• Главная
  • »
  • Жизнь Омского цирка
  • »
  • Всемирно известный укротитель тигров Казимир Алмазов - это аттракцион! Это имя! Афиша, публика, касса! Пусть кто-нибудь войдет в клетку! Я пожелаю моим котятам приятного аппетита!

Всемирно известный укротитель тигров Казимир Алмазов - это аттракцион! Это имя! Афиша, публика, касса! Пусть кто-нибудь войдет в клетку! Я пожелаю моим котятам приятного аппетита!

Ровно 70 лет назад 11 марта 1955 года на экраны СССР вышел художественный фильм «Укротительница тигров» режиссеров Александра Ивановского и Надежды Кошеверовой. Комедия стала одним из лидеров советского кинопроката и в первый год показа собрала 36,7 миллиона зрителей. В 1955 году фильм о цирке мгновенно получил диплом II Международного кинофестиваля в Дарбане (ЮАР).


У сорежиссеров Александра Ивановского и Надежды Кошеверовой разница в возрасте 21 год. Он снял первую ленту в 1918-м, она - в 1939-м. Люди разных поколений, и всё же они были очень похожи. Ивановский снимал музыкальные фильмы, комедии: «Антон Иванович сердится» (1941), «Сильва» (1944). Кошеверова тоже полагала, что зритель ждет от кино не партийного назидания, а аттракциона. Ее ленты «Аринка» (1939), «Золушка» (1947) были отдушиной для простых зрителей. Задумывая совместную работу, режиссеры решили объединить на экране цирк и кино, чтобы добиться максимально увлекательного зрелища! Из цирка они взяли номера с крупными хищниками и трюки на мотоциклах. Из кино - элементы комедии и мелодрамы. Сценариста Евгения Помещикова восхищала семейная пара Александра Буслаева и Ирины Бугримовой. Они стали прототипами главных героев. Буслаев тоже пришел в цирк из мотоспорта, летал на мотоцикле под куполом, а в 1940-м объединил цирковые жанры, сделал номер, где гоняет по арене на двухколесной машине со львом на багажнике. Бугримова с 1946 г. тоже занималась дрессурой львов. Ленту снимали в 1953–1954 гг. на «Ленфильме».

По сюжету фильма действия разворачиваются в цирке. Знаменитого мотогонщика-чемпиона Федора Ермолаева (в исполнении суперзвезды советского экрана Павла Кадочникова) приглашают выполнить уникальный номер – совершить прыжок на мотоцикле под куполом. В ассистентки ему назначают Лену Воронцову, девушку из семьи работников цирка. И хотя тайное желание Лены наконец сбывается – она выходит на арену, но не в таком качестве она видела себя под куполом цирка. На самом деле она мечтала стать укротительницей тигров. Лену Воронцову сыграла Людмила Касаткина. Это был дебют будущей народной артистки СССР в кино, сразу же принесший ей оглушительный успех.


В фильме «Укротительница тигров» снимались цирковые тигры дрессировщика Бориса Эдера, который был одним из основоположников советской школы цирковой дрессуры. Вместе с ним работали ученики - дрессировщики Константин Константиновский и Маргарита Назарова. Самого Бориса Эдера можно увидеть в фильме в роли опытного дрессировщика Антона Афанасьевича Телегина. С посторонними людьми из всех тигров доверяли сниматься только Пуршу - любимцу Маргариты Назаровой. Бенгальский тигрёнок родился в Рижском зоопарке, но вырастила его сотрудница зоопарка - тигрица не смогла его кормить. Когда из-за размеров молодого тигра стало трудно держать в квартире, Пурша отправили в Ленинградский зоопарк. Оттуда совсем ручной хищник попал к Борису Эдеру.


