К числу особо известных аттракционных мировых сенсаций относился цирковой номер «Человек-снаряд». Он строился на том, что исполнителя помещали в жерло пушки, затем под гром выстрела в облаке дыма акробат вылетал из ствола пушки к куполу цирка и цеплялся за висящую там трапецию.
![](/uploads/life/6-1-25-1.jpg)
По-английски стрельба людьми из пушки, как и сами эти трюкачи, называется "Human Cannonball". Одним из первых живых «пушечных ядер» на манеже цирка стал Джордж Лоял из труппы цирка Янки Робинсона. В 1875 году он погрузился на глазах у цирковой публики в жерло механической пушки и после определенных приготовлений с оглушительным шумом вылетел из орудия. В 1877 году «пружинное» орудие построил Джордж Фарини и 2 апреля того же года выстрелил из него 14-летней девочкой по имени Росса Матильда Рихтер (более известная под псевдонимом Зазель) в Королевском аквариуме в Вестминстере (Лондон). Женщины – создания по природе своей гораздо более осторожные по сравнению с представителями сильной половины. И во всякие рискованные авантюры без нужды предпочитают не ввязываться. Но этой даме чувство страха и опасности было неведомо. Зазель начала выступать в очень юном возрасте, отрабатывая воздушные трюки, такие как хождение по канату в старой лондонской церкви. К 6 годам она занялась балетом, гимнастикой и гимнастикой на трапеции, а в 12 отправилась в турне с бродячей труппой акробатов. Бесстрашная акробатка, устроилась вскоре в труппу цирка Барнума и переехала в Америку, общественность высказывали опасения за ее безопасность с момента ее первых появлений на манеже. Вот как описывает её выступление New York Clipper от 6 октября 1877 г.: "Барышня заползает в огромную мортиру - реалистически выглядящее орудие - с величайшей небрежностью, и вместо того, чтобы содрогаться, мы аплодируем от всей души, а затем продолжаем наблюдать и напряжённо ждать, затаив дыхание. Мы следим за движением факела - это лишь мгновение. Мы слышим громкий хлопок, и вот! наше зрение ошеломлено видом живой ракеты, летящей сквозь пространство и приземлившейся в целости и сохранности в огромной сети, натянутой, чтобы поймать ее. Прежде чем рассеялся дым из огромного жерла пушки, из которой она вылетела, девушка уже прошла по сети, кланяется и улыбается на сцене, длина её полёта: от 6,1 метра до 21,3 метра". «Я из пушки в небо уйду, Диги-диги-ду, диги-диги-ду! Я из пушки в небо уйду, В небо уйду!»
![](/uploads/life/6-1-25-2.jpg)
На пике своей популярности Зазель зарабатывала 200 фунтов в неделю и выступала перед толпами, превышающими 20 000 человек. Хотя многие пошли по её стопам, именно отважная и дерзкая юная Зазель стала первым человеком – пушечным ядром. И, соответственно, как и у любого первопроходца, уровень опасности, которому она себя подвергла, был максимально высоким. Зазель дала свое последнее представление в Нью-Мексико во время гастролей по США с цирком Адама Форпо. В его ходе платформа, на которой стояла артистка, упала, и Зазель выбросило прямо на землю за пределы страховочной сетки, она сломала позвоночник. К счастью, ей сразу оказали медицинскую помощь. Но несколько месяцев женщине пришлось провести закованной в гипс. Конечно, о возвращении в профессию после такой травмы речи не шло. И Зазель ушла на пенсию. Мир полон смелыми и храбрыми женщинами. Акробатка Пэнси Зедора выступала со своей сестрой и ее мужем в