Цирк как искусство, где медведи ходят по канату!

Советский цирк 1970-х гг. - важнейшее из искусств. Молодые артисты стремились не только выполнять сложнейшие трюки, но и изобретать новые жанры и направление в искусстве, тогда рождались цирковые династии. Таким был акробат, канатоходец, дрессировщик Народный артист Дагестанской АССР,  Заслуженный артист РСФСР, Народный артист России Иванов Михаил Александрович, который в 1961 году в г. Иваново впервые подготовил самостоятельный номер и вышел на манеж с женой Ниной Степановной «Перши с наклонным канатом», руководитель номера «Канатоходцы на наклонном канате», Лауреат Международного конкурса артистов цирка в Китае (Гран-при «Жёлтый журавль»), основатель цирковой династии Ивановых. Гастролировал во многих странах мира: Швеция, Мексика, Франция, Бельгия, Испания, Греция, Венгрия, Уругвай, Аргентина, Эквадор, Колумбия, Австралия, ФРГ, Бельгия, Голландия, Китай. Секреты эквилибристики и дрессуры цирковые артисты передают словно фамильные драгоценности - из поколения в поколение. В наши дни на манеж цирка выходят артисты в пятом поколении прославленной династии Ивановых. О семейных традициях  и потрясающих цирковых номерах, мы сегодня поговорим с Заслуженным артистом России Александром Михайловичем Ивановым, художественным руководителем цирковой программы «Тайна пирата».



Важно помнить с кого начиналась цирковая династия артистов Ивановых и что было создано при них и не забыто сейчас. Расскажите о Ваших родителях? 
 
Мой отец Иванов Михаил Александрович родился 26 ноября 1929 года в селе Шолыково Костромской области. В 1944-1945 гг. учился в детской акробатической школе ГУЦИ, в 1971 г. окончил отделение режиссёров цирка ГИТИСа имени Луначарского (первый выпуск). В цирке работал  с 1945 г.: в номерах «Акробаты с подкидными досками» п/р П. Шидловского и «Партерный полет» п/р С. Арнаутова. В 1948-1961 гг. – канатоходец в группе Яраги Исаевича Гаджикурбанова (был нижним в колоннах из трех и четырех человек; впервые в цирке пронес лобовой перш с партнершей Л.Гаджикурбановой по прямому канату). В 1961 г. подготовил с женой акробаткой Ниной  Степановной Ивановой первый самостоятельный номер – «Перши с наклонным канатом». Нина Степановна ученица эквилибристов Татьяны и Виктора Островских. Работала в номерах «Пластический этюд» и «Эквилибристы на першах и лестницах» п/р Татьяны и Виктора Островских. В 1971 г. Михаил Александрович создал номер «Канатоходцы на наклонном канате». Среди уникальных трюков: М. А. Иванов нес по наклонному канату вверх лобовой перш, на вершине которого его партнерша Нина Степановна Иванова стояла копфштейне. Нина Иванова также исполняла на перше стойку на одной руке и копфштейн. Затем она шла на каблуках по наклонному канату вверх без лонжи. Позднее третьим партнёром в номере стал их сын Александр. В 1978 г. Михаил Иванов создал новый номер - «Медведь-канатоходец».



Хождение по канату - это завораживающее зрелище, которое заставляет затаить дыхание и восхищаться мастерством артиста. Именно эти навыки в работе стали залогом успеха у зрителей и в наше время. Канатоходчество - это не просто ходьба по канату. Это настоящее искусство, требующее невероятной концентрации, силы, координации и чувства равновесия. Канатоходец - это не только атлет, но и настоящий художник, который управляет своим телом с филигранной точностью. Заслуженный артист России Александр Михайлович Иванов в 1974 выпустил свой авторский трюк – отбивание мяча головой, поднимаясь по наклонному канату вверх, с Владимиром Руденко исполнял стойку голова в голову с руками по швам с проходом по канату вверх и вниз, виртуозно так же исполнял трюки: сальто-мортале на канате; шпагат на середине каната с першем на лбу (рекордный трюк), на вершине которого находилась декоративная ваза, сальто-мортале с шеста трамплина в плечи к партнеру, стоящему на канате, заднее сальто-мортале на наклонном канате без балансира.



