Зеленая деревянная змея - символ 2025 года на цирковом манеже – феерия красок природы

Змея - удивительное существо. В восточной культуре ей приписывают немало хороших качеств: ум, мудрость, хитрость, прозорливость и верность. В реальной жизни змея - потенциально опасное животное, но зеленый цвет, символизирующий гибкость и податливость, настраивает на оптимизм. Год под знаком Змеи не должен принести нам крупных разочарований, ведь она пристально следит, чтобы все вокруг не нарушало ее спокойствия и свободы. Добавим к этому зеленый цвет: символ гармонии, мира, роста. Год Змеи начнется 29 января 2025 - это будет среда, а завершится в понедельник 16 февраля 2026 года, он занимает шестое место в 12-летнем цикле Восточного гороскопа. Перед наступлением года Змеи мы решили выяснить: а сколь вообще эти пресмыкающиеся распространены в цирке? И кто такие «люди - змеи»? Кого называют – «галечный червь» и цирковым загадочным  словом – «Клишник»?


Профессия факиров традиционно передается из поколения в поколение. В Индии существуют даже целые деревни потомственных заклинателей, как, например, деревня Саперагаон в штате Уттар-Прадеш. В переводе с хинди «Саперагаон» означает «Деревня заклинателей змей». Сегодня в ней проживает около пятисот жителей и все, от мала до велика, прекрасно умеют обращаться со змеями. Иначе там просто не выжить – ведь змей в Саперагаоне можно встретить на каждом шагу. Как рассказывают путешественники, местных хозяек не напугает даже смертельно ядовитая двухметровая кобра, которая может спокойно дремать рядом, пока женщина хлопочет по хозяйству. В каждой семье Саперагаона может единовременно проживать 4-5 ядовитых особей различных видов. По крайней мере, так было до нового закона о защите дикой природы, который запрещает содержать в неволе змей «с целью получения прибыли». Поэтому, некоторые жители деревни переквалифицировались в ловцов. Те, кто в совершенстве освоил это мастерство, пользуются особым уважением. Даже для опытных заклинателей это дело остается одним из самых сложных и опасных. Гремучая змея до смерти любит играть в погремушки. Сегодня наиболее предприимчивые жители Саперагаона организовали бизнес в виде небольших компаний по отлову змей в крупных городах. С таким делом в Индии не прогадаешь – в стране ежегодно от укуса змеи страдают более четверти миллиона человек, из них 75 тысяч смертельных случаев. А пойманные рептилии часто становятся товаром для «змеиного рынка», где факиры приобретают своих питомцев. Так, например, кобру можно приобрести по двадцать рупий (около 12 рублей) за штуку, питона по пять рупий за ярд длиной, а гадюки идут – шесть рупий за дюжину. Бытует мнение, что заклинатели растят и дрессируют своих питомцев с раннего возраста. В реальности, в корзину к факиру рептилии попадают уже зрелыми. Во-первых, потому что молодые змеи более агрессивные. Взрослые особи кусаются на порядок реже. Во-вторых, тренировать их «с детства» и заручаться их добрым расположением – бесполезно. Змеи – не собаки, при неправильном обращении они набросятся на своего хозяина, несмотря на все усилия, потраченные на их «воспитание» - «Homo ventrambulans». Но эта история, актуальна только для Индии (Бхарат).


