все Кантемировы подчеркивают это особенно.


Встреча с Алибеком. Кантемировым решила судьбу Михаила Туганова. Перед ним больше не вставал вопрос, «кем быть»… Вместе с Кантемировым молодой наездник Туганов стал разъезжать по циркам юга России, демонстрируя парную джигитовку. Прошло три года. Работа с крупнейшим мастером цирка многому научила Туганова, и он задумал создать собственный номер совместно со своим братом Абреком. В 1925 году на рекламных стендах цирков появились афиши и плакаты, извещавшие, что скоро начнут свои выступления «Сыны гор братья Тугановы». Гастроли молодых джигитов пользовались успехом.


Но только два года Михаил проработал с Абреком. В Златоусте во время джигитовки Абрек во весь рост стоял на мчавшемся коне. В какое-то мгновение конь поскользнулся, падая, Абрек ударился о барьер манежа и сломал себе позвоночник. Вскоре он скончался. Оставшись один, Туганов поехал в Северную Осетию. Здесь, в аулах, он подобрал лучших наездников-горцев и вместе с ними подготовил конный аттракцион «В горах Кавказа». Туганов стал выступать в цирках с демонстрацией высшей школы верховой езды. В 1939 году М. Туганов задумал создать новый аттракцион. Из лучших наездников-казаков в станицах он собирал самых ловких и лихих, таких же как и он в дни своей молодости, победителей соревнований. Немало сил пришлось затратить на подготовку этого «Донского казачьего ансамбля».


И вот, наконец, в Москве состоялись первые выступления. Не только рядовые любители цирка, но и профессионалы отмечали исключительно высокий уровень конной работы ансамбля, построенной в духе лучших казачьих традиций. Глубокий патриотизм, мужество и сила, ловкость и удаль - вот что отличало это глубоко народное зрелище. Гастроли казачьего ансамбля проходили с огромным успехом. Неожиданное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину всколыхнуло весь советский народ. Все, кто мог носить оружие, становились на защиту своей священной земли.


После представления 22 июня 1941 года, когда отгремели аплодисменты зрителей и казаки остались одни, Туганов собрал их на манеже. «В цирке нам нечего делать»,- заявил он. «Свою удаль и лихость, свое казачье мастерство надо применить на фронте, в борьбе с врагом… Я иду добровольцем на фронт… Кто со мной?» Все казаки подняли руки, весь состав вызвался идти в армию. Через некоторое время были оформлены необходимые документы, и ансамбль получил назначение. Широко распахнулись ворота Московского цирка, и под звуки баянов на Цветной бульвар выехал на конях весь «Донской казачий ансамбль».


С песнями участники ансамбля двинулись в казармы Первого Особого кавалерийского полка Наркомата Обороны. Вскоре после этого полк влился в корпус, которым командовал генерал Лев Доватор. Начался боевой путь казачьего ансамбля. Много славных дел и боевых заданий выпало на долю бывших цирковых артистов. Ни разу не дрогнули они перед лицом врага. Одиннадцать цирковых наездников сложили свои головы, героически борясь за Родину, многие были ранены. За смелость и оперативность, проявленные при выполнении боевого задания, командование наградило М. Туганова орденом Красного Знамени. Сражаясь в рядах корпуса, казачий ансамбль понес большие потери. Командование, стремясь сохранить основные кадры цирковых артистов, переформировало его в Кавалерийский ансамбль песни и пляски. Ансамбль стал пополняться талантливыми представителями солдатской художественной самодеятельности. В часы отдыха участники ансамбля выступали в подразделениях своего корпуса, песнями и плясками поднимали боевой дух конногвардейцев. И всегда - в походе, и на стоянке в тылу - артисты ансамбля были самыми желанными и любимыми гостями кавалеристов. М. Туганов получил звание майора. Несмотря на трудную боевую обстановку, мастерство участников ансамбля росло. Туганов писал с фронта знакомым московским поэтам и композиторам, и они присылали, а порой привозили в Действующую Армию свои новые патриотические произведения, там же, на фронте, разучивая их с ансамблем. Успешная концертная работа ансамбля не раз отмечалась в приказах командира корпуса, командующих армиями и даже фронта.