Цирке Барнума и Бейли, как мадам Алар, Человек-стрела, или Летающая Зедора. Ее позиционировали как живое оружие - девушку выстреливали, как стрелу, в воздух из арбалета размером 12 метров, и она пролетала через бумажную мишень. После этого артистку ловила сестра, раскачивающаяся на трапеции. Мэри удивляла толпы своим умением летать довольно далеко, с точностью и изяществом поражая мишень. В 1880-е с подобным номером успешно выступала акробатка мадемуазель Лулу в парижском цирке Франкони – она также вылетала из пушки под действием пружинного механизма. Номер назывался «Человек-бомба». Посреди сцены устанавливалась большая пушка. Команда заряжала ее человеком — «живым снарядом». Очевидец аттракциона 1888 года рассказывал парижским газетчикам свои незабываемые впечатления: «Цирк был полон. На сцене поставили громадную осадную пушку. Вышла молоденькая артиста цирка, отработала ряд упражнений на трапеции, затем ею зарядили пушку. Музыка стихала, наступал момент тягостного молчания. Наконец слышалась отрывистая команда: «Внимание!» «Пли!» Публика замерла, прекратились все разговоры, даже, казалось, остановилось дыхание. Зазвучала барабанная дробь и под гром выстрела, среди огня и дыма из пушки вылетала «живая бомба». Эффект был поразительный». Из жерла «Пушки» в облаках дыма и огня вылетела девушка… Несколько мгновений она парила в воздухе, затем, как птица, сложившая крылья, понесся вниз – туда, где была растянута сетка… Публика подалась вперед. Сейчас заслуженные аплодисменты заглушат бравурную музыку, которая будет сопровождать спрыснувшуюся с сетки артистки. Дирижер, стоя перед оркестром с палочкой, высоко поднятой над головой, также следил за полетом. Браво! Браво! Браво! Публика не подозревала, что в действительности артистку выбрасывали из пушки не пороховые газы, а мощная пружина, которая помещалась в стволе. Грохот выстрела, дым и огонь служили для усиления зрелищного эффекта.
![](/uploads/life/6-1-25-3.jpg)
Долгое время у артистки Лулу не было последователей, так как номер был опасен потому, что тело «человека-снаряда» в момент выстрела испытывало примерно двухкратную перегрузку. Очень долго не находилось таких же бесстрашных, как артистка Лулу. Сенсация цирка дамы и господа: начиная с 1870 года, известный канатоходец Гильермо Антонио Фарини (по паспорту Уильям Леонард Хант) одевал своего приемного сына Сэмюэля Уосгейт (Сэм Васгейт) в женскую одежду и широко рекламировал выступления «Прекрасной Лулу», девушки-воздухоплавательницы и черкесской катапультистки. Сэм прославился в возрасте 10 лет в смертельном номере под названием Le Tambour Aerial от El Niño Farini, где он играл на барабане, балансируя на трапеции, за которую держался затылком. Сэм также служил для баланса Фарини, когда он пересекал канат, висящий над толпой в 55 метрах. Выступление Лулу было очень успешным и стало известным благодаря трюкам, в которых с помощью катапульты запускались врата либо в сетку, либо на трапецию. Его истинная личность стала известна только после того, как в результате серьезной аварии он Сэмюэл (Лулу) попал в больницу, и его реальный пол был раскрыт. После этого Самуэль продолжал выступать, но уже как мужчина. «Мэри верит в чудеса, Мэри едет в небеса! Прыгнуть в небо нелегко, Звезды очень далеко». Выступление «Человек-бомба» постепенно забывалось, пока мир не стал всецело завоевывать кинематограф.