Самые первые заклинатели змей, были не столько актёрами, сколько целителями, которые умели спасать людей от укусов пресмыкающихся, а так же помогали людям, в чьи дома заползла змея, от неё избавиться. Начало же XX века стало «золотым веком» для заклинателей змей. Они стали востребованными актёрами на различного рода концертах и фестивалях, а также поставщиками змеиного яда фармацевтам. Своим ядом змеи не лечатся.  Интересно, что заклинателями змей лет этак 150 назад были не только мужчины, но и хрупкие дамы, такие знаменитости экзотических представлений как - мадемуазель Ада, Октавия, мисс Уно, мисс Пилои, Рут Вернон, Клео, дочь бога Шивы. Все женщины несомненно мудры. Ведь не зря же их выбрали символом мудрости. Наверное, в детстве все, кто видел серию «Ну, погоди!» про приключения Зайца и Волка в цирке, были уверены, что змеи - одни из самых музыкальных животных, их хлебом не корми - дай послушать звуки флейты. Это действительно так, или у заклинателей змей есть свои профессиональные секреты? Обычно заклинатели змей (чаще всего используют кобр, так как их «капюшон» смотрится весьма эффектно) выглядят очень спокойными и со стороны даже кажется, что они дремлют, а змеи спокойно медитируют под звуки музыки. А между тем известно, что у змей очень слабый слух, так что просто музыкой их не увлечёшь. 


Змея реагирует на движения, которые она видит или чувствует, а также на различные импульсы, вибрации. Так что выползает животное из корзины не по зову флейты, а после незаметного для зрителей удара заклинателем по корзине. А затем опять же не музыка, а именно вибрации высоких нот раздражают чешую кожи или кончики рёбер змеи, что приводит её в возбуждение (и не эстетическое, а боевое), из-за чего она открывает капюшон и принимает стойку. Открытый рот, шипение, шевеление языком также свидетельствуют о том, что змея пребывает в беспокойстве, изучает обстановку вокруг и готова защищаться. А затем начинается «танец»: раскачиваясь, змея следит за движениями рук заклинателя (эти движения человек просчитывает заранее и исполняет очень аккуратно), за его качающейся из стороны в сторону фигурой, а тот в свою очередь смотрит в глаза рептилии, чтобы уловить момент, когда она захочет совершить бросок. Ещё укротитель незаметно постукивает ступнями по земле: движение неизвестного происхождения также пугает змею, и, не видя источник возможной опасности, растерянная змея предпочитает вести себя смирно (здесь надо вспомнить, что, в принципе, змея осторожное и немного боязливое животное, которое не нападет первым на более крупного противника и бережёт своё единственное оружие - яд). В чьем рукаве сидит змея, тому быть готовым следует готовым ко всему. Вот и получается, что суть номера с «танцующей змеёй» - ввести её и удерживать в состоянии беспокойства, которое выглядит со стороны эффектно и волшебно. При первых же признаках назревающей агрессии животного заклинатель кладёт змею обратно в корзину и достаёт оттуда другого «артиста», который и продолжит завораживать публику. Змея не может ужалить в шутку. 


Есть, например, и другая версия о том, как дрессируют «танцующих змей». Суть дрессировки - выработать у змеи страх перед флейтой. Поначалу животное дразнят инструментом, вынуждая встать в стойку, а когда она бросается на «обидчика», легонько постукивают этой самой флейтой по голове. Если обиженная змея пытается уползти, то получает удар за ударом, пока снова не встаёт в стойку. И так происходит изо дня в день, и спустя какое-то время флейта становится непобедимым врагом (ведь укусы и зря потраченный драгоценный яд деревяшке абсолютно не страшны), при появлении которого змея начинает вставать в стойку и следить за каждым его движением, опасаясь легких ударов, а также за человеком, в чьих руках находится инструмент. Обычно подобного результата дрессировщики добиваются примерно за 2-3 недели. Вот вам и аттракцион... Считается, что дрессировке лучше поддаются взрослые змеи: они умны, осмотрительны, спокойны, а потому реже кусают, тогда как молодые змеи очень агрессивны и, пожалуй, глупы. Впрочем, вся эта информация может быть и не очень точной, поскольку заклинатели змей свои секреты посторонним не рассказывают, а передают исключительно внутри семьи из поколения в поколение. Любопытно, что становятся заклинателями отнюдь не только из артистических амбиций или ради заработка: нередко навык общения с рептилией является жизненно необходимым, так как, например, в Индии или Египте некоторые районы буквально кишат ядовитыми змеями, и люди просто вынуждены уметь укрощать их. Следует отметить, что профессия заклинателя (или, по сути, - дрессировщика) змей является почётной и достаточно хорошо оплачиваемой. Главная причина в том, что этот труд всегда остаётся очень сложным и крайне опасным.


