Виктор Шустов дрессировщик, представитель цирковой династии в четвёртом поколении, Дипломант Международного конкурса молодых артистов цирка в Москве. Руководитель аттракциона "Сафари", в котором участвуют 18 животных разных видов: верблюды, пони, ламы, зеброид, крокодил, питоны.
Виктор, путь в профессию дрессировщик был для вас предопределен?
Артистами не рождаются, артистами становятся! Считают настоящие звезды цирка, преодолевая себя, воспитывая характер, следуя за мечтой. Но конечно, чем раньше человек приходит на манеж, тем более сложные вершины он сможет покорить. Я из потомственной цирковой семьи, родился 7 декабря 1987 года, в городе Ереване. Мои родители были там на гастролях. С самого детства я рос в цирке. Мой дядя легендарный дрессировщик, заслуженный артист России - Сергей Нестеров. У него был аттракцион "Африканское сафари", в котором он работал со смешанной группой животных. Я пришел в цирк соло – жонглером, освоил жонглирование семью булавами. Основательно начал заниматься жонгляжем в 11 лет. Моя мама училась в цирковом училище в Киеве и выпускалась в номере групповых жонглёров. Она и является моим наставником в профессии и учителем в жизни. Но меня родители не заставляли, они дали мне выбор: если хочу работать в цирке, то нужно в это вложиться. Если пойдешь в «обычную» профессию, то нужно определить сферу, которая будет по настоящему тебе интересна, тогда иди учиться, и учиться хорошо. Проработал в этом жанре почти 10 лет, будучи ребёнком, объездил с родителями всю Европу, а потом стал интересоваться дрессурой. Я год стажировался у дяди, знакомился с животными. Потом стал выступать вместе с ним, а позже стал работать самостоятельно.
Какой творческий путь прошел Ваш аттракцион "Сафари" от задумки его создания до полноценного мирового циркового номера?
Старшее поколение любителей цирка нашей страны хорошо помнит аттракцион с экзотическими животными "Здравствуй, мир" созданный Заслуженным артистом России Любовью и Борисом Федотовыми. В период девяностых годов, когда в стране случилась массовая реорганизация всех сфер жизни, многие достижения советского цирка были утрачены, так и аттракцион полностью прекратил свое существование. И в это сложное для страны время, вопреки всем трудностям в 1996 году Сергей Нестеров и Елена Федотова решили создать новый аттракцион с экзотическими животными по мотивам популярного аттракциона, созданного когда-то родителями Елены. Так, на очередной режиссерской коллегии был утвержден новый аттракцион с дерзким названием "А вот и мы". И в сентябре 1996 года Ивановский цирк распахнул свои двери для создания нового аттракциона. Первым в будущей разношерстной труппе появился питон. Из калмыцких степей привезли двух молоденьких красавцев верблюдов. В автомобиле "каблучок" приехал из Пензы шотландский пони Пончик, а в коробке из-под пылесоса привезли двух маленьких леопардов - Томаса и Джессику. И начались напряженные репетиции. По мере пополнения четвероногими артистами, среди которых пони, московские сторожевые собаки, зебра, кенгуру, лошадь, африканские страусы, крокодил -"мутант", аттракцион приобрел название "Африканское сафари".
Будущий стабильный творческий коллектив решили назвать "Сафари", так как в переводе с языка суахили это слово означает – прогулка, путешествие. Это и стало основной фабулой представления. Артисты предложили зрителям совершить вместе с ними небольшое путешествие на маленький островок, огромной планеты – цирк. Для большей красочности номеров решили собрать балетную группу, и в очень сжатые сроки родилась балетная группа из 6 человек под названием "Сафари". Танцевальные номера получились красивые и разножанровые – это и рок-н-ролл, и восток, и ирландия, джаз-модерн и другие. Одними из последних в "Сафари" появились лама, крокодил, питон-альбинос. Среди достижений аттракциона трюк "каприоль" - прыжок из Венской школы верховой езды в исполнении пони, а также бег африканских страусов с наездницей. К творческо-родственному косяку "Сафари" примкнули двое прекрасных молодых артистов: племянники Заслуженного артиста России Сергея Нестерова – Катя и Витя Шустовы. Красота, молодость, высокий профессиональный уровень артистов "Сафари", а также техническое оснащение, разнообразные костюмы и конечно непредсказуемые шутки Шпрехшталмейстера придают программе состояние добротного ШОУ!!! И именно так называют программу "Сафари" зрители, которые носят с собой мощнейший заряд бодрости и хорошего настроения!!! Сейчас мы гастролируем в г. Омске с аттракционом "Сафари" в цирковом шоу «Загадка старой игрушки».
