Сегодня исполнилось 98 лет со дня рождения Маргариты Петровны Назаровой (26.11.1926, родилась в Детском Селе, ныне город Пушкин в составе г.Санкт-Петербурга), укротительницы тигров и киноактрисы, заслуженной артистки РСФСР (1958), народной артистки РСФСР (1969). Ее отец был лесником, а мать учительницей начальных классов. В начале 1940-х гг. переехала с родителями из Детского Села в Даугавпилс (Латвия), в первые же дни оккупации германскими войсками во время Великой Отечественной войны 1941–1944 гг. в городе была проведена всеобщая регистрация населения, в пятнадцать лет М. П. Назарова была интернирована в Германию. Благодаря знанию немецкого языка и отличной танцевальной подготовке, девушку по тем меркам неплохо устроили – сначала она служила в доме богачей в Гамбурге, а затем назначили танцовщицей в ночное кабаре. Но выбирать Назаровой не приходилось. Днем она работала в доме, ночью выступала в кабаре. Тогда для девушки это был лучший расклад. И когда однажды в заведение ворвались советские солдаты, она услышала стрельбу и русский язык. Девушка крикнула: «Ребята, я - русская!» Маргарите летом 1945г. удалось вырваться из плена и вернуться к семье в Даугавпилс. К своему огромному счастью она нашла сестер и мать живыми, По возвращении в СССР с 1946 г. выступала с танцевальными номерами на эстраде, в передвижном театре оперетты (Даугавпилсский театр). Там же произошло её знакомство с Константином Константиновским, бывшим офицером МГБ присланным к ним на должность директора театра. Вскоре молодые люди поженились и отправились в Москву поступать в цирковое училище в Москве. Спустя некоторое время, пробовала себя в образе цирковой мотогонщицы, в цирке Маргарита решилась на первый поистине смертельный номер: проехать по вертикальной стене на гоночном мотоцикле, совершенно не умея им управлять, но позже отказалась выступать в этом амплуа. Скорее всего, Назарова стала бы великой мотогонщицей, виртуозно научившись водить. Поскольку во время воинской службы Константиновский более 10 лет занимался вопросами дрессировки собак и даже был главным кинологом сначала Дальневосточного, а затем Западного пограничных округов, вопроса о том, чем он станет заниматься в цирке не стоял. С 1954 г. выступала в качестве помощницы дрессировщиков хищных животных – Б.А. Эдера и своего мужа К. А. Константиновского. Сначала новоиспеченной дрессировщице можно было только кормить тигров и категорически нельзя было проводить время с хищниками без своего наставника. Нарушая правило, Маргарита втайне сидела у клеток и разговаривала с тиграми. Довольно быстро у девушки стало получаться находить общий язык с хищниками и она стала незаменимой помощницей Константиновского. С их помощью подготовила в 1955 г. аттракцион с группой тигров и стала работать самостоятельно. Создала лирический образ женщины-дрессировщицы, мягкостью и лаской покоряющей грозных хищников.
Первое выступление Маргариты Назаровой в качестве укротительницы тигров прошло феерично. Выступление состоялось в Калуге, местные газеты тогда писали: "Изящная женщина в поблёскивающем костюме входит в клетку и щёлкает бичом. Ей навстречу медленно, один за другим, мягко ступая большими лапами, пробираются тигры... Опасно? Конечно. Но женщина не страшится зверей. Легко, словно играючи, заставляет их выполнять сложные трюки... Но вот один из тигров разозлился. Бьёт хвостом, становится всё грознее. Тогда дрессировщица подходит к зверю и спокойно просовывает ему в пасть руку, заставляя замолчать. Мертвая тишина стоит в цирке. Зрители ошеломлены мужеством дрессировщицы".
С тех пор в паре дрессировщиков-молодоженов все больше внимания приковывала к себе именно жена. Несмотря на свой строгий и бесстрашный внешний вид, лишь немногие коллеги знали, что на самом деле стоит за мужеством Маргариты. В своем личном дневнике Назарова признавалась: "В клетке мне не бывает страшно. Это, наверное, как на фронте: пугаться некогда, надо действовать. Смелость ли это? Не знаю. Мне ещё очень помогает и то, что на каждом представлении за моей спиной стоит Константин. В случае чего он мгновенно придет мне на помощь. Может быть, еще и поэтому мне не бывает страшно в клетке".