Борис Афанасьевич Эдер родился 24 июля 1894 года в цирковой семье, во время гастролей родителей в городе Батуми. С четырнадцати лет выступал на манеже: как акробат, вольтижёр, затем - как воздушный гимнаст. В 1932 году Борис Эдер принял группу львов, приобретённых у немецкого укротителя Карла Зембаха, освоил работу с ними и уже в том же году начал выступать на манеже. Впоследствии работал преимущественно со львами и тиграми, а также - леопардами, полярными и бурыми медведями, фрагментарно - со слонами и страусами. Основатель советской школы работы с цирковыми хищниками. Наиболее известные его ученики - Маргарита Назарова, Вальтер Запашный, Эльвина Подчерникова. Борис Эдер принимал активное участие в создании кинофильмов, в которых снимались его хищники - «Цирк», «Опасные тропы», «Укротительница тигров», «Дон Кихот». Он - автор мемуаров «Мои питомцы».


В картине есть эпизод, где самовлюбленный укротитель тигров Казимир Алмазов (по паспорту - Кузьма Пыжов) идет по цирку и ведет тигра на поводке. Вроде бы куда проще – собаки же ходят. Но такого трюка, на первый взгляд, весьма ординарного, не было на тот момент в практике ни советского, ни зарубежного цирка. Когда на огромного Пурша попытались надеть ошейник, он пришел в невообразимую ярость, метался по клетке, разбрасывая всех, кто пытался к нему подойти. Потребовалось более полугода ежедневных тренировок, пока Пурш привык к ошейнику и поводку. На экране сцена длится от силы двадцать секунд. Как рассказывают старожилы «Ленфильма», тигр Пурш быстро освоился на съемках, его дрессировщик Константиновский даже выпускал хищника на выгул во дворе киностудии. Съемки с хищниками осложняли зеваки. Поскольку многие сцены снимали на улицах, это собирало многочисленных зрителей. С утра до вечера они толпились вокруг клеток, что отвлекало тигров и затрудняло работу дрессировщиков. Но, с другой стороны, это приучало животных к условиям будущих съемок в цирке. Конечно, во время съемок были и промахи. Звери не всегда выполняли в точности то, что было нужно для кино. Для самых опасных сцен актеров кинокартины заменяли дублеры, но со временем Павел Кадочников и Сергей Филиппов освоились, отказались от комбинированных съемок и сами согласились сниматься в нескольких сценах вместе с тиграми. Особенно опасным был трюк, где тигр Пурш гонится за героем Павла Кадочникова. Актер больше месяца репетировал эту сцену, чтобы приучить к себе тигра, да и самому привыкнуть к хвостатому партнеру.


Казимир Алмазов (играет актер Сергей Филиппов) работал без дублера - он бесстрашно заходил в клетку с тиграми и отыгрывал все сцены. В этом и других фильмах режиссёров привлекало своеобразие дарования Филиппова, его лёгкая эмоциональная возбудимость, яркость и острота комедийных приемов и удивительно органическое существование в образе. Актёр на съёмочной площадке поражал всех своей богатой мимикой и пластичностью. Его лицо зачастую даже без слов, могло передавать сложные психологические состояния, которые легко угадывались и переводились с языка мимических реплик на словесный язык. Посмотрев картину, известный советский киновед Ростислав Юренев среди прочего особо отметил "остроумие и изобретательность" артиста. По-настоящему артистический расцвет таланта Сергея Филиппова выпал на конец 50-х начало 60-х. Роли Казимира Алмазова в «Укротительнице тигров», лектора в «Карнавальной ночи», Комаринского в «Девушке без адреса» буквально вознесли актёра на сумасшедшие выси зрительской популярности. Народный артист РСФСР С.Н.Филиппов был награждён при жизни медалями «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «В память 250-летия Ленинграда».


