Среди малоизвестных страниц культуры Белой столицы России 1918-1919 годов – деятельность омского цирка.


Цирковое искусство в начале ХХ века имело исключительную популярность. И Омск не был исключением. 6 августа 1919 года, В.И. Ленин, считавший, что важнейшими из искусств являются кино и цирк, подписал декрет Совета Народных Комиссаров «Об объединении театрального дела». Согласно этому декрету, цирки стали государственными. Но декрет до Омска дошел не сразу, поскольку здесь тогда советской власти не было, а цирк продолжал работать в прежнем режиме.
 

 
Главными организаторами циркового искусства были антрепренеры. Именно они собирали труппу и организовывали гастроли.
 
Цирковое искусство того времени было нелегким занятием. Обучение цирковому делу обычно начиналось с четырех - пятилетнего возраста. Семи и¬ восьмилетние артисты нередко выступали на аренах. Как правило, дети шли по дороге отцов и матерей. Но, кроме того, в цирках воспитывались приемыши, взятые из неимущих семей. Побои при обучении считались обязательной мерой воспитания. Замечательное и правдивое описание того, как учили в цирке, оставил писатель Д.В. Григорович в знаменитой повести «Гуттаперчевый мальчик», написанной в 1883 году. Обычно, когда юноше исполнялось 15-16 лет, учение считалось оконченным, били уже меньше, но работы прибавлялось: ежедневное участие в трех-четырех номерах и пантомиме, репетиции, содержание в порядке реквизита, работа униформистом, постройка цирка по приезде на новое место. Жалованье платили неаккуратно: были сборы – директор платил, не было сборов – не было и зарплаты. Артисты часто голодали, были вынуждены выступать на улицах.
 
Омский цирк в 1918-1919 годах назывался очень торжественно – «Цирк Спорт Паллас». Он не имел постоянной труппы, как правило, принимал гастролирующих артистов. Но все¬ таки были и артисты, выступающие здесь практически постоянно.
 
Одним из главных номеров в цирке того времени была борьба. Кумиром многих омичей был Иван Яго (другие варианты написания имени – Яан Яаго, Ян Яго). И. Яго – легендарный чемпион мира по французской борьбе. Родился в 1888 году в деревне Сеся Керва Эстляндской губернии на берегу реки Эммы. Настоящее имя – Ян (Яан). В 1902 г. в 14-летнем возрасте, после смерти отца, перебрался в г. Юрьев (ныне – Тарту) и работал там на заводе вплоть до 1906 года, до его закрытия. В 1908 году переезжает из Юрьева в Ревель. Работает контролером билетов в ревельском цирке и начинает заниматься борьбой.
 

 
На чемпионате мира 1913 года Ивану Яго достался третий приз, уже через год, в 1914 году, в Одессе на Всемирном чемпионате, организованном в цирке Малевича И.В. Лебедевым, первый приз – звание «Чемпион мира 1914 года» и почетный шарф. В этом же году он подтверждает свой класс в цирке «Модерн», а также на другом всемирном чемпионате (их проводилось несколько) становится обладателем третьего приза. Журнал «К спорту» за 1916 год писал: «Лучшими борцами, выступающими сейчас на российских коврах, являются И. Поддубный, С. Збышко-Цыганевич, Алекс Аберг, К. Буль, И. Шемякин и Я. Яго».
 
21 января 1919 года знаменитый чемпион выступал в Омске. В программе «грандиозного спорт-представления» было заявлено два номера: его демонстрация силы в состязании «с двумя рабочими лошадьми» и борьба с Оскаром Креем. Призовые составляли 350 рублей: две части получал победитель, а одну – проигравший. 24 января, в продолжение «гастроли знаменитого борца», Иван Яго выступил с рядом атлетических номеров. Одновременно проводилось состязание других борцов. Призовые уже составили 500 рублей Подобные соревнования («матчи борьбы») проводились постоянно.
 
Для разнообразия использовались и другие приемы привлечения интереса публики. Например, борец Иван Яго исполнял упражнения с гирями, штангами и живым весом. За исполнение его упражнения «Адский мост» артист предлагал любому 1000 рублей. Использовалась и так называемая «борьба по вызову», напоминающая дуэль. Почетным считалось выстоять против профессиональных борцов. Директор омского цирка предлагал любому борцу 1000 руб., если он выстоит 20 минут против «Великана Журбы». (Чтобы понять реальную величину премии, стоит сказать, что мясо стоило тогда в Омске от 5,5 до 7 руб. за фунт).
 
25 февраля 1919 года в омском цирке состоялось большое событие: «торжественное открытие Всемирного чемпионата французской и русско-швейцарской борьбы». В газетах особо подчеркивалось, что чемпионат перенесен из Петрограда в Омск. Тем самым поднимался статус Белой столицы России. Чемпионат был организован журналом «Геркулес» и его редактором И.В. Лебедевым (дядей Ваней). Приз должен был составить немалую сумму – 15 тысяч рублей.
 