По данным «Большой российской энциклопедии», существует около 4038 видов змей, объединённых в 13 семейств. Змеи обитают на всех континентах, кроме Антарктиды, в океанах и горах. Практически в каждом цирке есть не только обычные дрессированные животные, но и рептилии. Причем чаще всего мы видим пятнистых удавов, которых выносит на арену хрупкая по виду девушка. При этом удав обвивает ее кольцами своего гибкого и сильного тела. Многие задавались вопросом, какие же они дрессированные, если ничего не делают, а только спокойно смотрят на дрессировщика и зрителей? Мы даже не подозреваем о том, что стоит удаву сделать малейшее усилие и артистка будет в его сильных объятиях. Именно в этом чаще всего и состоит дрессировка рептилий: не нападать на человека.


У каждой рептилий, будь это крокодил или удав, в инстинкте заложено только одно: напасть для защиты или для добычи питания. Человек может выступать и тем и другим, рептилии боятся нас и в то же время не против попробовать нас на вкус. Речь змеи - шипение. Купив билеты всей семьей в Омский государственный цирк,  мы зрители видим только внешнюю сторону сложной работы, проведенной с опасными рептилиями. Мы восхищаемся силой удава и его изумительно гладкой и блестящей кожей, нас страшит огромная пасть крокодила с множеством мелких острых зубов, но мы не задумываемся о том, как человек смог заставить таких грозных существ быть кроткими и послушными. 



По мнению специалистов, рептилию невозможно выдрессировать, можно только узнать ее характер и повадки, а потом попытаться ими управлять. Главное при этом, чувствовать ту грань, когда рептилия из послушания переходит в наступление. Бессмысленно в этот момент пытаться напугать ее или заставить подчиниться, агрессия последует с утроенной силой.


Именно по этой причине номера, где задействованы крокодилы и змеи считаются самыми опасными. Несомненно, тигры и львы страшны, но их повадки мы изучили в достаточной степени, чтобы заставить их прыгать через кольцо или вставать на задние лапы. Но рептилии являют собой сплошную тайну и загадку, на них сложно повлиять, они не менее опасны остальных хищников.


Поэтому дрессировщики таких существ рискуют каждую минуту, находясь рядом с ними. Но, как известно, цирк без разнообразной программы просто невозможен, именно поэтому в цирковую программу входят номера с рептилиями, которые своим небольшим выходом вносят разнообразие. Конечно, зритель, попадая в цирк, не интересуется такими вещами, как дрессировка рептилий, ему больше интересен сам номер. Дрессировщик же во время выступления фактически отключается от внешнего мира, находясь в прямом контакте с рептилией и пытаясь уловить малейшее изменение в ее настроении. Стоит заметить, что крокодилы абсолютно не поддаются дрессировке, и обучить их какому-либо трюку просто невозможно. Поведение рептилий инстинктивно и зависит от окружающей среды (температура, влажность). В наши дни насчитывается 15 видов настоящих крокодилов, 8 видов аллигаторовых и 2 вида гавиаловых. В дикой природе крокодилы могут жить более 70 лет. Возраст некоторых представителей, живущих в неволе, достигает 100 лет. Название «крокодил» происходит от греческого слова «κροκόδειλος», что в переводе означает «галечный червь» - вероятнее всего, из-за сходства чешуи крокодилов с морской галькой.


