Тернистый путь омича в Большой цирк

Говорят, чтобы стать хорошим наездником, надо родиться в седле. Но Яков Экк родился в городе и лошади не знал. А родился и вырос он в 1957 году в Омске, детство его прошло на Кордном поселке. Занимался будущий артист спортивной акробатикой в цирковом кружке в ДК «Юность», и в 16 лет уже стал мастером спорта. Тренеры видели в нем перспективного спортсмена. Но судьба молодого человека решилась по-другому благодаря одному случаю. В Омск приехал цирк – юбилейная программа Валентина Филатова при участии дрессировщицы Татьяны Филатовой – «25 лет всемирно известного аттракциона «Медвежий цирк» (1975г.), одним из номеров в программе были «Комические жокеи» Тамарины. В номер нужны были способные ребята со спортивной подготовкой. И 18 летний Яков решил попробовать – а вдруг получится. Да так и остался в цирке навсегда, вернее сказать на всю жизнь. За семь лет работы в коллективе Тамариных, пройдя этап ученичества, а затем став полноправным партнером в номере, Яков Экк в совершенстве овладел жанром, исполнял вместе с партнерами сложные, рискованные трюки. Сальто, обороты вокруг коня, акробатические фигуры - и всё это на скаку. Трюки на лошадях - один из самых рискованных, и в то же время зрелищных видов циркового искусства. Это бешеный темп, чёткая композиция и безупречная командная работа. Лошадь - единственное существо на земле, которое любит вас больше, чем себя. 

После, когда труппа распалась, выступал как соло-жокей, среди прочих трюков исполнял Яков Экк один уникальный сразу на двух скачущих лошадях. «Как только представилась  возможность сделать свой собственный конный номер в Большом Московском Государственном Цирке, я сразу помчался в город своего детства», - рассказывал артист. В Омской области находится крупный конезавод, который специализируется на разведении лошадей породы «русская рысистая», орловских рысаков, тяжеловозной и верховых пород. Омский конный завод расположен в Марьяновском районе Омской области.  Завод был основан в 1927 году на базе небольшого совхоза. Племенная работа в коннозаводстве с момента основания завода и до 70-х годов прошлого столетия имела некоторые особенности. Весь этот период Омский конный завод достаточно плодотворно работал с жеребцами линии знаменитого на всю страну скакуна Бонапарта. В их глазах сияют звёзды мудрости и отваги, ведущие людей к небесам. Представителям этой линии лошадей были свойственны: сухость, крепость конечностей, дистанционность. От жеребца Бонапарта в заводе за 18 лет получили 200 голов приплода, достаточно широко использовались в заводе его сыновья и внуки. «Я сразу представлял свой номер, как разноплановый: и с джигитовкой, и с элементами выездки, поэтому тщательно подбирал лошадей. Когда животные были отобраны и прошли оформление на новое место жительства, встал вопрос о наездниках. Я не задумываясь пригласил омских ребят и признателен им и их родителям, что они поверили в меня, в будущий номер и приехали работать в Москву». Впрочем, в то время приглашенные омичи не могли называться наездниками, потому что долгое время просто привыкали к лошадям: ухаживали за ними, чистили стойла и потихоньку переставали бояться. Нелегко пришлось и лошадям, ведь в цирке они никогда не выступали и не понимали, чего от них хотят. Все у них  вызывало испуг – и бег по кругу, и когда на них, разбегаясь, прыгал один, а то и несколько человек. По своему опыту Яков Экк знал, что без полного взаимопонимания человека с животным ничего не получится, поэтому ребята должны были не только приручить к себе лошадь, но и научиться определять ее настроение по еле уловимому движению ноздрей или хвоста, и по тому, как двигает ушами, как пофыркивает. Все эти «мелочи» очень помогли и Экку, когда он начинал работать в цирке. Ведь если жокей не чувствует лошадь, а лошадь - его, то трюка просто не получится. «Если я и доверяю чему-то больше всего на свете, так это своей лошади!». 

