Скрипа – цирковой оркестр ударных инструментов по голове!


Считается, что женщинам в клоунаде пробиться значительно труднее. Но есть примеры выдающихся клоунесс: Ирина Асмус, Ксения Зубова, Лада Сарнацкая, Светлана Минасова и Ольга Скрипачева. Ольга Скрипачева - из тех, кого не смущают гендерные стереотипы, к тому же, она рискует развивать жанр клоунады и на сцене, и в манеже. Амбассадор женской клоунады, неунывающая клоунесса, как она себя называет энергичная жизнелюбка, владеющая многочисленными клоунскими навыками: жонглированием, акробатикой, умеет играть на многочисленных музыкальных инструментах, обладает также вокальными способностями, артистка театра и кино, сыгравшая во многих спектаклях и фильмах, будь то «Винни Пух» или «Вестсайдская история». Многодетная мама и любящая жена, что тоже почетно в наше непростое время.


Трудно не влюбиться в нее, увидев ее на сцене или бегущей, марширующей летящей походкой с зонтом по улицам Санкт-Петербурга. Выпускница РГИСИ умеет быть уморительно смешной. Клоунесса по природе, она участвует перформансах, уличных представлениях, детских уличных цирковых фестивалях, легко вливается в проекты Славы Полунина и многочисленные театральные постановки. Не пренебрегая возможностью, она обучалась у многих творчески одаренных мастеров мировой клоунады, таких как Слава Полунин и Давид Ларибле. Представляем вам эту нестандартную особу – цирковой оркестр ударных инструментов по голове. Итак, антре! И это не холодная закуска, подаваемая за час-полтора перед обедом, а исполняемая клоунами комическая сценка.


Несмотря на то, что Вы так молоды, уже многое успели сделать в своей области, как бы Вы себя назвали?
Отчаянная жизнелюбка! Я, напротив, считаю, что я сделала немного. Часто ругаю себя за лень и медлительность. Если оглянуться назад, то кажется, что было очень много: успехи, конкурсы, поездки, награды. Но по сей день продолжался поиск своего места, своего истинного призвания, раскрытия потенциала. Каждый клоун – это индивидуальность. Его можно представить как сгусток всего: энергии, любви, эмоций, идей, потребностей. То есть это уникальная маска, которая принадлежит только тебе. Никто в мире не может повторить и сделать так же, как ты. За этим стоит то, что такой клоун один. Женщине сложнее быть смешной на сцене. Потому что в жизни очень много женщин с хорошим юмором, но на сцене многие женщины хотят выглядеть красиво. Но я стараюсь сочетать в этом жанре и юмор, и красоту, обаяние. Клоунесса не обязательно должна быть красивой, но должна быть обаятельной, чтобы влюбить в себя публику. И тогда в конце спектакля уже не разойтись, все обнимаются, друг друга любят и находятся в феерическом настроении.

В каком городе Вы родились?
Родилась в городе Красноярске - столице Восточной Сибири. Говорят, что сибиряки отличаются сильным характером и в то же время доброй душой. Я часто вспоминаю родные края. Ощущаю связь с корнями. Очень люблю Красноярские Столбы - заповедник, некоторые скалы которого, видны из окна родительского дома.


Чем Вы увлекались в детстве?
В детстве я ходила в детский сад, занималась в кружке «Громкое слово», которое вела моя мама - методист детского сада. Мы читали стихи. Моя мама знала очень много стихов и я тоже быстро учила и любила рассказывать. Там же, в детском саду, начались занятия музыкой. Первым произведением, которое я исполнила было «К Элизе» фортепианная пьеса-багатель Людвига ван Бетховена. С этого момента было решено отдать меня «в музыку». Родители купили фортепьяно и я начала учиться играть. Это было основным моим занятием, которое вскоре переросло в серьезную учебу, в музыкальной школе я входила в группу детей, которых каждый год готовили к выступлениям на городских и краевых конкурсах молодых пианистов. Был момент, когда я очень хотела танцевать. Но по природе была довольно стеснительная, не могла за себя постоять. В нашей семье было не принято спорить. Чаще, уступали, если возникал какой-то конфликт. Помню случай, когда меня поставили в первый ряд на танцах, чтобы остальные на меня ориентировались. Я хорошо чувствовала музыку и ритм и четко выполняла движения. Но перед важным выступлением одноклассницы задвинули меня во второй ряд, - им хотелось быть первыми. Танец развалился. А наругали меня - мол, как же так! Почему не постояла за себя!? Тебя же учитель сюда поставил. Таких ситуаций было много. Многие сверстники меня считали «немодной, несовременной». Занималась и рисованием, даже баскетболом. Но все эти увлечения нужно было оставить, потому что занятия музыкой требовали полного включения и длительных занятий на инструменте.


