Як - тотемное животное символ стойкости, символизирует дружбу и любовь и не только, на манеже цирка – это настоящий гигант с характером бойца.

В научной литературе не так уж много сведений о яке. Исследователи сходятся в одном: это зверь сильный, могучий и независимый. Впрочем, яку от человека ничего и не надо - ни пищи, ни крова, ни защиты от хищников. Зато он дает человеку мясо, молоко, шерсть. Его можно запрягать в арбу, на нем можно пахать, ехать верхом. Но и в одомашненных условиях як остается тем же непокорным индивидуалистом: он не терпит, неволи, пусть даже сытой и теплой, и при малейшей возможности убегает в родные горы. Он даже спит, вытянув вперед одну ногу, чтобы быстрее вскочить в случае опасности. Вот таких зверей и выводил на манеж акробат, дрессировщик диких животных, Народный артист РФ Виталий Викторович Тихонов, которому недавно исполнилось 87 лет. На манеже цирка дрессировщик проработал более 50 лет. В его аттракционе участвовали верблюд, муфлон, ламы, но по экзотичности никто из них не сравним с яком. Ведь он, как свидетельствуют очевидцы, «имеет голову коровы, хвост лошади, скелет бизона, шерсть козла, рога быка и ко всему хрюкает, как свинья». По свидетельствам историков, як был одомашнен еще в I тысячелетии до нашей эры. Более 90% или 15 миллионов изо всех живущих на земле яков обитают на Тибете. Яки как азиатский водный буйвол, африканский буйвол и американский бизон принадлежат к одной и той же семье крупного рогатого скота, Селекционеры умудрились скрестить яка с домашней коровой, получив животное хайнак. Для непосвященных людей вид этой коровы с конским хвостом будет конечно если не шоком, то большим удивлением. Необычный вид этой коровы не все её особенности. У такого гибрида, очень качественное мясо и она по сравнению с обычной коровой, дает больше молока. Хайнаки распространены в Монголии, на Тибете, и в Непале, то есть там, где обитают настоящие яки.

Дрессировка диких животных не из простых задач, решать которые берутся только мужчины, но история цирка знает и уважает женщин дрессировщиц рода настоящих быков, к таким артисткам цирка относиться шпрехшталмейстер Омского государственного цирка Юлия Александровна Горькова. Но об этом мы расскажем чуть позже в нашей статье.

Цирковой династии Тихоновых более ста лет. Ее родоначальник Петр Максимович Тихонов встречался на манеже с самим Иваном Максимовичем Поддубным. Виктор Петрович Тихонов (1917-1991) – стрелок, дрессировщик, народный артист РСФСР, первым в практике мирового цирка дрессировал зубров, вырос в цирке, начинал шофером у Кио. Создатель нескольких цирковых программ с животными: «Зубры и тигры» (1966), «Полосатые звёзды арены» (1975), (1977). Сыграл роль Фёдора Буланкина, укротителя группы бенгальских тигров в любимом фильме всех ребят СССР, от Владивостока до Калининграда - «Приключения желтого чемоданчика». Виталий Викторович Тихонов (род. 26 августа 1938 в г.Иванове), акробат, дрессировщик, народный артист Российской Федерации, создатель «Дрессированные яки и овчарки» (1950), «Карнавал на Кубе» (1962), «Мир животных - мир друзей».

Виталий Викторович Тихонов - единственный артист цирка со званием «профессора дрессуры» в нашей стране. В этот почетный сан его посвятили на цирковом фестивале в Берлине в 1982 году - за то, что Тихонов воспитывал самых разных животных - от кошек до корсиканских муфлонов. Под его началом работали тридцать семь подопечных, в том числе яки, работу с которым артисту завещал отец - известный дрессировщик народный артист СССР Виктор Тихонов. Вопреки мнению ученых, будто зубра нельзя приручить, Тихонов-старший стал первым, кто создал аттракцион «Зубры и тигры». Считается, что яки, бизоны и зубры не поддаются дрессировке из-за упрямого и непредсказуемого нрава. А у Тихоновых они показывают корриду и танцуют вальс, прыгают через барьеры и даже играют в футбол. Народный артист РФ Виталий Викторович Тихонов – представитель знаменитой цирковой династии дрессировщиков в третьем поколении – внес новые краски – игру тореадора с яками («коррида») и посадил яка на... мотоцикл. Животных в советское время в 1973 году в аттракцион набрали случайно, очень повезло, прослышал, что в одном колхозе под Красноярском есть яки и там не знают, что с ними делать, дрессировщик решил забрать их себе... История появления яков под Красноярском банальна: советское телевидение снимало фильм «50 лет по Монголии». Монгольские товарищи решили их отблагодарить… яками. Режиссер от подарка не отказался, чтоб не обидеть, а при первой же возможности постарался сбыть животных с рук - оставил в Красноярске. Судьбоносное решения для яков, они стали артистами не только в кино, но и цирковыми артистами на манеже. Виктор Тихонов сумел приручить этих животных. Чего только яки не делали у него на манеже!

