Виталий ДОЛЯ: «Никогда не думал, что буду директором цирка!»


О своем первом цирке …
 
Никогда не думал, что буду директором цирка. Доктором, водителем трамвая (кстати, мечтаю до сих пор), продавцом мороженого и доктором – да. Из своих детских воспоминаний про цирк помню лишь то, что после посещения очередного представления, я решил построить свой цирк. Да! Свой собственный. Но почему-то начал не с фундамента, а со звезд, которые украшали кулисы нашего омского цирка. Материалом для них стала накопленная фольга от шоколадок и красные бабушкины шторы. По завершении «строительных» работ дома давалось представление с участием жонглеров, акробатов, клоунов, представленных на импровизированном манеже в одном моем лице. Было и второе отделение. В нем на манеж, построенный мной из большого, как мне тогда казалось, обруча, выходила дрессированная кошка. Не уверен, что она получала такое же наслаждение от выступления, как и я, но свою задачу выполняла четко, торопясь как можно быстрее удрать по своим кошачьим делам.
 
Я рос обычным советским ребенком, с удовольствием бывавшим в цирке несколько раз в год. До сих пор помню то ощущение предвкушения встречи с чем-то таинственным, даже сказочным. В сказку нужно было добираться на трамвае, и в один прекрасный день даже остановку «Автовокзал», на которой нужно было выходить, вагоновожатые стали объявлять по-новому: «Следующая остановка - Цирк!» А потом… Потом ожидание первого взмаха дирижерской палочки в оркестровой ложе, первого движения открывающегося форганга - занавеса, отделяющего манеж от служебных помещений, восторг от происходящего на манеже… и стремление хоть одним глазом заглянуть за кулисы – в тот таинственный мир, куда непосвященным доступ закрыт. Мир, притягивающий именно своей инаковостью, непохожестью на обыденную действительность.
 
Когда работа снится ночью…
 
Шло время, после института на целых два года судьба свела меня с цирком. Я возглавил его пресс-службу. Затем была эпоха работы в организации событий, и вот, спустя 14 лет, я снова в цирке. Назначение было неожиданным не только для всего Омска, но и для меня самого. Но я очень этому рад. Сейчас могу точно сказать: это моя работа. Она мне очень нравится! В цирке каждый новый день не похож на предыдущий. Огромное хозяйство никогда не даст заскучать! То слоны с пожарной сигнализацией решат позабавиться, то жираф не вместится в вольер, прямо так же, как в том знаменитом стихотворении, помните: «за время пути собака могла подрасти», то ночью приснится какая-то идея по улучшению цирка, и мозг, генерирующий идеи, уже не дает шанса заснуть. В общем, все как у Барона Мюнхгаузена, каждый день – подвиг!



Мы делаем гостей счастливыми!
 
В силу специфики моей должности, мне необходимо регулярно держать руку на пульсе, просматривать цирковые представления не только в нашем цирке в период их гастролей, но и регулярно выезжать в соседние регионы Сибири для знакомства с цирковой программой, которая следующей приедет в Омск. Для правильной организации гастролей нужно четко понимать специфику программы, количество и видовой состав цирковых животных, наличие детей у артистов. Детей в школу, артистов в гостиницу, животных в вольеры. В среднем Омский государственный цирк принимает шесть-семь цирковых коллективов за год. Дальше репетиции, встречи со зрителями и долгожданные аплодисменты. Но самое главное в цирке - это наши гости. Все усилия для них! Я всегда говорю нашим артистам: вы - целители душ наших зрителей. Люди приходят с разным настроением и проблемами, а наша задача через искусство и творчество сделать их счастливыми. Пусть на пару часов, но счастливыми и обязательно с сияющими глазами! Я не говорю уже о наших юных гостях, для которых цирк – это место рождения самых невероятных фантазий, которые закладывают фундамент будущей личности. 
 
Главное, чтоб костюмчик сидел.
 