Каким было влияние Ваших родителей при выборе своей профессии?
Мои родители явно хотели, чтобы в семье со звучной фамилией появился человек, который эту фамилию прославит! Они надеялись, что я буду музыкантом. Надо сказать, что моя музыкальность мне служит, - я сама подбираю музыку к своим номерам. Чувствую ритмы сцены. Плюс это очень сильное развитие мозга. Думаю, поэтому мне легко находить парадоксы в обыденности. Мне с достаточно раннего детства говорили, что я взрослый и серьезный человек. Я до 18 лет так и жила с тем, что я взрослая и серьезная. А мне хотелось бегать и прыгать. Вот будто какая-то пружина внутри сдавливалась, а затем ее прорвало. Я закончила музыкальную школу и музыкальное училище, но попав в мим-театр влюбилась в клоунаду и «поменяла веру». Мой персонаж – это женщина, которая старше меня раза в два. То есть я играю ее как бы такой, какой я должна быть по мнению людей, а дальше этот персонаж развивается именно в клоунской ипостаси. Музыка до сих пор для меня важна, но клоунада - это то, без чего я не могу жить. Со временем клоунады стало существенно больше - меня стали называть клоунессой, узнавать благодаря именно этой части моего творчества.


Вы учились во многих профессиональных учреждениях. Перечислите, каких?
Музыкальная школа - фортепиано, Красноярское Училище Искусств - фортепиано, а затем хоровое дирижирование, Санкт-Петербургская театральная академия - артист музыкального театра. Школа современного актера - это студия современного актера, при мим-театра «За Двумя Зайцами» - первое профессиональное театральное образование в Красноярске. Два года обучалась пантомиме, сценическому движению, речи, актёрскому мастерству. Здесь впервые я вышла на сцену в составе театра и выбрала дальнейший путь. Были еще частные мастер-классы, студии, курсы в Петербурге. Учась в Театральной Академии я занималась еще и в студии клоунады «Театр Решений», в школе актёрского мастерства «Легкие люди».
Вы обучались у многих известных клоунов. Откройте секрет с кем довелось пообщаться в учебном классе?
Дело в том, что клоунада редкий жанр. Мастерство передается от мастера к ученику. И у меня было много учителей. Самые важные для меня - это Зайцева И. В. и Зайцев В.Н., они дали главное основу: технику пантомимы, умение придумывать и самостоятельно репетировать номера. Далее, Павел Михайлов-Заворатинский: шутка, гэг - понятие, что клоун должен быть смешным, а уже потом лиричным, философом и т. д. Слава Полунин - масштаб, создание атмосферы, умение работать с публикой на праздниках, создание образа «Зеленого клоуна» в «Снежном шоу Славы Полунина». Я прошла практически все мастер-классы, которые были по клоунаде - Натальи Фиссон, Анвара Либабова, Давида Шайнера, Давида Ларибля, Жанго Эдвардса, Антона Адасинского и других. У каждого клоуна свой взгляд на жанр. Поэтому здесь важен личный контакт с мастером.


Кого из них Вы считаете самым сильным?
С Давидом Лариблем я занималась наиболее часто из зарубежных мастеров. Нравилась его эмоциональность, отношения с публикой, номера и обаяние. С ним мы пробовали делать цирковой репертуар. Успех у зрителя, это тонкий эликсир, парящий на сцене, манеже и имя ему - импровизация. Этому навыку и обучалась, перенимала опыт и «шишки на лбу» коллег по цирковому цеху. Но хорошая импровизация всегда подготовлена. Самое главное и «козырное» в моем творчестве – это быть собой. Моя задача - показать, что клоуны – это такие же люди, как и все остальные. Кроме того, я известна как поющий клоун. Мое музыкальное образование, о котором я говорила, - это ещё один мой важный «туз».