Цирковой династии Тихоновых более ста лет, и свой отсчет она ведет с Петра Максимовича Тихонова. «В цирк они попали случайно», – рассказывает Юлия Александровна. «Виной всему Иван Поддубный, знаменитый русский борец. Раньше популярен был такой трюк – борец в каждом городе, чтобы подогреть интерес публики, вызывал на поединок местного силача прямо из зала. Весь город накануне гастролей цирка готовился к схватке: всем миром искали достойного соперника для знаменитости. В Иваново таким оказался киномеханик Петр Тихонов. В перерывах между сеансами «тягал гири». Понятно, что Иван Поддубный уложил кино-атлета на лопатки в два счета. Но все это произвело на киномеханика такое впечатление, что он всей душой прикипел к цирку и остался в нем, положив начало цирковому роду Тихоновых. В старости он любил вспоминать, как довелось однажды с самим Иваном Поддубным бороться».

В цирке Виталий Тихонов начал работать под руководством своего отца, вышел на манеж, когда ему не исполнилось и пяти лет. В то время Карандаш делал репризу с гирей. Известный клоун с превеликим трудом поднимал ее, демонстрируя свою недюжинную силу. А когда он эту гирю из папье-маше аккуратно ставил на арену, подбегал мальчик, с легкостью хватал ее и уносил за кулисы. Маленький артист охотно играл свою роль, ведь за занавесом его неизменно ждала шоколадка. С большим восторгом наблюдал он за полетами акробатов и при любой возможности стремился повторить их трюки. Старательность не пропала даром - гибкого и легкого подростка пригласили заменить одного из артистов в номере «Акробаты с подкидными досками». С поистине детским бесстрашием прыгал он с подкидной доски и замирал на плечах партнера. А позже было училище циркового искусства, куда, учитывая акробатическую подготовку, он поступил сразу на второй курс.

С яками Виталий Тихонов впервые вышел в 1961 году, подготовил необычный номер с яками, овчарками и акробатом-прыгуном. Вполне естественно, что Виталий прыгал через яков и на яков, делал с них сальто. Номер получился ярким, красочным и входил в пантомиму «Карнавал на Кубе». В 1956 окончил Государственное училище циркового искусства (ГУЦИ) как акробат-прыгун в составе группы «Гуцульские акробаты». В 1960-1962 годах выступал как артист-дрессировщик на манеже Цирка на Цветном бульваре. Внес в номер игру тореадора с яками («коррида»), акробатические прыжки через животных, двойные сальто на спине яка и на сход в манеж. С этими трюками вошел в цирковой спектакль «Карнавал на Кубе». В 1962 году он начал работать в собственном номере, изобрел новые трюки с животными. В его номере собаки изображали жокеев на бегущих по кругу быках, крутили сальто у них на спинах. В 1977 году Виталий Тихонов выпустил номер «Мир животных - мир друзей» (режиссер Г. Перкун): медведи ходили на ходулях на задних и передних лапах, исполняли арабские сальто. Такого результата в мире в работе с медведями повторить не смог больше не кто.