Помните, в «Чародеях»: «Главное, чтобы костюмчик сидел непринужденно, легко и вальяжно. Все остальное, поверьте, неважно». В цирке это не так. Важно все! Сегодня цирковое представление – это калейдоскоп разножанровых номеров, собранных в целостный спектакль со своей сюжетной линией и драматургией, включающий элементы театра, цирка, мюзикла и варьете. В цирке невозможно спрятаться за свой костюм, каким бы шикарным он ни был. Цирк – это самое честное искусство. Зрителю важны и трюки, и мастерство, и оригинальность подачи. Интересно, что цирковые артисты – это уникальные люди. Они рискуют своей жизнью, здоровьем, они годами не бывают дома, так как всегда на гастролях и все это ради зрителей.  Зарплаты в цирке небольшие, а вот то чувство, которое испытал, выйдя первый раз на манеж, уже не дает тебе уйти из цирка никогда.
 
О травмах и падениях.
 
Если грубо разобраться, то цирк – это спорт. Спорт, упакованный в яркое шоу. Поэтому, как и в спорте, в цирке бывают травмы и неудачи. Ошибаются спортсмены, ошибаются и артисты, но чем платит зритель за такую ошибку? Очень часто, не задумываясь о последствиях для артиста, зритель берет телефон и начинает это снимать, а затем в предвкушении лайков, выкладывает в сеть. Достоин ли этого артист, отдавший всю свою душу и сердце ради того, что бы сделать зрителя счастливым?  Вот о чем я призываю задуматься каждого, когда он видит неудачу другого и берет в руки мобильный.
 


Животные в цирке счастливы, как никто!
 
Я с детства люблю животных. Сначала в трехкомнатной квартире вместе со мной, мамой и папой жили три огромных ньюфаундленда, затем к ним прибавились кошки, сегодня у нас в доме 12 йоркширских терьеров и восемь кошек. Я всегда переживал и переживаю до сих пор за бездомных животных, вечно их подкармливаю и постоянно себя сдерживаю, чтобы всех их не забрать домой. Эта любовь к братьям нашим меньшим переносится и на цирк. Хоть здесь у каждого животного есть свои «мамы» и «папы», многие из которых, кстати, называют себя не дрессировщиками, а тренерами, я слежу за тем, чтобы животным у нас было комфортно и хорошо.  Малыши часто живут прямо в номерах с артистами. Так они приучаются к общению с людьми. Тренировки и обучение проходят в игровой форме, где тренер следит за тем, что больше нравится животному и на основе этого выстраивает тот или иной трюк. Все животные рождаются в цирках или зоопарках, поэтому они никогда не видели живой природы и, если их, как требуют некоторые зоозащитники, выпустить на волю, они погибнут. Во всех цирках нашей компании работают очень грамотные ветеринарные врачи, все животные под чутким контролем ветслужбы и контролирующих органов. А про питание, которое получают наши животные, я вообще промолчу. Такому рациону позавидовал бы каждый из нас! Продолжительность жизни у цирковых животных так же намного выше. 



В жизни у меня есть наставники.
 
Построение карьеры – это увлекательный и интересный путь. Мы учимся чему-то новому, получаем навыки и умения, прокачиваем soft-skills. Однако суровая наша реальность иногда оказывается сильнее: опускаются руки, появляется непонимание, что и как делать дальше, чтобы добиться успеха. В период возможного «эмоционального перегорания» рядом необходимо чуткое и понимающее окружение. Поддержка близких и друзей действительно может помочь. Если у вас есть наставник в профессиональном деле, ваш путь к карьерному успеху будет не таким тяжелым и тернистым. Мне реально повезло, мои  наставники - ветеран Омской журналистики, первопроходец российской PR-индустрии  Галина Татаринова и заслуженный артист России, легенда Омской сцены - Владимир Миллер!  Наставник способен увидеть больше ошибок, чем нам кажется. Он будет предельно честно общаться с вами и констатировать факты вместо того, чтобы игнорировать слабые стороны. Так Вы точно будете знать, в каких областях Вам следует набраться опыта. Развиваться методом проб и ошибок – хорошая история.
 
Я крайне редко доволен результатами своей работы.
 