Любопытно, что изначально фильм должен был называться «Пять леопардов», но найти пять дрессированных леопардов не удалось, поэтому их заменили на тигров. Ради съёмок на киностудии «Ленфильм» построили декорации в натуральную величину, фактически новый цирк с вольерами, где проводили время тигры. Когда снимали «Опасные тропы» на «Ленфильме» уже придумывали новую историю с тиграми - цирковую комедию «Укротительница тигров». На главную роль утвердили дебютантку Людмилу Касаткину, которая наотрез отказалась появляться рядом с тигром. «Какая вы укротительница! Вы посмотрите на себя в зеркало! Вы - в клетке с тиграми! Пигалица!» Ситуация съемочной группе была знакома - в «Опасных тропах» так же отказалась контактировать с хищниками Лилия Юдина и ее дублировала Маргарита Назарова, поэтому дрессировщицу пригласили и в этот фильм. Как вспоминала Людмила Касаткина, когда начинались съемки, даже и речи не заходило о том, что ей предстоит войти в клетку с тиграми. Но спустя несколько месяцев сорежиссер картины Надежда Кошеверова сказала, что хочет видеть Касаткину рядом с хищниками. «Ты не бойся, с тобой будет дублер», – подбодрила Кошеверова.



У Назаровой еще не было сольных номеров в цирке, поэтому и ее, и тигров надо было готовить к съемкам. Для работы отобрали самых послушных - бенгальца Пурша и трех уссурийских тигров Раду, Ахилла и Байкалочку. Борис Эдер и Константин Константиновский вывезли хищников в лес, поставили большую клетку и начали репетировать. Так как «Опасные тропы» еще не были досняты - в первой половине дня тигры играли диких зверей, а вечером возвращались в шкуру успешных цирковых артистов. Усмирять их после съемок на воле приходилось довольно жестко. Для того чтобы Маргарита Назарова могла управлять хищниками на съемках, дрессировщики работали по принципу «злой и добрый полицейский». Эдер и Константиновский обращались с животными сурово - стреляя в воздух, щелкая бичем и грозя им вилами, а Назарова после этого кормила и успокаивала тигров. Со временем тигры стали боятся мужчин, а в дрессировщице увидели защитника. Только после этого Эдер стал брать ее с собой в клетку.



Вскоре дрессировщики приехали с тиграми на Ленфильм и поставили клетку для репетиций в одном из павильонов. Зверей приучали к софитам, запаху технике, треску аппаратов. Маргарите Назаровой помогал Константин Константиновский, но тигры запомнили его «плохого полицейского» и мстили — огрызались, отказывались работать и в конце концов один из них бросился на дрессировщика. Рана оказалась не очень серьезной, но Константиновского увезли в больницу, а тигров снова выгнали на репетицию, чтобы они не запомнили, что их агрессия имела результат… Когда начались съемки, то все самые ответственные номера доверили Пуршу, остальные тигры работали только на арене. И если Людмила Касаткина подходить к тиграм оказывалась, то Павел Кадочников наоборот рвался с ними поработать. С большими предосторожностями актёра познакомили с Пуршем… Касаткина в конце концов необычным хищником тоже прониклась и даже просила сделать ей какой-нибудь номер, но приучать тигра еще к одному человеку было поздно. Так что актриса только гладила его через решетку и кормила мясом с палочки.