Искусство баланса и грации артистов этого жанра зрители в зале  оценивают аплодисментами. В чем секрет их мастерства? 
 
Канатоходцы – это настоящие мастера баланса, способные творить чудеса на тонкой нити, натянутой высоко над землей. Их искусство поражает воображение: прыжки, приземления животом на канат, сальто, жонглирование – все это они выполняют с невероятной легкостью и точностью. Секрет их мастерства кроется в особом сочетании физической подготовки, координации и контроля над собственным телом. Канатоходец развивает невероятную силу и гибкость, тренируя мышцы, отвечающие за равновесие. Он учится чувствовать малейшие колебания каната и мгновенно реагировать на них, корректируя положение тела. При ходьбе по канату важную роль играют не только ноги, но и все тело. Канатоходец использует свои руки, как балансир, а взгляд направляет на определенную точку вдали, что помогает ему сохранять равновесие. Он словно становится единым целым с канатом, чувствуя его вибрации и реагируя на них с невероятной точностью. Канатоходцы – это не только атлеты, но и артисты. Их выступления – это настоящий спектакль, наполненный грацией, риском и захватывающими трюками, в этом омичи убедились посмотрев программу «Тайна пирата». Они умеют не только ходить по канату, но и выполнять сложные элементы, жонглируя различными предметами, добавляя в свое выступление еще больше зрелищности и динамики. Канатоходцы – это пример того, как человек может преодолевать свои ограничения и достигать невероятных высот, развивая свои физические и ментальные способности. Их искусство – это гимн человеческой силе, грации и упорству.



Длинный шест, который канатоходец держит перед собой, какова его функция в номере?
 
Шест, который канатоходец держит перед собой, - это не просто аксессуар. Это незаменимый инструмент, который помогает ему сохранять равновесие. Балансир - это своеобразный продолжение тела канатоходца, который позволяет ему расширить свою зону устойчивости. Шест увеличивает площадь опоры, что помогает канатоходцу лучше контролировать свое положение на канате. При наклоне в одну сторону канатоходец перемещает шест в противоположную сторону. Это помогает вернуть центр тяжести над канатом и сохранить равновесие. Длинный шест, как маятник, помогает гасить колебания тела канатоходца, делая его движения более плавными и стабильными. И самое главное: Чем длиннее шест, тем больше момент инерции системы «человек + шест». Это позволяет канатоходцу более плавно реагировать на внешние воздействия и сохранять равновесие.



Программа «Тайна пирата» буквально соткана из сложных трюков и элементов на канате. Сердца зрителей при исполнении их на манеже готовы выскочить из груди от волнения за артистов, в чем их сложность исполнения? 
 
Хождение по канату с завязанными глазами: Это демонстрация невероятного чувства равновесия и пространственной ориентации. Спуск по наклонной плоскости на роликах: Этот трюк требует не только равновесия, но и ловкости, а также умения контролировать скорость. Подъем на канат под крутым углом: Сложность этого трюка заключается в том, что угол наклона каната может меняться во время выступления. Различные акробатические элементы: Канатоходцы могут выполнять сальто, прыжки, кувырки и другие трюки, которые заставляют зрителей замереть от восхищения. Не перестаю от представления к представлению сам восхищаться: Владимиром Щигоревым, Евгенией Нуянзиной,  Ольгой и Артуром Воложаниными. 


Как вам: пройти по канату на высоте 8 метров? А идти по нему с ведром на голове или «тортом»? А скользить по канату на ведре? Или без всякого балансира сесть на шпагат, то есть канат? Это может только мастер - новокузнечанин Владимир Щигорев, работающий в наших программах очень давно. Владимир родился и вырос в Абашеве. После армии купил билет в шапито, влюбился в цирк и устроился униформистом. Затем был ассистентом, потом уже в Москве окончил цирковую студию. И вот уже 24 года в аттракционе «Морские забавы» в костюме кока. Уникальный гимнаст и канатоходец, очень преданный цирковому искусству человек, артист не скрывает свой возраст в 72 года он активен и эффектен на манеже и творческий по жизни, занимаемся каждый день по полтора-два часа на канате. Добро пожаловать в спокойное место – манеж цирка, попробуйте и у Вас, возможно все получиться!  