За особые заслуги в творческой работе и высокое художественное мастерство Маршал Советского Союза К. Рокоссовский в приказе войскам 1-го Белорусского фронта от 09.10.1944 года объявил благодарность всему личному составу ансамбля и наградил его руководителя гвардии майора М. Туганова именными часами. Этот приказ Маршала Рокоссовского хранится в Ленинграде, в Музее цирка. Михаил Туганов и участники его аттракциона прошли всю войну, и встретили Победу в Берлине. Все оставшиеся в живых артисты труппы Туганова участвовали в представлении, состоявшемся после взятия Рейхстага 2 мая 1945 года. Ансамбль цирковых артистов Михаила Туганова выступал вместе с прославленной певицей Лидией Руслановой. После демобилизации из рядов Советской Армии Туганов недолго отдыхал. Он снова мечтал о работе в цирке. Он собрал бывших артистов ансамбля. Иные из них из-за ранения уже не смогли продолжать работу в цирке.




После демобилизации из рядов Советской Армии Туганов недолго отдыхал. Он снова мечтал о работе в цирке. Он собрал бывших артистов ансамбля. Иные из них из-за ранения уже не смогли продолжать работу в цирке. Старый джигит поехал на Дон, Терек и Кубань и в станицах подобрал новых молодых казаков - великолепных наездников. За послевоенные годы М. Туганов подготовил несколько интересных и своеобразных конных обозрений.


Мы видели овеянное романтикой Великой Отечественной войны представление под названием «О чем звенят клинки». В октябре 1957 года, обновив состав участников конного аттракциона, заслуженный мастер цирка создал номер под названием «Джигиты Северной Осетии», построенный на материале кавказского фольклора. Под звуки осетинской лезгинки на манеж выезжают десятки горцев в черных бурках и каракулевых шапках с алыми башлыками, откинутыми на плечи. Горцы перестраиваются и на трех лошадях в ряд, гарцуя, объезжают манеж. Закончив парад, джигиты удаляются. Михаил Туганов на своем коне Сигнале демонстрирует высшую школу. И когда в цирке стихают аплодисменты, на манеже снова появляются темпераментные горцы. В центре арены стоит Туганов. Он щелкает бичом, и молодежь исполняет на конях невероятно трудные трюки. Темп скачки все убыстряется, глухо и мерно стучат барабаны, неистово заливается зурна, и, будто в каком-то калейдоскопе, зрители видят мчащихся коней и слившихся с ними всадников. Этот аттракцион - несомненное достижение нашего конно-циркового искусства. Зрители любят М. Туганова - мастера, неустанно работающего над созданием новых конных аттракционов, обогащаемых всем лучшим, что на протяжении веков накоплено русским казачеством и кавказскими джигитами. (отрывки из Журнала «Советский цирк», февраль 1958 г.)