Кое-что о крокодилах: Крокодил может совсем ничего не есть целый год. В желудке крокодилы носят камни - гастролиты - которые помогают перетирать пищу и обеспечивают крокодилу центр тяжести. Молодые крокодилы квакают, причем первые звуки они могут издавать еще внутри яиц. Крокодилы могут легко выпрыгивать из воды на высоту до 2-х метров. У крокодилов нет губ, поэтому их рот не может закрываться полностью. У крокодилов есть третье веко - мембрана, которая закрывает глаза во время погружения в воду. Таким образом, крокодил защищает глаза от воздействия воды, не теряя способности видеть. За свою жизнь крокодил может поменять свои 60 зубов до сотни раз. Основания зубов внутри полые: в этих полостях развиваются новые зубы.


Змеи не могут поддаться дрессуре, ибо не имеют рук и ног - ничего не в состоянии выполнить, кроме того, что ползают. В цирке их используют всего лишь как аксессуар - ради образности, декорирования... Интересные факты: Трудно определить, спит ли змея, поскольку ее глаза никогда не закрываются. Эти пресмыкающиеся едят один раз в месяц. Змеи набрасываются на жертву, душат ее, а затем проглатывают. Во время линьки змеи становятся агрессивными. После приема пищи змеи должны лежать в течение недели, переваривая пищу. Змеи не жуют, а проглатывают свою пищу целиком - кролики, крысы, куры, морские свинки. Причем живыми. Чаще всего о том, что надо смотреть друг другу в глаза, кроликам говорят удавы… После еды змеи начинают линять, сбрасывая старую кожу, как чулок. Людям, меняющим свои убеждения с такой же легкостью, как змеи кожу, доверять надо тоже как змеям. Во время переваривания пищи и линьки змей нельзя трогать. В террариуме при температуре от +25 до +30 градусов обязательно должен стоять тазик с чистой водой, к тому же сам террариум должен регулярно увлажняться. Питоны действительно едят раз в месяц (и раз в месяц гадят), а что именно - зависит от веса и длины тела. После каждого приема пищи питоны сбрасывают шкурку – линька, после обеда питон вырастает на несколько сантиметров! Пришло время линьки, питон обязательно должен тереться об дерево, корягу, иначе трудно шкуру содрать. Если удав вылезет из старой шкуры целиком - это показатель здорового животного. А если шкура облезает клочками - значит, в организме что-то не в порядке. Змея меняет кожу, а не сердце. Увидев это, артисты пытаются помочь: кладут питона в теплую ванну, в теплое молочко... это очень хорошо для змеиной кожи. Новая кожа должна играть этаким солнечным блеском - тоже показатель здоровья... Эти хищники умеют проявлять и радость – становятся очень подвижными. Как утверждают зоологи, змеи чутко реагируют на тепло (температуру, энергетику) человеческого тела. Так и узнают хозяина.  Зрители могут увидеть пресмыкающихся в цирковых программах: «Одиссея» дрессировщица Валерия Гриневич, «Девочка и слон» дрессировщик Виктор Шустов, «Тайна пирата» дрессировщица Марина Руденко, «Тропик шоу» дрессировщик Заслуженный артист РФ Тигран Акопян и многие другие. Слава - высокая скала. Змея добирается до неё ползком, но сокол достигает её единым взмахом крыла.