Маргарита Петровна очень любила кино и не упускала ни одной возможности соприкоснуться с этим волшебным для нее миром. В кино в основном снималась в качестве дублёра и в массовке фильмов «Случай в тайге» (1953), в следящем году Назарова снялась (дублёром Людмилы Касаткиной) в фильме «Укротительница тигров», «Тигроловы». На съёмках же фильма «Опасные тропы» (1954) состоялось знакомство Маргариты с бенгальским тигром Пуршем, и, начиная с этого времени их дружба человека и полосатого хищника завязалась на долгие годы. Позже тигр Пурш стал любимчиком артистки. Пурш родился 6 декабря 1952 года в Рижском зоосаде. Отец - тигр Бенго. Мать - бенгальская тигрица Юна. Тигр стал просто ручным - редчайший случай! Маргарита даже выводила его гулять во двор на поводке, как собачку...
Работа с хищниками не всегда проходила гладко. Однажды на репетиции Константин заставил тигрицу Раду прыгать через свою жену. «Лапа полоснула по голове и почти сорвала скальп, - вспоминала дрессировщица. - 21 день я находилась между жизнью и смертью». Едва артистка вернулась в цирк, как получила новую травму. Пурш, играя, пытался сорвать бант с ее головы, но задел когтями височную артерию. Эти травмы всю жизнь напоминали о себе головными болями. Ее называли «Королева тигров». Огромные, свирепые животные рядом с ней выглядели милыми кошечками, которых, кажется, можно пожмякать и зацеловать. Но только она - знаменитая дрессировщица тигров Маргарита Назарова - знала, сколько усилий требуется, чтобы огромный тигр спокойно шел за тобой на поводке. «Я их не боюсь, я им верю»
Затем в 1961 году в фильме «Полосатый рейс» исполнила главную роль, принёсшую ей всесоюзную славу, заняв во всесоюзном прокате первое место. Насчет тигров она не сомневалась. В том числе и потому, что на площадке с ней все время был ее любимец Пурш. Этот тигр рос на ее руках с младенчества и был настолько ручным, что она спокойна брала его в ресторан. Назарова выводила его гулять на поводке, как собаку, купалась вместе с ним в реке и катала тигра в машине. Впоследствии все эти трюки были использованы в фильме. Но самое невероятное - то, что Назарова, по свидетельствам очевидцев, несколько раз брала с собой тигра … в ресторан гостиницы «Астория». Хищник смирно сидел возле стола и внимательно наблюдал за окружающими, не проявляя никакой агрессии. Естественно, после подобных эпизодов Назарову стали считать не просто звездой, а буквально гением дрессировки. Во время гастролей в Киеве Пурш сбежал. Сначала заглянул в буфет, который нашел по запаху сосисок. До обморока испугав буфетчицу, проглотил 31 колбаску, сломал буфетную стойку и отправился на поиски гримерки своей хозяйки. Каково же было удивление Назаровой, когда она увидела на своем диване развалившегося тигра! Рассмеявшись, она потрепала его по гриве, надела ошейник и без проблем вернула в клетку. Это было самое счастливое время в жизни артистки: всесоюзная слава, крепкая семья (у Назаровой и Константиновского родился сын Алексей), верный и преданный зверь рядом, гастроли и съемки.
Огромный хищник Пурш безумно любил свою хозяйку, а она души не чаяла в Пурше. Трагедия за трагедией. К сожалению, Пурш умер через несколько месяцев после съемок, от осложнений сахарного диабета. Едва самолет с Назаровой и ее животными приземлился в Москве, Маргарита бросилась к грузовому отсеку. По ее отчаянному возгласу «Пурш!» все поняли, что его не стало. Назарова очень тяжело переживала смерть любимца, но продолжала работать. В 2024 году легендарной картине исполняется 63 года.
