Золотой век силачей: ''Да, были люди в наше время… Не то что нынешнее племя…''

В конце XIX и начале XX веков силачи покорили весь мир и Россия не была исключением. Толпы людей заполняли в разные исторические периоды театр-цирк купца Петра Сичкарева, цирк купца Ильи Чирикова, цирки Эразма Стрепетова и Бибо Кальвайтеса в г.Омске, чтобы посмотреть на захватывающие выступления самопровозглашённых сильнейших мужчин в мире. В тот период  активного интереса цирка к спорту значительное место на аренах начинает занимать борьба: сначала русская, так называемая поясная, а потом зрелищно более эффектная – классическая (французская, греко-римская). Особенный интерес представляли чемпионаты борцов. А выбор их в цирке купца Петра Сичкарева был богат – были там и русские, и иностранные борцы и даже борцы-женщины. Давая отчет о дамской борьбе, сотрудник омской газеты «Акмолинские областные ведомости» сообщал: "Борчихи тренированы очень скверно, приемы и парады делаются ими нечисто, незаконченно, неумело. Тем не менее все улицы города пестрели афишами. Откуда пришло в цирк первой поколение борцов? Начинали бороться кое-кто из артистов, но чаще всего борцы выдвигались из числа грузчиков, молотобойцев и представителей других профессий, требующих незаурядной силы. В первом и втором  отделениях шло цирковое представление, в третьем – матчи борьбы. Борьба – это чисто спортивное зрелище, лишенное образной сущности, поэтому, естественно, борьба не может быть отнесена к цирковому искусству в полном смысле этого слова. Здесь надо отметить, что профессиональная борьба в цирке сыграла положительную роль в деле развития русского атлетического спорта.



Зрелищные, но очень опасные силовые номера по работе с тяжестями, например, переезд лежащего на арене атлета городским пожарным автомобилем со всей командой, в результате чего неподготовленные шоферы, наносили серьезные травмы спортсменам, или схватка профессиональных борцов с желающими любителями из публики померяться силами часто приводили к серьезным травмам последних. Цирки издавна использовали в своих программах силачей. Народ в своем быту любил силачей и храбрецов. Выйти один на один с рогатиной на медведя, срубить и понести огромное дерево, перенести мельничный жернов или повалить, схватив за рога, свирепого быка – все это были подвиги, заслуживающие уважения и славы. Любил русский народ также борьбу и кулачные бои. И цирки, показывая силовые номера, первоначально стремились к тому, чтобы артисты-силачи создавали образ русского былинного богатыря. Однако в условиях отсутствия профессиональных режиссеров цирковых представлений, систематических репетиций, позволяющих шлифовать номер и наиболее красиво показать человеческие возможности, все это опошлялось до уровня балагана, где силачи превращались в монстров, демонстрирующих опыты на себе, а иногда и на зрителях.

Так, в цирках появлялись люди с «железными» челюстями, захватывавшие стулья зубами и перебрасывавшие их через себя, люди с «железными» черепами, у которых на головах разбивались кирпичи, женщины со «стальными» косами (они вплетали в волосы вместо лент проволоку, на которую подвешивали гири). Интересен был аттракцион трио братьев Грен, которые держали на себе «живую карусель» весом 70 пудов. 

На рубеже 19-20 в. появились атлеты-женщины. Атлет Сандвина держала на себе площадку с оркестром из десяти играющих музыкантов. В России популярностью пользовалась дама-атлет Баланотти, (прабабушка известного жонглера Н. Ольховикова), которая завершая номер, исполняла свой коронный трюк - уносила с манежа в зубах стул с сидящим на нем ассистентом. Мировую известность завоевала Брумбах (псевд. Екатерина Великая), которая появлялась в сарафане и кокошнике и исполняла свой коронный трюк "Адская кузница" - на груди артистки помещали тяжелую наковальню, на которой двое дюжих молодцов, одетых под чертей, ковали раскаленное железо.

Зрители в цирке мало вникали в специфику тяжёлой атлетики – формы, техника или точный вес. Их интересовали вопросы более практичные: А можете унести лошадь на плечах? А грудью разорвать цепь? А выдержать автомобиль, проезжающий по шее? А поднять слонёнка по лестнице? Каждый силач старался разработать собственную специализацию, чтобы выделиться.

Зигмунд Брейтбарт голыми руками мог забить железнодорожный костыль через пять дубовых досок толщиной по 2.5 см. Джон Холтум прославился тем, что ловил 23-килограммовые ядра, выстреливавшие из пушки, Александр Засс («Удивительный Самсон» или «Железный Самсон») был известен тем, что виртуозно сгибал стальные прутья. Этот талант, говорят, помог ему бежать из австрийского плена во время Первой мировой войны. Однажды Александр Засс на своих плечах вынес с поля боя раненого под ним коня, он остался в мировой истории как один из самых сильных людей планеты. Он мог нести на плечах лошадь, рвать руками стальные цепи и поднять пианино вместе с музыкантом. Одним из первых его самостоятельных номеров стал «Баланс». В ходе этого трюка Засс выходил на арену и ставил себе на лоб большой самовар с горячей водой и раскаленными углями. Держа равновесие, силач проходил с опасным грузом вокруг манежа. Однажды, поспорив с другим цирковым атлетом, Сергеем Николаевским, Засс разогнул стальные прутья клетки со львом. При этом внешними данными силач совершенно не впечатлял. Он был невысокого роста, всего 168 см и не мог похвастаться массивной мускулатурой, как, например, Иван Поддубный. Засс выглядел подтянутым и мускулистым, не более. Именно этот контраст между заурядной внешностью и невероятной силой во многом способствовал успеху циркового артиста. «Железный Самсон» так стали называть Засса после номера «Чертова кузница». В нем атлета укладывали на доску с гвоздями, а сверху устанавливали каменную глыбу весом 500 кг. После этого ассистенты разбивали глыбу кувалдами прямо на теле артиста.