![](/uploads/life/6-1-25-4.jpg)
По всей вероятности, именно выступления мадемуазель Лулу приковали к себе внимание Жоржа Мельеса, развившего из аттракциона «Человек-снаряд» идеи своих фильмов. Фильм «Путешествие на Луну», задуманный как пародия на сюжеты из книг Жюля Верна «Из пушки на Луну» и Герберта Уэллса «Первые люди на Луне» принесли ему мировую известность. Повторно Мельес обратится к теме «человека-ядра» в фильме 1911 года «Приключения барона Мюнхгаузена». Можно предположить, что центральный миф – «полет на пушечном ядре», не раз становившийся в XVIII–XIX веках объектом художественной фантазии, актуализовался в конце XIX века на манеже цирка в качестве аттракциона «Человек-снаряд». Аттракцион «Человек-снаряд» возобновляется с новой силой в 1920-х годах, когда итальянский акробат Идельбрандо Заккини видевший аттракцион Фарини в детстве, не решился реконструировать этот трюк. Вместе со своими сыновьями построил новую революционную пушку, движущей силой которой стали уже не пружины, а сжатый под действием поршня воздух, благодаря чему артист-изобретатель мог взлетать на восьмиметровую высоту. Изобретатель даже предполагал увеличить дальность полета до 50 – 150 метров. Номер Заккини рекламировался под названием: «Гений или безумец». Человек-ядро" забирался в находящийся в стволе цилиндр. Этот цилиндр воздух выталкивал, но не наружу, а, если можно так выразиться, до кромки ствола. Цилиндр останавливался, а человек вылетал. В общем, пружины заменила пневматика. Кроме того, стараниями Заккини были добавлены спецэффекты в виде шума и дыма, придавшие сходство с настоящей артиллерией. Обосновавшись во Флориде, Идельбрандо и его отпрыски постоянно совершенствовали орудие и технику исполнения номера.
![](/uploads/life/6-1-25-5.jpg)
В начале 1930-х Марио и Эмануэль Заккини впервые вылетели из пушки вдвоём, по очереди. Вообще же, "ядрами" были пятеро из семи сыновей Идельбрандо, а всего, в разные годы, в трюках участвовали 38 членов этой семьи. В течение нескольких лет Заккини выступали с цирком Ринглинга, пока в 1939-м не открыли свой собственный аттракцион. Одним из самых эффектных его элементов был полёт братьев навстречу друг другу на скорости до 145 км/час и высоте 40 с лишним метров. А ещё они пролетали над колесом обозрения. Последний из первого поколения "пушечных ядер Зачини", Марио, умер в 1999 году в возрасте 87 лет. Вспоминая о своих подвигах, он рассказывал, что "полёт — не самая трудная часть трюка, главное – нормально приземлиться" в сеть, которая с высоты кажется "очень маленькой". Между тем, остальные члены семьи Заккини продолжали своё дело. Они построили пушку X-15, способную запустить двух человек одновременно, и снова воссоединились с цирком Ринглинга в 1966-м. Через несколько лет целых пять трупп "пушечных ядер" Заккини с 14 орудиями гастролировали по стране одновременно. Эдмондо Заккини, один из племянников Марио, был последним "человеческим снарядом" в семействе - его заключительный полет был совершён 29 августа 1991 года. Конечно же, роль "ядра" исполняли не только итальянские циркачи. В 1927 году осенние гастроли Уго Заккини состоялись в Москве и Ленинграде с аттракционом «Человек-снаряд», его гастроли имели необыкновенный успех. Советские афиши возвещали: «Впервые в Европе! Невиданный аттракцион!» Орудие Заккини имело ствол длиной около пяти метров и диаметром сантиметров шестьдесят. Внутри пушечного ствола скользил поршень. Уго Заккини, красивый молодой человек, одетый в белый комбинезон, влезал в ствол пушки через жерло, ногами к поршню. В момент выстрела сжатый воздух толкал поршень, и тот, стремительно двигаясь вперед, выбрасывал артиста из ствола. Смельчак пролетал по дуге и падал в сетку, натянутую над ареной. Заккини взлетал вверх метров на пятнадцать. Ходили слухи, что он собирается увеличить высоту полета до пятидесяти метров и даже больше, до ста пятидесяти. Правда, это грозило огромными нагрузками.