У Вас много наград. Или Вы так не считаете?
Награды… Я привыкла, что мне все доставалось довольно легко. До рождения детей моя жизнь и вовсе больше напоминала развлечение. Делаешь то, что нравится, еще и награды получаешь - красота! Конкурсы в детстве довались непросто: волнение, разочарования, сравнения. Но и научили меня многому - собранности, умению проявить волю. Я не из тех, кто страдает синдромом отличника. Отличницей я могла быть лишь потому, что очень хотела заниматься театром - таков был наш уговор с родителями: когда я училась в училище, я должна была учиться на 4-5 чтобы не запускать учебу, бегая в театр. Впрочем, у меня есть любимые, значимые для меня награды. Чаще всего они за «Лучшее актёрское мастерство». Признание коллег очень важно для меня. Мое творчество отмечено наградами и дипломами разнообразных фестивалей клоунады и юмора, включая Международный Фестиваль клоунов в Одессе – «КОМЕДИАДА-2014», где я была удостоена звания «Смехач высшей категории» за лучшее актерское мастерство, участница международного фестиваля «Монокль». Но я не тщеславна. В то же время у клоуна есть потребность смешить. Это всегда было априори.


Какая у ваших выступления «визитная карточка»?
Своей «визитной карточкой» я бы назвала номер «Сварщица», потому что он первый. От него все пошло. Суть номера в том, что женщина в халате выходит на сцену, начинает собираться, краситься, наводит полный марафет… Ее героиня - роскошная женщина с гигантской губной помадой, орудует пилочкой под звуки скрипки Ванессы Мэй, последний штрих - и можно на работу, спасать мир красотой. Не случайно этот номер называется "Сварщица", соль в том, что густой макияж в конце закрывается шлемом с маской, и в этом вся русская женщина, яркая, кокетливая и бесшабашно берущаяся за мужскую работу. Это несет в себе то, что красота спасет мир и что она внутри, что каждая женщина хочет быть красивой, пускай под «сварочной маской» этого никто и не увидит. Клоунада должна быть понятна всем слоям населения. Ребенку трех лет, например. Придет, например, семья «от мала до велика», но каждый поймет суть, увидит что-то свое и будет смеяться над чем-то своим. Наша задача – понять главные проблемы людей и с ней работать.


Перечислите Ваши навыки?
Это смешной для меня вопрос. Например, у меня есть навык в полной темноте наливать молоко в бутылочку ребенка и на слух определять сколько я налила - половину или полную. Как вам такой навык? На мой взгляд навыки в быту - это важная часть жизни. У меня есть навыки самой себе организовать выступления, провести переговоры, дать рекламу, продать билеты, самостоятельно отрепетировать, сыграть спектакль. Если мы говорим о навыках жонглирования, баланса, вокала и так далее, то это малая часть творчества. Лучше приходите ко мне на спектакль и сложите свое мнение о моих умениях. Так будет честнее. Я готовлю сейчас три новых спектакля - для детей, для взрослых и для улицы. Для всех этих работ нужны разные навыки. Основа которых - коммуникация. Часто говорят, что клоуны в жизни грустные люди. Мне кажется, что все индивидуально, поскольку, есть такой момент: что клоунское выступление очень энергозатратно. Часто, отдав все силы и эмоции на сцене - не остаётся сил на веселье и нужно время, чтобы восстановить баланс. Но я очень люблю друзей, компании, все меня знают, как душу компании. Люблю, когда люди общаются, смеются, обнимаются! Если можно еще и потанцевать, попеть - вообще прекрасно!


Моноспектакль «Скрипа» это одна из Ваших важных постановок?
Спектакль «Скрипа» - это собрание моих лучших номеров, собранных в единую историю с нотками ностальгии по прошлому. В нем есть, над чем посмеяться, а, может быть, и погрустить. Скрипа - это мой персонаж, она в чем-то очень похожа на меня, в чем-то на мою маму, а кто-то узнает в ней себя! За строгой и немного неприветливой маской скрывается ранимая душа, которая после многих жизненных перипетий заново учится улыбаться, доверять, любить. Для меня это очень важный спектакль, потому что каждый номер был придуман в разные периоды моей жизни, и они отчасти являются автобиографичными. Я участвовала в легендарном спектакле «Снежное шоу Славы Полунина». Там я исполняла роль Зеленого клоуна. С этим шоу я побывала на гастролях по столицам регионов России, в Москве, в Санкт-Петербурге, в Колумбии и дважды бывала на Желтой Мельнице - творческой резиденции Славы. Цирковые представления завораживают и восхищают меня до сих пор. Я выступала в цирке на Фонтанке, в Санкт-Петербурге, в Саратове, пробовала себя в качестве коверного клоуна, выступала в цирковых спектаклях.


