Театр начинается с вешалки. А Цирк начинается с купеческого слова и богоугодного дела!


Первый в Сибири стационарный цирк появился в 1868 году в Иркутске. Скромное деревянное здание построил итальянский импресарио по фамилии Сулье. В 1885-м строится еще один аналогичный по архитектурным «изыскам» того времени, цирк-зверинец. Сказались и дефицит в городе других развлечений, и география – прочные торговые связи с Китаем. Частыми гостями в иркутских цирках были именно китайские артисты. В 1897 году в Царской России открылся временный цирк в Красноярске. А год спустя, в 1898-м, решением об обязании  возведения первого цирковое здание театра-цирка в Омске принимает 19 октября Омская Городская Дума под предводительством городского головы Н.Н. Остапенко. А инициатором сего «коммерческого проекта» стал весьма неординарный екатеринбуржец, оставившей заметный след в истории Омского цирка – содержатель доходных домов, обер-офицерский сын, из крестьян, купец Петр Кузьмич Сичкарев - рожденный 12 июня 1860г.
 
Многие предупреждали купца о рискованности организации данного проекта в г. Омске, но были и люди поддерживающие «новое дело» и просили за строительство театра-цирка. Омское драматическое общество в лице директора М.Г. Бека нашло живое участие в ходатайстве о поддержке данного начинания пред Омской Городской Думой – «он просит уважить его просьбу на самых льготных условиях о выделении земельного участка под строительство театра-цирка в  Любиной рощи, хоть дело не сулит больших выгод и что с постройкой он может лишиться казенного процента на затраченный капитал». Поддержал идею выделения земельного участка и строительства цирка в г.Омске и депутат от духовного ведомства священник отец Алексий Серебрянников, возведеный в сан протоиерея Тобольской  и Сибирской епархии - батюшка сделавший не мало для Омска не только в духовном наставничестве, но и своеобразном заступничестве перед властями, так он лично просил военного министра генерал-адъютанта А.Н. Куропаткина о строительстве церкви при омском военном госпитале. Прошения и поддержка священника и его дела правильные, воплотились в жизни, с благословение батюшки появилось здание Епархиального  свечного завода, здания Епархиального Женского Училища, здание театра-цирка П.К.Сичкарева и Омская Госпитальная церковь, построенная при военном госпитале —  Скорбященская и Церковь во имя иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость. Люди в Царской России, думали о малом и одновременно широко смотря - в будущее развитие родного города Омска.


 
Тем не менее, не оглядываясь на отговоры - Петр Кузьмич Сичкарев решился на постройку и полный надежд, что Омское драматическое общество и городское самоуправление  «не откажут в сочувствие и в содействие в благом начинании»  настаивает на выделении ему земельного участка в аренду на 10 лет Решением  Омской Городской Думой предписано обязать купца окончательно построить цирк-театр, при чем за пользованием за отведенный земельный участок взимать с него арендную плату в начале каждого года в размере 180 рублей в доход города.
 
Согласно архивным записям, в 1898 году екатеринбургский купец Петр Сичкарев  получил в аренду землю в самом центре города, в Саниковском переулке (нынешняя улица Партизанская, теперь на этом месте располагается корпус Омского педагогического университета). На участке был выстроен деревянный цирк-театр на 800 мест – солидный размах по тем временам! Рядом был вход в Детский сад, где любила гулять публика, и отбоя от зрителей не было. Заведение скоро стали назвать «цирк Сичкарёва», или попросту Сичкарёвка. К проекту Петр Сичкарев подошел максимально прагматично: минимум удобств, максимум прибыли. Впрочем, его можно понять: дело для Омска было новое, и коммерческого успеха никто не гарантировал. Чтобы быстрее окупить вложенные средства и получить доход, Петр Сичкарёв экономил на всём: от керосинового освещения до театральных декораций. Сцену постоянно перестраивали, превращая её то в арену, то в театральные подмостки. Здесь проходили выступления театральной труппы Долина, спектакли артистов петербургского Александринского театра. А в 1900 году в цирке прошли гастроли основателя самой знаменитой русской цирковой династии - Анатолия Дурова. Зимой из-за того, что помещение не отапливалось, преставления давать было невозможно. По оценке омской газеты «Степной край» (1905), это был балаган «с дырявыми, качающимися полотнами вместо декораций, на которых при самом пылком воображении нельзя было узнать, что такое изображено, с низкопробной распивочной вместо буфета, с представлениями как бы специально направленными к тому, чтобы мало-помалу заглушить в зрителе всякое эстетическое чувство». 24 декабря 1900 предоставил помещение цирка для проведения благотворительной лотереи Обществу попечения об Ольгинском приюте трудолюбия для детей сирот. В декабре 1900 купец сам жертвовал 1000 рублей в пользу голодающих Тюкалинского уезда  Тобольской губернии. Состоял секретарем Правления Общества хоругвеносцев при Омском кафедральном соборе.
 