Долго считалось, что яки и бизоны не поддаются дрессировке из-за упрямого и непредсказуемого нрава. Но у Тихоновых они показывают корриду и танцуют вальс, прыгают через барьеры и даже играют в футбол. В 1992 году он создал аттракцион «Смешанная группа животных» (режиссер М. Москвин), в котором тигры ездили на мотоцикле, в группу животных входили медведи, ламы, верблюд, собаки, петухи. Выступал с номерами, в котором было занято более 50 различных животных, включая 12 яков, тибетские яки, лошадь, верблюд, медведь, лось, муфлон, лама, дикобразы. По словам дрессировщика, укрощать яка гораздо сложнее, чем тигра: «Тигры от выстрела вверх тут же отлетают назад. С яками это не пройдет».
А если як взбрыкнет, никому мало не покажется. Он, как танк, стены пробьет лбом.
Так что большое заблуждение многих зрителей думать, что мы свою науку вколачиваем палкой. Гораздо проще пойти по наименьшему пути сопротивления – дать животному то, что ему очень нравится, но чего он не получает в природе. Обычный рацион яка - сено, овощи. Морковь, капуста, картошка, свёкла – огромные кастрюли этих винегретов они съедают каждый день. А вкусности – сухарики с маком или с изюмом, бараночки с глазурью – получают только за хорошую работу. Прыгнул – вот тебе ведро сухарей. Еще прыгнул – еще ведро «деликатеса»... Виталий Тихонов научил своих яков уникальным трюкам – животное запрыгивает на работающий мотоцикл – с дымом, выхлопами… Или, бегая по манежу, бьет мяч в зрительный зал. Когда Виктору Тихонову советовали идти по более традиционному пути, дрессировать тигров, медведей, он говорил: «Нет, уважаемые, номеров с тиграми пруд пруди, а с яками я единственный и неповторимый». Этому завету следовал Виталий Тихонов и сейчас следует продолжатель династии Виктор Витальевич.

В основе всех трюков - внимательное наблюдение за поведением животных. Дрессировщик убежден, что почти у каждого четвероногого артиста есть свой «конек», надо только уметь разглядеть, а затем использовать на деле скрытые способности. Так, например, увидел, что як случайно толкнул головой дверь и она открылась. Взял на заметку. А потом родилась идея, воплощение которой видят зрители: три яка, бегущие друг за другом, прыгают через барьеры, а четвертый под первый барьер подлезает, второй просто бьет лбом, открывает себе путь и гордо покидает арену.


«С дрессурой я прочно связал свою жизнь после смерти моего отца, приняв его группу тигров, жалко было терять его труд. Такова традиция нашей династии – делать то, что другие не могут, поэтому сложностей мы не боимся и всегда беремся за новое, открывая в себе творческий потенциал, рассекая все возможные горизонты. Все дело в том, что мы единственная семья, которая занимается дрессурой и постановкой номеров с яками. Ведь эти животные тяжело поддаются дрессуре, но мы же сумели научить рогатых артистов танцевать вальс, прыгать через горящие обручи и даже играть в чехарду. Яки бьют рогами без предупреждения. В планах на будущее еще обучить яка вождению на мотоцикле. Найти общий язык с такими непредсказуемыми животными как яки сложно, тем более, чтобы научить их кататься на мотоцикле? Будущее все расставила по местам, и сложный номер стал яркой страницей программы «Мир животных – мир друзей», зритель аплодировал только стоя.

Животные весом в полтонны под чутким руководством дрессировщика легко кружатся в вальсе на арене цирка, ездят на мотоциклах и бесстрашно прыгают через огонь. Но самый зрелищный номер – это испанская коррида. Перепуганные зрители порой с криком убегают вверх от манежа, когда яки дерутся прямо во время представления. Однако это представление всегда заканчивается миром – Виталий Тихонов заботился о своих подопечных. По словам артиста, номер совершенно безопасен и для зрителей даже при отсутствии ограждений. Ведь первое, чему учит дрессировщик годовалых животных – не выходить за края манежа. Вообще же при общении со своими питомцами я использую весьма результативный метод кнута и пряника: хорошо выполнившему трюк достается лакомство, а ослушавшегося иногда достаточно грозно окликнуть – яки прекрасно различают интонацию. То, что лидер в стаде – человек, они прекрасно знают. А вот кто есть кто среди них самих, взрослые самцы порой пытаются выяснять прямо на арене. Драчунов растаскиваем в разные стороны веревками. Вообще они только с виду кажутся невозмутимыми и неповоротливыми. Яки ни с того ни с сего могут сорваться с места и помчаться стрелой, потом вдруг встанут как вкопанные… и так могут час стоять без движения. К тому же они весьма агрессивны и хорошо прыгают. Ну а бегает эта глыба со скоростью до 60 километров в час, и если якам что-то не понравится, они могут запросто посадить своего хозяина на рога или затоптать. Причем яку не важно, кто станет жертвой: профессор дрессуры, начинающий дрессировщик или коверный. И если лев или тигр, перед тем как напасть, предупреждает жертву рычанием и особыми телодвижениями, то як бьет рогами без предупреждения. Так что от разъяренного бычка спасут только ноги.