2 августа 2024 года исполнилось 122 года со дня рождения народного артиста РСФСР, выдающегося циркового артиста Михаила Туганова. Из воспоминаний народной артистки РСФСР Дзерассы Тугановой, дочери знаменитого джигита-наездника – «Когда началась война, папа пришел в гардеробную к цирковым и сказал, что уходит добровольно на фронт. Хотя запросто мог и не пойти, потому что у него была сломана нога. И за ним пошли очень многие. Мой отец был необыкновенно смелый человек. Под Москвой была деревня, которая переходила то к немцам, то к русским. Папу послали туда с донесением. Подъезжает он к зданию сельсовета и только хотел спрыгнуть с лошади, как дверь открылась и оттуда вышли 4 немецких автоматчика. Они растерялись, и папа успел развернуть коня. Когда немцы открыли огонь ему в спину, отец вспомнил цирковой трюк «Обрыв», когда всадник падает и волочится по земле на стременах. Когда он исполнил этот трюк, немцы подумали, что убили его и перестали стрелять. А отец выждал время и умчался дальше выполнять задание. За этот подвиг он получил Орден Красного Знамени. У папы потом было много орденов, но этот остался самым любимым». Награжден гв. майор также высокими правительственными наградами: Орден Отечественной войны I степени, медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», медаль «За взятие Берлина», Медаль «За освобождение Варшавы», медаль «За оборону Москвы». Он не только был блистательным артистом, но и бесстрашным воином, который вместе со своим ансамблем донских казаков прошел всю войну и встретил день Победы в Берлине. Все оставшиеся в живых артисты труппы Туганова участвовали в представлении, состоявшемся после взятия Рейхстага 2 мая 1945 года. «Лишь сейчас решили ветераны, Памятник поставить лошадям, На горе Поклонной, с павшим рядом, Поклониться нужно и коням! Я уверен, нет тому учета, Хотя тяжкий труд они несли, Очевидно кони, их работа, Победить в войне нам помогли!» У них не было выбора. «Они не погибли, а просто аллюром - ушли в небеса!!!...»


В 1963 году Михаил Туганов оставил манеж и перешёл на режиссёрскую работу. В 1965 году поставил тематическую программу «Конный цирк», объединивший свои, наиболее известные, конные номера. Неоднократно представлял СССР за рубежом, и получал призы. Воспитал большую группу учеников, в том числе свою дочь, наездницу и дрессировщицу, народную артистку РСФСР Дзерассу Туганову, которая с 1962 года возглавляла труппу наездников «Иристон». Дзерасса Михайловна привнесла в искусство джигитовки свою особую, фирменную эстетику, удивительную красоту и романтизм, а номер со статной наездницей в белоснежном платье на белом скакуне в окружении 10 горцев в черных бурках, исполнявших головокружительные трюки, признан классикой отечественного цирка. Михаил Николаевич Туганов скончался 4 мая 1974 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.


Из воспоминаний о мастере советской арены – «Когда раздаются звуки оркестрового вступления и на манеж цирка на красавце-коне вылетает Михаил Туганов, зрительный зал встречает его рукоплесканиями. Можно залюбоваться строгой выправкой этого смуглого красивого всадника в терской атласной гимнастерке, перетянутой кавказским поясом с серебряным набором, в галифе с лампасами. На голове Туганова черная, лихо сдвинутая набок кубанка. Стройный конь чистокровной буденновской породы Сигнал нервно вздрагивает в ожидании фанфар, возвещающих о начале конного парада. Что-то неописуемо волнующее заключается в атмосфере циркового представления, особенно в минуты демонстрации конных номеров, полных особой романтики и необычайной динамики. Неотъемлемая принадлежность циркового зрелища - конный цирк несет в себе яркое жизнеутверждение, демонстрируя богатырскую силу, беззаветную удаль и смелость». Советский цирк бережно хранил и развивал эту славную традицию, основанную на подлинно народном искусстве верховой езды, первенство в котором издавна принадлежит русским казакам и кавказским джигитам. Мастер конного цирка - народный артист РСФСР Михаил Николаевич Туганов являлся одним из лучших представителей старой школы виртуозного владения конем. «Как долог путь был к праведной мечте! Земля промокла на века от крови. Но он пришёл к победной высоте, его ПОБЕДА – в каждом русском слове!»

Омский государственный цирк благодарит начальника Фондово-экспозиционного отдела филиала ФКП «Росгосцирк» «Санкт-Петербургский государственный цирк» Осипову Юлию Борисовну за предоставленные для публикации сканы архивных исторических документов.

Материал к публикации на основе информации из открытых источников подготовил Андрей Ахрамович

Афиша цирка

в нашем цирке

каникулы

Следите за новостями, чтобы не пропустить новую программу...