За эту свою оригинальную, виртуозную работу, например редкий трюк боковое арабское сальто-мортале артист получил в 1984 году звание лауреата XII Всемирного фестиваля молодежи в Москве. А вскоре и создал свой групповой номер жокеев-наездников. И когда дрессировщик Юрий Ермолаев задумал постановку циркового варианта спектакля «Гусарская баллада», для участия в представлении была приглашена и группа жокеев под руководством Якова Экка. Премьера этого совершенно ошеломительного спектакля прошло в цирке на пр. Вернадского, в котором удалось собрать все конные жанры, и объединить их единым сюжетом и художественной концепцией, состоялась в 1987 году. Те, кому посчастливилось увидеть представление, с благодарностью вспоминают о нем до сих пор. А после были выступления жокеев на манежах в составе разных  программ. Артистам аплодировали зрители многих городов России и Омск в том числе. Параллельно с основным номером Яков Экк начал готовить и джигитовку. За созданный номер «Русские наездники» был удостоен звания Лауреата премии Москвы. Лошади - это живые, дышащие произведения искусства, каждое из которых является шедевром в самом широком смысле этого слова. 

«Жокейская работа - одна из самых опасных. Я сам и пальцы ломал, и ноги, партнеры ломали. Травмы время от времени получают все. Но даже после сложных переломов люди восстанавливаются и возвращаются работать», - рассказывал Заслуженный артист России Яков Экк. Между тем во время выступлений жокеев-наездников всё внимание зрителей сосредоточено на артистах, выполняющих трюки на лошадях - они воспринимаются как главные герои номеров. Но на самом деле успех во многом зависит от человека, стоящего в центре манежа с арапником в руках. Он задаёт темп скачки, а это главный ориентир для артистов при исполнении трюков. Он как дирижер симфонического оркестра, без которого выступление немыслимо. В Большом московском цирке таким «дирижёром» на протяжении уже почти 20 лет является наш земляк Яков Корнеевич Экк. Гордимся им! Ни один час жизни не пропадает даром, если он проводится в седле. 

«Джигитовка оказалась для ребят не самой сложной, - отмечал Яков Экк. Они ведь профессиональные спортсмены и все эти трюки фактически репетировали с самого детства. Долго бились мы за выпрямленные колени и вытянутые носочки - ведь требования к выполнению трюка на лошади такое же, как и на гимнастическом снаряде или на ковре - зафиксированное положение тела должно быть идеальным! Лошадь скачет, напрягая лёгкие, упорствует, напрягая сердце, и побеждает, напрягая характер». 

В наших жанрах человек практически полностью зависит от животного. Если лошадь побежит плохо, или тормознет, или наоборот побежать быстрее, чем положено, - всё, наездник уже ничего не сделает. Или сделает, но очень плохо». Постановщик конных номеров - тот самый человек, который должен подготовить и артистов, и животных к выступлению. Для этого нужно найти подход к каждому. Яков Экк – тот самый человек, который должен подготовить и артистов, и животных к выступлению. Для этого нужно найти подход к каждому. Я никогда не падаю - я стильно спешиваюсь. 

Здоровье лошадей для Якова Экка всегда на первом месте, даже если на кону престижная победа. Так случилось и на Международном цирковом фестивале в Монте-Карло, когда заболел конь Петя. «Мы джигитов отработали, а на следующий день мы должны были работать второй, третий день, и не смогли показать второй номер – жокеи-наездники, потому что это лошадь – она основная, без неё номера нет. И все трюки основные исполняются на нём. И он сильно заболел. Ну конечно, приняли решение снять его, он был слабый, это могло привести и к травме артистов, и ему могло быть хуже.» В итоге номера получили Серебряного клоуна. Зато золото получил детский номер "Русские наездники", который Яков Экк буквально за считанные недели приготовил специально для циркового конкурса в Монте Карло. Ещё один компонент успеха номеров Якова Экка – по-особенному тёплый подход к наездникам и семейная атмосфера на репетициях. Люди говорят, что ездить верхом на лошади - это то же самое, что сидеть в машине, но это не так. Когда вы ведёте машину, вы всё контролируете. Когда вы едете верхом на лошади, всё контролирует лошадь. 