Кроме спектаклей Вы играли в кинофильмах, не так ли?
Кино - волшебная страна! Очень люблю этот вид искусства! Я снималась в студенческих работах, а так же у профессиональных кинорежиссеров. Наиболее выдающую роль я считаю роль Желтой клоунессы в х/ф «Клад», Реж. Ирина Волкова. Этот фильм был показан в кинотеатрах и является участником и призером различных кинофестивалей. Еще был замечательный фильм со мной в главной роли «Мой друг Пьеро», Реж. Лиза Полянская. История пары клоунов, молодых уличных артистов, которые иногда живут впроголодь, но которые каждый день совершают маленькое чудо - выходят на улицу и дарят праздник тем, кто в нем особенно нуждается. Замечательный, добрый и лиричный фильм. Снимали в Нижнем Новгороде. Клоун учится всю жизнь, растёт всю жизнь. Маска появляется, формируется как личность и дальше растёт, растёт, растёт. В чём плюс клоунады - клоун не стареет. Он только преображается. В этом плюс и женской клоунады. Мне можно не заботиться о возрасте, о морщинах. Я даже специально делаю себя старше. Сейчас, говорят, я хорошею. Чем я старше, моя маска - моложе. Такой парадокс.


На каких инструментах Вы умеете играть?
Чтобы уметь играть - нужно играть. Сейчас я практически не играю на инструментах, за исключением моих звезд - резиновых Хрюшек, которые уже восемь лет радуют публику в номере «Классика у микрофона». У меня есть свой инструмент - фортепиано, который находится в театре «Зазеркалье». Если заняться этим вопросом, то смогу сыграть и на фортепиано, и на мелодике, хочу научиться играть на пиле, пробовала играть на скрипке - до сих пор мечтаю научиться играть, этот инструмент очень символичный для меня. На блок-флейте смогу что-то простое играть. Мне все нравится, все интересно. Но времени сейчас на музыку не хватает. Если для проекта нужно будет - тогда буду целенаправленно заниматься. Пою в академической и эстрадной манере. Я довольно быстро обучаюсь. Знать бы - для чего мне это? Мне кажется, что музыка и клоунада – это два таких искусства, которые затрагивают душу изнутри. Человек слышит, воспринимает и не может описать. Я бы назвала это «моментом очищения». Смех, как и музыка, очищает, а клоуны работают для того, чтобы людям хотелось жить. В общем, философия такая, которая, кстати, в нашем творчестве тоже не последнее место занимает.


Как рождаются идеи номеров?
Все номера, которые я делаю, придуманы мной. Значит, то, что мной придумано, во мне отзывается. В какой-то период жизни я хотела очень найти мужчину, чтобы «спасти» его. Или чувствовала, что я просто супервумэн и могу хоть в космос полететь. Бывают и лирические моменты в жизни, которые также отражаются в творчестве. Иногда в ход идет и музыка, ведь мое первое образование – это дирижёр академического хора. Клоунада – это музыка души.


Над чем Вы работаете сейчас?
Я готовлю премьеру спектакля для взрослых. Премьера будет приурочена к Международному женскому дню, потому как спектакль будет вновь посвящен тонкости и многообразию женской натуры. Это будет комедия, соло - все как я люблю, но формат спектакля будет очень необычный - я буду играть двенадцать разных образов, мгновенно перевоплощаясь, меняя внешность и характеры персонажей как когда-то делал метр эстрады - Аркадий Райкин, но при этом, без слов. Я очень вдохновлена этой идеей - уже шью костюм и репетирую эпизоды. Так же уже давно я хочу выпустить спектакль для детей - персонаж готов, вопрос стоит за костюмом и декорациями. И к летнему сезону зреет уличный спектакль, который, я надеюсь, будет новой ступенькой в моей клоунской карьере, потому что это вызов самой себе. Это очень щекочет мою творческую жилку - работать на улице могут самые прокачанные артисты, которые умеют увлекать своей игрой, невероятно держать внимание зрителей и чувствовать малейшие тонкости настроения публики. Это еще одно мое новое увлечение. Все спектакли и проекты я делаю за счет своих личных средств. Если бы в этом вопросе у меня были бы помощники - дела бы двигались быстрее. Я всегда открыта для сотрудничества и ищу спонсоров и инвесторов. Идеи для воплощения есть! И они все направлены на созидание, на создание дружественных отношений между людьми. Клоуны - это те, кто объединяют! Я это точно знаю!