 
Другие популярные жанры омского цирка: фокусы, комические представления, акробатические номера, выступления жонглеров. Так, в феврале 1919 года выступали клоуны Франц и Коко. Особым шиком считалось привлечение в город иностранных артистов, что сразу привлекало местную публику. Помимо зарубежных борцов, в Омске гастролировали и другие артисты. Например, в декабре 1918 года гастролировал «знаменитый итальянский дерби жокей Морассо». Приезжали в Омск и дрессировщики, но чаще всего это были выступления с собачками и лошадьми. Лишь несколько раз привозили диких животных.
 

 
В октябре 1919 года газета «Сибирская речь» сообщила о «гастроли английского комического эквилибриста УМСТИ-БУМСТИ». Кто скрывался под этим псевдонимом? Был ли это настоящий англичанин? Сегодня трудно дать ответы на эти вопросы. Большим успехом пользовались также комики и клоуны. Так, был проведен бенефис «короля смеха» комика и жонглера Карро. Выступал здесь еще одни известный юморист Андрей Спари.
 

 
Регулярно о цирке были заметки в ежедневной газете "Сибирская речь" (1917-1918гг.). Газета издавалась Омским комитетом партии "Народная свобода" и была "рупором сибирских кадетов, стоящих на правых позициях". Подписка оформлялась на 2 месяца (15 руб.) и месяц (8 руб.). Цена отдельного номера устанавливалась в 35 коп. (на лето 1918г.). Заслуживает внимание и тот факт, что внести подписную плату или дать в газету объявление можно было помимо редакции в книжном магазине Марковитиной. Печаталась "Сибирская речь", как правило, в Омской художественной типографии. Тираж этого периодического издания порой доходил до 5000 экземпляров.
 
Своеобразной данью моде стало выступление в омском цирке и «французский апашей». Танцы апашей (Apache Dance) – явление парижской уличной культуры начала XX века. Танец возник в среде бандитов и хулиганов, присвоивших себе, для пущего устрашения, имя дикого племени апачей. Во французском произношении оно звучало как «апаш». Апаши носили рубашки с большим отложным воротником, открывающим горло. На шею под воротник рубашки повязывался яркий платок.
 
Апаши стали модны среди скучающих по острым ощущениям аристократок. Танец с бандитом – это экзотика, сенсация, скандал – это модно. Роли мужчины и женщины распределены четко: мужчина – жестокий, ревнивый Отелло, щедро одаривающий партнершу тумаками, таскающий ее за волосы, бросающий на пол. Женщина – кошка, напряжена, оценивает опасность разгневанного мужчины. Получая тычки и затрещины от партнера, она пытается сопротивляться либо симулирует бессознательное состояние и ... проявляет преданность ему же. Считалось также, что эти танцы, которые передавались неожиданно грубыми танцевальными приемами с применением акробатики.
 
Одним из номеров в омском цирке 1919 года были танцы: профессиональные танцоры показывали разные номера. Большим успехом пользовались и выступления артистов кабарэ. Среди танцевальных номеров популярность имело также «бразильское танго».



Показывали в омском цирке и вполне классические танцы – балет, в нем прошли гастроли прима -балерины Марии Федошевской, ученицы новатора танца «Прыгающего чертенка»,  хореографа балетов «Весна священная», «Послеполуденный отдых фавна», «Игры» - Вацлава Нежинского.  
 
Не забывали артисты омского цирка и маленьких зрителей. В выходные дни периодически давались дневные представления специально для детей. Устраивались детские праздники и карнавалы. Такой карнавал, например, состоялся 6 июля 1919 года. В программе были бесплатное катание детей на лошадках и осликах, комическая пантомима.
 

 
Таким образом, в Белом Омске продолжались традиции русского старого цирка. Главным зрелищем омского цирка того времени была борьба, причем особую роль играли «звезды», среди которых выделялся омич Иван Яго. Крупным событием такого рода стал Всемирный чемпионат по борьбе 1919 года. Выступали также фокусники, акробаты, клоуны, танцоры (бразильское танго, апаш и др.). В меньшей степени были представлены дрессировщики. Давались и детские представления. Несмотря на военные действия, гастроли цирковых артистов продолжались в Белом Омске все время. Пауза наступила лишь после вступления в Омск Красной Армии в ноябре 1919 года.
 

 
Сергей Григорьевич Сизов, русский историк, профессор ФГБОУ ВО «СибАДИ», доктор исторических наук.
Статья вышла в номере «Домашней газеты» от 9 ноября 2019 года.
 

Афиша цирка

Афиша

скоро в Омском цирке

«Магия великих слов»

Уникальный авторский проект от главного режиссера ФКП «Росгосцирк» Елены Петриковой поставлен по мотивам великих произведений русской литературы. Здесь номера и образы срежиссированы по сюжетам произведений Пушкина, Толстого, Шолохова, Лермонтова, Чехова, Фонвизина и других литературных гениев...

Подробнее о представлении