Трудовой путь в Омском цирке длиною в 42 года или ''Per aspera ad astra''!

Свою марафонскую дистанцию в 42 км 195 м. в Омском цирке я уже пробежал, не могу сказать, что было все просто, но мой личный девиз «Per aspera ad astra»! помог мне преодолеть все 42 года бессменной трудовой вахты в цирке.  


  
Пробегая взглядом по книжным полкам дома, нахожу старые фотографии, на которых запечатлены, пожалуй, лучшие моменты моей жизни. И сквозь глянец - улыбающиеся лица цирковых артистов, униформистов, инспекторов манежа, директоров Омского государственного цирка с которыми мы вместе отдали немало лет одному из древнейших искусств мира - цирковому искусству. Только в такие минуты ностальгической радости понимаешь, как это – быть, нет «служить» в цирке, делать наших зрителей счастливыми. И вспоминается моя первая встреча со старым цирком, каждое мгновение в жизни цирка в эпоху СССР запечатлены в моей памяти. Это огни манежа вспыхивают и гаснут, но они разжигают тот самый огонь любви к этому виду искусства, за что всю жизнь буду ему благодарен.

Современное здание омского цирка строилось несколько лет - с 1969 по 1973 год. Оно было возведено по типовому проекту №264-11-1, разработанному ЦНИИЭП им Б.С. Мезенцева, мастерская №4, архитекторами Л. Сегал, Э. Акопов, Р. Логинова, что и большинство цирков нашей страны, однако омские архитекторы Ю. А. Захаров, А. И. Лунин и А. И. Юмакаев внесли свои коррективы в интерьеры, придав ему индивидуальность - впервые было применено бесчердачное покрытие цирка. Стальную основу и купол смонтировали бригады «Сибстальконструкции». Вместе с экономичной планировкой это позволило добиться наилучших технико-экономических показателей сооружения здания цирка. На площади перед цирком, а также в фойе бил небольшой фонтан. Цирк масштабен, сферичен и многофронтален. Архитектура советского цирка узнаваема.

Открытие состоялось через четыре года – 14 ноября 1973-го. Но первыми на арену в тот день вышли не артисты, а руководство области и города, строители треста №1: они сидели за столом президиума, а перед ними лежал огромный символический ключ от нового цирка. Сверкают огни, звучит музыка, идёт весёлое праздничное представление - открытие нового Омского цирка.


Новый этап развития цирков на самом старте. Каким станет архитектура цирков в будущем, покажет время. Мой цирк, меняется и развивается в новых тенденциях и архитектурных новшествах, но по-прежнему он расположен на проспекте Карла Маркса и это действительно украшение и гордость города Омска и омичей на протяжении 50 лет.



Праздник, на который спешат взрослые и дети, не обманывает их надежд. Всякого, кто переступает порог цирка, ожидают встречи не только с интересной программой, но и с уникальным архитектурным сооружением, которое по праву можно назвать Дворцом циркового искусства. Никто из рождённых в СССР не сомневался: советский цирк - лучший в мире! Нет никого более ловкого и смелого, чем наши акробаты, добрее и отважней чем наши дрессировщики, смешнее, чем наши клоуны. В цирк шли, как на праздник.

В Омском цирке в разные годы гастролировали известнейшее советские коллективы: представители династии Запашных, медвежий цирк Валентина Филатова, легендарная Маргарита Назарова со своими тиграми, Эмиль Кио, шоу Гии Эрадзе и многие другие.



Но советский цирк появился не на пустом месте и был продолжением традиций, пришедших из глубины веков. Цирковое искусство, в высшей степени - народное, доступное всем, независимо от культурного и образовательного уровня, не знающее языковых барьеров, нуждающееся в таких человеческих качествах, как храбрость, настойчивость, трудолюбие. Когда каждое цирковое представление собирало огромное количество зрителей и на одно и то же представление, можно было ходить несколько раз, не боясь, что оно надоест. Очередь в цирк всегда была как в Третьяковку на выставку Серова.


Думать, трудиться, искать новое, любить творчество, быть преданным и выбранному жанру цирка и эстрады, дружить и уметь жить в коллективе - вот чему стремились учить своих воспитанников преподаватели цирковых училищ страны, необходимо было дать будущим артистам не только профессиональное владение жанрами, но и воспитать мастеров культуры.



Привлекательны в цирке в первую очередь люди - артисты, добивающиеся удивительных результатов, умеющие все делать по-своему, преодолевающие самые невероятные препятствия, подчиняющие себе львов, тигров и крокодилов, умеющие заставить свое тело выполнять самые сложные приказания разума. И все это показывают под веселые звуки оркестра, в ярком свете цирковых фонарей и прожекторов. Осмыслите Советский цирк! Настоящий, качественный, волнующий все фибры души! Поймите, что это был не просто смех, это труд, который нам дарили смелые и прекрасные люди…



Искусство цирка использует для своего роста достижения спорта и техники, но, не заимствуя, а ассимилируя их. Поэтому многожанровость, сама являясь специфической чертой циркового искусства, таит в себе еще одну его особенность. Цирк не только широко использует приемы и достижения театра, цирк - искусство, опоэтизирующее спорт и технику.