Елена Петрикова, Заслуженная артистка России: «У него очень хорошее чувство юмора, и, в общем-то, у нас такая команда даже больше семья, чем какие-то просто коллеги. И на репетициях мы всегда прикалываемся и чаще всего Яков Корнеевич, конечно, является инициатором тех или иных шуток над партнёрами.» За годы цирковой деятельности Яков Экк накопил блестящую во всех смыслах коллекцию наград. Помимо золота и серебра в Монте Карло, номера под его руководством получили двух «Золотых слонов» - приз фестиваля в цирке на Цветном бульваре в Москве и приз II Международного циркового фестиваля «Кастильо де Фигерес» (Испания). В октябре 2013 г. коллектив получил ещё одно золото на фестивале циркового искусства в г. Латина (Италия). "Все, что касается джигитовки, жокейской работы, осталось небольшое количество профессионалов высочайшего уровня. Яков - один из них. Благодаря ему, появятся ученики, появится надежда, что жанр не умрет. Никто не может принести вам мир, кроме вас самих.

«Должен ли дрессировщик быть добрым?», - спросили знаменитого дрессировщика как-то в одном из интервью. «Конечно! Злой не сможет работать с животными: тут все время надо поощрять - кормить, гладить. А главный принцип в работе - не гнать. Потихоньку, шаг за шагом делать свое дело». Такой же по-особенному тёплый подход должен быть и к наездникам, считает Яков Экк, а на репетициях должна царить семейная атмосфера. К слову, его супруга Олеся Викторовна тоже работает в цирке. Она дрессирует кошек. Однако в отличие от Якова Корнеевича Олеся Экк из цирковой семьи - ее мама была дрессировщицей медведей. А с мужем встретились в одном коллективе, а точнее поженились все том же родном городе Омске - какое-то время артистка работала с лошадьми, но последние 18 лет выступает с кошками, а ассистент в номере всегда муж. Этот кошачий номер, созданный совсем недавно, приводит в восторг в цирке даже самых скептически настроенных зрителей. Его главные герои артистичные и грациозные кошки разных пород и расцветок. Их более 20 и каждая из них прекрасно знает свою роль в маленьком спектакле, представленном талантливыми дрессировщиками. Совершенно осмысленно четвероногие артисты исполняют очень сложные трюки, как например, прыжок с высоко перша, антипод, т.е. две кошечки лежат на спине в маленьких коробах и лапами крутят сначала большие мячи, а потом горящие трости. Притом делают они это так артистично и уверенно, что у зрителей не возникает, как это порой бывает, чувства жалости к животным. А рыжий кот Васька, сидящий на высокой колонне «переживает» за каждый трюк, исполняемый его коллегами. Создаётся впечатление, что он готов исполнить любой из трюков и очень огорчается, что у него в спектакле совсем иная роль. Олеся и Яков Экк удивительно чуткие дрессировщики. Целыми днями они рядом с животными, и это трогательное общение, безусловно, помогает во взаимопонимании. Дочь артистов Яна одно время была наездницей, но потом решила стать продюсером. Лошадь - это проекция мечтаний людей о самих себе.

Цирк! Кони, как на подбор, статные, с блестящими гривами, мчатся по кругу - кажется, вот-вот у них вырастут крылья! По щелчку хлыста знаменитого дрессировщика и постановщика конных номеров Якова Экка трое жокеев одновременно запрыгивают на спину скакуна-тяжеловоза и делают кульбит назад. Так умеют только в Большом Московском цирке! Артисты Якова Экка - неоднократные золотые призеры престижных международных и российских фестивалей циркового искусства. Они владеют навыками и жокейской работы, и джигитовки. Это два разных жанра: джигитовка - динамичнее, артисты выполняют трюки на скорости. Самый известный из них - пролезание под животом лошади на полном скаку. К лошадям жокеи относятся как к товарищам. Лошади способны проникать в наши сердца и никогда их не покидать. Это великолепные создания, олицетворяющие силу, красоту и грацию. Неудивительно, что так много людей любят этих благородных животных. 

Труппа под руководством Якова Корнеевича побывала с гастролями во многих странах - Польше, Бельгии, Франции, Японии, Америки, Аргентине, Чили, Парагвае. У лошадей такое же чувство юмора, как и у людей. Они также понимают, когда они нужны кому-то; именно поэтому они могут почувствовать, когда всаднику нужно больше терпения или когда кого-то нужно выслушать. 

