Сколько веселья доставляют зрителям клоуны! С каким нетерпением взрослые и дети ждут их появления на манеже! Какой бы отличной ни была программа, но, если в ней почему-либо отсутствуют клоуны, она кажется неполной, в ней «чего-то не хватает».
В нашем Омском государственном цирке клоун - неотъемлемый постоянный персонаж представления. Его положение на манеже доминирующее. Клоуны - творцы смеха, а искусство вызывать смех - дело серьезное. Смех - одна из возвышенных эмоций человека, проявление радости, веселья. Смех - характерная реакция на комическое, отражающая внутреннее состояние и настроение людей. Слово "клоун" произошло от латинского "colonus" - человек из простонародья. Истоки клоунады восходят к искусству придворных шутов, европейскому карнавалу, итальянской комедии дель арте. Маска Арлекина послужила прототипом амплуа Августа, неунывающего простака Рыжего. Персонаж Пьеро стал прообразом Белого клоуна. На возникновение клоунады повлияли также французская арлекинада, английская пантомима, испанские и голландские интермедии, конная клоунада, восходящая к средневековым рыцарским турнирам.
В русском цирке истоки искусства клоунады в празднично - обрядовых народных гуляньях. Участники игрищ рядились в козьи и медвежьи шкуры, нацепляли мочальные бороды и усы из соломы, вымазывали сажей лицо, часто пользовались масками (по-тогдашнему - личинами), комически изображали леших, чертей. Зачатки клоунады присутствовали также в комических диалогах, исполняемых в хороводах и на свадьбах. Искусство русской клоунады связано и с кукольным театром, в частности, с Петрушкой, с лубочными картинками, с ёрническими прибаутками, сатирическими сказками. Повлияли на развитие жанра клоунады различного рода шпильманы (обобщённое название наезжавших с Запада артистов). Русские актёры-комики перерабатывали комедийные приёмы шпильманов в национальные формы юмора. Среди многих факторов, которые воздействовали на развитие русской клоунады, доминировал опыт первых на Руси актёров - скоморохов и в особенности потешников-балагуров, разыгрывавших небольшие сатирические пьески ("Ермак", "Царь Ирод", "Царь Максимилиан" и т. п.).
Основной массив русских скоморохов составили народные потешники. Их внешний вид говорил о занятиях «бесовским» промыслом, они одевались в короткополые кафтаны, а ношение короткополой одежды в Руси считалась грехом. Также в своих выступлениях они часто прибегали к маскам, хотя еще в 9 в. маскирование встретило резкое осуждение церкви, в своих выступлениях сквернословили: «баламошка», «визгопряха», «ерохвост», «затетеха», «михрютка», «пыня», «киселяй». Всем своим житейским поведением скоморохи противопоставляли себя общепринятому укладу старой Руси, в своем творчестве были проводниками оппозиционных настроений. Гусельники-скоморохи не только играли на своих инструментах, но одновременно «сказывали» произведения русской народной поэзии. Выступая в качестве певцов и плясунов, они вместе с тем забавляли толпу своими выходками и завоевывали репутацию шутов-острословов. По ходу своих выступлений они также вводили «разговорные» номера и становились народными сатириками. В этом качестве скоморохи сыграли огромную роль в процессе формирования русской народной драмы.
Даровитые комики встречались среди шутов при дворах государей и в домах знатных особ, некоторые из них впоследствии переходили на работу в театры народного фарса или в балаганы. В числе продолжателей скоморошьих традиций преобладали так называемые "дурацкие персоны" - исполнители комических ролей в старинных ярмарочно-площадных и балаганных представлениях, в спектаклях крепостных театров. Впервые клоун появился на сценах лондонских комедийно-фарсовых театров «Друри-Лейн», «Сэдлерс-Уэллс» в 1700. Это были Дж.Гримальди (1778–1837), Дж.Рич (1682–1761). Позднее во Франции в театре «Фонамбюль» работал мим Ж.Дебюро (1796–1846).