В 1905 году, когда в городе появился новый каменный театр, и публики заметно поубавилось, в театре выступали фокусники. Упоминается П.К. Сичкарев в сохранившимся историческом документе от 19 декабря 1907г. в письме в Первое театральное агентство Е.Н. Рассохиной со сведениями о театрах и других развлечениях в г. Омске, в котором кратко обозначается «цирк-театр - полный сбор до 1000 рублей, имеется электричество». Но уже в 1905 году предприниматель и первый маклер омской биржи Илья Григорьевич Чириков строит временное, но в то же время более удобное для зрителей и артистов здание на Казачьей площади (в районе нынешнего Казачьего рынка, в наше время на его месте стоит здание Управления Федеральной налоговой службы по Омской области). С этого момента начинается закат «Сичкаревки» – еще идут в ней внешне пышные, помпезные цирковые представления, но финансовые дела у хозяина становятся все хуже и хуже. 


 
Первая попытка создания постоянно действующего кинотеатра в Омске была предпринята Петром Сичкаревым в январе 1907 года, состоялось открытие стационарного электротеатра «Одеон». Именно здесь на «Сичкаревке» были организованы регулярные сеансы кинематографа - увеселительного аттракциона «Живые фотографии», перед амфитеатром устанавливали экран, чтобы показывать кинофильмы:«Человек-змея», «Купальня», «Улица Парижа», «Приход поезда», «Столярная мастерская». Сеансы были короткими, по 15-20 минут, фильмы в основном демонстрировали движение. Для привлечения зрителей в перерывах между сеансами играли целые оркестры, привлекались певцы и цирковые артисты, интерес к кино разжигала и пресса. Плата за вход была от 30 до 60 копеек, ложи — 75 копеек, ученические билеты — 15 копеек, однако учащимся разрешалось посещать кинотеатр только с позволения учителей. В октябре 1908 года кончился срок аренды земли под деревянным театром-цирком, но его снос отсрочили до мая 1909 и продолжали использовать. Так, в марте 1909 здесь организовали вербный базар - выставку дамских рукоделий, изящных работ, цветов, пасхальных яиц и кукол - в пользу Омской общины сестер милосердия. Омские кинематографы активно занимались благотворительной деятельностью. Так, в феврале 1910 года кинематограф А. Л. Усплентьевой весь свой трехдневный сбор отдал в пользу бедных. Электротеатр «Иллюзион» пожертвовал выручку в пользу неимущих учениц 2-й женской гимназии. В феврале 1913 года по случаю 300-летия Дома Романовых все омские кинематографы и Петр Сичкарев в электротеатре «Одеон».  бесплатно демонстрировали «картины для народа», а на патриотические фильмы бесплатно пускались учащиеся. Весной 1917 г. в электротеатре «Одеон»демонстрировалась картина в 2-х сериях «Гришка Распутин, позор дома Романовых».
 

 
В марте 1910г. П.К. Сичкарев просил городскую управу разрешить устройство в собственной усадьбе (Бутырский форштадт) мастерской с керосиновым двигателем по производству бумажных кульков. На предприятии в 1915–1916 функционировал керосиновый двигатель в 4 л. с., были заняты управляющий и приказчик, 10 рабочих, из которых 7 девочек-подростков, вырабатывалось за год 9100 пуд. рулонной бумаги, 8750 пуд. бумажных пакетов. Оборот и прибыль предприятия в 1915 составляли соответственно 40 тыс. и 4 тыс. руб., а в 1916 – 50 тыс. и 5 тыс. руб. Торговых книг не вел. На I Зап.-Сиб. с.-х., лесной и торгово-промышленной выставке в Омске  (1911г.) продукция Петра Сичкарева была удостоена похвального отзыва (стр. 53 Список экспонатов получивших награды на первой Западно - Сибирской выставке).



Кредитовался в омском отделении Гос. банка. В 1906, 1917 размер кредита составлял 2 тыс. руб. После закрытия первого омского цирка купец открыл пакетное производство и магазин «Бумажный кулёк» в собственном доме на Баронской улице, сейчас ул. Октябрьская. В советское время Петр Кузьмич беспартийный, сочувствующий советской власти, заведовал мастерской по производству пакетов и бумажных кульков в детском доме №7  имени Смирнова до 17.06.1925г. уволился по собственному желанию.
 