![](/uploads/life/6-1-25-6.jpg)
Вот что писала по этому поводу пресса того времени: «Эта иллюстрация показывает способ, посредством которого живой снаряд выбрасывается из орудия в сетку, расположенную на расстоянии 19 сажен. Изобретатель его, Уго Заккини, проделывает весьма оригинальный и рискованный трюк: воздушный полет из дула оружия в сетку. Орудие представляет собой громадную мортиру, установленную на грузовом автомобиле. Заккини влезает в пушечное жерло и затем вылетает оттуда с громким выстрелом и тучей дыма». Вначале распространилась молва, что в мортиру закладывается действительный заряд пороха, взрыв которого толкает человека вверх; однако, на самом деле, звук выстрела и пороховой дым нужен лишь для производства соответствующего психологического воздействия на зрителей. Самый же толчок осуществляется посредством сжатой спиральной пружины. Благодаря наличию системы зубчатых колес и канату, последняя может сжиматься, производя удар после спуска собачки. Очевидно, что успех всего трюка зависит от равномерного действия пружины, иначе «снаряд» может пролететь мимо своей цели. По большому счету же, «ядрами» были пятеро из семи сыновей Идельбрандо, а всего, в различные годы, в трюках принимали участие 38 участников данной семьи. Эдмондо Заккини (Edmondo Zacchini), был последним «человеческим снарядом» в семействе - его заключительный полет был совершён 29 августа 1991 года и это уже уходящая цирковая история прошлого века.
![](/uploads/life/6-1-25-7.jpg)
В начале 1933 года в Москву приезжает цирковой артист Лейнерт, несколько ранее наблюдавший трюк Заккини в Москве. Однако теперь он выступает в столице с пушкой собственного изобретения. Его пушка напоминала дальнобойное орудие большого калибра и, подобно пушке Заккини, работала не на пружинном механизме, а на сжатом воздухе, пушка была пневматической. Лейнерт выступал со своим аттракционом в Москве, Ленинграде, Казани, Ростове, Туле, Одессе и Харькове. Именно в Харьковском цирке его аттракцион увидел студент автомобильного факультета Харьковского железнодорожного института 20-летний Семен Речицкий и задумал изобрести такую пушку, которая бы превзошла им увиденную. У Семена Речицкого нашлись помощники в создании «цирковой пушки». С помощью своих друзей, Алексея Сирятского и Петра Гамзы, Речицкий изготавливает на авиационном заводе в Харькове совершенно новый тип пушки, в которой для выбрасывания «живого снаряда» использовалась энергия вращающегося двухсоткилограммового маховика. Этот маховик раскручивался автомобильным мотором. Для раскручивания маховика использовался бензиновый двигатель. Почти семиметровый ствол пушки размещался на шасси грузового автомобиля. Гром и дым выстрела имитировались бутафорским пиропатроном. Сооружение весом около восьми тонн было громоздким и больше подходило для демонстрации в городских парках или на стадионах. Зато стреляла пушка дальше иностранных. Вскоре на харьковском стадионе «Динамо» 26 июня 1933 года состоялось первое испытание «цирковой пушки». Выброшенный из орудия Семен Речицкий пролетел по огромной дуге полтора десятков метров и упал невредимым в сеть, туго натянутую над землей. Вторым так же удачно выстрелили акробата Любимова. В Москве аттракцион демонстрировали в парке имени М. Горького, а также в парке «Сокольники». В роли «живого снаряда» выступала молодая харьковская гимнастка Вера Буслаева. Сначала ствол пушки устанавливался в горизонтальное положение и исполнительница становилась на него. Ствол начинал медленно подниматься, а смелая гимнастка медленно шла по нему к жерлу. Потом она опускалась в ствол, стоявший уже наклонно дулом вверх. Запускался мотор, раскручивался маховик. Речицкий, который сидел за пультом управления, поворачивал рычаг, мощная энергия стремительно вращавшегося маховика приводила в действие механизм пушки, и тот выбрасывал артистку из ствола. Дальше - свободный полет и падение в спасательную сетку. Необходимо сказать, что при выстреле вес девушки увеличивался более чем в три раза, а при падении в сетку - почти в 14 раз!