По сюжету тигр должен был хозяйничать в кабинете директора цирка - гулять по столу, снимать трубку с телефона и бросаться в погоню за зашедшим мотогонщиком в исполнении Кадочникова. Для съёмок бумаги смазали клеем, чтобы тигр их активно стряхивал и красиво раскидывал, а трубку намазали сырым мясом, чтобы он ее «снял». Когда тигр бросался на дверь, которую с другой стороны пытался закрыть актёр, то Кадочникову поступали прямо противоположные просьбы - дрессировщик просил убрать лицо подальше, чтобы тигр не достал его лапой, а операторы кричали, что актер выпадает из кадра и лицо надо приблизить… В сценах на арене Людмилу Касаткину подменяла Маргарита Назарова. Чтобы зритель не заметил разницы дрессировщицу снимали только со спины или в профиль, а одежда и обувь скрыли разницу в фигуре и росте. За время репетиций и съёмок Назарова подготовила сольный номер, который показывается в финале фильма и с которым потом дрессировщица продолжила выступать в цирке. Пурш стал её любимцем, она возила его в машине, водила на поводке и даже взяла как-то на празднование Нового года в ресторан «Астория». А через шесть лет она вместе со своими тиграми снялась в главной роли комедии «Полосатый рейс». Борис Эдер проповедовал новаторские идеи в дрессуре. Вот что он рассказал газете «Кадр» в ноябре 1954 года: «Советскому цирку чужды методы запугивания зверей сильными болевыми воздействиями, применяемыми зарубежными укротителями. Хищник, подчиненный силе, теряет на арене свои природные качества – грациозность, ловкость. Он становится запуганным и ожесточенным. Наша школа дрессировки – это метод поощрения, воспитания условных рефлексов, основанный на учении И.П. Павлова. Но как бы непринужденно даже ласково не обращались дрессировщики к тиграм, от их внимания не ускользает малейшее движение животных, так как тигр – опасный и коварный хищник».


В комедии также сыграли начинающий набирать популярность Леонид Быков, любимые народом Константин Сорокин, Татьяна Пельтцер, Гликерия Богданова-Чеснокова, Сергей Филиппов. Картина «Укротительница тигров» стала дебютом Нины Ургант.


В 1954 году Гликерия Богданова-Чеснокова сыграла свою первую значимую роль Марии Михайловны в кино – предприимчивой мамы Олечки в комедии «Укротительница тигров». «Брак - это тайный заговор женщин против мужчин! Это война!» Довольно типичная для советского кино роль властной жены и деспотичной мамаши с мещанскими наклонностями. Именно ее героиня произносит фразу: "Теперь я могу спокойно умepеть... Эскимо? Три порции, пожалуйста!", «Машенька, перед смертью, не много ли будет, а?» Молодой Утёсов называл Гликерию Богданову-Чеснокову своей музой, а Аркадий Райкин даже копировал ее мимику. Безоговорочно преданная своей профессии, актриса до последних своих дней выходила на сцену для своих любимых зрителей, задорно отплясывала на бис. «Лесопилка на дому! Все пилит, пилит!» У Гликерии Богдановой-Чесноковой были военные награды. Как за фронтовые концерты, так и за спасение людей. Возвращаясь с концерта, они попали под обстрел, перебираясь через Ладогу. Водитель был тяжело ранен, тогда Гликерия, не умея водить, села за руль и всех артистов вывезла. «Красота выручает тебя там, в кордебалете!» О творчестве актрисы снят документальный фильм «Божественная Гликерия». Хвала кинематографистам, запечатлевшим Богданову-Чеснокову на пленке! Пусть немного, пусть не по таланту, но сохранившим частичку того, что сделала актриса в искусстве.


46 лет назад, 11 апреля 1979 г. ушел из жизни замечательный советский актер, сценарист и режиссер, заслуженный артист РСФСР Леонид Быков. Одной из лучших его киноработ называют военную драму «В бой идут одни «старики», а одним из первых фильмов, принесших ему популярность, стала комедия «Укротительница тигров». В ней свою первую главную роль сыграл не только Леонид Быков, но и дебютантка Людмила Касаткина. Одним своим появлением на площадке она заставляла трепетать сердца почти всего мужского состава съемочной группы, а ее отчаянность и храбрость заставляли тигров повиноваться…


