Top.Mail.Ru

Джозеф Гримальди – один из самых известных клоунов Англии, считается отцом современной клоунады.

Персонаж Гримальди – клоун по имени Джой. Он был центральным персонажем в номерах. Выполнял, трюки, которые зрителей приводили в восторг и веселили. Интермедии и шутки клоуна Джоя приобрели широкую известность, а некоторые из них исполняются до сих пор.

Для тех, кто никогда его не видел, описание бесполезно; для тех, кто видел, никакие похвалы не сравнятся с их оценкой его. Поэтому мы качаем головами вместе с другими стариками и говорим: «Эх! вам бы увидеть Гримальди».


Джозеф Гримальди, родился 18 декабря 1778 года в районе Клэр Маркет в Вестминстере, Лондон. Его прадед, Джон Креститель Гримальди, был дантистом по профессии и исполнителем-любителем, который в 1730-х годах переехал из Италии в Англию, имевшего в лондонских театральных кругах прозвище Железноногий. Родители Гримальди были театральными итальянскими актерами. Гримальди родился в одном из лондонских районов в семье итальянца, синьора Джузеппе (Джозефа) Гримальди. Работал Джузеппе в качестве пантомимиста, циркового художника и балетмейстера театра «Друри-Лейн», он часто демонстрировал эксцентричное и одержимое поведение, был строгим приверженцем дисциплины.

Матерью маленького Джозефа была Ребекка Брукер, танцовщица кордебалета. В те времена дети актеров, осваивали профессию своих родителей. Маленький Джозеф уже в двухлетнем возрасте в День подарков вступил на сцене, сыграв маленькую роль в пантомиме «Робинзон Крузо», где играл его отец. Об отношении Синьора Джузеппе к своим детям и другим ученикам ходили мрачные слухи. Поговаривали, что телесные наказания у него были в порядке вещей, а за проступки и неудачи на репетициях старый Гримальди сажал детей в клетки или подвешивал на веревки над сценой. Далее Джозеф в юном возрасте он уже играл небольшую роль на сцене лондонского театра «Друри-Лейн», а в возрасте менее трёх лет он периодически начинает выступать на сцене театра «Садлерс Уэллс».

К шести годам пресса считала Гримальди выдающимся артистом на сцене, а один критик из Gazetteer прокомментировал, что «маленький сын Гримальди играет потрясающе». Однажды вечером Гримальди играл роль обезьяны, и его отец вывел на сцену, привязав цепь к талии Гримальди. Джузеппе повернул своего маленького сына вокруг головы «с предельной скоростью», когда цепь порвалась, в результате чего юный Гримальди приземлился в оркестровой яме. С 1789 года Гримальди появлялся вместе со своими братьями и сестрами в спектакле под названием «Три молодых Гримальди». Синьор Джузеппе умер в 1788 году, оставив семью в долгах, когда Джозефу было всего девять лет.

Достигнув юношеского возраста, Гримальди влюбляется в дочь владельца театра «Садлерс Уэллс» и женится на ней. Через восемнадцать месяцев Мария Гримальди умирает во время родов. Гримальди находит утешение в работе, и, через некоторое время, женится ещё раз. Впоследствии его сын, Джозеф Сэмюэль Гримальди, присоединится к семейной театральной профессии, однако в возрасте тридцати лет умрёт.

Образ актера Джозеф Гримальди возник не сразу. В начале своей карьеры он переиграл множество ролей. Гримальди изображал животных, детей, стариков, карликов, ведьм, людоедов, пьяниц, обжор, дикарей, изредка играл клоунов. Знаменитая маска Джозефа родилась в 1806 году в эпоху Регентства. Джозеф Гримальди обводил краской рот, чернил брови и рисовал три треугольника на щеках и на лбу. Такой нехитрый грим был виден с самых последних рядов зрительного зала. Тогда он уже был актером в театре Ковент Гарден и сыграл Клоуна в пантомиме «Арлекин и Матушка Гусыня, или Золотое яйцо», считается непревзойденным в амплуа клоуна-мима, роль клоуна в пантомиме стала называться «Джоуи». В  следующем году он добился успеха в театре «Сэдлерс-Уэллс», его первой крупной ролью в этом театре стала роль Маленького Клоуна в пантомиме «Триумф веселья, или Свадьба Арлекина». 