Ваши дальнейшие планы?
У меня трое детей. Планирую растить их и быть для них хорошей мамой и, по - возможности, делать то, что я люблю - дарить улыбки, радость, свою любовь. Я бы хотела больше ездить на гастроли - люблю совмещать путешествия и выступления. Больше всего меня манят крупнейшие карнавалы мира - мечтаю побывать в Китае, Бразилии и Италии. Буквально на днях отыграли очаровательную программу «Зимовник» в ТЦ «Муравей», Нижний Новгород. «Клоун провоцирует нас на жизнь», - сказал когда-то Фредерико Феллини. Когда клоуны собираются вместе, происходит что-то невероятное. Счастлива, что со мной в этом спектакле клоунском квартирнике работали: Павел Алёхин актер театра DEREVO (Санкт-Петербург - Дрезден) и «Снежного шоу» Славы Полунина, Евгений Чумак - клоун, мим, актер театра и кино ранее работал в цирке на Фонтанке с Олегом Поповым, Мария Галкина - актриса театра и кино, пробует себя в жанре новой клоунады. Ведь клоуны, по словам Славы Полунина, - это шпионы мира детского в мире взрослом. Клоуны - это волшебники, превращающие повседневность в праздник и разрешающие всем вокруг быть странными, чудаковатыми, смешными. Самый теплый и долгожданный момент для артиста - это любовь и признание своего зрителя.


О чем Вы мечтаете на сцене, когда зритель буквально в метре от Вас и спектакль через мгновение начнется?
«Скрипа» - это мой родной сольный - спектакль, созданный в жанре театральной клоунады. Главная героиня по имени Скрипа - яркая женщина советского периода, какую можно встретить в ЗАГСе, на пляже, на улице, в цирке. За маской строгости и серьезности скрывается ранимая душа, которая вновь и вновь ищет свою любовь. Попадая в комичные ситуации, Скрипа создаёт манифест жизни, любви, веры в лучшее и в людей! Об этом думаю, про это мечтаю и импровизирую для зрителя. Придя на спектакль, Вы обязательно влюбитесь в эту обаятельную блондинку и узнаёте - удалось ли ей составить чье-то личное счастье и найти своё предназначение? Я поделюсь секретом: на моем спектакле «Скрипа», в самом конце, мы вместе со всем залом загадываем желание. Но мы загадываем его молча, про себя - каждый думает о чем-то своем, о важном. Создается невероятно трогательная, чувственная, уязвимая атмосфера. Когда я загадываю желание - на глазах наворачиваются слезы, как и сейчас, когда думаю об этом. Моя мечта объединяет людей во всем мире, мечта, которая реет в воздухе. Это мечта о мире. И я мечтаю, чтобы желания, загаданные от чистого сердца, исполнились... Я буду искать любую возможность быть клоуном.


Этим летом Вы работали на уличном цирковом фестивале «Цирк без границ!» вместе с директором Омского государственного цирка Виталием Доля, какие моменты остались в памяти, что отложили себе в «театральный ларец»?
Праздник начался цирковой кавалькадой во главе с эксцентричной клоунессы Ржаки Джигитовны Чинизелли, в таком амплуа увидела себя на фестивале. Фестиваль «Цирк без границ!» - это большой осенний open-air, собранный из самых разных активностей, где занятие по душе нашли для себя дети всех возрастов. Я знаю и все мы уверены: уличный фестиваль - это лучший способ прикоснуться к искусству и воочию увидеть начинающих артистов, быть может именно они - будущие звезды российского цирка. А в театральный ларец нужно аккуратно складывать те самые минуты и секунды счастья - общения со зрителем, сегодня они дети, а завтра уже папы и мамы с счастливыми лицами, любящими всем сердцем - ЦИРК! Манеж - это воронка. И ты стоишь в самом ее центре, и тебя крутит больше всех.




Не сразу узнала, что Виталий Викторович Доля директор Омского цирка, мои первые впечатления, увидела в этом человеке абсолютную искренность, радушие и внимательность к своему делу и людям. А главное дело жизни Виталия, как мне думается, организовать людям такой праздник, который останется в памяти на всю жизнь. Ну и очень важное душевное состояние… он влюблен в цирк! Если вы нашли общий язык с хорошим администратором, цените это. Значит, вам крупно повезло!!! Администратор - это как кот, который гуляет сам по себе, и не поддается дрессировке. В лице администратора вы можете приобрести как хорошего друга, так и опасного коварного … с улыбкой Чеширского кота (grinning like a Cheshire cat)!!! Любите свое дело! Творите! И помните - совершенству нет предела! До встречи друзья на фестивале «Цирк без границ!» - 2025. Хо-хо-хо!!! Уже слышите звон бубенцов?




Материал к публикации автора Арутюн Зулумян (источник: http://www.nashasreda.ru) и на основе информации открытых источников подготовил Андрей Ахрамович

Фотографии Елена Бледных (Васильева) и коллег

Афиша цирка

в нашем цирке

каникулы

Следите за новостями, чтобы не пропустить новую программу...