Многие слышали профессиональные термины используемые в жанре дрессировки лошадей, но мало кто задумывался, что за этим скрыто: Аллюр - способ хода, бега лошади: шаг, галоп, иноходь, карьер, рысь. Жокей - артист, исполняющий трюки на неоседланной лошади. Арапник - длинный хлыст, применяемый в том числе в джигитовке. Чепрак - войлочная или брезентовая накидка, надеваемая на спину лошади при исполнении конно-акробатических номеров. Конный вольтиж - выполнение различных упражнений на лошади, бегущей по манежу в быстром темпе: седы, перемахи, висы. Лонжа - приспособление, предохраняющее от падений, ушибов во время тренировки или выступлений, представляющее собой веревку (или трос), пропущенную через подвесной блок. Интересно и очень пригодиться в цирке и в жизни избранным людям, чья жизнь - возможно начинается здесь и сейчас с дружбы и любви к лошадям. Конники всегда были подвержены одной большой причуде: они верили, что категории, термины и понятия, которые они применяют в своём искусстве, разделяют и их лошади. 

В цирке принято не работать с кобылами. В дрессуру берут только жеребцов или меринов. Жеребцы – «горячие», темпераментные, они очень хороши в джигитовке. Мерины – «вяловатые», могут неплохо проявить себя в других жанрах конного цирка. Цирковых лошадей не подковывают. Потому что заботимся о безопасности зрителей. Подкова во время выступления может вылететь в зал и кого-нибудь покалечить... Однако копыта им проверяют несколько раз в день. Следят, чтобы они были чистые, не сколотые и не отросшие. «Маникюр» и «педикюр» лошадям делают при помощи рашпиля, специальных мазей и гелей. У цирковых лошадей есть свои «спа-салоны». Летом, в тёплые дни осени и весны лошадям устраивают «банный день» – не реже двух раз в месяц. Зимой лошадям моют только гривы и хвосты (специальными гипоаллергенными шампунями и кондиционерами), а тело чистят либо пылесосом, либо щетками. Если лошадь боится щекотки и нервничает, её чистят только влажной суконной тканью. Считается, что грива и хвост будут выглядеть намного лучше, если не «чесать» их расчёсками, а осторожно перебирать – за прядью прядь – руками. Уход за внешним видом лошади – занятие многочасовое. Рацион цирковых лошадей зависит от их «амплуа». Меню для цирковых лошадей составляют, учитывая возраст каждого коня, его размеры, расписание выступлений и репетиций. Например, лошадь, демонстрирующая на манеже высшую школу верховой езды, в сутки съедает: сена – 4,5-5 кг, овса – 5 кг, моркови – 1 кг, отрубей – 0,5 кг. Расписание приёма пищи выглядит примерно так: 6.00 – овёс, 12.00 – сено, 15.00 – овёс, 18.00 – сено, 21.00 – овёс с отрубями и на «ночной перекус» в полночь – сено. В день, когда есть вечерний спектакль, лошадей кормят за полтора часа до выхода на манеж. Любопытно, что всегда в кормушках лошадей есть мел и соль. А любимые лакомства этих животных – сухарики, морковка, сладкие яблоки. Если лошадь работает под панно или жокеями, порции еды ей увеличивают. Воду лошадям дают не после еды, а перед едой – из ведра, позволяя пить сколько им хочется. Сразу после спектакля или репетиции воду (особенно холодную) лошадям давать нельзя. Хороший наездник может слышать, как его лошадь разговаривает с ним. 

У лошадей всех пород очень хрупкое здоровье. Это только кажется, что если животное большое, значит, сильное и «прочное». Всё как раз наоборот. У лошади большая масса тела, которую трудно нести стройным ногам, особенно со всадником, а сердцу тяжело прокачивать кровь. Помимо этого, лошади подвержены почти всем человеческим заболеваниям... Обычно в цирке работают лошади, которым от 4 до 15 лет. Также известны случаи, когда на манеж выходили лошади и в свои 20 лет, и даже в 25. Да - несмотря на размеры лошадка очень нежное существо! Она может перенести все, что угодно, когда она движется, но при остановке необходимо сразу провести целый комплекс мероприятий. Для начала хватаем шинельную суконку и пучок сена во вторую руки и тщательнейшим образом вытираем всю лошадь насухо! Спину и мышцы растереть изо всей силы! Ноги, колени суставы то же самое - насухо!! Потом попонку на спину теплую, если дело в холодное время года, и можно дать попить только теплую воду, после чего можно всыпать запаренного кипятком и промытого овса с солью и витаминами. И посмотреть - ест? Ест! Ура! Перекрестившись, можно топать и убирать манеж, ибо если с лошадью что-то не в порядке, она первым делом перестает кушать. Лошади всё равно, сколько вы знаете, пока она не поймёт, как сильно вы переживаете. Положите руку на своего коня, и ваше сердце окажется в вашей руке. И так хочется сказать всему человечеству: «Люди, берегите лошадь!»