Так случилось, что моя профессиональная деятельность - это сплошные проекты. Проекты со своими дедлайнами и факапами. Даже работу директором я расцениваю как проект. Есть цели, задачи, сроки исполнения. Кто знает, может это будет мой самый большой в жизни проект. Самое главное при осуществлении проекта - всегда быть предельно честным с самим собой, быть максимально требовательным к себе и своей команде, регулярно делать контрольные срезы и…оставаться недовольным результатом. Найти как можно больше минусов в своей работе. Для чего? Все просто - что бы завтра все сделать намного эффективнее и лучше! 
 
Когда работа – это хобби.  
 
Я сторонник классического русского (советского) цирка, в основе которого  темп, трюк, красивые костюмы, красивые исполнители. Мне цирк видится не только как площадка для демонстрации возможностей человека, его красоты и силы, невероятных трюков, от которых приходят в восторг взрослые и дети, но и прежде всего, как место с глубинным смыслом — как часть нашей культуры, и часть культурного суверенитета страны. У нас есть блестящая школа, система подготовки артистов. Есть специалисты, способные растить прекрасных мастеров своего дела. Цирк — это значимое для культурной жизни страны искусство, это наше культурное достояние! Но его нельзя положить на музейную полку и бережно хранить. Это живой организм, который, для его нормального функционирования требует постоянного и пристального внимания, новаторских идей. Не всем цирковым нравится такой подход. Меня часто осуждают за какие-то шаги. И я прекрасно понимаю этих людей. Цирковая среда очень консервативна. Но нужно двигаться вперед и всегда быть готовым к тому, что тебя осудят. Это не должно пугать, а наоборот должно являться стимулом. Например, два года назад я внедрил в цирк систему волонтерского движения. Все, кто любит цирк приходят и бесплатно помогают нам в вопросах сопровождения гостей, проведения социальных акций. Конечно, мы всегда находим способы -отблагодарить наших волонтеров. Эксперимент оказался очень эффективным и многие цирки нашей компании «Росгосцирк» взяли это на вооружение. 



Дружим домами.
 
Всегда восторгался артистами Омских театров и мечтал иметь возможность их как-то благодарить за то счастье, которое они дарят зрителю. Омский цирк дал такую возможность. Мы разработали программу «Дружим домами» и каждый артист всегда может бесплатно прийти к нам на представление и пополнить свой запас положительных эмоций. Цирк - это хороший источник вдохновения. Сегодня мы дружим домами с Музыкальным, Лицейским театром, Галеркой, концертным залом. Это что-то вроде коллаборации в профессиональном сообществе Омских директоров учреждений культуры. 
 


Ценю в людях – благожелательность и честность в работе.
 
Ценю в других людях искренность, благожелательность и прямоту, когда человек умеет выражать свои мысли грамотно, всегда приветствую критику в свой адрес. Мне нравятся открытые люди, которые никогда не лгут, не юлят, не хвалятся и, самое главное, не тешат свою гордыню псевдо-заслугами, а честно работают, здесь и сейчас. Очень ценна доброта и милосердие, добрый и порядочный человек никогда не будет обсуждать, кого-то и сплетничать, «болезненно фантазировать» он занят другими вещами в своей жизни. Ценю людей, которые постоянно чему-то обучаются и открывают в себе новые грани своей личности. Сам я очень люблю учиться и стараюсь обучать сотрудников цирка новым технологиям, решению сложных технологических задач.
 
Я всегда благодарен людям, судьбе и Богу!
 
Сколько бы ни продлился директорский период в моей жизни, я всегда буду благодарен судьбе и Богу за этот прекрасный подарок. И, может быть, через 25 лет мне получится встретить здесь свою пенсию.  Я очень любил делать людей счастливыми, когда работал ведущим. Это мое хобби и профессиональное призвание! Здорово, что спустя два года после своего назначения, я с уверенностью могу так же сказать и о своей работе в должности директора Омского государственного цирка. Быть добру! 

Афиша цирка

Афиша

с 8 июня в Омском цирке

«Магия великих слов»

Уникальный авторский проект от главного режиссера ФКП «Росгосцирк» Елены Петриковой поставлен по мотивам великих произведений русской литературы. Здесь номера и образы срежиссированы по сюжетам произведений Пушкина, Толстого, Шолохова, Лермонтова, Чехова, Фонвизина и других литературных гениев...

Подробнее о представлении