Можно сказать, что фильм «Полосатый рейс» появился благодаря девятому королю Непала из династии Шах. В 1958 году СССР посетил король королей, пятикратно божественный и священный император Махендра I-ый Бир Бикрам Шах Дева, он прибыл с визитом в Москву, и в его культурную программу было включено посещение цирка на Цветном бульваре. После официальных мероприятий король и Никита Сергеевич Хрущёв в составе делегаций попали на выступление дрессировщицы Маргариты Назаровой. Хрущёв от номера пришел в восторг и даже пригласил дрессировщицу в правительственную ложу, чтобы лично выразить свое восхищение, и сказал - «Такая смелая женщина, а фильма про нее нет». Маргарита Назарова поднялась к руководителям двух Государств, прихватив с собой двух тигрят. На следующий год «Ленфильм» искал сценариста и режиссера для съёмок картины «про Назарову».
В работу взяли сценарий капитана дальнего плавания и писателя Виктора Конецкого, который описал реальную историю из жизни. Он проходил службу на одном из судов в северных морях, и однажды с острова Врангеля в Мурманск моряки перевозили трех белых медведей для цирка. Один из медведей вырвался из клетки и начал метаться по кораблю. Зверя с большим трудом загнали обратно с помощью воды из пожарных шлангов. Сюжет руководству «Ленфильма» понравился. Только белых медведей превратили в тигров и добавили любовную историю. В новой кинокомедии "Полосатый рейс", которую поставили на киностудии «Ленфильм» молодой режиссер Владимир Фетин, дикие звери играют весьма важные, если не главные роли. «Постараемся сделать весёлый и интересный фильм… если останемся живы» – это слова режиссера комедии «Полосатый рейс» Владимира Фетина перед началом съёмок фильма. На «Ленфильме» ходила шутливая инструкция: «Если к тебе в каюту неожиданно войдет тигр, нужно небрежно, но сильно пихнуть его кулаком в морду. Ему станет неинтересно, и он уйдет». На самом деле у картины было два режиссера. Владимир Фетин отвечал за работу с людьми, а за постановку сцен с животными отвечал дрессировщик Константин Константиновский, который был мужем Маргариты Назаровой. Кстати, именно Константин Константиновский был дублером Ивана Дмитриева (Старпома) во время съемок схватки с тиграми, о чем, конечно же, не забыли упомянуть в титрах.
За всю свою двадцатилетнюю морскую службу не принимал на борт столь странный груз «Матрос Железняк», уже списанный из состава действующего флота и предназначенный для переплавки в мартенах. Подготовка к съёмкам и репетиции заняли длительное время и проходили на этом сухогрузе в Ленинграде. Все съёмки, действия которых происходили внутри судна (например, купание Леонова в ванне или обед с вылавливанием из борща старпомовского хронометра), снято именно на борту сухогруза, 1921 года постройки, порт приписки Ленинград. Основные съёмки фильма, крупный план и съёмки на открытой палубе проходили на теплоходе «Фрязино», в открытом море на маршруте из Одессы в Батуми. В фильме, теплоход получил вымышленное название «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». Теплоход - головное судно в целой серии однотипных теплоходов, строившихся с 1957 по 1960 годы финской судоверфью. На однотипном судне «Фатеж», также снимался фильм «Пираты 20 века».
Следует упомянуть, что практически никогда эти теплоходы не плавали в жаркие, экваториальные страны. Они строились под местное, каботажное, плавание - обеспечение и доставка грузов в местные порты СССР. Теплоход «Фрязино», проработав в Азовском и Черноморском морских пароходствах 24 года, 17 октября 1983 года был выведен в резерв, а затем порезан на металл. К счастью, остался любимый многими фильм, в котором навсегда запечатлён теплоход «Фрязино».