«Он был мастером гримасничать, и неважно, что он делал: грабил торговца пирожными, открывал устрицу, изображал вежливого человека, катался на гигантской ломовой лошади, подражал дворнику, хватал раскалённую кочергу, поедал пудинг, обчищал карманы, бил сторожа… или нянчился с ребёнком, он был настолько невероятно естественен, что… ни мудрые, ни гордые, ни прекрасные, ни молодые, ни старые не стыдились смеяться до слёз над Джоя и его комичными выходками».

Особого внимания заслуживают парики Гримальди. По ходу пантомимы он менял их несколько раз. Лысый парик, на котором красовался петушиный гребень, подчеркивал задиристость. Для исполнения комических песенок Джозеф Гримальди надевал копнообразный парик. Парик с косичками помогал клоуну спародировать щеголя.


Образ клоуна Джоя, всегда яркий, короткая куртка, воротничок-жабо, бриджи с огромными карманами, чулки и туфли, украшенные бантами. Костюм был очень свободным и смотрелся гармонично. Клоун Джой был любимцем публики в Англии. Перед его обаянием устоять было невозможно. Во время выступлений особое внимание уделялось зрителям. Клоун подмигивал им, готовил каверзы на их глазах. Он вовлекал каждого присутствующего в свою игру. Гримальди исполнят веселые куплеты, адресованные зрителям, и публика подхватывала их. Основываясь на этом новаторстве, персонаж Гримальди становится центральным персонажем арлекинад. Его комедийная грация была необычна, он хорошо придумывал визуальные трюки и буффонады, умело вызывая смех публики. Джозеф разработал собственный стиль, который стал общим для клоунов по всему миру - белый грим, румяна, разноцветные костюмы и парики.


Также этот артист ещё 200 лет назад придумал многие крылатые фразы, например, «Мы снова здесь!» и «А вот и я!», без которых до сих пор невозможно представить ни одно цирковое представление. Он также был известен озорной фразой «Должен ли я?», Которая побудила зрителей ответить «Да!». Ко времени, когда становятся популярны мюзик-холлы, Гримальди вводит в театр женскую пантомиму, а также заводит традицию непосредственного участия присутствующей публики в представлении.


Он первый из артистов стал подмигивать зрителям во время выступлений, вести с ними диалоги и включать в свою игру. Гримальди одновременно работал в Ковент-Гардене и Сэдлерс-Уэллсе, и его стали называть ведущим клоуном и комиком Лондона, добившимся больших успехов в обоих театрах. Его популярность в Лондоне привела к тому, что его стали приглашать в провинциальные театры по всей Англии, где он получал большие гонорары. Он сыграл ведущие роли в картинах «Валентин и Орсон» (1794), «Талисман» и «Арлекин стал счастливым» (1796).

Одним из увлечений Гримальди было коллекционирование бабочек. В шкафах он скопил до 4000 экземпляров. В 1800 году воры ворвались в его дом, пока он репетировал, и разрушили большую часть его шкафов, что заставило его отказаться от сбора бабочек и перейти к выращиванию голубей. 

Знаменитый в англоязычном мире «анекдот о грустном клоуне» (в котором доктор советовал клиенту различные способы выхода из тяжёлой депрессии, и в итоге порекомендовал сходить на представление одного клоуна, после чего клиент признался, что он и есть тот самый клоун) изначально рассказывали о самом Гримальди.


Но здоровье Джозефа Гримальди было сильно подорвано игрой на сцене. Он страдал ревматизмом, который сковал его тело. Джозефу было трудно ходить и стоять на сцене, он однажды в молодости во время выступления случайно выстрелил себе в ногу. К 1820 году, когда Гримальди было едва за сорок, тело болело, иногда после выступлений клоуна приходилось уносить за кулисы и там приводить в чувство. Последнее выступление Джозефа Гримальди состоялось 27 июня 1828 года, сидя на стуле. В своей прощальной речи он говорил своим слушателям: «Я безжалостно износил себя, подстёгиваемый собственными амбициями, и расплатился за это преждевременным старением. Уже четыре года, как я совершил свой последний прыжок, стащил последнюю устрицу, сварил последнюю сосиску и теперь собираюсь уйти на покой». Оставляя сцену в 1828 году, он передал все роли в пантомимах сыну Джозефу Сэмюэлю.