Дальнейшее развитие клоунады протекало в первых стационарных цирках, появившихся во второй половине 18 в. в Англии и Франции. Первые цирки давали конно-акробатические выступления, поэтому клоуном стал наездник, изображавший неумение справиться с лошадью. Тем самым, к концу 18 в. – началу 19 в. сформировались два направления клоунады: конная пантомима и говорящая клоунада, исторически происходящая из итальянской комедии дель арте. Говорящие клоуны повлияли на становление амплуа Рыжей маски, наездники и акробаты впоследствии трансформировались в Белого клоуна.
Впервые две традиции объединил в своем творчестве Ж-Б.Ориоль-Арлекин, выступавший в костюме средневекового шута (1834, Олимпийский цирк-театр, 1835, цирк Франкони, Париж). Он владел и пантомимой, и разговорным жанром. Этапным событием в истории цирка стало рождение клоунской маски Августа, которая окончательно оформилась к 1870-м, четь позже на арену цирка Франкони вышел новый персонаж в рыжем парике. Вскоре клоуны стали выступать дуэтом, в основе которого читалась социальная антитеза: Белый – глупый господин, Рыжий – пройдоха слуга. Первоначально Белый олицетворял образ крестьянина-мукомола, его старинное прозвище – Жан-Фарин (французское farine – мука, Жан-Мука), отсюда и его набелённое лицо и традиционный атрибут – батон. Клоунские дуэты по жанру были буффонадными антре, содержание раскрывалось не словом, а трюком с неожиданной комической концовкой. Антре русских клоунов С.Альперова и Бернардо Печенье стало оригинальным номером, придуманным самими исполнителями. Позднее клоуны стали выступать не только дуэтом, но и трио или группой (Белый и два Рыжих и т.д.). Белый одет в красивый, элегантный костюм. У него набеленное лицо, красные губы, вздернутые вверх брови. Маска Белого клоуна пришла в цирк из народных фарсов и ярмарочных балаганов. Прообразом Белого был белолицый паяц Пьеро. Рыжий - прообраз Арлекино - полная противоположность Белому. На нем мешковатый костюм, большие ботинки и обязательно рыжий парик с поднимающимися волосами. У Рыжего неуклюжая походка, смешные, неловкие манеры. Названия Белый и Рыжий определяют не только внешнее обличье, но и роль. Облик Белого как бы подчеркивает его превосходство над Рыжим. У него хорошая дикция, он умело владеет голосом. Суждения Белого безапелляционны, а действия - разумны и логичны. Белый недоумевает по поводу нелепых поступков партнера. Иногда полагают, что роль Белого клоуна сводится к умению подавать реплики партнеру, подыгрывать ему, а главный здесь - Рыжий. Это неверно. "Белый клоун - это... атлант, поддерживающий своими плечами сложное сооружение клоунады. Парадоксально, но Рыжий приковывает к себе внимание, а Белый умело направленными репликами, интонацией, жестами - всем своим поведением - незаметно сосредоточивает все внимание зрители на своем партнере - Рыжем. Рыжий всегда "глуп", он совершает поступки, кажущиеся лишенными здравого смысла, всегда мешает Белому, все делает неуклюже и невпопад. Но на самом деле Рыжий себе на уме, и симпатии зрителя больше на его стороне. Над ним смеются и ему сочувствуют, когда он попадает в нелепые положения. Контраст между Белым и Рыжим лежит в основе их взаимоотношений. На этом строится и конфликт, заложенный в сценках и репризах, исполняемых ими. Взаимозависимость партнеров настолько велика, что ошибка или неудача одного сводит на нет усилия другого. Осмеяние глупости, напыщенности, фанфаронства, алчности и других человеческих пороков - основная цель буффонадных клоунов. Смеясь как бы над собой, клоуны высмеивают недостатки, осуждая не людей, а их пороки.