В памяти очень отчетливо всплывает картина, как в 1968 году, более полувека назад, в Омск на самолёте ИЛ-18 прилетели знаменитые дрессировщики - Марица и Вальтер Запашные. А с ними прибыл четвероногий полосатый артист - тигр по кличке "Тайфун". Сотрудники аэропорта воспользовались шансом сделать общее фото со звёздами. Оно сохранилось в архиве организации.


Мы видим самих всемирно известных дрессировщиков Марицу и Вальтера Запашных, в следующем ряду за ними — директор Омского цирка Михаил Раскин, рядом с ним дежурная по встрече пассажиров Омского аэропорта Нинель Рябова, а с ней - замполит Геннадий Второв. В следующем ряду члены экипажа. Первая жена Вальтера Запашного - Марица Запашная-старшая, после Ирины Бугримовой она была единственной российской дрессировщицей, кто отважилась войти в клетку со львами и тиграми.


Источником вдохновения для зрителей становится талант и мастерство артистов. Недаром цирк любят все – и взрослые, и дети. Марица и Вальтер Запашных неоднократно гуляли по улицам городов Советского союза, здесь они в г. Владивостоке 1 июля 1968 года незадолго до их прилета в г. Омск. Отмечу, что кругом ходят люди, которые с некоторым недоумением и тревогой наблюдают за странным зрелищем.


Примечательно, что "Тайфун" - очень даже "дальневосточное" слово, не западное и произошло оно от китайского "Да Фэн", что дословно переводится как "большой ветер". В город Владивосток цирковой артист прибыл как положено - морем на белом корабле.


Вальтер Запашный был великим дрессировщиком тигров. Вместе с братьями Мстиславом и Игорем участвовал в создании прославленной цирковой группы «Братья Запашные».


С гастролями по стране в 1976 выступали с дрессированными животными - дрессировщики Долорес и Мстислав Запашные. Интересный факт - свое имя дрессировщица получила в честь испанской коммунистки Долорес Ибаррури. Для ее родителей она была кумиром. Для людей из СССР это было правило, а не исключение из правил. С 1977 Долорес и Мстислав Запашные демонстрировали аттракцион «Слоны и тигры», основанный на союзе несовместимых в природе животных. В 1990 аттракцион вошёл в созданную им цирковую пантомиму «Спартак». Сперва в аттракционе «Слоны и тигры» были слон и четыре тигра, за тем, два слона и семь тигров - и так далее. В наш город Омск этот великий цирковой аттракцион был показан под громкие аплодисменты восторженных зрителей.


Такого количества профессиональных актеров, настоящих мастеров цирка я не встречал никогда. «Вот это да!» — думал я, стоя за кулисами и наблюдая за тем, как они исполняют свои номера. Мерило успеха артиста – это его востребованность, есть работа - значит, успешен.


С 1990 года Долорес выступала самостоятельно с номером «Иллюзионные миниатюры» и с трансформацией. Ее увидел импресарио из Бельгии, номер ему понравился, и она получила приглашение работать в Европе, Японии, Корее, США. Аттракционы с ее участием знают в большинстве стран мира. Позже она сделала мировой цирковой номер «Иллюзия-трансформация», потом - номер «Шутки-мишутки» с медведицей Машей, которую подобрала на пилораме под Сочи. Далее она представила проект «Морская Одиссея», где совмещены несколько цирковых жанров. Такой была уже ушедшая навсегда эпоха – советского Цирка! Под куполом цирка люди превращаются в море.

 
Конечно, в цирке я испытал немало огорчений, но он дал мне столько счастья и любви, что я не мыслю себя без него, и нет для меня ничего дороже цирка. Человек хочет жить так, как ему хочется. Но! Не всегда так получается, как хочется.



Днем рождения отечественного цирка считается 26 августа 1919 года. В этот день сто пять лет назад Совнарком подписал декрет «Об объединении театрального дела», который объявил национализацию частных театров и цирков. О цирках Ленин писал, что это «предприятия, с одной стороны, доходные, а с другой стороны — демократические по посещающей их публике». В советские времена цирк работал практически в каждом крупном городе страны, представления посещали по 28 млн человек в год, а аншлагами на зарубежных гастролях наших трупп гордились не меньше, чем успехами балета.


С большим вниманием слежу я и сейчас за успехами артистов российского цирка - представителей самого муже­ственного   и   красивого   искусства. Омский государственный цирк живет в каждом из нас. Достаточно просто заглянуть в себя. Он заставляет людей от восторга аплодировать стоя, на лице любого человека обязательно вызовет улыбку, а в душе - восторг.



«Цирк - это маленькая жизнь в Марафонскую дистанцию, в моем случае! Если ты приходишь работать в цирк, ты сначала должен полюбить его»

Автор Егор Стефанкив
Фотограф Сергей Барсуков и коллеги

Афиша цирка

Афиша

с 8 июня в Омском цирке

«Магия великих слов»

Уникальный авторский проект от главного режиссера ФКП «Росгосцирк» Елены Петриковой поставлен по мотивам великих произведений русской литературы. Здесь номера и образы срежиссированы по сюжетам произведений Пушкина, Толстого, Шолохова, Лермонтова, Чехова, Фонвизина и других литературных гениев...

Подробнее о представлении