Джозеф Гримальди захотел опубликовать историю своей жизни в своих мемуарах. Он считал, что зрителям, которые его так сильно любили, будет интересно узнать об этом. Однако Гримальди не смог создать сколько-нибудь удовлетворительной книги. По просьбе издателя книгу согласился отредактировать второстепенный писатель Томас Энартом Уилкс, но у него ничего не получилось. И тогда за подготовку рукописи взялся Чарльз Диккенс. Название этой книги – «Записки Джозефа Гримальди» (мемуары в двух томах, иллюстратор Джорж Крукшенк псевдоним «БОЗ» - 1838 год). Книга вышла через год после его смерти под редакцией Чарлза Диккенса и с пометками поэта Байрона, с которым комик был очень дружен при жизни.


«В книге Гримальди был очень скромен в рассказах о своей жизни и, в частности, о своем детстве поведал не много» - говорил Чарльз Диккенс. «Правда, он сообщает, что является потомственным артистом, его дед превосходно танцевал и даже получил прозвище «Стального танцора». Танцевал и отец, приехавший в Англию из Италии в 1760 году. Кроме того, отец занимался зубоврачебной практикой, торговал зубным порошком и давал уроки фехтования. Иллюстрацией врачевания и цирковых выступлений наглядно показаны в фильме «Лекарь: Ученик Авиценны». Не удовлетворившись танцами, он начал выступать в ролях комика-буфф в пантомимах. Своего сына он определил в театр, когда тому не исполнилось и двух лет. Старший Гримальди играл Робинзона Крузо, а младший - его сына. В 1782 году Гримальди-младший сыграл роль обезьяны, использовав в ней приемы акробатики. И далее, на протяжении сорока девяти лет. Гримальди выступал в самых различных представлениях. Он танцевал, овладел акробатикой, ходил по канату. Но в этом, как сам признавал, имелись более искусные артисты. Когда речь шла о комическом, то с ранних лет он не имел равных. Ему приходилось играть роли а пьесах и, по общему тогда мнению, он это делал хорошо. Велик Гримальди бывал в клоунадах. Гримальди объединял буффонаду с драмой. Его клоунская маска, яркая, выразительная, сочетала наивность и хитрость, беспомощность и практицизм, под простотой скрывались ум и лукавство. В комических сценках он иногда использовал животных и птиц: поросят, кур, петухов. Пользовалось успехом исполнение Гримальди куплетов и песенок. Артист прошел очень суровую школу. Он называет отца человеком с дурным характером, признает, что ему приходилось терпеть жестокие наказание. Чтобы представить ту атмосферу, в которой Гримальди воспитывался, приведем эпизод, заимствованный из предисловия к книге. Первая жена отца, Мэри Благдон, кордебалетная танцовщица, вышедшая за него замуж в шестнадцать лет, подала на развод. Судье она говорила: «Ваша честь! Муж избивает меня и четырех наших детей, запирает на кухне. Последовал развод. А некоторое время спустя у Гримальди-старшего от другой женщины родился сым Джозеф, будущий известный комик. Остается удивляться, как при таких условиях молодой Гримальди сумел добиться того, что он стал выдающимся актером, сохранил при этом высокую нравственность и подлинное достоинство художника». Сейчас «Записки Джозефа Гримальди» считаются библиографической редкостью, и за книгой охотятся многие начинающие цирковые артисты.


К 1828 году Гримальди полностью разоряется, и в театрах «Ковент Гарден» и «Садлер Уэллс» проходят благотворительные спектакли, ставящие своей целью собрать денег на проживание Гримальди. Фондом «Друри-Лейн» ему была назначена пенсия в 100 фунтов стерлингов в год. «Я заставляю вас смеяться по ночам, но я мрачен весь день». В последние годы жизни Джозеф Гримальди едва мог ходить, и много времени проводил в лондонской таверне под названием Cornwallis Tavern. Владелец таверны Джордж Кук по вечерам относил его домой. Гримальди, став калекой, играя на сцене, умер в возрасте 58 лет дома в Ислингтоне в ночь на 31 мая 1837 года. Газета London Illustrated News в некрологе на его смерть написала: «Гримальди мёртв, и не оставил себе равных. Мы боимся, что дух пантомимы утрачен».