Александр Михайлович, кто вы изначально? Канатоходец, дрессировщик, театровед, режиссер?
 
Мне точно такой вопрос задал один журналист в Санкт-Петербурге. Добавьте, я еще эквилибрист. я заканчивал ГИТИС, театроведческий факультет. Это было в 1980 году. По молодости писал статьи, и о цирке много писал. Но изначально я канатоходец, потому что это для меня самое близкое и родное. В этом жанре я достиг определенных высот, несмотря на то, что тоже кое-что другое умею делать. Зрители раньше в эпоху  видели и хорошо помнят, идут по канату в колонне из четырех. Этот трюк сейчас вообще не исполняется никем. Когда-то его делал мой отец, и в старое время многие канатоходцы его исполняли. Но по наклонному канату колонну из четырех никто до нас не исполнял. Это наше достижение. Это все мои ученики. Конечно, мне приятно, что именно они сделали этот трюк.



В 1989 неофициальный дебют в Новокузнецком цирке, в постановке «Тайна тридевятого моря» на манеж вышел Ваш сын Михаил Александрович Иванов, событие для юного артиста важное и жизнеутверждающие. С чего начиналось восхождение на олимп циркового манежа? 
 
Да, так начиналась жизнь артиста на манеже, в постановке отца «Тайна тридевятого моря» (сценарий Иванова М. и Куксова). Постановка хореографии номера - Татьяна Иванова (мать). Михаил выступает с 9 лет, начинал с моноцикла, сейчас использует более сложный снаряд, без сиденья - моноколесо. Бросал 4 маленьких мяча, отбивал головой мяч, фигурная езда на моноцикле. В 1990 молодой человек был уже оформлен артистом. Бросал 5 мячей большего размера, на моноцикле ехал по барьеру и жонглировал 3 мячами, проезд на колесе. Участвовал в международном фестивале детского творчества в Анапе «Алиса-90». Стал Лауреатом. Участвовал в конкурсе «Шанс», в цирке на пр. Вернадского, показал уже 5 мячей на моноцикле, катание двух колес, 3 мяча на колесе.  В 1991 принял участие в программе «Осторожно, клоуны!» на Цветном бульваре, где впервые исполнил перепрыжку с колеса на колесо по ходу движения, катание трех колес, жонглирование 5-ти мячей на колесе. Далее номер был усложнен: - ввел комбинации с 5-ю мячами на моноцикле, прыжок на встречное колесо с земли; - отбивание мяча с комбинациями (головой, коленом, плечами) на моноцикле, поменял мячи  на большие; - прыжок с колеса на встречное колесо; - жонглирование 7 большими мячами во время движения на колесе по кругу манежа (в Ивановском цирке). Отбивание мяча с комбинациями на колесе. 


Главным событием представления является номер моего сына Михаила Александровича Иванова - на высоте трехэтажного дома он выполняет трюк, который попал в книгу рекордов Гиннеса. Он установил два мировых рекорда, которые были официально занесены в «Книгу рекордов Гиннеса»: в течение 60 секунд прошел, не останавливаясь, по натянутому канату без страховки на высоте 8 метров над манежем и отбил при этом головой 101 удар мячом. И жонглирование 7-ю мячами на колесе 12,4 сек. Заслуженный артист России, двукратный рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, Михаил Александрович Иванов, жонглёр-эквилибрист, канатоходец, выступал в номере «Жонглёр на моноцикле и колесе». Лауреат Международного детского фестиваля в Анапе «Алиса-90» (1990) и Международного конкурса юных артистов «Premiere Rampe» в Монте-Карло (1991). В 2008 году вместе с женой, Алёной Сосиной (Бронзовая корона фестиваля "Принцесса российского цирка", 2008) подготовил номер "Белая ночь" (реж. Ольга и Ян Польди). Награды номера: "Бронзовый приз" на Всемирном фестивале циркового искусства в Москве, 2009; "Серебряный Пьеро" на фестивале-конкурсе в Будапеште, 2010; "Золотой Карл" на конкурсе в Риге, 2012. С 1993 года выступает в аттракционе в "Морские забавы".