Очень важно, что на наших представлениях идет постоянная, непрерывная и захватывающая динамика, все номера понятны и ребенку и взрослому. Зритель сам принимает активное участие, вовлекаясь во все происходящее на манеже. Темп и юмор – неотъемлемая часть нашего выступления. Аналогов в мире нет! Впрочем, у нас все трюки уникальные. Уникальный аттракцион «Дрессированные яки и овчарки», в 1966 году, включал яков, собак боксерской породы и болонку по кличке «Джеси». Чуть позже он ввел в эту группу трюк медведь на яке. Со временем в представлении появились не только яки, но и другие экзотические животные – антилопы, ламы. Мы старались сделать на манеже не шоу, а возродить старые цирковые традиции. Уверен, что главное в цирке – это трюк, и именно необычными трюками интересна наша программа.


Личная жизнь дрессировщика Виталия Тихонова: Жена - Валентина Семеновна Тихонова (1953 г.р.), артистка цирка, окончила ГУЦЭИ в 1971 году как воздушная гимнастка. Сын - Виктор Витальевич Тихонов (1980 г.р.), артист цирка, дрессировщик диких животных. Виталий Тихонов и Валентина Тихонова Награды и звания дрессировщика Виталия Тихонова: - Заслуженный артист РСФСР (16.09.1977); - Народный артист России (20.12.1993); - Орден Дружбы (05.08.2000); - Диплом Клуба специалистов «За новшество и оригинальность в дрессуре» (Франция); - Медаль «За заслуги в развитии циркового искусства»; - Медаль «За новшество и оригинальность в дрессуре»; - Медаль «За заслуги перед Луганской народной республикой».

Дрессировщица диких животных Юлия Александровна Горькова осваивала профессию буквально с нуля, полностью полагаясь на опыт и знания своего учителя Виталия Тихонова. В истории цирка немало было и есть дрессировщиц хищных животных, а вот диких не много, «видовое разнообразие» в аттракционе накладывает свою специфику. Юлия Александровна единственная кто выбрала двух бизонов «Дарс» и «Барни», привезла их лично в Россию из штата Южная Дакота на Среднем Западе США, участвуя и в их отлове в заповеднике - Государственный парк Кастер.
Бизон – самое крупное на планете парнокопытное млекопитающее, из трибы быков семейства полорогих, обитающее в прериях Канады, Мексики и США. Взрослый самец может достигать 1,8-2 метра в высоту и 2,5-3 метра в длину. Самки обычно меньше: 2,2-3 метра в длину и 1,5 метра в высоту. Бизон весит от 800 до 1150 кг. Телята при рождении весят 14-32 кг. В пределах вида выделяются два подвида - степной бизон (Bison bison bison) и лесной бизон (Bison bison athabascae), хорошо различимых по особенностям строения и мехового покрова. Изображение американского бизона имеется на флагах штатов США Вайоминга и Канзаса, а также на гербе и флаге провинции Манитоба в Канаде.