Супергибкие «люди-змеи» поражают воображение людей уже сотни лет. Их еще называют артистами жанра каучук. Едва ли среди большого разнообразия видов циркового искусства сыщется жанр более древний, чем тот, который за кулисами еще продолжают называть «каучуком». Самые ранние сведения о нем относятся к временам весьма и весьма отдаленным. Демонстрирование гибкости тела, подобно танцу и пантомиме, можно считать одним из истоков сценического искусства, праотцом всех цирковых жанров. Фантастическая пластичность этих людей объясняется гипермобильностью их суставов. Поэтому если человек гнется не лучше, чем Буратино, развить такое умение не получится. Как правило, актеры этого жанра отбираются по врожденным способностям к необычайной гибкости и с возрастом постоянно развивают ее тренировками. Такие люди издревле зарабатывали на хлеб демонстрацией своих необычных способностей. Такое искусство называется конторсия и процветало еще в древнем мире. Это искусство было известно уже в древнем Египте, Греции, Этрурии, Риме. Античные конторсисты выступали с театральными труппами наравне с силачами, канатными плясунами и фокусниками, шокируя и впечатляя публику. Кроме этого, они показывали трагические пантомимы в театрах, на стадионах и в частных домах. В Индии некоторые псевдо-садху (святые люди) или факиры традиционно развлекают туристов такими сложными позами. А европейцы их ошибочно считают йогами. Хотя конечная цель таких людей исключительно заработок. В Европе как публичное зрелище конторсия возродилась только в 18 веке. А уже в веке 20 стала достаточно популярна в первую очередь благодаря женщинам-исполнительницам. В 1890-х годах в варьете выступала госпожа Бартольди – «женщина-змея». Главная примета женщины-змеи - тонка, стройна, изворотлива, из любой ситуации, даже из объятий легко выкручивается. «Люди без костей» были неотъемлемой частью программы любого провинциального цирка в Царской России. Об этих людях, об их удивительном умении складываться чуть ли не вчетверо шла легенда, будто для того, чтобы их кости сделались мягкими, их с самого детства... «варят в молоке».  На самом деле все было гораздо проще. Обучение гибкости, начиналось в четыре с половиной года. Много, очень много труда, воли, упорства требует эта «полная складка». И только после многих лет упорных тренировок, артист сможет приступить к созданию пластических новелл, говорящих о том, каким прекрасным может стать  гибкое человеческое тело.


Расцвет конторсии пришелся на 30-40-е годы прошлого века. Она стала целым костюмированным представлением с подобием сюжета и эффектной подсветкой. В автобиографическом “рассказе конторсионистки” упоминается о том, как одна актриса однажды дома спустилась по лестнице, как лягушка, а с ее домовладелицей из-за этого зрелища случилась истерика. Там же говорится о том, как публика ужасается, слыша хруст костей во время номера, а одна женщина даже упала в обморок. Изначально войдя в культуру как религиозная практика, конторсия перекочевала в цирки и на площади. В начале сороковых годов прошлого столетия директором венского цирка Карла трижды отвергались предложения молодого, никому не известного артиста выступать на арене его цирка. Только настойчивое ходатайство людей, видевших новичка в репетиции, привлекло внимание директора. Он пошел на риск и заказал дорогую обезьянью шкуру и маску. Венская публика первой увидела «чудо 19 столетия - человека-обезьяну». Это был Эдуард Клишник. Впечатление он произвел колоссальное. Ужимки, сходство поз, непостижимая гибкость были переданы столь точно, с такой выразительностью, что «многие бились об заклад, утверждая, будто это настоящая   обезьяна»... Эдуард Клишник объездил весь мир, получая самые высокие в цирке гонорары. Его универсальная гибкость и творческая фантазия позволяли ему часто менять оформление номеров. На афишах появилось: «Человек-лягушка», «Человек-змея». Все это было новым, невиданным и породило, как всегда бывает, в таких случаях, массу подражателей. Клишник – цирковой жанр, репертуар исполнителей которого состоит из дислокации, то есть разъединения суставов и принятия различными частями тела, в особенности руками и ногами, несвойственных им положений. В отличие от так называемых людей-каучук, которые гнутся назад, клишники гнутся вперед. В Советском Союзе известными были Н. Афонин – «спортивно-салонные» номера, А. Бавицкая – пластичные плавные фигуры, «человек-муха» Цхомелидзе. Публике запомнились «люди без костей» Н. Бацевич и братья Крихели, великолепная Стефания Морус. При этом постановка превращалась в нескончаемую песню пластических поз, которые плавно переходили одна во вторую. Особый успех вызвали «лягушиные» номера. Труппа Вилзр-Никитас показывала целый пруд, где среди камней и камышинок лягушки и их лягушата танцевали и показывали сложнейшие пируэты. Лягушки становились на голову, взбирались друг на друга, образовывали пирамиды, становились на мостики. Братья Волжанские сделали лягушиный номер «на морском дне». Зрители наблюдали веселую возню земноводных через полупрозрачный тюль. 