Поэтому клоунские репризы всегда злободневны, они всегда отражают реалии сегодняшнего дня. От исполнителей буффонадной клоунады требуется подлинное актерское мастерство. Нелишне напомнить, что многие старые русские клоуны обладали отличной дикцией. Их было слышно в любом уголке цирка. Опытные клоуны всегда учитывают условия круглого зрительного зала цирка и никогда надолго не задерживаются спиной к одному сектору. Они постоянно находятся в движении, непрерывно общаются с партнером и всегда пребывают в контакте со зрительным залом. Также следует сказать, что традиционное представление обывателя о том, что клоунада - один из самых легких "жанров" циркового искусства в корне неверно. Помимо всех навыков актерского мастерства (сценическое движение, поставленная речь) хороший клоун должен владеть хотя бы по минимуму всеми остальными жанрами (уметь жонглировать, знать основы акробатики, эквилибристики и т.д.). И вспомним хотя бы сколько раз за представление клоуны выходят на манеж. В то время как цирковые артисты отработали свои номера и отдыхают, клоуны еще не раз выйдут с репризами, ими заполняют паузы, отвлекают зрителей во время смены декораций. Поэтому клоунада в ее истинном понимании считается одной из самых сложных в цирке.
В конце XIX века клоуны Том Беллинг, Дж. Гюйон, выступавшие как Августы, разыгрывали в паре с белым клоуном специальные маленькие пантомимы и сценки (антре). В этих сценках Август представал грубоватым, но детски наивным хвастуном и неудачником, не лишённым хитрости. Однако эти черты существенно изменялись в трактовке различных артистов. Костюм и грим приобрели условный характер: неестественно широкие, бесформенные брюки и длинный пиджак, огромные ботинки, буффонный грим. Комизм достигался также особыми движениями, восклицаниями, интонацией, карикатурным смехом и плачем. Игра Августа строилась на контрастах. Рядом с партнёром - белым клоуном, одетым в усыпанный блестками стилизованный костюм, с белым от пудры лицом, элегантным и высокомерным, - увалень и веселый растяпа Август казался особенно нелепым и смешным.
Что касается России, то в 1873 братья Никитины открыли первый русский цирк, в котором средний из братьев - Аким выступал как клоун в маске Ивана-дурака. Но постепенно на манеже русского цирка также утвердились Белый и Рыжий клоуны. Национальное своеобразие смеховых форм в клоунских дуэтах складывалось под влиянием стихии народного юмора, который несли в себе два персонажа, перенесённых с подмостков балагана на цирковую арену, - глуповатый, самодовольный барин (иногда генеральша или купчиха) и слуга - плут и хитрец, постоянно затевавший комические перебранки. На манеже ежеминутно раздавались звуки шлепков и пощечин - Анач (от нем. "Patsch") - ложная пощечина, исполняемая клоунами. Один из них незаметно для зрителя хлопает в ладоши, когда партнер наносит ему "удар".
Клоунада русского цирка развивалась в основном не в сфере чистой развлекательности, а делая упор на сатирической традиции скоморохов и шутов. Критическая направленность наибольшую силу получила в творчестве А. Л. Дурова, С. Альперова, дуэта Бим-Бом. Не менее известным дуэтом выступали артист Иван Радунский (Бим) и Феликс Кортези (Бом). Основатели нового жанра музыкально-разговорной клоунады. Дуэт просуществовал с перерывами с 1891 до 1946 года с различными партнёрами Радунского. Псевдонимы Бим и Бом артисты приняли в 1891 году. Их номера состояли из злободневных комедийных диалогов и комических сценок, перемежавшихся игрой на музыкально-эксцентрических инструментах. Исполнялись как популярные народные мелодии, так и музыка классического репертуара. В ходе номера выполнялись музыкально-акробатические трюки: не прекращая игру на музыкальном инструменте, артисты взбирались на плечи друг друга, перекатывались через спины, выполняли акробатические прыжки. Бим-Бом заняли положение премьеров в Петербургском цирке Г. Чинизелли, московском цирке А. Саламонского, Омском цирке П.Сичкарева и других цирках.
Начиная с периода огосударствления цирков (1919), клоуны получили директивную установку "стать публицистами", прибыть "на станцию идейной клоунады". В 1925 ЦУГЦ объявил конкурс на "революционное антре для клоунов", что способствовало приходу в цирк литераторов Е. Адуева, А. Арго, В. Лебедева-Кумача, Н. Эрдмана и др. В 1926 была создана опытная мастерская циркового искусства, в задачу которой входила "подготовка кадров... преимущественно в области разговорного жанра..., разработка клоунского репертуара".