О работе с Леонидом Быковым с особенной теплотой вспоминала и Людмила Касаткина: «Я очень волновалась на пробах – ведь это был мой дебют в кино. Но волнение Лени удивило даже меня. Он буквально места себе не находил. Это его трепетное отношение к работе совершенно покорило и меня, и всех членов съемочной группы. Он был неистощимый выдумщик. Помню, Леня совершенно серьезно убеждал нас, что моя героиня Лена Воронцова должна любить Мокина, которого играл он, а не героя Павла Кадочникова, как это было определено сценарием. И он постоянно искал то, что должно было подтвердить эту его мысль. «Паршивый тигр, хищник, дороже ей хорошего человека». И, представьте, после выхода «Укротительницы тигров» на экраны приходили письма с вопросом: «Почему Лена не ответила на чувство Мокина, человека, который ее так любит?» Убежденность актера передалась зрителям, которых он смог увлечь силой чувств своего героя. Быков был очень чутким партнером. Он думал не только о себе, своей сцене, но и переживал за меня. Подойдет, что-то тихонько скажет и убежит. «Я своего добьюсь. У меня любовь - дна не достанешь!» Вроде мелочь, а помогало очень, и настроение улучшалось, и вера в свои силы появлялась… Леня умел быть скромным и незаметным на площадке. Его любили все, ведь скромность – великий дар. А у него скромность была помножена на талант, удивительную чистоту, яркую индивидуальность».


В детстве Людмила Касаткина занималась в хореографическом классе и мечтала стать балериной, но из-за слабого здоровья ей пришлось расстаться с этой мечтой. Но артисткой она все-таки стала. В военные годы Касаткина занималась в Студии художественного слова Московского городского дома пионеров. Эти занятия помогали детям на время забывать о голоде и ужасах войны и помогли Людмиле определиться с выбором дальнейшего пути. В 1943 г. она поступила в ГИТИС, а после окончания учебы стала актрисой Центрального театра Советской Армии. Театральная карьера Людмилы Касаткиной складывалась довольно успешно, а вот в кино ей долгое время не доставалось ролей. Ее приглашали на пробы, но затем не утверждали. Актриса считала, что причиной этих неудач была ее нестандартная внешность, не соответствовавшая амплуа лирической героини, хотя актерские данные позволяли ей играть такие роли. Ей было уже 29 лет, когда однажды ее вызвали на пробы в Ленинград, где запускали съемки фильма «Пять леопардов».


Как оказалось, именно такой типаж и нужен был создателям комедии. «На «Ленфильме» мои пробы увидели два режиссера, собиравшиеся ставить фильм о цирке. Они искали героиню, которая бы имела «цирковое» лицо. Как у меня. Круглое и смешное», – рассказывала актриса. Так Людмила Касаткина получила свою первую роль в кино. Правда, сама она была разочарована своими пробами – говорила, что «наглядевшись на свое лицо, пришла от него в полное расстройство»: «Когда мне показали, как я выгляжу на экране, то я расплакалась. Я себе так не понравилась! Какая-то простая, грубая, неинтересная…». На следующий день актриса поделилась своими переживаниями с матерью: «Мамочка, что мне делать с моим лицом?» На что получила философский ответ: «Донашивать».


Многое в фильме делала и сама Касаткина: кормила тигра Пурша мясом с палочки, просовывала к нему в клетку миску с водой, гладила его сквозь прутья решетки, трепала по загривку, а однажды даже вошла в клетку к тиграм. Это случилось спустя 8 месяцев работы над фильмом, когда режиссер просмотрел отснятый материал и увидел, что во всех сценах со зверями – укротительница спиной, а лица актрисы нет. Тогда он сказал Касаткиной: «Фильм не выйдет на экраны, ляжет на полку, потому что он неубедителен. Картина об укротительнице, а вас там нет. Есть один шанс на спасение фильма – если вы войдете в клетку». И она это сделала! Когда работа над фильмом была завершена, Борис Эдер даже предлагал актрисе стать профессиональной укротительницей.