Выйдя на пенсию, цирковой силач занялся другим любимым делом — дрессировкой. Засс работал с собаками, обезьянами, львами и, конечно же, с лошадьми. Жизнь артиста оборвалась трагически, когда он спасал своих питомцев. В 1962 году загорелся фургон с обезьянами и силач бросился спасать животных. Он получил обширный ожог головы и скончался в больнице от сердечного приступа. 

Самые знаменитые русские цирковые силачи: Петр Крылов, Евгений Сандов, Александр Засс и Иван Поддубный. Иван Поддубный был известным человеком – практически символом страны, показателем ее мощи и силы, тем самым «медведем», с которым на Западе ассоциировали русских еще в те далекие годы. На заре своей юности Поддубный даже и не помышлял о карьере борца, работая простым грузчиком в Феодосии, там он впервые увидел цирк Бескаравайного. Цирковые силачи предлагали всем желающим побороться с ними на кушаках, а в случае победы обещали награду. Недолго думая, Поддубный вызвался добровольцем и по очереди одолел всех атлетов, кроме самого сильного, — с ним вышла ничья. После этого Поддубный бросил работу в порту, начал усердно заниматься спортом и устроился работать в цирк, где выступал как борец и гиревик. Вместе со своей труппой Поддубный гастролировал по всей России и вскоре обрел немалую популярность. Люди приходили в цирк специально, чтобы посмотреть, как непобедимый гигант-борец уложит на лопатки очередного соперника. Иван Поддубный был истинный богатырь: могучий, честный, неподкупный - «Я русский борец. Им и останусь». «Новое – это хорошо забытое старое». И атлеты вернулись к своим истокам.

Пётр Крылов - российский и советский артист цирка, гиревик и борец. Имел прозвище «король гирь», левой рукой выжимал двухпудовую гирю 86 раз, находясь в «солдатской стойке». В 1901 году в Киевском атлетическом обществе выжал левой рукой штангу 280 фунтов, развел две гири 100 фунтов дном вниз, донес правой гирю в 100 фунтов к выжатой левой рукой штанге в 280 фунтов, с моста взял 300 фунтов, получив за рекорды золотую медаль. 

Евгений Сандов (урожденный Фридрих Вильгельм), как и многие силачи, демонстрировал свои недюжинные способности на арене цирка. Трюки его были невероятно зрелищными, он: удерживал на груди платформу с оркестром из 8 человек с роялем – иногда, для разнообразия, их заменяли на трёх лошадей; боролся на сцене с огромным взрослым львом, откидывая его в сторону, как щенка (правда, лев был в наморднике); опираясь на два стула лишь затылком и пятками, удерживал на теле двух взрослых людей и ещё по 22 кг в каждой руке; садился, ложился и вставал, манипулируя 115-килограммовой штангой в одной руке. В 1925 году случилась трагедия – Сандов съехал на своём автомобиле в кювет, и по старой памяти решил щегольнуть мощью – вытащить машину одной рукой. Эксперимент окончился геморрагическим инсультом и смертью атлета.

1900. Силач Евгений Сандов – основоположник циркового жанра силачей.
 

1925. Цирковой силач Стефан демонстрирует свою силу, таща зубами автомобиль по улицам Берлина.
 

1927. Эдвард Рис демонстрирует свою силу. Он поддерживает четырёх актрис, находясь в подвешенном состоянии между двумя стульями.
 

1935. 21-летний портной Гарри Суонси Пельта завоевал титул сильнейшего человека в Уэльсе.


28 мая 1932. 14-летний «Мальчик Самсон» поддерживает 91-килограммовый мотоцикл и мотоциклиста.


28 марта 1936. Джо Смит, кузнец из Глостера, поднимает и держит зубами в равновесии дорожный знак, уведомляющий о работах на дороге.
 

Сильнейший человек мира Иван "Великий" демонстрирует свою силу, удерживая доску с пятью танцующими парами. 1924 год
 

Фотографии использованные для иллюстрации статьи из открытых источников. Не повторять, опасно для жизни!

Материал подготовил Андрей Ахрамович


Афиша цирка

Афиша

с 8 июня в Омском цирке

«Магия великих слов»

Уникальный авторский проект от главного режиссера ФКП «Росгосцирк» Елены Петриковой поставлен по мотивам великих произведений русской литературы. Здесь номера и образы срежиссированы по сюжетам произведений Пушкина, Толстого, Шолохова, Лермонтова, Чехова, Фонвизина и других литературных гениев...

Подробнее о представлении