В 1920-30-х гг. под воздействием критики в прессе и, в особенности, художественно-политического совета, созданного ЦУГЦ в 1927 г., с арены цирка стала исчезать буффонадная клоунада. Клоуны отказались от гротескового грима, рыжих париков и прочей буффонадной атрибутики. В этот период некоторые клоуны в поисках новых форм обратились к маскам популярных кинокомиков - Чарли Чаплина, Гарольда Ллойда, Пата и Паташона.
В начале 1930-х гг. на манеже Ленинградского цирка произошло рождение нового типа клоуна. Артист П. Алексеев, прежде выступавший в маске Ч. Чаплина, создал реалистическую маску - комическую фигуру бухгалтера с портфелем под мышкой. Затем М. Румянцев выстроил оригинальный образ «Карандаша». С творчеством группы Румянцева (Н.Антонов и В.Бартенев, Х.Мусин, К.Лерри, Ю.Никулин и М.Шуйдин) связан взлет русской клоунады в конце 1950–1960-х. Их творческие находки стали этапом в истории жанра клоунады. На манеже обосновался клоун под лёгким гримом, почти в жизненном костюме либо в стилизованном рабочем комбинезоне. В 1950-е набирает силу среднее поколение клоунов, в том числе О.Попов (вновь в русском цирке появилась маска Иванушки-дурачка). С 1955 возродилась музыкально-эксцентрическая клоунада. Появляются клоунессы: Е.Амвросьева, Г.Богомолова, Е.Можаева. В 1958 приехал М.Марсо. Кинозрители увидели фильм М.Карне «Дети райка» с Барро в роли Дебюро. Это время расцвета лирической клоунады, и Л.Енгибаров, представитель этого течения, развивал традиции беспредметной поэтической пантомимы и был также великолепным акробатом и жонглером. Возникали клоунские группы (первая под руководством Л.К.Танти работала еще в 1940-е). Из позднейших стали известны «Семеро веселых», «Шутки в сторону», «Ребята с Арбата», группа «А». Появляются тематические спектакли: Лечение смехом О.Попова, Причуды клоуна Енгибарова, Город-мир Ю.Куклачева.
Клоунада – это искусство создания комического образа – маски на приемах эксцентрики, гиперболы, гротеска, пародии, буффонады, шаржа. С 1960-х распространилась также клоунада театральная, для которой характерны форма спектакля, импровизация, вовлечение в действие зрителя. Лидер этого направления – В.И.Полунин и возглавлявшийся им театр «Лицедеи» (уникальные актеры: Виктор Соловьев, Анвар Либабов, Роберт Городецкий, Феликс Агаджанян, Галина Андреева, А Сергей Шашелев, Анна Орлова и др.). Родился жанр уличных представлений, фестивалей и здесь большого успеха добились наши современники Ольга Скрипачева «Скрипа» и Павел Алехин «Авабука». «Когда вы надеваете клоунский костюм и резиновый нос, никто понятия не имеет, что под ним». Существует странная фобия, коулрофобия - это патологический страх перед клоунами и клоунскими образами, если не страшно, продолжим... Мастерство клоуна – вот еще один фактор, приковывающий взгляды людей, это доказано непревзойденными мастерами прошлого, о них и расскажем подробнее.
Лон Чейни (1 апреля 1883 — 26 августа 1930) - актёр, режиссёр, сценарист и гримёр немого кино. Он считается одним из самых сильных и разноплановых актёров раннего кинематографа. Прославился способностью до неузнаваемости изменять свою внешность, благодаря чему получил прозвище «Человек с тысячей лиц». Наибольшую известность Чейни принесли фильмы «Горбун из Нотр-Дама» (1923), «Призрак оперы» (1925) и «Лондон после полуночи» (1927).
К 1917 году Лон Чейни уже был знаменит и его часто приглашали в кино, но на зарплате, которую он получал, это не отражалось. Когда он решил поговорить на этот счёт с руководителем студии Уильямом Систром, тот сказал ему: «Ты никогда не будешь получать больше ста долларов в неделю». После этого Чейни ушёл со студии и в течение года перебивался небольшими ролями. Только в 1918 году, после роли в фильме Уильяма С. Харта «Победа Гауна», талант Чейни был признан критиками.