Для съемок «Полосатого рейса» собрался настоящий звездный состав актеров и актрис – Маргарита Назарова, Иван Дмитриев, Алексей Смирнов и многие, многие другие. Роль буфетчицы - это одна из первых ролей Алисы Фрейндлих в большом кино! Василий Лановой (произносящий фразу «Красиво плывут! Вон та группа в полосатых купальниках») попал в картину случайно. Известный артист был на отдыхе в Одессе, где его встретил режиссер Фетин и уговорил сняться в эпизодической роли. Кстати, как рассказывал сам Лановой, данная сцена - это чистой воды импровизация. Настоящим украшением фильма стал трусоватый буфетчик Глеб Шулейкин в исполнении легендарного Евгения Леонова. Именно на его долю выпал один из самых опасных эпизодов, именно ему досталась львиная доля зрительской любви. Актёр очень опасался тигра Пурша и просил, чтобы во время съёмки между ними было стекло, а ответственный за технику безопасности вообще запрещал это снимать. Однако режиссёр решил всё по-своему. Ответственный был отослан с каким-то поручением на берег, а стекло, разделявшее Леонова и Пурша, медленно и незаметно убрано в процессе. Поэтому страх Шулейкина, увидевшего рядом с собой тигра, очень даже подлинный.
Леонов боялся, конечно, и уговаривали его долго, но в конце концов отсняли все как есть, безо всяких уловок. Ну, то есть, почти без уловок. Чтобы тигр обратил внимание на актера, Леонову под голову спрятали кусок мяса. А под ванной прятался дрессировщик, который контролировал ситуацию. Единственное, в той самой сцене, когда Леонов уходил под воду, а тигр трогал поверхность воды в ванне своей лапой, актера там уже не было. Эту сцену снимали отдельно. В сцене, где тигр бьет своей лапой Шулейкина по спине, на самом деле никакого тигра не было. По спине Леонова был режиссер Владимир Фетин, который предварительно надел на руку искусственную лапу тигра. Тем удивительнее, что сам Леонов и к «Полосатому рейсу» и к своей роли в нем в частности относился довольно ровно – без неприязни, но и без особых восторгов. «Товарищи, тигр в основном состоит из трёх частей: передняя, задняя и хвост» - фраза дрессировщика Шулейкина в исполнении Евгения Леонова в фильме «Полосатый рейс» стала крылатой. Сцена из этого фильма украсила марку, посвящённую памяти знаменитого актёра, которая была выпущена в 2001 г. в серии «Популярные актёры российского кино».
Актер Алексей Смирнов сыгравший роль матроса Кныша, стал невероятно популярным, на съемочной площадке он выступил инициатором нескольких сцен с хищниками. Он даже целый месяц методично ухаживал за тигром, чтобы тот позволил актеру потянуть себя за хвост. Зрителям очень понравилась выразительная манера игры актера, и его стали узнавать на улицах.
После фильма у актера появилось хобби – он начал коллекционировал - нет, нет не тигров, как можно было подумать, а насекомых и пресмыкающихся - бабочек, скорпионов и змей. Как в фильме, но уже в жизни Смирнов говорил: «Товарищи, тигр в основном состоит из трёх частей, но строение колорадского жука интересно тем, что...»
«Маргарита Назарова взяла всё лучшее, что создала советская школа дрессировки, и смело отбросила ненужное, наносное, показное, - писал журналист Б. Гершкович. - Это и придает ее работе с тиграми подлинную артистичность, приносящую радость зрителю. И только пистолет у Константиновского, сидящего в первом ряду зрителей, да ствол пожарного рукава, направленный в клетку, говорят о том, что Назарова играет в клетке не с домашними кошками, а со свирепыми обитателями уссурийской тайги, способными ударом лапы убить быка».
Некоторые трудности возникли и при съемках сцены Леонова в клетке. По сценарию тигры должны были бросаться на клетку, где сидел актер, но они никак не хотели этого делать. Кошки просто подходили к клетке, внутри которой бегал актер, обнюхивали ее и уходили. Тогда Константин Константиновский решил пойти на хитрость. Он запустил в клетку с Леоновым поросенка и ткнул его вилкой, чтобы тот завизжал. Именно после этого тигры подбежали к клетки и стали прыгать на нее в попытках поймать визжащего поросенка
В фильме «Полосатый рейс» актёры-животные смотрятся очень гармонично. Незнающий зритель даже не догадается, какие трудности стояли перед дрессировщиками и актёрами. Всего в фильме было задействовано 10 тигров, 1 лев, 1 поросенок, 1 гусь и две обезьяны шимпанзе. Тигры принадлежали цирку, в котором работали Назарова и Константиновский, льва позаимствовали в зоопарке, а обезьян - в Киеве. Роль старпома Олега Петровича исполнил актер Иван Дмитриев. Сам актер был просто в восторге от того, что получил эту роль, ведь ему очень понравился сценарий. Более того, ему очень хотелось сняться вместе с тиграми и известной на весь Советский Союз дрессировщицей Маргаритой Назаровой. Как известно, в съемке сцены драки с тигром Пуршем, актера подменял Константин Константиновский, зато с шимпанзе Пиратом у актера сложились действительно дружеские отношения.