В аттракционе "Сафари" задействованы разные животные. А все ли они одинаково поддаются обучению? Например, крокодил? На задних лапах он точно стоять не будет. В чем заключается его дрессировка?
У каждого вида животных разная увлеченность дрессурой. Например, есть собаки, которые просто откликаются на имя, а есть те, которые прыгают сальто. Когда мы берём один вид, то оцениваем его навыки и умения, а также способен ли он физиологически что - то сделать. Рептилии и хладнокровные очень боязливо относятся к прикосновениям. И если крокодил разрешает прикасаться к себе или брать на руки и при этом ведёт себя спокойно, то это уже успех. А вершина дрессуры — это когда они откликаются на свое имя. Я работаю с разными животными, это непросто, но увлекательно. У нас все по любви. Поверьте, если животное запугать, оно вряд ли будет выполнять нужные команды. Наши же артисты с удовольствием выходят на манеж. Они с детства в цирке, привыкли к вниманию. Тем более во время выступления дают вкусняшки, как упустить возможность получить заветный сухарик? Многие номера нам подсказывают сами животные.
С чего начинается процесс обучения животных?
Первое, чему мы вместе учимся, когда берём новое животное, это друг друга не бояться. Например, верблюды Аталла и Байрум приехали ко мне из казахской степи. Они были ещё маленькими верблюжатами. И сразу возникла проблема. Из машины вышли своим ходом, но их надо как-то завести в конюшню? Хорошо, у нас был старый верблюд. Они увидели сородича и за ним кое-как зашли. Посмотрели, что верблюд позволяет себя касаться, что ему кладут сено и что оно вкусное, они стали его есть. Но взять морковку из рук им было уже страшно. 2-3 дня они просто стояли. Поняли, что мы ходим, убираем за ними, посыпаем опилками. Они привыкли. Потом начали давать сено, внутри которого кусочек морковки. Верблюжата чувствовали запах и ели его. Потом поняли, что в сене что-то вкусное есть и начали сами искать морковку. На этот процесс ушло еще 2 недели. А у меня как раз столько времени и было, чтобы животные начали ходить за мной и смогли зайти в полуприцеп и переехать в другой город. На арену они вышли спустя 3 месяца.
Что делаете если ваш "четвероногий артист" не может или не хочет выполнять определенный трюк? Заставляете?
Вершина карьеры дрессировщика - это когда животное работает самостоятельно. В последние годы все уже отошли от дрессуры по принуждению. Сейчас на первом месте взаимоотношения с животными. Например, ты показываешь рукой жест "ко мне", повторяешь его снова и снова, и животное начинает понимать. Первый раз он понял, подошёл, прикоснулся к руке, и тут ты даёшь ему сигнал. Это может быть слово, звук или свист, но он должен быть резким и громким. Он должен быть хорошо слышен. Животное прикоснулось к руке, раздается свист, потом дается прикорм - это должно дойти до автоматизма. Чтобы даже ночью, во время сна - услышал свист, и у него начала слюна выделяться. Это должно быть как рефлекс. Если в 100 случаях из 100 после свиста оно получает прикорм, то животное привыкает и делает трюки без принуждения. Когда дрессировщик внимательно подошёл к вопросу обучения, то у четвероного артиста даже мысли не возникнет, что можно сделать по-другому.
Как вы учите животных не бояться зрителей, громкой музыки и яркого света на манеже?
Все происходит постепенно. Чтобы животные не боялись, они проходят адаптацию. Сначала во время репетиции выводим на манеж по одному, потом - когда там есть другие животные, после - радио включаем в уголочке. Позже они привыкают работать, когда народ сидит или уборщицы зал убирают. Потом во время представлений ставим за кулисы. Начинающий артист слышит музыку, крики. Он видит, как животные туда уходят, как они возвращаются, как получают прикорм. Он начинает туда стремиться. И тогда на манеже у животного возникают только позитивные эмоции, оно бежит туда сломя голову, бывает что домой не утащишь.
Приобретённый опыт работы с животными научил меня чувствовать людей на энергетическом уровне. И прежде всего своих близких, что помогает мне в семейной жизни и воспитании двоих девочек и одного мальчика, которых я с супругой Наилей Джулдыбаевой воспитываю в добрых семейных цирковых традициях, в основу которых положены добрые отношения, честность, взаимодоверие и любовь.
Внимание и любовь зрителей в аттракционе "Сафари" приковано к цирковому артисту по кличке Занзибар, раскройте секрет рождения столь не ординарного во всем артиста?