В цирке утвердились следующие виды работы с лошадьми: акробаты на лошадях, сальтоморталисты, номера па-де-де, номера па-де-труа, жокеи, гротеск, вольтижировка, джигитовка. Акробаты на лошадях.
В основе трюков этих номеров – пирамиды, колонны, выполняемые группой артистов на трёх-четырёх лошадях, бегущих рысцой бок о бок. Номера такого типа появились на манеже в конце XIX в. Высшее достижение в этой области – вольтижная акробатика, впервые включённая в композицию номера труппой под руководством М. Запашного. Сальтоморталисты – наездники. Этот вид конной акробатики строится на исполнении различных сальто на бегущей по кругу лошади. Работа сальтоморталиста наиболее трудная в конном цирке. Назовём некоторые трюки из их репертуара. Заднее сальто – на панно (площадка-матрац, укреплённая на спине лошади), через ленты, сквозь обруч, сквозь «зеркало» (обруч, заклеенный бумагой, которую артист прорывает во время прыжка) – и переднее сальто с лошади. Наиболее сложно и эффектно выполнение сальто с лошади на лошадь, бегущую следом. Жокеи-наездники. Их название идёт от ипподромных наездников. Они выступают соло, в паре и группой. Наибольшие возможности представляет групповое исполнение – здесь и сольные прыжки, и трюки, рассчитанные на двоих, и комбинации для нескольких наездников, демонстрируемые одновременно на двух и трёх лошадях. Выступление жокеев – это непрерывная цепь трюковых вскакиваний на лошадь и соскоков с неё. Вскочив на лошадь, жокей встаёт в рост. Трюковые элементы жокеи выполняют, стоя на лошади, не держась за поводья. Спрыгнув, жокеи, как правило, добавляют ещё прыжковую комбинацию уже на манеже. Бывает трудно разграничить наездничество и конную акробатику. Па-де-де (от франц. «pas-de-deux»- танец вдвоём) исполняется на двух рядом бегущих лошадях. В основе этого номера – выполнение отдельных элементов пластической акробатики, поддержек, балетных движений и поз, объединённых в целостную композицию. Па-де-труа (от франц. «pas-de-trois» - танец втроём) исполняется на трёх рядом бегущих лошадях. Участвуют в номере трое артистов – верхний и два нижних. Кроме поддержек, исполняются также и акробатические пирамиды. Обязательным условием является пластическая выразительность исполнителей. Гротеск – наездница. Основа номера гротеск-наездницы – танцевально-акробатические элементы и балетные прыжки, исполняемые на бегущей лошади. Вольтижировка. Упражнения вольтижировки исполняются на неоседланной лошади, бегущей галопом по кругу манежа. Вместо седла на неё надевается гурт с двумя поручнями, за которые держится наездник при выполнении элементов вольтижировки. Внизу, по бокам гурта, укрепляются две петли, которыми артист пользуется для упора и виса на ноге. В присутствии лошадей мы становимся лучше как люди. Это Божий дар человечеству. Цирк обязан лошади всем! «Счастье на земле - у лошади на спине!» А всё лучшее в жизни артистов начиналось в Омске!!!


На фотографии: Заслуженный деятель культуры Омской области Егор Иванович Стефанкив, Олеся Викторовна Экк, Заслуженный артист России Яков Корнеевич Экк
 
Материал к публикации на основе информации  открытых источников подготовил Андрей Ахрамович

Афиша цирка

в нашем цирке

каникулы

Следите за новостями, чтобы не пропустить новую программу...