![](/uploads/life/6-1-25-8.jpg)
В 1935 году во время выступления в «Сокольниках» к Речицкому подошел незнакомый мужчина и представился: «Кинорежиссер Александров». Режиссер сказал, что снимает фильм, в котором будет показан цирковой аттракцион с пушкой. Он попросил проконсультировать, как лучше снять сцены с пушкой. Естественно, Речицкий знал имя Григория Александрова. Весь Советский Союз знал постановщика комедии «Веселые ребята». Речицкий дал режиссеру самую подробную консультацию. В фильме использовали настоящую аттракционную "пушку". Авторами конструкции пушки были Алексей Сирятский, работавший тогда мастером автобусного парка, ему помогали Семен Речицкий - технорук автобазы, Петр Гамза - шофер. Несколько месяцев эта тройка студентов-вечерников провела за расчетами и чертежами, по которым изготовить пушку взялись рабочие и инженеры Харьковского авиаремонтного завода. Через несколько месяцев пушка была готова. В длину она была 6,5 метра, а в диаметре ствола - 1,2 метра. Внутри ствола пушки скользил поршень (патрон). После выхода кинокартины на экран Речицкий и его друзья начали называть свой номер «Большим советским аттракционом фильма "Цирк"». Летом 1936 г. коллектив Речицкого отправился на гастроли по стране. Успешные выступления следовали одно за другим. Никто не мог и предположить, что впереди ждет большая беда. Это случилось в Москве в 1938 г. на территории Лефортовского парка. Племянник Семена Речицкого, кандидат технических наук В. Л. Речицкий вспоминал: «В один из дней подвернула ногу и не смогла выступать Вера Буслаева. Подменить ее вызвался цирковой акробат. Он решил блеснуть мастерством и усложнить полет, введя в него сальто. Семен категорически запретил рискованный эксперимент. Однако на одном из представлений за акробатом недоглядели. Сальто укоротило траекторию метра на три. До края сетки акробат не дотянул…». Вина за гибель человека была возложена на конструктора пушки. Возглавлял комиссию по расследованию несчастного случая знаменитый укротитель зверей Борис Эдер. Речицкий доказывал, что причиной катастрофы явилась недисциплинированность артиста, а конструкция пушки здесь ни при чем. Все было напрасно, никакие доводы не убеждали комиссию. Тогда Речицкий сам «выстрелился» из своей пушки и точно пришел в сетку! Обвинение с конструктора было снято, а пушка… уничтожена. Появление в России отечественного аттракциона такого рода немедленно нашло отклик в художественной культуре. В том же 1933 году Ильф и Петров совместно с Катаевым создали пьесу-обозрение «Под куполом цирка», премьера музыкального спектакля которого состоялась 23 декабря 1934 года в Московском мюзик-холле. Спектакль с успехом шел в Москве, а затем на сцене Ленинградского мюзик-холла. В 1935 году пьеса без особых изменений в сюжете была превращена тремя соавторами в киносценарий. Слова песенки: «На земле для меня нет счастья, и я покидаю ее и отправляюсь на луну» стали гимном в кино шедевре на все времена - «Цирк» (кинопремьера которого состоялась в СССР в мае 1936г.).
![](/uploads/life/6-1-25-9.jpg)
![](/uploads/life/6-1-25-10.jpg)
Центральное событие пьесы и киносценария – аттракцион «Полет на Луну» – не только целиком сохраняется режиссером Григорием Александровым в фильме «Цирк», но и разрабатывается с особой тщательностью. Более того, Александров превращает этот номер, по сравнению с его киносценарным описанием, в пышную феерию героини Любови Орловой. «Мэри верит в чудеса, Мэри едет в небеса! Мэри в небо улетай, До свидания, гуд бай! Я лечу, хэллоу, гуд бай!»