Настоящий прорыв случился, когда Чейни сыграл одну из главных ролей в фильме Джорджа Лоана Такера «Чудотворец» (1919). В фильме Лон Чейни продемонстрировал мастерское перевоплощение и выдающийся по тем временам грим. Положительные отзывы критиков и кассовые сборы фильма в размере более 2 миллионов долларов сделали Лона Чейни одним из самых значимых характерных актёров Америки.
На ранних этапах развития кинематографа грима вообще не существовало, актёры максимум носили накладные бороды и усы, для обозначения злодея или контрастности образа. Большинство из того, что голливудские актёры знали о гриме, проистекало из их опыта в театре, но театральный грим не всегда хорошо смотрелся на киноплёнке, учитывая, что её качество улучшалось с течением времени. Стоит также отметить, что во времена Чейни ещё не было гримёров, чьей основной обязанностью было бы создание и нанесение грима. До середины 20-х годов актёры гримировали себя сами. В условиях отсутствия гримёра как специальности профессионализм Чейни давал ему огромное преимущество перед другими актёрами. Помимо самого грима Чейни также большое внимание уделял и гардеробу своего персонажа. Для него был важен не только тип одежды, но и мельчайшие детали, включая пошив и даже грязь.
Зимой 1929 года, во время съёмок в фильме «Гром», у Чейни развилась пневмония. В конце 1929 года у него диагностировали бронхиальный рак лёгких. Здоровье ухудшилось, когда во время съёмок искусственный снег, сделанный из кукурузных хлопьев, застрял в горле у актёра и быстро создал серьёзную инфекцию. Несмотря на агрессивное лечение, его состояние постепенно ухудшалось. Чейни умер от кровоизлияния в горле во вторник, 26 августа 1930 года, в Лос-Анджелесе, штат Калифорния. В 1994 году на Голливудской «Аллее славы» была установлена звезда Лона Чейни.
Грок (настоящие имя Шарль Адриен Веттах; 10 января 1880 — 14 июля 1959) — швейцарский клоун. Был назван «королем клоунов» и «величайшим клоуном Европы». В определенный момент времени был самым высокооплачиваемым в мире эстрадным артистом. Мать Адриена владела игрой на фортепиано, а отец был метким стрелком и часовщиком. С раннего детства он привил сыну любовь к цирку. Однажды Адриена заметил клоун Альфреде и пригласил его в труппу бродячего цирка. Веттах стал его партнёром. Их дуэт под названием «Альфредианос» продолжал существовать в течение двух лет до того момента, когда Альфреде женился, после чего Адриен ещё дважды менял партнёров, а потом оставил бродячий цирк и уехал во Францию. К моменту отъезда он владел несколькими музыкальными инструментами, искусствами жонглирования, акробатики, канатоходства, умел ездить верхом на лошади. Однако, несмотря на это, в Национальном швейцарском цирке в городе Ним он получил лишь должность кассира. Работая в цирке, Адриен Веттах сблизился с музыкальным эксцентриком, выступавшим под псевдонимом Брик, вскоре заменив его ушедшего партнёра Брока. В это же время он принял свой знаменитый псевдоним «Грок». 1 октября 1903 года состоялся дебют Грока на арене Национального швейцарского цирка. «Гениальные клоуны знают: подлинное шутовство таится в зрителях».
С 1905 по 1906 год Брик и Грок гастролировали на территории Франции (парижский цирк «Медрано»), Бельгии, Испании, в странах Южной Америки. После расставания с коллегой Грок выступал в дуэте с известным клоуном Антонэ, а позже стал работать в одиночку. 15 августа 1911 года во время выступления в берлинском мюзик-холле «Винтергарден» клоун впервые потерпел серьёзное фиаско, однако в октябре 1913 года он вновь побывал с гастролями в Австро-Венгрии и Германии и на сей раз выступил более удачно. В этом же году он был впервые назван «Королём клоунов». Незадолго до начала Первой мировой войны Грок также осуществил турне по городам России: Москву, Санкт-Петербург и Ригу, обернувшееся триумфом. «Хорошие клоуны смешат молча».