В итоге не только хищники, но и шимпанзе, которого звали Пират, ухитрились попортить нервы съёмочной группе. К Пирату прилагалась его возлюбленная, Чилита. Так вот, без её присутствия он отказывался работать и в процессе съёмок каждые 20 минут подходил к ней пообниматься. Обезьяну никак не могли заставить стрелять из бутафорского револьвера, поэтому в момент самого выстрела мы видим вовсе не обезьянью лапу, а руку одного из членов съемочной группы. Несмотря на устрашающие надписи: «Не входить! Дикие звери!», вездесущие фото- и кинокорреспонденты ежедневно просачивались на корабль, доставляя много огорчений инженеру по технике безопасности. Лев Василий - не цирковой артист, а обитатель зоопарка. До «Полосатого рейса» снялся еще в трех фильмах: «Новые похождения кота в сапогах», «Дон Кихот» и «Она вас любит». Когда нужно было снять сцену со спящими животными, Василий никак не хотел съесть таблетки снотворного. Прятали их в мясе - он не притронулся. Тогда на площадку вызвали ветеринара с пневматическим ружьем. Он выстрелил в Васю дротиком с препаратом, и вот тогда тот наконец заснул. После съемок старый лев отправился в Ленинградский зоопарк и прожил там долгую - по львиным меркам – жизнь. Все трюки с хищниками ставил супруг Маргариты Назаровой - дрессировщик Константин Константиновский. В опасных сценах он был дублером не только актеров, но и своей жены. Для этого ему надевали женский парик и платье.
Как ни странно, чиновникам фильм понравился, и он был одобрен. Единственное, что не понравилось министру культуры Екатерине Фурцевой, так это сцена с обнаженным Евгением Леоновым. Но несмотря на это, кадры из фильма вырезать не стали. Зрители были в полном восторге от фильма «Полосатый рейс». В первый год проката его посмотрело более 45 миллионов человек, что поставило ленту на первое место в списке самых кассовых фильмов 1961 года.
Назарова действительно невероятная женщина со стальным характером. В ее жизни было много испытаний. Но пока рядом с ней были те, кого она любила, королева неизменно побеждала. У нее было все: слава, успех, деньги, любовь. И все это исчезло в один момент. Бесстрашная красавица укрощала свирепых тигров, но не смогла укротить судьбу. В 1970 году умер муж Константин Константиновский. Трагедия случилась на арене цирка – тигрица Юлька поранила дрессировщику голову, у него началось воспаление мозга, спровоцировавшую в дальнейшем опухоль мозга, а после неудачной операции мужчину спасти не удалось. Константин Константиновский скончался в 1970 году в Ленинграде. Похоронен на кладбище в поселке Толмачево Лужского района Ленинградской области. Спустя полтора года королева тиров попыталась вернуться на арену, но без мужа выступления проходили уже не так блестяще: Маргарита больше не чувствовала за спиной поддержки и была не уверена в своих силах.
Частой гостьей на омской земле в период директорства Михаила Цукермана была знаменитая дрессировщица хищников Маргарита Назарова. В тот непростой период, когда дрессировщица уже работала одна, после ухода из жизни ее супруга и коллеги Константина Константиновского, в Омске ей помогли решить одну деликатную проблему профессионального свойства. Внезапно Назарову перестали слушаться звери. На одной из репетиций во время омских гастролей тигр прокусил ей плечо. И у женщины появился навязчивый страх входить в клетку. Работать дальше было невозможно. Со своей бедой она пришла к Цукерману. А тот попросил помочь врача-психотерапевта Ирину Павловну Дворкину. «За мной прислали машину. Я приехала в цирк, и у нас беседа с артисткой шла больше двух часов. Нашли причину, по которой укротительница потеряла уверенность в себе. А звери это сразу почувствовали: они лапы пустили в ход, стали кусаться. А это не котята ведь – тигры. Обширные знания и опыт работы по оказанию экстренной помощи по телефону доверия помогли разобраться доктору в случившемся. Через несколько занятий к укротительнице вернулась прежняя сила воли, и животные вновь стали повиноваться», – вспоминала об этом случае Ирина Дворкина. После этого случая, дрессировщица не сдавалась – еще 12 лет смело выходила на арену с хищниками. Однажды все снова повторилось на глазах у зрителей, во время финального поклона, на Маргариту напал тигр, пропоров когтями спину, артистка чудом выжила. Врачи настрого запретили ей общаться с животными, то выступление стало последним. Работать «женщина без страха» больше не могла.