В фильме под звуки музыки конная процессия вывозит на манеж пушку, на которой в прозрачной тунике возвышается акробатка Марион Диксон. Легким движением она сбрасывает одежду, оказываясь полуобнаженной, и, танцуя на жерле пушки, исполняет песню «Я из пушки в небо уйду…». Франц фон Кнейшиц вращает механизм, Марион погружается в жерло, раздается выстрел – и артистка летит под самый купол, пробивая насквозь бумажную Луну. Александров показывает, что зрелище в любой своей форме восходит к цирку. В 1941 году лента Александрова удостоилась Сталинской премии.
В русской художественной культуре образ «человека-снаряда» актуализовал в конце 1970-х годов Григорий Горин, написав киносценарий для фильма режиссера Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен».
В целях установления личности обвиняемого в самозванстве барона судья предлагает ему повторить «подвиг» легендарного Мюнхгаузена – «Полет на Луну». С утратой веры в свою способность изменять окружающий мир с помощью магии человек начинает думать, что мир подчиняется богам и сверхъестественным силам, а позже – законам природы, которые можно познать и с помощью которых оказывать воздействие на мир.
![](/uploads/life/6-1-25-17.jpg)
В цирках разных стран иногда показывают завораживающий и экстремальный номер. Стреляют человеком из пушки, отчего тот развивая скорость в 100 километров в час, пролетает некоторое расстояние и приземляется. Согласитесь, дело страшное, но очень интересное. Причиной смерти "пушечных" трюкачей были как раз такого рода промахи. Штат Нью-Йорк в своё время даже законодательно запретил выстреливать людей из орудий. Тем не менее, шоу продолжается и по сей день. Исполнителей, мужчин и женщин, можно пересчитать по пальцам, но они есть. Правда, от пневматики в настоящее время трюкачи отказались – пружины безопаснее. Но риск по-прежнему велик. Относительно недавно, 9 февраля 2002 года, "ядро" с 20-летним стажем Эрмес Зампрела, выступая во Флориде, перелетел подушки и грохнулся на землю. Пострадал он серьёзно, но, говорят, выжил. Практически то же самое в 1974-м произошло с 21-летней англичанкой Мэри Коннорс. Рекорд по дальности полёта сейчас принадлежит американцу Дэвиду Смиту (David Smith): в 1995-м он "выстрелился" на 55 метров, побив 53-метровый рекорд Заккини от 1940 года. Ну, а последняя новость о «человеческих ядрах» датирована июнем 2005 года. Она курьёзная: английский цирк Коттла и Остина (Cottle and Austen Circus) будто бы уволил 26-летнего акробата Тодда Кристиана (Todd Christian) из-за того, что он, будучи «снарядом», боится летать на самолётах. «Аэрофобия не лечиться, она либо есть, либо вы ее себе сами придумали!» В настоящее время роль человека-ядра в цирке исполняет бразилец Диего Земан (Diego Zeman). Человек, которым выстреливают из пушки, ускоряется до 100 км/час за 3 секунды. Перегрузки достигают 12 G. Говорят, вылетать ядром из пушки не страшнее, чем бриться бензопилой. В прошлом столетии из 50 «людских пушечных ядер» погибло больше половины - 30.
![](/uploads/life/6-1-25-18.jpg)
В наши дни, одним из лучших номеров цирка AMERICANO можно с уверенностью назвать "Капитана Муньоса" - полет из пушки на огромной скорости. Насчитывающий более 130 лет, этот трюк считается одним из самых опасных в цирковом искусстве. Исполняет захватывающий номер 56-летний Луис Муньос, представляющий цирковую династию в третьем поколении. Однажды, во время известного шоу "The Ringling Brothers", один из лучших артистов труппы получил серьезную травму. 34-летнего Луиса попросили заменить выбывшего циркача. Согласился он не сразу - страх был вызван тем, что во время номера он должен был вылететь из огромной пушки и пролететь на глазах изумленной публики десятки метров. Тем не менее, по завершении трюка Луис Муньос понял – это то, чем он хочет заниматься всю жизнь! С номером "Капитан Муньос" Луис облетел весь мир.
Материал к публикации на основе информации открытых источников подготовил Андрей Ахрамович.