Имел сына - Сичкарева Федора Петровича, 1895 года рождения, русского, который работал кладовщиком на ТЭЦ, житель г.Омска. Был арестован 1937.09.16 и осужден 1937.10.25 омской тройкой при УНКВД по Омской области. Обвинен по ст. 58-10-11 УК РСФСР и расстрелен 1937.10.29. Место расстрела: г.Омск, далее сын купца был реабилитирован 1956.11.20 Военным трибуналом СибВО, основание: за отсутствием состава преступления. (Книга памяти Омской обл. Омский архив УФСБ, след. дело 10310, л. 180-184, д.П.5030.). Военный Трибунал Сибво решением от 20 ноября 1956 г. отме¬нил приговор омской тройки от 25 октября 1937 г. относительно всех 12 обвиняемых этой группы и реабилитировал пострадавших. Все обвиняемые были расстреляны 29 октября 1937г. На запро¬сы родственников купца следовали ответы, откровенно маскирующие преступление режима: Сичкарев Федор Петрович умер в местах заключения 28 июня 1944 г. от корональной недостаточности сердца.
 



 
Прошло 125 – лет со дня основания цирка, потомки купца основателя Омского цирка Петра Кузьмича Сичкарева живут в городе Омске в наши дни: правнучка Левенко О.Е. (кандидат педагогических наук), прапраправнучка Юнуссова А. В., правнучка Макарова Е.Е., праправнучка Макарова А.М., праправнук Чернорай Е.А. 
 
Нам удалось познакомиться с семьей Петра Сичкарева. Его внук Евгений Федорович Сичкарев прожил долгую жизнь. Родился в 1933 году. Выпускник автодорожного техникума, он преподавал в СПТУ-45. «Очень добрый и немногословный был наш дедушка, – вспоминает внучка Анастасия. – Это он рассказал нам, что его родной дед был известным в Омске купцом, имел несколько доходных домов. Что он построил первый в Омске цирк». У Евгения Федоровича две дочери, поэтому фамилия Сичкарев в этой родственной ветке продолжения не нашла. Но и Елена Евгеньевна, и Ольга Евгеньевна с гордостью называют себя правнучками Петра Сичкарева. Они бережно хранят старинные фото членов семьи. Самая активная в поиске информации о корнях семьи – Анастасия Макарова. Она – праправнучка Петра Сичкарева! Ее дочка Аня сопровождала Евгения Федоровича Сичкарева в его регулярных походах в цирк, который он очень любил. Получается, что все известные нам потомки Петра Сичкарева пошли по «деловой и педагогической линиям». Вот правнучка Ольга Евгеньевна – кандидат педагогических наук, очень успешный и уважаемый педагог. Правнучка Елена Евгеньевна – инженер, бывшая заводчанка. Их дети Евгений и Анастасия выбрали менеджмент и экономику. Кстати, есть упущенный шанс найти еще одну родственную веточку Сичкаревых. Анастасия вспоминает, что Евгений Федорович рассказывал, что композитор Вячеслав Леонидович Косач, автор известного вальса «Омские улицы», много лет являющийся неофициальным гимном города, приходится ему двоюродным братом. Так что и этот символ Омска, получается, косвенно связан с зачинателем циркового дела в нем. Ведь «Сичкаревка» стала символом развития города, оставила заметный след в его истории…
 

 
01.12.2023г. Его Высокопреосвященство Митрополит Омский и Таврический Дионисий встречался в Епархиальном управлении с семьей купца Петра Кузьмича Сичкарева и директором Омского государственного цирка, беседа была долгой и плодотворной, Владыка обратиться к участникам встречи, а в их лице к деятелям циркового искусства  с приветственным Словом, что послужило вдохновляющим стимулом для продолжения служения направленного на сохранение вековых традиций циркового дела, как феномена культурного наследия России.
 
Коллектив Омского государственного цирка благодарит коллектив Бюджетного учреждения Омской области «Исторический архив Омской области» и лично директора Людмилу Александровну Чекалину за предоставленные архивные документы и фотоматериалы.
 
Директор Омского государственного цирка Виталий Доля
 

Афиша цирка

Афиша

с 8 июня в Омском цирке

«Магия великих слов»

Уникальный авторский проект от главного режиссера ФКП «Росгосцирк» Елены Петриковой поставлен по мотивам великих произведений русской литературы. Здесь номера и образы срежиссированы по сюжетам произведений Пушкина, Толстого, Шолохова, Лермонтова, Чехова, Фонвизина и других литературных гениев...

Подробнее о представлении