Впервые артисты «Росгосцирка» давали представление в знаменитом «Цирк д’Ивер Буглион» в Париже.  В этом цирке на манеж выходил Ваш сын, немного об этот событие, поделитесь!
 
«Цирк д’Ивер Буглион» в Париже - это старейший ныне действующий цирк в мире. Он был построен в 1852 году благодаря герцогу де Морни, сводному брату принца Луи-Наполеона, который получил разрешение на строительство, и архитектору Жаку Хитторфу который разместил цирк  на бульваре Прери-дю-Темпль в самом сердце Франции г. Париже еще в середине XIX века, и начал свою работу цирк в год провозглашения Наполеона III императором. Его спонсор, Луи Дежан, поручил строительство Жаку Хитторфу, архитектору Северного вокзала и площади Согласия. Тогда он был назван «Цирком Наполеона» в честь нового императора Франции. Успех был ошеломляющим, и труппа Луи Дежана чередовала выступления с «Летним цирком» на Елисейских полях. Цирк «Наполеон» имеет 42 метра в диаметре, 40 окон, расположенных в 20 секциях, образующих икосаэдр, 21 газовую люстру и 3900 мест. Его внутреннее и внешнее убранство было доверено великим скульпторам и художникам того времени: Прадье, Бозио, Госсе, Барриасу. 12 ноября 1859 года один человек вошёл в историю, впервые в мире исполнив номер на летающей трапеции. Жюль Леотар из Тулузы, известный как «летающий артист», навсегда связал эту новую дисциплину с куполом Зимнего цирка, превратив его в храм воздушного искусства... Прошло много лет и на манеже «Цирк д’Ивер Буглион» довелось блистательно выступить моему сыну. Французский зритель в 2009 году на 2-ой Всемирной цирковой выставке в Париже увидел жонглёров с «летающими мячами» на колесах в лирической программе «Белая ночь» под руководством Михаила Александровича Иванова с очаровательной артисткой Еленой Юрьевной Сосиной. Супруга Михаила Алёна тоже из цирковой династии, основатель которой Иосиф Сосин удивлял своими акробатическими трюками публику ещё при царе. 


Это номер со сложными трюками: артист жонглирует семью большими мячами, удерживая равновесие на велоколесе, при этом все время находится в движение по диаметру манежа. Трюки настолько сложны и уникальны, что вошли в книгу рекордов «Гиннеса». «Цирк д’Ивер Буглион» вошел в историю как «Цирк Наполеона». Теперь его называют «Зимним цирком» - каждый год в декабре на манеже заливают каток. Здесь снималась мелодрама «Трапеция» с Тони Кертисом, Джиной Лоллобриджидой и Бертом Ланкастером. В 1873 году он стал «Цирком д’Ивер», а в 1934 в названии появилась фамилия новых владельцев – династии Буглион, которая до сих пор тесно связана с ним. О других любопытных фактах можно узнать в музее циркового искусства семьи Буглион, члены которой сохранили для потомков костюмы, реквизит и афиши старых шоу. Претендующий на звание самого старого из ныне действующих цирков, «Цирк д’Ивер Буглион» развивается и в наши дни, выступать на его манеже очень престижно и почетно.



Хождение по канату - это не только цирковое искусство. В современном мире этот вид деятельности эволюционировал, появились новые направления и стили, какие можете рассказать?
 
Слэклайн: Это хождение по стропе, натянутой между деревьями или столбами. Это направление зародилось в Калифорнии среди скалолазов и быстро распространилось по миру. Высотное канатоходчество: Это хождение по канату на большой высоте, например, между зданиями или горами. Это направление требует от канатоходца не только мастерства, но и смелости. Канатоходчество с использованием дополнительных элементов: Канатоходцы могут использовать различные предметы, например, велосипеды, мотоциклы или даже автомобили, для выполнения трюков.