После войны Грок возобновил свои выступления: в 1918-1919 годах - в концертном зале «Олимпия» в Париже, в 1919-1920 годах - в залах городов США, куда он отправился с турне. В 1931 году свет увидел фильм Грока, посвящённый ему самому. Вскоре после окончания Второй мировой войны Грок выпустил два новых фильма («До свидания, господин Грок»), в которые включил свои лучшие номера, а 24 марта 1951 года он открыл свой собственный цирк «Грок» и организовал масштабное турне по странам Европы. Последний раз Грок вышел на арену в Гамбурге 31 декабря 1954 года. В 1969 году лауреатом Международного конкурс клоунов им. Грока стал клоун Андрей Николаев («Андрейка»). «Клоуны правят миром, этим безумным миром».
Эммет Лео Келли (Emmett Kelly Jr.) родился 9 декабря 1898 года в г. Седане штата Техас. Его родители были ирландского происхождения, о чем говорит имя Эммет, напоминающее о Роберте Эммете, знаменитом ирландском патриоте. Отец Келли был старшим мастером на железной дороге. Получив пенсионную выплату, приобрел маленькую ферму в Канзасе. Юный Эммет решил посвятить свою бытие сельскому хозяйству, но в одно прекрасное время в г. Уостоне он увидел в основополагающий раз цирковое представление. Зрелище его потрясло, и Эммет, забыв обо всем, устроился вкалывать в шапито, намереваясь сделаться артистом.
В пятнадцать лет Келли убежал из дому и, скитаясь по стране, перепробовал разные профессии: был помощником клерка, сопровождал грузовики, раскрашивал вывески и все время мечтал... Мечтал сделаться артистом, выступая перед публикой как художник-карикатурист. Он учился изображать, делая копии с картин знаменитых мастеров. Рисовал практически на каждом клочке бумаги и грезил о маленьком номере "художник-моменталист". В конце концов он начал выступать в любительских концертах и на сельских балах. Его номер добро принимали зрители. «Хороший клоун, приезжая в город, приносит людям больше пользы, чем двадцать ослов, нагруженных лекарствами».
Работая в Канзас-Сити на киностудии, Эммет в первый раз создал серию как бы "оживающих рисунков", где появился силуэт будущего клоунского персонажа. Это был меланхоличный, одинокий бродяжка. Он ни в жизнь не был счастлив, но и ни при каких обстоятельствах не терял присутствия духа, готовый активизировать все с нуля. Именно над этим персонажем Эммет Келли работал многие годы, уточняя детали костюма, грима и оттачивая его пластику, сценки. Однако раньше он дебютировал в цирке-шапито в качестве воздушного гимнаста и Белого клоуна. По строению своей фигуры Келли не подходил для жанра гимнастики - он был рослый и худой. Ему кроме того ни в жизнь не хватало четкости в координации движений, что отчаянно необходимо гимнасту. После нескольких лет скитаний по различным циркам: и маленьким шапито и большим стационарам, в 1935 году Келли, отказавшись от карьеры гимнаста, впервые выходит на манеж цирка Гагенбека-Валлас в облике бродяги Вилли. Такое имя решил присвоить своему комедийному персонажу Эммет Келли. Позднее его, как мы уже упоминали, стали звать "Грустный Вилли". Костюм бродяги-горемыки складывался мало-помалу. Все в нем было продумано до мелочей и если появляются новые детали, то очень нечасто. Пальто - дар циркового великана. На потрепанном галстуке вместо заколки - деревянная прищепка для белья. Шляпа, видимо, страсть сколько лет тому вспять купленная у старьевщика, не раз перелицовывалась, но при этом не меняла первоначальной формы. «Когда я нахожусь в шкуре Вилли», - рассказывал Эммет Келли, - «Я ощущаю себя маленьким, грустным оборванцем, тот, что добросовестно старается осуществить все, за что берется. При этом не существенно, большие или малые задачи он ставит перед собой. Я - неудачник, тот, что один раз как гром среди ясного неба понял, что бытие ведет игру с ним краплеными картами».
В 1937 году Эммет Келли поехал на гастроли в Лондон и два сезона провел в цирке Миллза. Ему удалось покорить Англию. Вспоминая о тех гастролях, Эммет рассказывал, что на первом представлении присутствовал весь цвет Лондона и в том числе лорд Мэр. Выглянув из-за занавеса в зрительный зал, Келли увидел прекрасно одетых людей, сиявшие драгоценности и подумал, что эта публика не примет его оборванца. До начала представления в распоряжении комика было всего шесть или восемь минут. И вот что он придумал. Келли как снег на голову для зрителей пошел между рядами. В Англии такие выходки клоуны себе не позволяли. Он шел и грыз капустную кочерыжку. Публика была удивлена и встретила клоуна бурной овацией. Ему удалось покорить и англичан.