Как написал в статье сам Виктор Петрович Тихонов: «Желание работать с зубрами возникло у меня летом 1962 года, когда в гостинице Минского цирка добрый случай свел меня с директором Беловежского заповедника Владимиром Сергеевичем Романовым. Узнав, что я дрессировщик и что сейчас выступаю с яками, он стал рассказывать мне о зубрах. О зубрах я знал немного, то, что крупнее тонны и способны бежать со скоростью 60 километров в час. Знал я также, что не только дрессировке, но даже приручению зубры не поддаются. Была вроде бы одна единственная попытка, но она закончилась гибелью дрессировщика на первом представлении». Начало полностью совпадало с нашими знаниями о зубрах, но все же возник интерес - что же дальше? А дальше была первая встреча с зубром во время командировки в Беловежу, когда мимо автомобиля, где сидел дрессировщик, прошло стадо диких зубров, посеяв в его душе зерно сомнения. Проект по дрессировке зубров мог вообще не состоятся, не поддержи его знаменитые дрессировщики того времени - Владимир Дуров, Ирина Бугримова и Борис Эдер. В Беловеже в специальные ловушки отловили 7 зубрят, и удивительный эксперимент начался. Малышей переправили в Московский цирк и поселили в вольере на конюшне. Виктор Петрович стал понемногу налаживать с ними контакт. Прошел месяц, зубрята привыкли к новому месту и стали спокойней. Однажды, надев ватный костюм, дрессировщик рискнул впервые войти внутрь. Словно снаряд, из ряда выскочил зубренок и сбил его с ног. Только попытался привстать, как последовал новый удар, так что удаляться пришлось ползком. Следующая попытка зайти в загончик к малышам окончилась тем же. Решили выпустить зубров на манеж, естественно, когда в зале не было зрителей, чтобы посмотреть на реакцию. Телята сразу стали неистово бегать и один из них случайно вылетел в зрительный зал - как итог сломаны пять кресел и очень недоволен директор цирка. Но постепенно зубры к человеку привыкли, стали спокойней относиться к другим животным и даже подружились с собачкой по имени Чарли. Шло время, дрессировка зубров продолжилась в цирке города Баку. Зубры не давали скучать - однажды залезли на железную крышу цирка, рвали рогами подушки, вскрывали загородки. А когда в Баку прибыли тигры и гепард для репетиций будущего номера, стало совсем «весело». От неистового нрава зубров страдали и хищники, и дрессировщик, и даже их новый четвероногий друг - пес по имени Буля. Первый предварительный показ номера с участием зубра и тигра закончился страшной битвой между ними, чудом оба остались живы. Но труд не пропал напрасно! Зубры стали ходить под седлом, брали морковку из пасти тигра и делали многое другое. Наконец, спустя четыре года произошла премьера редкого аттракциона - «Впервые в мире на манеже зубры и тигры!». Триумфально проехав с гастролями по городам России, труппа отправилась с выступлениями по ГДР. В Эрфурте представление чуть было не сорвалось - зрители засыпали арену цветами и зубры бросив работу стали их есть. Но время шло, зубры взрослели и становились все агрессивнее, а постоянный стресс стал подтачивать здоровье Виктора Тихонова. Так спустя 8 лет редкий аттракцион закончился - зубров поселили в зоопарк Алма-аты. Журнальная заметка заканчивалась такими словами Виктора Тихонова: «Через полгода мне случилось быть в Алма-Ате, и первым делом я направился в зоопарк навестить своих зубров. Они стояли на противоположном конце вольера, в 50-80 метрах от меня. Я крикнул: «Ребята, ко мне». Зубры повернулись и галопом, с каким-то храпом, помчали ко мне. Не выдержав, я перескочил изгородь и очутился среди моих бывших питомцев. Зубры своими языками -«рашпилями» лизали мои руки, каждый старался подойти ко мне ближе. Вот, пожалуй, и все. Все кончилось, осталась только история». Но в жизни если одна история подходит к концу, тут же начинается другая не менее яркая и интересная история, фактически путешествие в мир цирка и зубры снова на манеже и не только...

Дрессировщица диких животных Юлия Александровна Горькова рассказала удивительную историю, которая больше всего запомнилась ей из жизни бизонов: «Наверное, самый яркий момент произошел не на выступлении. Однажды, когда аттракцион был на гастролях в Крыму и просто отдыхали, у дрессировщиков Тихоновых сбежал бизон. Он просто ходил по улицам города, заглядывал во дворы. Его случайно выпустил работник цирка, а потом погнался за ним. Когда животное обнаружили жители города, увидели такую картину: бизон лежит, а работник цирка играет ему на баяне. В итоге в клетку животное загоняли трактором. Другой беглец Барни… На рассвете уже из курского цирка сбежал бизон. Сотрудники пропажу обнаружили очень оперативно и отправились на поиски. Местные жители удивились столь свободным прогулкам дикого животного по историческим улицам и площадям. Дрессировщикам удалось заманить его морковкой и сухарями и вернуть обратно в цирк. Утро в Курске выдалось туманное. Что, в общем-то, беглецу оказалось на руку: пока городские службы ломали голову, куда мог деться бизон, он был рядом. В рассветной дымке спокойно и даже деловито щипал свежий газон. Директор цирка лично участвовала в поиске. Когда стало известно, что беглец прогуливается по исторической части города. Найденное животное привязали к дереву, дрессировщику, успокоили животного. В итоге бизона спокойно вывели, и в 9 утра бизон уже был в цирке. Директор цирка был так взволнован, что без лекарств не обошлось, но все закончилось благополучно и для Барни и для директора.