Ряд уникальных трюков артисты исполняют совместно с медведями. Сюжет аттракциона – сказочное плавание, в котором принимают участие бравые матросы – артисты и медведи. Уникальный аттракцион несомненно является достоянием отечественного цирка. Медведи сложные в дрессировке?  


Самая первая ассоциация с медведями в цирке - это велосипед. «Ехали медведи на велосипеде. А за ними кот задом наперёд». Некоторые трюки за счет своей зрелищности принимаются зрителем лучше, тогда как номера, требующие огромного труда дрессировщика, кажутся зрителям самыми простыми. Так и с канатом - на самом деле обучить медведя ездить на велосипеде не так трудно, как кажется, а вот с медведем канатоходцем нужно репетировать не менее 7 месяцев. Сначала нужно привлечь внимание животного, чтобы ему было интересно. Как? Конечно, подкормка должна быть вкусная. И начинаем понемножку, с элементов, потом усложняем. С некоторыми медведями видно, что не пойдет, подбираешь для него более удобный трюк, чтобы он работал с удовольствием, настроением. А кто-то схватывает сразу. Есть такая загадка: «Какие два животных в цирке могут делать всё?» Медведь и обезьяна! Мишки катаются на велосипеде, мотоцикле, роликах, коньках, делают стойки… Одно время номера с медведями даже запрещали – так много их было! В 1977 мы взяли первого медвежонка (гималайского) и назвали Чубчик. Держали дома, вскармливали из молочной бутылки с соской. С ним и приступили к первым шагам в дрессировке. Начинать надо было практически с нуля. И на первых шагах мы, как говорится, «хлебнули горячего до слез». Сперва старались научить Чубчика ходить по канату на небольшой высоте, в полный рост. Долго репетировали и сами замучились, уже теряли всякие надежды. Но как-то в очередной раз сорвавшись, Чубчик удержался на канате и неожиданно начал продвигаться по нему с помощью всех лап - на четвереньках. Это оказалось настолько интересно, а главное, забавно, что такую проходку по канату стали репетировать дальше и закреплять навыки медвежонка. Это была первая победа! С него все и началось, всемирные гастроли и бурные аплодисменты зрителей планеты Земля. В 1978 выпустили первые трюки с двумя медведями на канате: - проход медвежонка Чубчик на задних лапах, держась за плечи партнера, идущего впереди по канату; - самостоятельный проход медведя на четырех лапах по наклонному канату. Номер стал аттракционом и получил название «Морские забавы». Среди новых трюков с медведями: - проход по наклонному канату с двумя медведями: первый впереди в стойке на передних лапах, второй шел сзади артиста на задних лапах; - проход по канату с двумя медведями: оба медведя шли, держась друг за друга, один за другим; - баланс двух медведей на свободновисящих проволоках (одна впереди другой); - проход медведя по наклонному канату на подвесной мост на высоту 8 м и съезд по канату на манеж.  Наша голубая мечта - научить хотя бы одного медведя ходить по канату в полный рост. Наметили и съезд медвежонка по канату на роликах и подъем свободной проволоки со стоящим на ней медведем под купол цирка. Замыслили еще четвертый мостик, на высоте уже двадцать-тридцать метров и третий наклонный канат к нему.