«Каучук» - крутой прогиб тела назад (задняя складка), выполняется в различных положениях: лёжа на животе и на боку, стойки на руках с богеном, прогиб в стойке с опорой на зубы, прогиб спины в арабеске, а также различные шпагаты. В старом цирке у всех детей, взятых на обучение, непременно развивали гибкость. В афишах такие номера называли «Человек без костей», позднее рекламировали «гуттаперчивых» мальчиков, а когда в быт вошёл каучук, артистов этого плана начали именовать «каучуковыми» людьми. Название «каучук» для обозначения номеров пластической акробатики сохранилось в профессиональной среде по сию пору.


У каждого человека степень эластичности тела сугубо индивидуальна и зависит от подвижности межпозвоночных хрящей. Природные данные имеют большое значение. Долгое время исполнители стремились показать лишь достигнутую степень гибкости, что делало «каучук» малоинтересным номером. Примерно с 40-х гг. номера подобного рода стали получать иное решение: их композиция строилась как органичное сочетание гибкости тела с выразительными пластическими движениями и позами в строгом соответствии с музыкальным ритмом. Это значительно подняло художественный уровень номеров. Одной из первых артисток, оказавших определённое влияние на пластику одинарной пластической акробатики, была Стефания Морус. Её последовательницы стремились создать пластический образ, подать всё выступление как своеобразную балетно-акробатическую сюиту.


«Клишник» – сгибание тела вперёд (передняя складка), выполняется стоя, сидя и лёжа. Название это возникло от имени английского артиста Эдуарда Клишнига, который в 40-х гг. прошлого столетия впервые показал номер, построенный на так называемых передних складках. Клишники - это в основном мужчины, которые демонстрируют мужскую пластику тела, гибкость. Это один из самых редких жанров, на сегодняшний день клишников практически не осталось даже в цирках.  Разница между этими двумя жанрами («каучуком» и клишничеством) состоит в том, что в первом все трюки построены на спине: это различные прогибы в спине, двойные и тройные складки. В клишничестве идёт очень сложная суставная работа, включаются тазобедренный и плечевой суставы. Парная пластическая акробатика в цирке именуется «Акробатическим этюдом». Большое значение имеет хореографическая подготовка исполнителей. Трюковую основу акробатических этюдов составляют арабески, шпагаты, оттяжки, стойки на руках с прогибом, выполняемые соответственно музыкальной теме.


Групповая пластическая акробатика в цирке получила наименование «Художественно-акробатическая группа». Она основывается на построении акробатических пирамид, похожих на пирамиды, исполняемые в силовой акробатике. Но манера подачи, стиль и конфигурация пирамид несколько иные. Все эти компоненты прежде всего подчинены теме номера, музыкальному оформлению и образу, который создаётся артистами. А в наше время этот жанр все чаще встречается в ночных клубах, кабаре, на концертах и выставках. 


Кстати, среди самых известных современных артистов каучук много славянских имен. Это Наталья Василюк, Анастасия Старостина, Татьяна Басаргина, Кристина Киреева, Елена Ершова, Витта Сорокина, Антон Сидоренко, Лев Высотин, Евгений Святец, Андрей Смирнов, Александр Батуев, Володя Гагарин, Степан Митязов,  Дмитрий Булкин, Мухтар Гусенгаджиев (самый гибкий мужчина планеты, рекордсмен книги рекордов Гиннесса), Алекс Калашников  и непревзойденный молодой человек  - Алексей Голобородько. Людей с подобной пластикой в мире не так просто найти их выступления в цирке большая редкость. Гибкость - это не просто генетика, это большой и упорный труд. В нашем цирке происходят невероятные вещи, которые сложно поверить!
 
Материал к публикации на основе информации  открытых источников подготовил Андрей Ахрамович

Афиша цирка

в нашем цирке

каникулы

Следите за новостями, чтобы не пропустить новую программу...