Животные - существа непредсказуемые, поэтому внештатные ситуации случаются почти каждый день, мы даже не обращаем на это внимание. Бизоны очень своенравные. Бывает, они просто отказываются во время выступления выполнять какой-то элемент, и ничто не может их заставить. Тогда мы просто делаем вид, что все идет по плану.

Как долго планировался побег из местного цирка, неизвестно. По камерам видеонаблюдения полиция потом установит: действовал зверь в одиночку, но это оказался план Б. В плане А выйти на свободу он хотел с сородичем - соседом по вольеру. Ну и за компанию пригласили еще и верблюда, но он участвовать в массовом побеге почему-то отказался, лишь зевнул на прощанье. Тогда Барни решил действовать сам. "Он снёс у нас часть забора. Это было достаточно легко - судя по видеокамерам. И погулял по площади цирка, побыл на Луначарского, на Красной площади. И уже нашли его на замечательном нашем заводе - исторической части города" – поведал директор Цирка. Зоологи уверены: зверь ушел бы намного дальше. Но увидев зеленую лужайку, он просто не смог пройти мимо такого лакомства.

Удивительное животное як делиться с нами дрессировщик, Народный артист РФ Виталий Викторович Тихонов - «имеет голову коровы, хвост лошади, скелет бизона, шерсть козла, рога быка и ко всему хрюкает, как свинья». Яки невероятно жизнеустойчивые животные. Интересно, что даже совсем тяжело раненый як, может очень долгое время передвигаться по горам. У яков, бизонов, как и у некоторых горных животных практически нет потовых желез. На тех высотах, что он обитает, они ему не нужны. Дикие яки очень свирепые существа, при этом яки являются самыми одомашненными животными из дикой природы. Интересный факт - довольный як начинает хрюкать. Поэтому его и прозвали хрюкающим быком. Самцы и самки яков живут отдельными стадами от 10 до 100 животных в течение всего года. В осенний период, начиная с сентября самцы идут к стадам с самками, чтобы начать брачный сезон. Самки яков после 5 месяцев беременности рожают одного теленка, роды обычно происходят в июне. Продолжительность жизни диких яков составляет порядка 20 лет, домашние яки живут до 25 лет. Яки выступающие в цирке не уступает дикому в габаритах и силе, к тому же они также устойчивы к сильным холодам. Яки обладает большими легкими, почти вдвое больше чем у коровы, поглощающими больше кислорода, поэтому яки свободно чувствуют себя на высокогорье, где воздух разряжен. Это доказанный факт. Як без особых проблем может подниматься на высоту до 6 километров, и считается самым высокогорным животным.

В мифах як выступает одним из прародителей тибетцев. Либо это девушка, дочь духа горы, которая становится матерью первого человека, либо дух горы Ярлхашампо в образе белого яка становится супругом вдовы царя и она рождает сгусток крови, который прячет в роге яка. Из этого рога рождается герой Рулакье, который обучает тибетцев плавить металлы, обжигать древесный уголь, одомашнивает животных, одомашнивает животных, строит мосты через горные реки. В цирке як выступает и радует нас зрителей благодаря великому мастеру дрессуры диких животных Народному артисту РФ Виталию Викторовичу Тихонову, которому все зрители мира аплодируют только стоя!
Наследник цирковой династии Виктор Витальевич Тихонов достойно продолжает дело семьи артистов цирка в наши дни.
Материал к публикации на основе информации открытых источников подготовил Андрей Ахрамович при информационной поддержки шпрехшталмейстера Омского государственного цирка Юлии Горьковой