Мне говорили: примем номер, только если медведь выйдет на середину манежа и в микрофон прочитает: «Однажды в студёную зимнюю пору…». Тогда мы решили всех удивить и придумать что-то интересное. Так появился номер «Медведи-канатоходцы». А теперь о медведях на полном серьезе. У нас интересное событие произошло, о котором писали даже многие зарубежные агентства. Когда мы взяли в аттракцион двоих медвежат в Екатеринбурге, назвали их Мартой и Аней. Аня нормально развивалась, а у Марты, смотрим, что-то не в порядке со зрением. Иногда она какие-то движения совершала, как будто не очень хорошо видит. Допустим, Аня пробегала дистанцию нормально, а та все крутила головой, все что-то искала. Мы вызвали ветеринара. Он сказал: - «Да, со зрением беда». Мы приехали в Иркутск, а там очень хорошая ветеринарная клиника и Федоровский центр микрохирургии глаза. И ветеринарный врач говорит: «Вы знаете, Александр Михайлович, у нее катаракта, причем на обоих глазах. Ей надо менять хрусталик». Ветеринар и офтальмолог договорились, что можно сделать такую операцию. Представьте себе, медведю. Но сделали. Под общим наркозом. Медведя зафиксировали. Хирург оперировал. Рядом с ним сидел ветеринар. Я был рядом с медведем. С нас даже денег за операцию не взяли. И прошла она успешно. Мы так благодарны иркутским врачам. Нам пришлось где-то полтора месяца не пускать ее в работу, чтобы она присмотрелась. А дальше, как в сказке «Золушка», Марта преобразилась и стала просто хорошей артисткой цирка. «Ужасно вредно не ездить на балы, когда ты этого заслуживаешь!»


А что любят есть ваши мишки? Что для них лакомство, а что - ежедневная еда?
 
Медведи вообще очень любят покушать и могут есть все. Рацион у них довольно богатый. Мясо мы им не даем, в природе они тоже его едят, только если другого корма нет вообще, - мы даем им красную сырую рыбу. 80% рациона - это растительная пища. Лишь весной во время линьки и малышам мы запариваем рис и геркулес хорошим мясным бульоном. А в качестве лакомства мы даем мишкам мед, сгущенку, фрукты. У каждого свой вкус: кто-то с удовольствием ест груши, кто-то яблоки, кто-то огурцы. Они очень любят овощи, молоко, хлеб, рыбу, а главное их лакомство – сгущёнка! На манеже в качестве поощрения даём печенье.


Насколько сложны медведи в дрессировке? В природе эти звери довольно агрессивны и упрямы. А в цирке?
 
Советские дрессировщики издавна стремились использовать способности медведей к балансированию. Еще в 30-е годы прошлого века Трофим Исаенков демонстрировал медведей-велосипедистов и роликобежцев. Всем известен прославленный «Медвежий цирк» Валентина Филатова, первым в мире посадившего косолапых на мотоциклы. Медведей-балансеров на катушках показывает Луиджи Безано. В номере, подготовленном Борисом Эдером и впоследствии переданном Эльвине Подчерниковой, животные ходят по двум натянутым на небольшой высоте параллельным канатам. И каких только других чудес не показывают лохматые эквилибристы. Руководитель ансамбля на качелях Венедикт Беляков, как опытнейший экспериментатор, он первым ввел в труппу акробатов несколько медведей, причем на положение как бы равноправных партнеров. Безусловно, медведь - хищник и хищник довольно коварный, но я бы не сказала, что он особенно сложен в дрессировке. Они очень умные, и с ними невероятно интересно работать. Я считаю, что медведь - одно из умнейших животных, а я работал со многими цирковыми животными, в программе «Тайна пирата» есть номера с собаками, кошками, крокодилами, змеями и с обезьянами. По интеллекту они примерно на уровне шестилетнего ребенка. Конечно, чтобы стать хорошим дрессировщиком нужен не один год. Поначалу делаешь много ошибок, ты не понимаешь животное, животное тебя не понимает. Ты много наблюдаешь за ним, учишься правильно себя подавать, чтобы получить нужную реакцию. Животные, в том числе и медведи, очень чувствуют интонацию, настроение - если его нет, лучше на репетицию не приходить. Медведи любят и ласку, и поиграть, если есть настроение. Но как собаку его не потреплешь, будет возмущаться. Излишнее внимание они не любят, очень ценят уединение. Очень любят игрушки, но они у них своеобразные. Мы привозим им шины, бревна березы, а бревна на удивление есть в Омском цирке в большом количестве, после летнего урагана. Собачьи игрушки им на один раз. Зрителей всегда привлекает интересно задуманный синтез различных цирковых жанров. Сейчас в программе четыре медведя, все девочки. Самая зрелая артистка Машенька, ей уже 12 лет. Для медведицы это самый расцвет. Она настоящая звезда, была на гастролях в разных странах мира. Есть две 3-летние малышки: Даша и Майя. Они уже умеют делать всё, даже на передних лапах ходят по канату. Самая весёлая и шаловливая – пятилетняя Юля. Умеет всё, но часто любит на сцене пошалить-поиграть… Сделал медведь трюк – получи лакомство. Им, как и человеку, нужен стимул в работе. Только для нас это зарплата, а для животных – лакомство. Сначала водили мишек на высоте одного метра, сами их вели и даже лапы за них переставляли. Затем увеличивали высоту, и снова шли рядом. Потом пустили в «самостоятельное плавание». Своих артистов мы учим  правильно падать: они хватаются четырьмя лапами за канат, а дальше мы им помогаем. Работаем на высоте до пяти метров. В старые времена выступали без страховки, сейчас на высоту без страховки не пускаем.