В своём завещании Джозеф Гримальди просил, чтобы после его смерти он был обезглавлен перед погребением, якобы из-за детского страха погребения заживо. Могила Джозефа Гримальди находится в парке Джозефа Гримальди (ранее во дворе часовни Сент-Джеймс), на Пентонвилл-роуд в Ислингтоне. На здании в Granville Road есть синяя табличка в память, что он когда-то жил неподалёку. Когда клоун Джозеф Гримальди умер, потеря для мира лицедеев была огромной. И в 1948-м году состоялись первые «пестрые» поминки Гримальди. С 1967-го года службы стали традиционным событием жизни церкви. Определились и с датой: поминальные службы проходят каждое первое воскресенье февраля. Молитвы клоуна: "Господи, благодарю Тебя за то, что призвал меня разделить с другими Твой драгоценный дар смеха. Никогда не позволяй мне забывать, что это Твой дар и моя привилегия. И что дети Твои грешны самомнением (гордыней) и возрадуются в своей грусти. Поскольку твоих детей критикуют в их самомнении и приветствуют в их печали, позволяет мне помнить, что Твоя глупость мудрее всей нашей мудрости. Аминь". Эта молитва читается раз в год, в первое воскресенье февраля с амвона церкви Святой Троицы в Лондоне на поминальной службе по актеру, отцу современной клоунады Джозефу Гримальди. Грустная ирония. Первый в мире клоун, вместе с гримом и мимикой, ввел в обиход правило - под улыбчивой маской может таиться что угодно.

Материал к публикации на основе информации открытых источников подготовил Андрей Ахрамович.





Как добраться до цирка

644042, Омск, пр. К.Маркса, 43Б
+7 (3812) 20-81-97
omsk@circus.ru
Время работы:
Цирка: с 9:00 до 18:00
Кассы: с 10:00 до 19:00
Проезд до остановки «Цирк» или «Трамвайное депо»:
Автобусы: 14, 18, 24, 32, 46, 51, 60, 68, 69, 74, 77, 79, 80, 109, 110, 123.

Троллейбусы: 3, 4, 7, 8, 11, 12.

Маршрутные автобусы: 51, 123, 201, 307, 335, 346, 350, 358, 399, 409, 418, 424, 430, 434, 550, 568, 703.

Трамваи: 2, 4, 8, 9
Построить маршрут
ФКП «Росгосцирк», ОГРН: 1027739272527,
ИНН/КПП: 7702060003/770201001

Директор филиала ФКП «Росгосцирк»
«Омский государственный цирк»

Доля Виталий Викторович
Приемная: +7 (3812) 20-81-27 (доб.3105)

Клиентская поддержка по вопросам
онлайн-покупки и возврата
электронных билетов

+7 (3812) 20-81-97

Помощник директора
Кромова Светлана Владимировна
+7 (3812) 20-81-27 (доб.3105)
s.kromova@circus.ru

Главный бухгалтер
Мачулина Елена Николаевна
+7 (3812) 20-81-27 (доб.3101)

Менеджер по PR и рекламе,
главный администратор

Ляшев Сергей Дмитриевич
+7 (913) 211-95-03, +7 (3812) 20-81-27 (доб.3119)
s.lyashev@circus.ru

Специалист по кадрам
Костырева Альбина Александровна
+7 (3812) 20-81-27 (доб.3108)
kostyreva.aa@circus.ru

Главный инженер
Максимов Вячеслав Олегович
+7 (3812) 20-81-27 (доб.3106)

Бронирование коллективных заявок
Медведева Мария Владимировна
+7 (3812) 20-81-27 (доб.3107)

Фотограф
Барсуков Сергей Викторович
+7 (913) 970-05-33

Заведующий хозяйством
Варапаева Елена Владимировна
+7 (3812) 20-81-27 (доб.3111)

Администратор гостиницы
"Огни манежа"

+7 (3812) 20-82-67 (доб.3140)