Завершив блестящую карьеру на манеже Пензенского цирка, великая легенда советского цирка передала эстафету сыну дрессировщику Алексею, с 1983 г. именно он возглавил аттракцион «Тигры». В 1988 году в Омском цирке гастролировал с аттракционом «Уссурийские звёзды», дрессировщик - Алексей Константиновский, сын знаменитой дрессировщицы тигров народной артисткой РСФСР Маргаритой Петровны Назаровой. Аттракцион отличался яркой комедийной завязкой: на манеже среди тигров «случайно» оказывается зритель, процесс его освобождения сопровождался рядом комических ситуаций. Аттракцион омичам очень понравился. С 1991 в номере участвовала жена Алексея - Ольга Евгеньевна Страхова. «Ап и тигры у ног моих сели. Ап себе говорю я и делаю шаг!»
История сохранила для нас уникальные кадры фотохроники где Алексей Константиновский и директор цирка Михаил Цукерман на прогулке по городу Омску. Цирковая традиция прогулки с тиграми в крови семьи «Королевы тигров», начинающая дрессировщица всегда говорила: «Я их не боюсь, я им верю». Взрослых животных на прогулки в общественные места не выводят, уверял и успокаивал тогда омичей директор цирка. Хищник может весить больше 250-ти килограммов и даже опытный дрессировщик удержать его не в состоянии. Причём, боятся в цирке не сколько за поведение животных, сколько за реакцию людей, зачастую прохожие «зеваки» так и норовят подойти к хищнику поближе. За всю историю работы в цирке, а это больше 15-ти лет, никаких эксцессов не было - уверял Михаил Семенович, так тигренка прогуливал. Это было с нами в те годы, когда деревья были большими в эпоху СССР. Но однажды Алексей Константиновский уехал на гастроли во Францию и решил не возвращаться. Оставшись без мужа, сына, любимой профессии, Назарова замкнулась в себе.
Ее забвение длилось больше тридцати лет. В последние годы жила она провела в городе Горьком (ныне г.Нижний Новгород), в полном затворничестве и одиночестве не принимая ни от кого никакой помощи. Пенсия артистки, несмотря на звания и заслуги, составляла 400 рублей. После выхода репортажа о бедственном положении Назаровой, президент России Борис Ельцин установил ей дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, от которого артистка отказалась. Так же категорически отвергла помощь сына Алексея Константиновского (ныне проживающего во Франции) и актрисы Людмилы Касаткиной. Скончалась бесстрашная снаружи и ранимая внутри советская цирковая артистка, дрессировщица тигров Маргарита Петровна Назарова 25 октября 2005 года на 79-м году жизни в своей квартире в Нижнем Новгороде, в одиночестве и бедности. О смерти королевы тигров узнали только спустя три дня, когда соседи обратили внимание на тишину в квартире. На похороны из Франции приехал сын Алексей. Похоронена дрессировщица за счёт мэрии Нижнего Новгорода на Федяковском кладбище (Кстовский район Нижегородской области, близ села Федяково). Лишь спустя 11 лет после ее смерти на телевидении снимут сериал «Маргарита Назарова». В Нижнем Новгороде на доме, где она проживала (Совнаркомовская улица, 26), установлена мемориальная доска (2016). В декабре 2017 года Нижегородскому цирку присвоили имя Маргариты Назаровой.
Материал к публикации на основе информации открытых источников подготовил Андрей Ахрамович