А четыре года назад обновился наш коллектив, и мы уже в новом составе начали думать о постановке цирковых зрелищных детских спектаклей. За последние годы мы сделали их три. «Цирковую полундру» выпустили в Екатеринбурге у Анатолия Ивановича Марчевского. Это знаменитый директор, клоун и режиссер вы знаете, это был такой дивертисмент на морскую тему. Второй – «Тайна пиратских морей» - это один из лучших спектаклей. И третий мы сделали к Новому году и привезли в Омский государственный цирк – «Тайна пирата» - мы постарались сделать универсальным. Конечно, он больше детского направления, но и для взрослых это тоже интересно, потому что у нас разнообразные номера, в том числе и с животными - у нас и кошки, и собаки, и медведи, и крокодилы, и обезьяны, и джигитовка лошадей. Это сюжетный спектакль, в котором цирковые артисты исполняют драматические роли. Даже мои внучки тоже принимает участие Катя как артистка на канате и батуте, а  маленькая Антонина в роли снеговика. Перехваливать не буду. Но тоже старается. Более сорока лет наш аттракцион считается достижением российского цирка. Нигде в мире такого нет. Этот аттракцион мы привезли в Омск, с удовольствием его показываем здесь. Стоит отметить, что канатоходцев в современных цирковых программах можно пересчитать по пальцам. Увы, эквилибр на канате довольно редкий жанр.  Почувствуйте магию цирка и поверьте в чудеса!


Идут годы. Мы видим, как неуклонно совершенствуются медвежьи номера. Когда-то мы поражались при виде медведя-велосипедиста. Сегодня не удивляемся, если он управляет мотоциклом или балансирует на одинарном канате. Кто знает, какие еще новые трюки с дрессированными медведями будут подготовлены в нашем цирке. Ясно одно  - все возможности еще далеко не исчерпаны.


Я благодарен, что рядом со мной на манеже цирка сейчас моя семья, друзья и коллеги Заслуженный артист России Юрий Сосин, заслуженная артистка России Валентина Кулькова, Марина Руденко, Алик Гульханов, Евгения Нуянзина, Владимир Щигорев, Ольга и Михаил Воложанины, Анжелика и Сергей Клюевы, Руслан и Артур Воложанины. В Омске коллектив не в первый раз. Артисты говорят, что приезжать в наш город приятно - публика требовательная, но благодарная. В Омске очень хорошая публика, я это знаю хорошо, потому что работал еще в старом омском цирке на Казачке мальчишкой, с папой и  мамой. Руководство цирка в лице директора Виталия Доля всегда поддержит, если нужно сделать номер сложнее и зрелищнее. Сейчас омские гастроли успешно завершились, дано 31 представление, 43 тысячи омичей были рады «косолапым» артистам.
 
Беседу вел Андрей Ахрамович  

Афиша цирка

в нашем цирке

каникулы

Следите за новостями, чтобы не пропустить новую программу...