Артисту цирка по кличке Занзибар исполнилось 3 года. Он единственный в стране зеброид. Занзибар появился на свет от скрещивания зебры и коня. Зеброид оказался весьма способным. Уже в полгода он начал выполнять команды, у него очень яркие эмоции, как у людей. Этим он, конечно, отличается от других животных. Сейчас Занзибар участвует в цирковой программе "Сафари" и уже объездил полмира. В труппе он считается настоящим талисманом. Когда он был маленьким, увидел мяч в манеже и начал его гонять. Он уже вырос, а привычка осталась! Теперь он сам кидает мяч в зрителей и с радостью бежит его ловить. Зрители в восторге, им это очень нравится! В Омске у Занзибара идут репетиции, он учиться прыгать через верблюдов, пока не все получается и на манеж в программе он не задействован временно. Как номер будет отрепетирован артист выйдет на манеж. И шквал аплодисментов ему от зрителей будет обеспечен, а от меня морковка и яблочки в качестве угощения за проявленное усердие.
В сети Интернет достаточно много информации о том, что в цирках животных мучают, насильно заставляют выполнять те или иные трюки... Правда это или нет?
Следует начать с того, что животные в цирках зачастую рождаются. Уже давно никто не берет для работы в цирках диких животных - это не имеет никакого смысла. Да, когда-то детенышей подбирали, но ведь когда-то и человека можно было подарить на законных основаниях в период работорговли. К нынешнему же времени это не имеет никакого отношения. Сейчас животные в цирках это животные, выведенные вне воли. Они никогда не жили на воле, не знают, что это такое и не выживут там. Они с самых первых дней и часов своей жизни общаются с людьми. Зависят от людей буквально во всем. Получают необходимую заботу, внимание, нагрузку. Невозможно заставить выступать на арене животное, которое находится в стрессе или болеет. Как бы вам не пытались доказать обратное - нет.
Выступают животные довольные, здоровые и сытые. Тут простая арифметика на самом деле: лечить животных дорого. Очень дорого. Особенно, когда это экзотические животные. Гораздо проще обеспечить животное всем необходимым, нежели потом искать специалистов. Цирковой артист — это дорогая единица. Не только и не столько в финансовом плане, сколько в плане вложенных сил и времени. Научить животное выполнять какую-то команду - долго. Очень долго. Это требует усидчивости, терпения, знания повадок животного, доверия животного, между животным и дрессировщиком должна промелькнуть искра уважительного отношения.
В аттракционе "Сафари" участвуют 18 животных разных видов: верблюды, пони, ламы, зеброид, крокодил, питоны. Планируете ли вы расширить состав цирковых животных?
Дрессировщики всегда имеют ограниченное количество животных и видов животных, с которыми работают. Потому что нельзя быть специалистом по работе и со слонами и с тиграми и с попугаями и с питонами. Это совершенно разные создания, и работа с каждым из них имеет свою специфику и требует очень много знаний, сил и времени.
Повторюсь, для цирковых артистов цирк - это не только работа. Это вся жизнь. Всю свою жизнь дрессировщик посвящает работе с животными. Он любит своих животных. Он искренне о них заботится. Может с точностью сказать какое у животного настроение, что он больше всего любит из еды, и с кем из других животных они в ссоре. Цирк - это семья. И животные неотъемлемая его часть. Они рождаются в цирке. Они всю свою жизнь живут в цирке. И доживают цирковые животные часто до очень приличного возраста. Больше, чем они жили бы в природе. Часто, если есть такая возможность, животных на пенсию отправляют в зоопарки или в частные руки профессионалов. Там, где они все еще могут получать внимание человека, ибо без человеческого внимания цирковые артисты жить не могут. Пока расширяться не планируем, если только наши артисты не принесут нам сюрпризы – жеребят, верблюжат, ламантят или питончиков. Но мы им будем рады.
В канун Дня работника культуры России, что Вы могли бы пожелать омичам?
Всех работников культуры г.Омска и Омской области поздравляю с этим торжественным днем! Желаем мира и процветания вашей профессии. Почет, слава и уважение пусть всегда будут рядом с вами. Пусть покоряются творческие вершины, реализуется творческий потенциал! Желаю вам, карьерного роста и развития, творческого вдохновения и потенциала, новых творческих успехов и неимоверной фантазии, а что самое главное удовольствия от своей работы. Счастья, любви, удачи, успехов, заботы и понимания близких! Ждем вас на представлении «Загадка старой игрушки» в Омском государственном цирке.
Беседу вел Андрей Ахрамович
Фотографии Максима Дудко