Вернувшись в Америку, Эммет Келли многие годы был украшением программ цирка "Братьев Ринглинг, Барнума и Бейли". Он находился на манежах с начала и до конца представления. Бродил по арене, останавливался возле зрителей амфитеатра, ощипывал капустные листья и не спеша шел дальше. Его шутки казались незамысловатыми, но в исполнении "Печального Вилли" они превращались в маленькие клоунские шедевры. Например, клоун старался вымести с арены "зайчика". Но светлое пятнышко все время убегало от Вилли. И как бы он ни старался стиснуть "зайчика" в руке или закрыть веником, у клоуна ничего не получалось. Убедившемуся в тщетности своих попыток "Печальному Вилли" ничего не оставалось, как загнать "зайчика" под гигантский цирковой коврик. «Клоун – не профессия, это – мировоззрение».
Нередко бродяга Вилли находился на манеже в миг выступления какого-нибудь артиста: с комическим ужасом в глазах следил за опасными упражнениями воздушных гимнастов; ассистируя жонглеру, подменял его реквизит на свой клоунский, что, без сомнения, вызывало улыбки зрителей; в паузах конного номера разыгрывал пародии на действия наездников и так дальше. Клоун ни при каких обстоятельствах не разговаривал, но его мимика и пластика были крайне выразительны. То, что Эммет Келли был пригожий артист, он доказал не только выступлениями на манеже. Келли играл на Бродвее в оперетте "Keep off the Gross" и снимался в кино, исполняя главную образ в фильме "The Fat Man", поставленном режиссером Биллем Кастлем.
Многие американские клоуны пытались копировать репертуар "Печального Вилли". Повторяли его сценку с орехом, тот, что бродяга старался расколоть огромным молотком. Вначале ему никак не удавалось этого соорудить, а когда расколол, то так и не смог откопать остатки ореха. Действия Вилли вызывали у публики хохот и аплодисменты, а проделки других клоунов с орехом и молотком встречались молчанием зрительного зала. Объясняя коллегам их неудачи, Эммет Келли говорил им: "Для того чтобы чувствовать себя на манеже твердо, вам нужно всего только быть самим собой. И не старайтесь перенять чужую манеру поведения, чтобы грезиться убедительнее и солиднее. Подражание и копировка - это форма лжи, а она до срока или поздненько обернется супротив вас. Будьте честны по отношению к другим. Вы всю дорогу будете чувствовать себя счастливее и безопаснее, если не будете лгать. И ни при каких обстоятельствах не торопитесь. У меня есть только одна религия: относиться к коллегам так, как я бы хотел, чтобы они относились ко мне. Если вы будете придерживаться этому золотому правилу, то всю дорогу будете ведать, что поступаете правильно".
Обладая большим талантом комедийного актера, Келли в последние годы жизни без малого не использовал цирковые трюки. Одна из его сценок, к примеру, была такой. Вилли как бы подготавливал огород к посадке овощей. Но, увлекшись скрыто для себя, съедал все семена ещё до того, как почва была готова к севу. По всем клоунским канонам сценка кажется пустяковой, но зрители, наблюдая за действиями Вилли, смеялись до колик. В 1979 году Эммета Келли не стало. В память об артисте учреждена награда "Эммета", которая присуждается ежегодно за выдающийся вклад в формирование циркового искусства. Премию вручает, как правило, дочка клоуна Стасия Келли. Наградой отмечаются историки цирка, педагоги - одним словом, представители разных областей циркового искусства. Во время торжества демонстрируются фотографии и фильмы с участием Эммета Келли, с воспоминаниями о нем выступают родные и близкие артиста, исследователи творчества комика делают о нём доклады. «Отпускайте идиотов и клоунов из своей жизни. Цирк должен гастролировать».
Материал к публикации на основе информации открытых источников подготовил Андрей Ахрамович