На съемках отчаянная и очаровательная дебютантка не только укрощала диких животных, но и покоряла мужские сердца. Артистка цирка Энгелина Рогальская, которая участвовала в процессе работы над фильмом и стала подругой Касаткиной, рассказывала: «Нам было достаточно флирта – взглядов, улыбок, слов, намеков, прикосновений. Именно так были влюблены в Люду все без исключения мужчины нашей съемочной группы, включая и моего красавца-мужа. Я не ревновала, потому что понимала: ни один нормальный мужчина не мог оставаться равнодушным к Касаткиной. Она же была, как куколка: хорошенькая, ладненькая, замечательно пела и танцевала. А как у нее светились глаза! Кадочников тоже попал под ее обаяние и очарование. И даже, как она рассказала мне спустя много лет, говорил ей о своих чувствах. Но дальше симпатии дело не шло – единственным мужчиной в жизни Люды был муж Сергей Колосов. Она была предана ему, несмотря ни на какие соблазны. Вообще, Касаткина – образец человека цельного, не разменивающегося на мелочи, не зря же она любила говорить: «У меня в жизни все в единственном числе: один муж, один сын, один театр, одна семья».


Актерский состав фильма был преимущественно молодым, признанными звездами тогда были только Павел Кадочников, Татьяна Пельтцер и Сергей Филиппов. Кадочников и Касаткина играли влюбленную пару, и теплые отношения с взаимной симпатией установились между ними и за пределами съемочной площадки. «Подумать только: тигр мог съесть такую девушку!» Правда, Касаткина воспринимала его в первую очередь как наставника, о чем говорила: «Кадочников помогал мне войти в новый, еще неведомый мир кинематографа. «Я не вот эта самая лошадь и дрессировке не поддаюсь». Он давал много советов профессионального свойства, касающихся наших общих эпизодов и сцен с другими партнерами. Делал он это всегда тактично, не навязывая своих рекомендаций, а предлагая попробовать или подумать. Кадочников был первым человеком, благодаря которому я поверила в свои возможности на новом поприще». «Знаешь, что у него трое детей, двое в Пензе, а один на Камчатке?!»


Знаковую роль Кадочников сыграл в творческой судьбе не только Людмилы Касаткиной, но и Леонида Быкова. Именно он и предложил пригласить на съемки молодого, на тот момент еще малоизвестного украинского актера. Несмотря на то, что на эту роль уже рассматривались кандидатуры других актеров, Кадочников сумел убедить Надежду Кошеверову в том, что только Быков сможет сыграть эту роль так, чтобы его комичный герой вызывал у зрителей не только смех, но и симпатию. Позже Кадочников говорил, что без Леонида Быкова этот фильм бы не состоялся – «без неповторимой быковской теплоты и грустноватого юмора». «Вот выйдете вы из ЗАГСа, скажет она тебе: «Алле, Мокин!» - и будешь прыгать с тумбы на тумбу…»



В мае 1955 г. вне конкурса фильм показывали на 8-м Каннском кинофестивале. Обычно на внеконкурсных показах зал был полупустым. Но в тот раз не уместил всех желающих. Его заполнили русские эмигранты первой волны, бежавшие во Францию сразу после Октябрьского переворота 1917-го. После окончания ленты восторженная толпа бывших соотечественников окружила Касаткину с поздравлениями. Зацепившейся пуговицей в толчее кто-то случайно порвал единственное ее кружевное платье. Увидев неприятность, эмигранты тут же сбросились на новый гардероб. Актриса не успела сосчитать, сколько денег было в пачке. Отведя ее в сторону, деньги взял куратор киногруппы в штатском, якобы на хранение. Через день сказал, что эта валюта теперь принадлежит государству. Платье актриса заштопала в гостиничном номере. Давно нет тех, кто подарил нам этот фильм, каждый год с экрана ТВ мы слышим: «Как не стыдно обнимать женатого человека, у которого трое детей?! Двое в Пензе, один на Камчатке».



«Укротительница тигров» – история любви в ярких декорациях советского цирка, его закулисья и, непременно, экшен. Вот уже 70 лет мы снова и снова пересматриваем «Укротительницу тигров», а, значит, создатели киноленты не ошиблись с выбором актёрского состава людей и зверей. Проверено временем!

Материал к публикации на основе информации открытых источников подготовил Андрей Ахрамович

Афиша цирка

в нашем цирке

каникулы

Следите за новостями, чтобы не пропустить новую программу...